взлетно-посадочная полоса

Классы МПК:B64F1/00 Оборудование на аэродромах или палубах авианосцев
B64D45/04 средства обеспечения посадки; средства для предупреждения удара при соприкосновении с землей 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный авиационный инженерный университет" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-12-28
публикация патента:

Изобретение относится к оборудованию аэродромов, в частности к средствам обеспечения посадки летательных аппаратов в ограниченной видимости. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) состоит из искусственного покрытия (1), вогнутого к середине участка с перепадом высот более 10 м, радио- и осветительного оборудования, двух имитаторов подвижных радиолокационных целей (3-1, 3-2). Имитаторы установлены за пределами искусственного покрытия на продолжении оси ВПП в начале и в конце ВПП на расстоянии 1, которое выбирают экспериментально ниже линии посадки летательного аппарата настолько, чтобы возникающая турбулентность воздуха не разрушала имитатор подвижной радиолокационной цели. Изобретение обеспечивает безопасную посадку летательного аппарата в условиях ограниченной видимости. 2 ил. взлетно-посадочная полоса, патент № 2507130

взлетно-посадочная полоса, патент № 2507130 взлетно-посадочная полоса, патент № 2507130

Формула изобретения

Взлетно-посадочная полоса (ВПП), состоящая из искусственного покрытия, вогнутого к середине участка с перепадом высот более 10 м, и радио- и осветительного оборудования, отличающаяся тем, что дополнительно в ВПП введены два имитатора подвижных радиолокационных целей, каждый из которых установлен за пределами искусственного покрытия на продолжении оси ВПП в начале и в конце ВПП на расстоянии 1 от каждого конца ВПП до центра имитатора, которое выбирают экспериментально ниже линии посадки летательного аппарата настолько, чтобы возникающая турбулентность воздуха не разрушала имитатор подвижной радиолокационной цели.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к оборудованию аэродромов, в частности к средствам обеспечения посадки летательных аппаратов в ограниченной видимости.

Известно устройство для посадки летательных аппаратов (патент РФ № 2026242, МПК B64F 1/18, 1995 г.), содержащее размещенные на основании над взлетно-посадочной полосой по ее оси излучатели с антеннами, одна из которых снабжена механизмом перемещения в вертикальной плоскости, а также приемники излучения, размещенные на летательном аппарате, и содержит по меньшей мере еще один дополнительный излучатель с полуцилиндрической антенной, установленной под углом к оси взлетно-посадочной полосы с возможностью пересечения его диаграммой направленности маркированной точки касания летательного аппарата взлетно-посадочной полосы, при этом источник излучения дополнительного излучателя размещен на оси цилиндрической антенны, а механизм перемещения излучателя в вертикальной плоскости выполнен в виде червячной пары с шаговым электрическим двигателем.

Недостатком известного устройства для посадки летательных аппаратов является невозможность его использования в условиях ограниченной видимости, когда невозможно найти ось взлетно-посадочной полосы и, соответственно, всю взлетно-посадочную полосу.

Наиболее близкой по технической сущности известна также взлетно-посадочная полоса (Патент РФ № 2184055, МПК B64F 1/00, 2000 г.), которая выполнена с искусственным покрытием, имеет вогнутый к середине участок с перепадом высот более 10 м, и оборудована радио- и осветительным оборудованием. Вогнутый участок состоит из нисходящего отрезка и восходящего отрезка, между которыми обозначена точка, на уровне которой должна быть достигнута скорость, необходимая для отрыва летательного аппарата от покрытия.

Недостатком взлетно-посадочной полосы является невозможность обеспечения безопасной посадки летательного аппарата в условиях ограниченной видимости.

Техническим результатом данного изобретения является обеспечение безопасной посадки летательного аппарата в условиях ограниченной видимости.

Технический результат достигается за счет того, что в известную взлетно-посадочную полосу (ВПП), состоящую из искусственного покрытия, вогнутого к середине участка с перепадом высот более 10 м и радио - и осветительного оборудования дополнительно установлены два имитатора подвижных радиолокационных целей, каждый из которых установлен за пределами искусственного покрытия на продолжении оси ВПП в начале и в конце ВПП на расстоянии «l» от каждого конца ВПП до центра имитатора, которое выбирается экспериментально ниже линии посадки летательного аппарата настолько, чтобы возникающая турбулентность воздуха не разрушала имитатор подвижной радиолокационной цели.

За счет установки двух имитаторов в ВПП на продолжении оси ВПП обеспечивается радиолокационная видимость взлетно-посадочной оси, которая тем самым обеспечивает безопасность посадки летательного аппарата в условиях ограниченной видимости.

На фиг.1 показан профиль взлетно-посадочной полосы, на фиг.2 показана взлетно-посадочная полоса, вид сверху.

Взлетно-посадочная полоса состоит из: 1 - искусственное покрытие взлетно-посадочной полосы; 2 - ось взлетно-посадочной полосы; 3-1, 3-2 - имитаторы подвижных радиолокационных целей; 4 - линия снижения летательного аппарата; h - высота имитатора подвижной радиолокационной цели, которую выбирают конструктивно в пределах 1-2 м; l - расстояние от конца взлетно-посадочной полосы до центра имитатора; 5 - радиотехническое обоорудование; 6 - осветительное оборудование; 7 - летательный аппарат.

При этом расстояние l выбирается экспериментально так, чтобы линия посадки летательного аппарата проходила выше имитатора подвижной радиолокационной цели настолько, чтобы возникающая торбулентность воздуха не разрушала имитатор.

Имитаторы подвижных радиолокационных целей 3-1, 3-2 представляют собой колесо, установленное вертикально на раме. По окружности колеса жестко равномерно закреплены 8 уголковых отражателей. Имитируемая скорость задается механизмом вращения, входящим в состав конструкции имитатора (Патент РФ № 2337376, МПК G01S 7/40, 2007 г.).

Заявляемое устройство работает следующим образом.

Экипаж летательного аппарата 7 выводится в район аэродрорма с помощью радиотехнического обоорудования 5, по бортовому радиолокатору находит имитаторы 3-1, 3-2. Затем по совмещению имитаторов 3-1, 3-2 на одной линии (в створе) определяет ось ВПП 2 и начинает снижение и посадку по линии 4 по радиолокатору на искусственное покрытие ВПП 1.

При этом из-за ограниченной видимости не наблюдается осветительное оборудование 6.

Изобретение позволяет осуществить посадку летательного аппарата в условиях ограниченной видимости за счет обеспечения радиолокационной видимости взлетно-посадочной оси 2.

Предлагаемое техническое решение «взлетно-посадочная полоса» имеет совокупность характеризующих его признаков, обеспечивающих возможность его осуществления, работоспособность и воспроизводимость и для его реализации могут использованы известные материалы и оборудование, следовательно, изобретение «промышленно применимо».

Проведенный анализ уровня техники позволил установить, что техническое решение «взлетно-посадочная полоса», характеризующееся указанной в формуле изобретения совокупностью признаков, отсутствует в известных технических решениях, следовательно, оно соответствует критерию охраноспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными признаками заявленной «взлетно-посадочной полосе» показали, что в общедоступных источниках информации не выявлены признаки, совпадающие с ее отличительными признаками. Из уровня техники также не подтверждена известность влияния отличительных признаков заявляемого изобретения на указанный заявителем технический результат, следовательно, заявляемое изобретение соответствует условию охраноспособности «изобретательский уровень».

Класс B64F1/00 Оборудование на аэродромах или палубах авианосцев

топливозаправщик и способ заправки топливом летательного аппарата при помощи такого топливозаправщика -  патент 2529102 (27.09.2014)
причальный крюк, в частности, для летательного аппарата и система зацепления, снабженная таким причальным крюком -  патент 2527581 (10.09.2014)
система визуальной посадки летательных аппаратов (ла) -  патент 2522766 (20.07.2014)
автоматическая инструментальная система передачи метеорологических характеристик аэродрома и ввода их в пилотажно-навигационный комплекс управления полетом самолета -  патент 2519622 (20.06.2014)
надземное светодиодное осветительное устройство для летного поля -  патент 2519588 (20.06.2014)
система индикации высоты летательного аппарата (ла) над порогом взлетно - посадочной полосы (впп) -  патент 2518891 (10.06.2014)
швартовочный крюк, в частности, для летательного аппарата и швартовочная система, содержащая такой крюк -  патент 2518529 (10.06.2014)
баржа -  патент 2513368 (20.04.2014)
способ буксировки самолетов -  патент 2511236 (10.04.2014)
конструкция шасси воздушного судна и узел передней опоры шасси -  патент 2509685 (20.03.2014)

Класс B64D45/04 средства обеспечения посадки; средства для предупреждения удара при соприкосновении с землей 

полуавтоматическое устройство коррекции высоты полета при взлете и посадке самолетного электромеханического барометрического высотомера -  патент 2522462 (10.07.2014)
комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
комплексная система управления посадкой летательного аппарата -  патент 2518434 (10.06.2014)
способ содействия пилотированию, устройство содействия пилотированию и летательный аппарат -  патент 2514293 (27.04.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ сигнализации приводнения и взлета с водной поверхности самолета-амфибии -  патент 2492121 (10.09.2013)
многопозиционная система посадки воздушных судов -  патент 2489325 (10.08.2013)
индикатор нагрузки -  патент 2478921 (10.04.2013)
система и способ автоматической посадки летательных аппаратов -  патент 2468964 (10.12.2012)
способ управления самолетом с учетом стабилизации заданной скорости полета -  патент 2455201 (10.07.2012)
Наверх