способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера, стоящего на якоре

Классы МПК:B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет" (ФГБОУВПО "МГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-10-09
публикация патента:

Изобретение относится к водному транспорту. Способ управления заключается в том, что текущее положение траектории сближения определяют в виде прямой линии, которая проходит через две заданные точки на плоскости, текущее положение которых на плоскости в любой заданный момент времени рассчитывают с использованием значений текущих координат носовой и кормовой точек судна-партнера, стоящего на якоре, заданного расстояния между бортами швартующихся судов, заданного положения швартующегося судна относительно судна-партнера, стоящего на якоре, в конечной стадии швартовки и текущего значения длины тормозного пути швартующегося судна, необходимого для перехода его от исходной скорости движения к скорости, равной скорости течения в районе места якорной стоянки судна-партнера в конкретных условиях плавания. Для обеспечения безопасности швартовной операции сближение выполняют в три этапа. На первом этапе сближения швартующееся судно выходит в первую условную точку, на втором этапе - во вторую условную точку, а на третьем этапе сближается с судном-партнером, стоящим на якоре, на расстояние, позволяющее крепить швартовные тросы. Повышается безопасность выполнения судном швартовной операции. 4 ил. способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031

Формула изобретения

1. Способ управления швартующимся судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, стоящего на якоре, когда в пределах контуров швартующегося судна и судна-партнера в их диаметральных плоскостях выбирают по две точки, одна из которых находится в носу швартующегося судна А и судна-партнера An, другая - в корме швартующегося судна В и судна-партнера Bn относительно мидель-шпангоута соответствующего судна, координаты точек А, В, An, Bn в неподвижной координатной системе определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м), используя значения координат точек швартующегося судна А(X0A, Y0A), В(X0B, Y 0B) и судна-партнера An(X0An, Y 0An), Bn(X0Bn, Y0Bn) в неподвижной координатной системе, координаты тех же точек в подвижных системах координат, связанных с швартующимся судном А(ХА , YA), В(ХВ, YB) и судном-партнером An(XAn, YAn), Bn(X Bn, YBn), координаты центров тяжести (ЦТ) швартующегося судна в связанной с ним подвижной координатной системе G (X G, YG) и судна-партнера в связанной с ним подвижной координатной системе Gn(X0Gn, Y0Gn ), а также значения расстояния между диаметральными плоскостями (ДП) швартующихся судов h0 и расстояние между центром тяжести швартующихся судов m рассчитывают:

- координаты центра тяжести швартующегося судна G (X0G, Y0G ) в неподвижной координатной системе;

- координаты центра тяжести судна-партнера Gn(X0Gn, Y0Gn ) в неподвижной координатной системе;

- координаты точек Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n(XA'n, YA'n) и Bспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n(XB'n, YB'n), расположенных на перпендикулярах к диаметральной плоскости судна-партнера, восстановленных в точки An и Bn;

- координаты проекции центра тяжести судна-партнера Gспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n(X0G'n, Y0G'n ) в неподвижной координатной системе на траекторию сближения в конечной стадии швартовки, проходящую параллельно диаметральной плоскости судна-партнера через точки A'n и B' n;

- координаты второй заданной точки Р2 (X0P2, Y0P2) в неподвижной координатной системе;

- текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна рассчитывают с использованием уравнения его движения

dспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 /dS=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 , C1, С2, С3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 ),

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 - текущее значение скорости швартующегося судна;

S - путь;

С1, С2, С3 ,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 - текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна, зависящие от текущих значений параметров, характеризующих текущее состояние загрузки судна и внешней среды (водоизмещения швартующегося судна; параметров посадки корпуса; направления и скорости ветра; параметров волнения; направления и скорости течения; глубины акватории в районе выполнения швартовной операции), отличающийся тем, что текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна в процессе его сближения с судном-партнером определяют интегрированием уравнения движения швартующегося судна в пределах от способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 н до способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 st

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 st - скорость течения в районе места якорной стоянки судна-партнера, при этом текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна С1, С2 , С3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 в процессе выполнения швартовной операции непрерывно идентифицируют;

- координаты первой заданной точки P1(X0P1 , Y0P1) в неподвижной координатной системе;

зная координаты первой заданной точки и координаты центра тяжести швартующегося судна, определяют текущее положение траектории сближения, проходящей через первую заданную точку P1 (X0P1, Y0P1) и центр тяжести швартующегося судна G (X0G, Y0G), затем определяют поперечные смещения точек А и В от найденной указанным способом траектории сближения;

непрерывно определяемые значения координат точек А и В, An и Bn позволяют непрерывно вычислять координаты центра тяжести швартующегося судна G, а вместе с непрерывно определяемым текущим значением длины тормозного пути Sт и первой заданной точки P1, а также поперечные смещения dA и dB точек А и В швартующегося судна от текущего положения траектории сближения; возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по закону:

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =-kA×dA+kB×d B,

где kA, kB - коэффициенты усиления по перечным смещениям носовой и кормовой точек швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, швартующееся судно движется по линии GP1 в направлении точки P 1; моменту выхода швартующегося судна в первую заданную точку соответствует равенство координат центра тяжести швартующегося судна G(X0G, Y0G) и координат первой заданной точки P1(X0G, Y0P1) (X0G =X0P1, Y0G=Y0P1), оно переходит к сближению со второй заданной точкой Р2, при этом текущее положение траектории сближения соответствует положению линии, проходящей через точки A'n(XA'n ,YA'n) и Bспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n(XB'n,YB'n), координаты которых рассчитывают непрерывно; текущие координаты второй заданной точки Р2 (X0P2, Y0P2 ), лежащей на линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n Bспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n, вычисляют непрерывно; определяемые непрерывно значения координат точек А и В, An и Bn позволяют непрерывно вычислять: координаты точек Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n и Bспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n, центра тяжести G швартующегося судна и центра тяжести Gn судна-партнера, второй заданной точки Р 2 в неподвижной координатной системе, а также поперечные смещения dA и dB точек А и В швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, которой является линия Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n Bспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n, возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа и швартующееся судно движется в точку Р2 по линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n;

моменту выхода швартующегося судна во вторую заданную точку Р2 соответствует равенство координат центра тяжести швартующегося судна и второй заданной точки, то есть X0G0Р2, Y0G =Y0P2;

после выхода швартующегося судна в точку Р2 осуществляют дальнейшее сближение швартующихся судов до непосредственного контакта «борт к борту», для этого заданное текущее положение траектории сближения швартующихся судов, т.е. линию Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n, постепенно смещают параллельно диаметральной плоскости судна-партнера в сторону судна-партнера со скоростью не больше допустимого значения скорости поперечного движения швартующегося судна в направлении судна-партнера способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д, скорость способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д определяют исходя из безопасности швартовной операции, а именно из условия безопасного гашения поперечной скорости движения швартующегося судна в момент непосредственного контакта швартующихся судов средствами кранцевой защиты борта судна-партнера; параллельное смещение линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n в сторону судна-партнера обусловлено смещением точек Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n и Bспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n, текущее положение которых рассчитывают непрерывно в зависимости от значения расстояния h между бортами швартующихся судов, постепенное уменьшение значения h в соответствии с законом

dh/dt=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д, h, h0,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 )

приводит к изменению значения задаваемого расчетным способом расстояния между диаметральными плоскостями швартующихся судов h0=h+0,5×(Bn+В), где Bn - ширина судна-партнера, В - ширина швартующегося судна, что, в свою очередь, изменяет координаты точек Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n и Bспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n и в конечном итоге линия Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n смещается в сторону судна-партнера, оставаясь параллельной его диаметральной плоскости; смещение линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n от исходного положения в сторону судна-партнера образует смещение dA, dB носовой А и кормовой В точек швартующегося судна соответственно, формируют сигнал управления способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =-kA×dA+kB×d B, и диаметральную плоскость швартующегося судна приводят к новому положению линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n до их полного совпадения; далее процесс смещения линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n по указанному алгоритму в сторону судна-партнера повторяют многократно, при этом происходят многократные смещения носовой dA и кормовой dB точек швартующегося судна относительно текущего положения линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n, смещения носовой А и кормовой точек В швартующегося судна относительно текущего положения линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n приводят к формированию управляющего сигнала средства управления швартующимся судном, в результате диаметральная плоскость швартующегося судна выходит на линию, совпадающую с текущим положением линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n; смещение линии Aспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 nBспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n в сторону судна-партнера осуществляют до тех пор, пока расстояние h0 между диаметральными плоскостями швартующихся судов не будет равно значению, определяемому из выражения h0=0,5×(Bn+В), в этот момент расстояние между бортами швартующихся судов равно нулю h=0, что соответствует окончанию швартовной операции.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления швартующимся судном при выполнении им швартовной операции к борту судна, стоящего на якоре.

Известен способ управления швартующимся судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера (Пат.РФ № 2422326, опубл.27.06.2011), когда в пределах контуров швартующегося судна и судна-партнера в их диаметральных плоскостях выбирают по две точки, одна из которых находится в носу А (швартующееся судно), An(судно-партнер), другая - в корме В (швартующееся судно), Bn(судно-партнер) (фиг.1, 2) относительно мидель-шпангоута соответствующего судна.

Координаты точек А, В, An, Bn в неподвижной координатной системе определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м). Используя значения координат точек швартующегося судна А(Х, Y0A), В(X0B, Y0B) и судна-партнера An(X0An, Y 0An), Bn(X0Bn, Y0Bn) в неподвижной координатной системе, координаты тех же точек в подвижных системах координат, связанных с швартующимся судном А(XA , YA), В(ХВ, YB) и судном-партнером An(XAn YAn), Bn(X Bn, YBn), координаты центров тяжести (ЦТ) швартующегося судна в связанной с ним подвижной координатной системе G(X g, Yg) и судна-партнера в связанной с ним подвижной координатной системе Gn(X0Gn, Y0Gn ), а также значения расстояния между диаметральными плоскостями (ДП) швартующихся судов h0 и расстояние между ЦТ швартующихся судов m рассчитывают:

- координаты центра тяжести швартующегося судна G (X0G, Y0G) в неподвижной координатной системе;

- координаты центра тяжести судна-партнера Gn(X0Gn, Y0Gn ) в неподвижной координатной системе;

- координаты точек A'n(XA'n,Y A'n) и B'n(XB'n y,YB'n), расположенных на перпендикулярах к ДП судна-партнера, восстановленных в точки An и B n;

- координаты проекции ЦТ судна-партнера G'n(X0G'n, Y0G'n ) в неподвижной координатной системе на траекторию сближения в конечной стадии швартовки, проходящую параллельно ДП судна-партнера через точки A'n и B'n;

- координаты второй заданной точки Р2(X0P2 , Y0P2) в неподвижной координатной системе;

- текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна рассчитывают с использованием уравнения его движения dспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 /dS=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 , С1, С2, С3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 ),

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 - текущее значение скорости швартующегося судна;

S - путь;

С1 С2, С3 ,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 - текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна, зависящие от текущих значений параметров, характеризующих текущее состояние загрузки судна и внешней среды (водоизмещения швартующегося судна; параметров посадки корпуса; направления и скорости ветра; параметров волнения; направления и скорости течения; глубины акватории в районе выполнения швартовной операции).

Текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна в процессе его сближения с судном-партнером определяют интегрированием уравнения движения швартующегося судна в пределах от способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 н до способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n, т.е.

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 н - начальная скорость швартующегося судна; способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 n - скорость судна-партнера.

При этом текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна С1, С2, С3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 в процессе выполнения швартовной операции непрерывно идентифицируют с использованием метода, описанного в работах [2], [3];

- координаты первой заданной точки P1(X0P1 , Y0P1) в неподвижной координатной системе.

Зная координаты первой заданной точки и координаты ЦТ швартующегося судна, определяют текущее положение траектории сближения, проходящей через первую заданную точку P1(X0P1, Y 0P1) и ЦТ швартующегося судна G (X0G, Y 0g). После этого определяют поперечные смещения точек А и В от найденной указанным способом траектории сближения.

Непрерывно определяемые значения координат точек А и В, An и Bn позволяют непрерывно вычислять координаты ЦТ швартующегося судна G, а вместе с непрерывно определяемым текущим значением длины тормозного пути ST и первой заданной точки P1, а также поперечные смещения d A и dB точек А и В швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по закону:

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =-kA×dA+kB×d B,

где kA, kB - коэффициенты усиления по перечным смещениям носовой и кормовой точек швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Таким образом, швартующееся судно движется по линии GP1 в направлении точки P1.

В момент выхода швартующегося судна в первую заданную точку, что соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна G (X0G, Y0G) и координат первой заданной точки P1 (X0G, Y0P1) (X0G=X0P1 , Y0G=Y0P1), оно переходит к сближению со второй заданной точкой Р2, при этом текущее положение траектории сближения соответствует положению линии, проходящей через точки A'n(XA'n, YA'n ) и B'n(XB'n, YB'n ), координаты которых рассчитывают непрерывно. Текущие координаты второй заданной точки Р2(X0P2, Y0P2 ), лежащей на линии A'nB'n, вычисляют также непрерывно.

Непрерывно определяемые значения координат точек А и В, An и Bn позволяют непрерывно вычислять: координаты точек A'n и B' n, ЦТ G швартующегося судна и ЦТ Gn судна-партнера, второй заданной точки Р2 в неподвижной координатной системе, а также поперечные смещения dA и dB точек А и В швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, которой является линия A'nB' n.

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по известному закону. Таким образом, швартующееся судно движется в точку Р2 по линии A'nB' n.

Моменту выхода швартующегося судна во вторую заданную точку Р2 соответствует равенство координат ЦТ швартующегося судна и второй заданной точки, то есть X 0G=X0P2, Y0G=Y0P2.

После выхода швартующегося судна в точку Р2 осуществляют дальнейшее сближение швартующихся судов до непосредственного контакта «борт к борту». С этой целью заданное текущее положение траектории сближения швартующихся судов, т.е. линия A'nB'n, постепенно смещается параллельно ДП судна-партнера в сторону судна-партнера со скоростью не больше допустимого значения скорости поперечного движения швартующегося судна в направлении судна-партнера способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д. Скорость способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д определяют исходя из безопасности швартовной операции, а именно из условия безопасного гашения поперечной скорости движения швартующегося судна в момент непосредственного контакта швартующихся судов средствами кранцевой защиты борта судна-партнера. Параллельное смещение линии A'n B'n в сторону судна-партнера обусловлено смещением точек A'n и B'n, текущее положение которых рассчитывают непрерывно в зависимости от значения расстояния h между бортами швартующихся судов. Постепенное уменьшение значения h в соответствии с законом

dh/dt=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д, h, h0,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 )

приводит к изменению значения задаваемого расчетным способом расстояния между ДП швартующихся судов h 0=h+0,5×(Bn+В) (здесь Bn - ширина судна-партнера, В - ширина швартующегося судна), что, в свою очередь, изменяет координаты точек A'n и B' n и в конечном итоге линия A'nB' n смещается в сторону судна-партнера, оставаясь параллельной его ДП.

Смещение линии A'nB' n от исходного положения в сторону судна-партнера образует смещение dA, dB носовой А и кормовой В точек швартующегося судна соответственно. Формируется сигнал управления способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =-kA×dA+kB×d B, и ДП швартующегося судна приводится к новому положению линии A'nB'n до их полного совпадения. Далее процесс смещения линии A'nB'n по указанному алгоритму в сторону судна-партнера будет повторяться многократно, также многократно будут образовываться смещения носовой dA и кормовой dB точек швартующегося судна относительно текущего положения линии A'n B'n. Смещения носовой А и кормовой точек В швартующегося судна относительно текущего положения линии A'n B'n будет приводить к формированию управляющего сигнала средства управления швартующимся судном. Работа средства управления вернет ДП швартующегося судна на линию, совпадающую с текущим положением линии A'nB'n .

Смещение линии A'nB' n сторону судна-партнера будет происходить до тех пор, пока расстояние h0 между ДП швартующихся судов не будет равно значению, определяемому из выражения h0 =0,5×(Bn+В), т.е. в этот момент расстояние между бортами швартующихся судов будет равно нулю h=0. Указанный момент в предлагаемом способе управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера считается моментом окончания швартовной операции.

Однако в этом способе управления судном, выполняющим швартовную операцию к борту судна-партнера, есть определенный недостаток, не позволяющий безопасно сблизиться швартующемуся судну с судном-партнером, если оно стоит на якоре, т.к. движение судна, стоящего на якоре, относительно воды в продольном направлении либо отсутствует вообще, либо имеет значение, близкое к нулю, поэтому в момент выхода швартующегося судна к борту судна-партнера, стоящего на якоре, и при дальнейшем их сближении скорость швартующегося судна должна быть равна скорости течения способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 st в районе места якорной стоянки.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, состоит в соблюдении условия движения швартующегося судна в конечной стадии швартовки со скоростью, равной скорости течения способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 st в районе якорной стоянки судна-партнера.

Для достижения указанного технического результата в предлагаемом способе управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, когда в пределах контуров швартующегося судна и судна-партнера в их диаметральных плоскостях выбирают по две точки, одна из которых находится в носу А (швартующееся судно), An(судно-партнер), другая - в корме В (швартующееся судно), Bn(судно-партнер) (фиг.1-4) относительно мидель-шпангоута соответствующего судна.

Координаты точек А, В, An, Bn в неподвижной координатной системе определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м). Используя значения координат точек швартующегося судна А(X0A , Y0A)>В(X0B, Y0B) и судна-партнера An(X0An, Y0An), B n(X0Bn, Y0Bn) в неподвижной координатной системе, координаты тех же точек в подвижных системах координат, связанных с швартующимся судном А(XA YA ), В(XB, YB) и судном-партнером An (XAn, YAn), Bn(XBn ,YBn), координаты центров тяжести (ЦТ) швартующегося судна в связанной с ним подвижной координатной системе G(X G,YG) и судна-партнера в связанной с ним подвижной координатной системе Gn(X0Gn, Y0Gn ), а также значения расстояния между диаметральными плоскостями (ДП) швартующихся судов h0 и расстояние между ЦТ швартующихся судов m рассчитывают:

- координаты центра тяжести швартующегося судна G (X0G, Y0G) в неподвижной координатной системе;

- координаты центра тяжести судна-партнера Gn(X0Gn, Y0Gn ) в неподвижной координатной системе;

- координаты точек A'n(XA'n,YA'n ) и B'n(XB'n,YB'n ), расположенных на перпендикулярах к ДП судна-партнера, восстановленных в точки An и Bn;

- координаты проекции ЦТ судна-партнера G'n{X0G'n , Y0G'n) в неподвижной координатной системе на траекторию сближения в конечной стадии швартовки, проходящую параллельно ДП судна-партнера через точки A'n и B'n;

- координаты второй заданной точки Р20Р2, Y0P2) в неподвижной координатной системе;

- текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна рассчитывают с использованием уравнения его движения dспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 /dS=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 , C1, С2, С3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 ),

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 - текущее значение скорости швартующегося судна;

S - путь;

С1, С2, С 3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 - текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна, зависящие от текущих значений параметров, характеризующих текущее состояние загрузки судна и внешней среды (водоизмещения швартующегося судна; параметров посадки корпуса; направления и скорости ветра; параметров волнения; направления и скорости течения; глубины акватории в районе выполнения швартовной операции).

Отличительным признаком предлагаемого способа от указанного выше известного, наиболее близкого к нему, является следующий:

дополнительно текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна в процессе его сближения с судном-партнером определяют интегрированием уравнения движения швартующегося судна в пределах от способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 н до способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 st, т.е.

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 st - скорость течения в районе места якорной стоянки судна-партнера.

При этом текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна С1 С2, С3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 в процессе выполнения швартовной операции непрерывно идентифицируют с использованием метода, описанного в работах [2], [3];

- координаты первой заданной точки P1(X0P1 , Y0P1) в неподвижной координатной системе.

Зная координаты первой заданной точки и координаты ЦТ швартующегося судна, определяют текущее положение траектории сближения, проходящей через первую заданную точку P1(X0P1, Y 0P1) и ЦТ швартующегося судна G (X0G, Y 0G). После этого определяют поперечные смещения точек А и В от найденной указанным способом траектории сближения.

Непрерывно определяемые значения координат точек А и В, An и Bn позволяют непрерывно вычислять координаты ЦТ швартующегося судна G, а вместе с непрерывно определяемым текущим значением длины тормозного пути ST и первой заданной точки P1, а также поперечные смещения d A и dB точек А и В швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по закону:

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =-kA×dA+kB×d B,

где kA, kв - коэффициенты усиления по перечным смещениям носовой и кормовой точек швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Таким образом, швартующееся судно движется по линии GP1 в направлении точки Р1 (фиг.2).

В момент выхода швартующегося судна в первую заданную точку, что соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна G(X 0G, Y0G) и координат первой заданной точки P 1(X0G, Y0P1) (X0G 0Р1; Y0G=Y0P1), оно переходит к сближению со второй заданной точкой Р2 (фиг.2), при этом текущее положение траектории сближения соответствует положению линии, проходящей через точки A'n(XA'n ,YA'n) и B'n(XB'n ,YB'n), координаты которых рассчитываются непрерывно. Текущие координаты второй заданной точки Р2 (X 0P2, Y0P2), лежащей на линии A'n B'n, вычисляются непрерывно.

Непрерывно определяемые значения координат точек А и В, An и Bn позволяют непрерывно вычислять: координаты точек A'n и B'n, ЦТ G швартующегося судна и ЦТ Gn судна-партнера, второй заданной точки Р 2 в неподвижной координатной системе, а также поперечные смещения dA и dB точек А и В швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, которой является линия A'nB'n.

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по известному закону. Таким образом, швартующееся судно движется в точку Р2 по линии A'nB'n.

Моменту выхода швартующегося судна во вторую заданную точку Р 2 соответствует равенство координат ЦТ швартующегося судна и второй заданной точки, то есть X0G=X0P2 , Y0G=Y0P2.

После выхода швартующегося судна в точку Р2 осуществляют дальнейшее сближение швартующихся судов до непосредственного контакта «борт к борту». С этой целью заданное текущее положение траектории сближения швартующихся судов, т.е. линия A'nB' n, постепенно смещается параллельно ДП судна-партнера в сторону судна-партнера со скоростью не больше допустимого значения скорости поперечного движения швартующегося судна в направлении судна-партнера способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д. Скорость способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д определяют исходя из безопасности швартовной операции, а именно из условия безопасного гашения поперечной скорости движения швартующегося судна в момент непосредственного контакта швартующихся судов средствами кранцевой защиты борта судна-партнера. Параллельное смещение линии A'n B'n в сторону судна-партнера обусловлено смещением точек A'n и B'n, текущее положение которых рассчитывают непрерывно в зависимости от значения расстояния h между бортами швартующихся судов. Постепенное уменьшение значения h в соответствии с законом

dh/dt=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д, h, h0,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 )

приводит к изменению значения задаваемого расчетным способом расстояния между ДП швартующихся судов h 0=h+0,5×(Bn+В) (здесь Bn - ширина судна-партнера, В - ширина швартующегося судна), что, в свою очередь, изменяет координаты точек A'n и B' n и в конечном итоге линия A'nB' n смещается в сторону судна-партнера, оставаясь параллельной его ДП.

Смещение линии A'nB' n от исходного положения в сторону судна-партнера образует смещение dA, dB носовой А и кормовой В точек швартующегося судна соответственно. Формируют сигнал управления способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =-kA×dA+kB×d B, и ДП швартующегося судна приводится к новому положению линии A'nB'n до их полного совпадения. Далее процесс смещения линии A'nB'n по указанному алгоритму в сторону судна-партнера будет повторяться многократно, также многократно будут образовываться смещения носовой dA и кормовой dB точек швартующегося судна относительно текущего положения линии A'n B'n. Смещения носовой А и кормовой точек В швартующегося судна относительно текущего положения линии A'n B'n будет приводить к формированию управляющего сигнала средства управления швартующимся судном. Работа средства управления вернет ДП швартующегося судна на линию, совпадающую с текущим положением линии A'nB'n .

Смещение линии A'nB' n в сторону судна-партнера будет происходить до тех пор, пока расстояние h0 между ДП швартующихся судов не будет равно значению, определяемому из выражения h0 =0,5×(Bn+В), т.е. в этот момент расстояние между бортами швартующихся судов будет равно нулю h=0. Указанный момент в предлагаемом способе управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, стоящего на якоре, считается моментом окончания швартовной операции.

Предлагаемый способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, стоящего на якоре, осуществляется следующим образом.

В пределах контуров швартующегося судна и судна-партнера в их диаметральных плоскостях выбирают по две точки, одна из которых находится в носу А (швартующееся судно), An(судно-партнер), другая - в корме В(швартующееся судно), Bn(судно-партнер) (фиг.1-4) относительно мидель-шпангоута соответствующего судна.

Координаты точек А, В, An, Bn в неподвижной координатной системе определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м). Используя значения координат точек швартующегося судна А(X0A , Y0A), В(X0B, Y0B) и судна-партнера An(X0An, Y0An), Bn (X0Bn, Y0Bn) в неподвижной координатной системе, координаты тех же точек в подвижных системах координат, связанных с швартующимся судном А(ХА, Ya), В(Х в, YB) и судном-партнером An(X An, YAn), Bn(XBn,Y Bn), координаты центров тяжести (ЦТ) швартующегося судна в связанной с ним подвижной координатной системе G(XG ,YG) и судна-партнера в связанной с ним подвижной координатной системе Gn(X0Gn, Y0Gn ), а также значения расстояния между диаметральными плоскостями (ДП) швартующихся судов h0 и расстояние между ЦТ швартующихся судов m рассчитывают:

- координаты центра тяжести швартующегося судна G(X0G, Y0G) в неподвижной координатной системе;

- координаты центра тяжести судна-партнера Gn(X0Gn, Y0Gn ) в неподвижной координатной системе;

- координаты точек A'n(XA'n,YA'n ) и B'n(XB'n,YB'n ), расположенных на перпендикулярах к ДП судна-партнера, восстановленных в точки An и Bn;

- координаты проекции ЦТ судна-партнера G'n(X0G'n >Y0G'n) в неподвижной координатной системе на траекторию сближения в конечной стадии швартовки, проходящую параллельно ДП судна-партнера через точки A'n и B'n;

- координаты второй заданной точки Р2(X0P2, Y0P2) в неподвижной координатной системе;

- текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна рассчитывают с использованием уравнения его движения

dспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 /dS=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 , C1, С2, С3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 ),

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 - текущее значение скорости швартующегося судна;

S - путь;

С1, С2, С 3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 - текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна, зависящие от текущих значений параметров, характеризующих текущее состояние загрузки судна и внешней среды (водоизмещения швартующегося судна; параметров посадки корпуса; направления и скорости ветра; параметров волнения; направления и скорости течения; глубины акватории в районе выполнения швартовной операции).

Текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна в процессе его сближения с судном-партнером определяют интегрированием уравнения движения швартующегося судна в пределах от способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 н до способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 st, т.е.

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 st - скорость течения в районе места якорной стоянки судна-партнера.

При этом текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна С1 , С2, С3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 в процессе выполнения швартовной операции непрерывно идентифицируют с использованием метода, описанного в работах [2], [3];

- координаты первой заданной точки P1(X0P1 , Y0P1) в неподвижной координатной системе.

Зная координаты первой заданной точки и координаты ЦТ швартующегося судна, определяют текущее положение траектории сближения, проходящей через первую заданную точку P1(X0P1, Y 0P1) и ЦТ G швартующегося судна (X0G, Y 0G). После этого определяют поперечные смещения точек А и В от найденной указанным способом траектории сближения.

Непрерывно определяемые значения координат точек А и В, An и Bn позволяют непрерывно вычислять координаты ЦТ G швартующегося судна, а вместе с непрерывно определяемым текущим значением длины тормозного пути ST и первой заданной точки P1, а также поперечные смещения d A и dB точек А и В швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по закону:

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =-kA×dA+kB×d B,

где kA, kв - коэффициенты усиления по перечным смещениям носовой и кормовой точек швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Таким образом, швартующееся судно движется по линии GP1 в направлении точки P1.

В момент выхода швартующегося судна в первую заданную точку, что соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна G(X0G, Y0G) и координат первой заданной точки P1 (X0G, Y0P1) (X0G=X0P1 ; Y0G=Y0P1), оно переходит к сближению со второй заданной точкой Р2, при этом текущее положение траектории сближения соответствует положению линии, проходящей через точки A'n(XA'n,YA'n ) u B'n(XB'n,YB'n ), координаты которых рассчитывают непрерывно. Текущие координаты второй заданной точки Р2(X0P2, Y0P2 ), лежащей на линии A'nB'n, вычисляют непрерывно.

Непрерывно определяемые значения координат точек А и В, An и Bn позволяют непрерывно вычислять: координаты точек A'n и B'n , ЦТ G швартующегося судна и ЦТ Gn судна-партнера, второй заданной точки Р2 в неподвижной координатной системе, а также поперечные смещения dA и dB точек А и В швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, которой является линия A'nB' n.

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по известному закону. Таким образом, швартующееся судно движется в точку Р2 по линии A'nB' n.

Моменту выхода швартующегося судна во вторую заданную точку Р2 соответствует равенство координат ЦТ швартующегося судна и второй заданной точки, то есть X 0G=X0P2, Y0G=Y0P2.

После выхода швартующегося судна в точку Р2 осуществляют дальнейшее сближение швартующихся судов до непосредственного контакта «борт к борту». С этой целью заданное текущее положение траектории сближения швартующихся судов, т.е. линия A'nB'n, постепенно смещается параллельно ДП судна-партнера в сторону судна-партнера со скоростью не больше допустимого значения скорости поперечного движения швартующегося судна в направлении судна-партнера способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д. Скорость способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д определяют исходя из безопасности швартовной операции, а именно из условия безопасного гашения поперечной скорости движения швартующегося судна в момент непосредственного контакта швартующихся судов средствами кранцевой защиты борта судна-партнера. Параллельное смещение линии A'n B'n в сторону судна-партнера обусловлено смещением точек A'n и B'n, текущее положение которых рассчитывают непрерывно в зависимости от значения расстояния h между бортами швартующихся судов. Постепенное уменьшение значения h в соответствии с законом

dh/dt=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 д, h, h0,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 )

приводит к изменению значения задаваемого расчетным способом расстояния между ДП швартующихся судов h 0=h+0,5×(Bn+В) (здесь Bn - ширина судна-партнера, В - ширина швартующегося судна), что, в свою очередь, изменяет координаты точек A'n и B' n и в конечном итоге линия A'nB' n смещается в сторону судна-партнера, оставаясь параллельной его ДП.

Смещение линии A'nB' n от исходного положения в сторону судна-партнера образует смещение dA, dB носовой А и кормовой В точек швартующегося судна соответственно. Формируется сигнал управления способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна партнера, стоящего на якоре, патент № 2509031 =-kA×dA+kB×d B, и ДП швартующегося судна приводится к новому положению линии A'nB'n до их полного совпадения. Далее процесс смещения линии A'nB'n по указанному алгоритму в сторону судна-партнера будет повторяться многократно, также многократно будут образовываться смещения носовой dA и кормовой dB точек швартующегося судна относительно текущего положения линии A'n B'n. Смещения носовой А и кормовой точек В швартующегося судна относительно текущего положения линии A'n B'n будут приводить к формированию управляющего сигнала средства управления швартующимся судном. Работа средства управления вернет ДП швартующегося судна на линию, совпадающую с текущим положением линии A'nB'n .

Смещение линии A'nB' n в сторону судна-партнера будет происходить до тех пор, пока расстояние h0 между ДП швартующихся судов не будет равно значению, определяемому из выражения h0 =0,5×(Bn+В), т.е. в этот момент расстояние между бортами швартующихся судов будет равно нулю h=0. Указанный момент в предлагаемом способе управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера считается моментом окончания швартовной операции.

В результате применения данного изобретения достигается возможность получения технического результата - соблюдение безопасности выполнения швартовной операции к борту судна-партнера, стоящего на якоре, таким образом, предлагаемый способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».

Список литературы

1. Пат. № 2422326 Российская Федерация, опубл. 27.06.2011.

2. Юдин Ю.И. Синтез моделей механизма предвидения для экспертных систем, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна: монография/Ю.И.Юдин. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2007. -198 с: ил.

3. Юдин Ю. И. Теоретические основы безопасных способов маневрирования при выполнении точечной швартовки: монография / Ю.И.Юдин, С.В.Пашенцев, Г.И.Мартюк, А.Ю.Юдин. -Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. - 152 с.: ил.

Класс B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
подруливающее устройство -  патент 2519610 (20.06.2014)
способ автоматического управления судном по курсу и интеллектуальная система для осуществления способа -  патент 2519315 (10.06.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
устройство для управления подводным аппаратом -  патент 2515632 (20.05.2014)
устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс с соблюдением ограничений на диапазон изменения сигнала управления -  патент 2515006 (10.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2509679 (20.03.2014)
способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования -  патент 2509032 (10.03.2014)
Наверх