способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле в несколько ярусов

Классы МПК:F16L1/028 в грунте
F16L7/00 Поддерживание труб, шлангов или кабелей внутри других труб или втулок, например для прокладки или удаления труб или кабелей под автомобильными или железными дорогами без остановки транспортного движения
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Черноморские магистральные нефтепроводы" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-12-19
публикация патента:

Изобретение относится к способам прокладки трубопроводов под естественными и искусственными препятствиями, в том числе под водными преградами. Способ включает сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку ярусами защитных кожухов из полимерных или стальных труб, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов. В тоннеле формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов. На опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов. С вагона-площадки с помощью крана-манипулятора осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса. Затем монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса. После этого проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве оставшихся защитных кожухов из труб с прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов. Пространство тоннеля между защитными кожухами заполняют песчаной пульпой. В результате достигается упрощение процесса укладки трубопроводов. 1 ил. способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом   тоннеле в несколько ярусов, патент № 2511872

способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом   тоннеле в несколько ярусов, патент № 2511872

Формула изобретения

Способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле, включающий сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку защитных кожухов, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов, при этом предварительно по всей длине устраивают направляющие для защитных кожухов, заполняют пространство между тоннелем и защитными кожухами наполнителем, защитные кожухи выполняют в виде полимерных или стальных труб, которые укладывают ярусами, а во внутреннем пространстве тоннеля формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов, отличающийся тем, что на опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов, и далее с вагона-площадки с помощью установленного на нем кранового оборудования, например крана-манипулятора, осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса, монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса, после чего проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве тоннеля оставшихся защитных кожухов из труб с последующим прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов, а затем заполняют пространство тоннеля между защитными кожухами песчаной пульпой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам прокладки трубопроводов под естественными и искусственными препятствиями, в том числе под водными преградами, предназначенным для транспортировки различных рабочих сред.

Известен способ укладки трубопровода, включающий сооружение шахтных стволов, щитовую проходку тоннеля с возведением монолитно-прессованной обделки или возведения металлического кожуха с последующей прокладкой трубопровода, причем после сооружения тоннеля протаскивают защитную полимерную трубу и трубопровод, который размещен внутри защитной полимерной трубы, причем при расположении трубопровода под естественными и искусственными препятствиями шахтные стволы сооружают за пределами этого, при этом в начале проходят участок тоннеля под препятствием между шахтными стволами, а затем из них проходят наклонные участки тоннеля с выходом их на дневную поверхность на уровень заложения трубопровода, сооружаемого в траншее (см. патент RU № 2205923, кл. F16L 1/028, 10.06.2003).

Однако известный способ не предусматривает возможность укладки нескольких трубопроводов, снабженных защитными оболочками, в одном тоннеле.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ укладки трубопроводов, по которому сооружают шахтные стволы, причем при расположении трубопровода под естественными или искусственными препятствиями шахтные стволы сооружают за пределами этого препятствия, осуществляют проходку тоннеля с сооружением обделки, после чего прокладывают защитную оболочку, фиксируют ее от продольного смещения и внутри защитной оболочки размещают трубопровод, в пройденном тоннеле предварительно по всей длине устраивают направляющие пути по числу размещаемых в тоннеле защитных оболочек, прокладывают на соответствующих направляющих путях, заполняют пространство между тоннелем и защитными оболочками наполнителем, причем защитные оболочки выполняют в виде полимерных или стальных труб, которые укладывают ярусами, а в каждом ярусе - в ряд, кроме того, во внутреннем пространстве тоннеля формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов, для обустройства направляющих путей верхнего яруса укладки трубопроводов (см. патент RU № 2395646, кл. E02F 5/18, 27.10.2010).

Данный способ предусматривает возможность укладки нескольких трубопроводов, снабженных защитными оболочками, в одном тоннеле. Однако отсутствие возможности использования транспортировки труб для формирования защитных кожухов внутри тоннеля усложняет процесс размещения последних внутри туннеля.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков.

Технический результат заключается в упрощении процесса укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле.

Указанная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле включает сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку защитных кожухов, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов, при этом предварительно по всей длине устраивают направляющие для защитных кожухов, заполняют пространство между тоннелем и защитными кожухами наполнителем, защитные кожухи выполняют в виде полимерных или стальных труб, которые укладывают ярусами, а во внутреннем пространстве тоннеля формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов, причем на опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов, и далее с вагона-площадки с помощью установленного на нем кранового оборудования, например крана-манипулятора, осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса, монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса, после чего проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве тоннеля оставшихся защитных кожухов из труб с последующим прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов, а затем заполняют пространство тоннеля между защитными кожухами песчаной пульпой.

На чертеже схематически показан поперечный разрез необслуживаемого технологического туннеля во время использования вагона-площадки с установленным на нем крановым оборудованием.

Способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле 1 реализуют следующим образом.

Сооружают шахтные стволы (на чертеже не показаны) и осуществляют проходку тоннеля 1 с сооружением обделки 2.

Далее в туннеле 1 устраивают бетонное основание 3, осуществляют по нему прокладку защитных кожухов 4 первого яруса, причем прокладку осуществляют по предварительно по всей длине установленным направляющим (не показаны) для защитных кожухов 4 первого яруса, например полимерным листам, уложенным внахлест, с разогревом и склеиванием, которые служат для уменьшения трения при протаскивании, или по роликовым опорам, установленным с шагом 2 м. Далее фиксируют защитные кожухи 3 относительно обделки 2 туннеля и прокладывают в них рабочие трубопроводы (не показаны), после чего заполняют пространство между тоннелем и защитными кожухами 4 наполнителем 5, а именно заливают это пространство бетоном с формированием опорной поверхности 6, расположенной над образованным защитными кожухами 4 нижним ярусом укладки рабочих трубопроводов.

На опорной поверхности 6 вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути 7, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов 8, и далее с вагона-площадки 9 электропоезда с помощью установленного на нем кранового оборудования 10, например крана-манипулятора, осуществляют укладку на опоры 11 с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов 8 второго яруса. Затем монтируют металлические кронштейны 12 вокруг защитных кожухов 8 второго яруса, осуществляют на установленные на металлических кронштейнах 11 опорах 13 укладку и последующую сварку труб защитных кожухов 8 третьего яруса. Далее чего проводят демонтаж рельсового пути 7 и монтаж на освободившемся пространстве тоннеля оставшихся защитных кожухов (не показаны) из труб с последующим прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов, а затем заполняют пространство тоннеля между защитными кожухами песчаной пульпой (не показано).

Описанный выше способ укладки трубопроводов позволяет использовать для доставки и монтажа защитных кожухов электропоезд, что упрощает и делает менее трудоемким и более экономичным процесс укладки, что особенно важно при прокладке защитных кожухов относительно большого диаметра, в частности диаметром более 500 мм, и при этом прокладывать несколько трубопроводов в несколько ярусов для различных транспортируемых сред в одном необслуживаемом технологическом тоннеле как в обычных условиях, так и под искусственными и естественными препятствиями.

Класс F16L1/028 в грунте

способ бестраншейной замены подземных трубопроводов -  патент 2528465 (20.09.2014)
способ подземной бестраншейной прокладки трубопроводов -  патент 2526474 (20.08.2014)
переход газонефтепровода и способ его сборки, хомут-стяжка, опорно-направляющее кольцо для перехода и устройство для сборки кольца. -  патент 2526137 (20.08.2014)
способ прокладки подземного трубопровода -  патент 2521521 (27.06.2014)
ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода и способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода -  патент 2520760 (27.06.2014)
способ прокладки трубопровода в скальных и полускальных грунтах на продольном уклоне -  патент 2516984 (27.05.2014)
способ бестраншейной прокладки труб в грунте -  патент 2516630 (20.05.2014)
способ прокладки подземного трубопровода при пересечении активной сейсмотектонической зоны -  патент 2509249 (10.03.2014)
способ ремонта участка трубопровода, деформированного изгибом -  патент 2505731 (27.01.2014)
способ бестраншейной замены подземного трубопровода -  патент 2504708 (20.01.2014)

Класс F16L7/00 Поддерживание труб, шлангов или кабелей внутри других труб или втулок, например для прокладки или удаления труб или кабелей под автомобильными или железными дорогами без остановки транспортного движения

опорно-центрирующее изделие для предохранения изоляционного покрытия трубопровода в защитном кожухе (варианты) -  патент 2529284 (27.09.2014)
переход газонефтепровода и способ его сборки, хомут-стяжка, опорно-направляющее кольцо для перехода и устройство для сборки кольца. -  патент 2526137 (20.08.2014)
устройство для защиты герметизирующей манжеты переходов магистральных трубопроводов и корпус для него -  патент 2505732 (27.01.2014)
способ прокладки параллельных цилиндрических трубопроводов в непроходном тоннеле с поперечным сечением кругового очертания -  патент 2500947 (10.12.2013)
способ прокладки магистрального трубопровода через дорогу -  патент 2498142 (10.11.2013)
способ протаскивания параллельных цилиндрических трубопроводов в непроходной тоннель с поперечным сечением кругового очертания -  патент 2485385 (20.06.2013)
устройство для защиты цилиндрических конструкций и защитная рейка для него -  патент 2476750 (27.02.2013)
герметичная проходка трубопровода -  патент 2461760 (20.09.2012)
шаровая подвижная опора для прокладки трубопроводов в гильзах -  патент 2461759 (20.09.2012)
переход газопровода -  патент 2459995 (27.08.2012)
Наверх