способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента

Классы МПК:B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет" (ФГБОУВПО "МГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-04-27
публикация патента:

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при управлении траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента включает определение текущего значения абсциссы центра вращения, угловой скорости судна, демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и ее момента. В способе дополнительно используют расположенные в диаметральной плоскости судна условно называемые кормовую точку A и носовую точку F, в которых размещают датчики линейных ускорений. С помощью датчиков измеряют значения поперечных линейных ускорений wyF, wyA соответственно в носовой точке F и кормовой точке А. Затем рассчитывают текущие значения поперечных составляющих линейных скоростей способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 yA, способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 yF точек А и F. Затем определяют нормальную гидродинамическую силу и ее момент. Текущее значение абсциссы х0 центра вращения определяют непрерывно в процессе выполнения маневра. Достигается повышение безопасности управления судном при выполнении им сложного маневрирования. 4 з.п. ф-лы, 1 ил. способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

Формула изобретения

1. Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента, включающий определение текущего значения абсциссы центра вращения, угловой скорости судна, демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и ее момента, отличающийся тем, что дополнительно используют расположенные в диаметральной плоскости судна условно называемые кормовую точку A и носовую точку F, в которых размещают датчики линейных ускорений, с их помощью измеряют значения поперечных линейных ускорений wyF, wyA соответственно в носовой точке F и кормовой точке А, рассчитывают текущие значения поперечных составляющих линейных скоростей способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 yA, способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 yF точек А и F, текущее значение абсциссы х 0 центра вращения определяют непрерывно в процессе выполнения маневра.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что абсциссу центра вращения определяют по формуле:

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

где

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 yF - поперечная составляющая линейной скорости точки F,

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 yA - поперечная составляющая линейной скорости точки А,

xA - абсцисса точки А,

x F - абсцисса точки F.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что текущие значения поперечных составляющих линейных скоростей носовой F и кормовой А точек судна определяют на основании очевидных соотношений:

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что угловую скорость способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 судна во время маневрирования определяют на основании показаний гирокомпаса способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что демпфирующие составляющие нормальной гидродинамической силы и ее момента определяют

YД=способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 2fy(x0);

M Д=способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 2fm(x0),

где

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 - угловая скорость судна,

fy(x 0), fm(x0) - функции от абсциссы центра вращения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при управлении траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование, характерной особенностью которого является движение судна с большими углами дрейфа. К таким видам маневров относятся: швартовка судна к причалу или к борту другого судна, динамическое позиционирование и др.

Повысить безопасность судна при выполнении им сложного маневрирования можно, используя возможность прогнозирования его движения. Прогнозирование движения судна как результата планируемого управляющего воздействия в реальных условиях плавания может быть осуществлено с использованием компьютерного моделирования. При этом объектом моделирования является судно, обладающее определенными гидродинамическими характеристиками, во многом определяющими характер движения судна при маневрировании. При выполнении компьютерного моделирования движения судна с большими углами дрейфа в качестве особо значимых его гидродинамических характеристик являются демпфирующие составляющие нормальной гидродинамической силы и гидродинамического момента, образующиеся на корпусе судна при его произвольном движении.

Известен способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и гидродинамического момента [1], основанный на определении текущего значения абсциссы центра вращения x0, т.е. точки, расположенной в диаметральной плоскости (ДП) судна и занимающей определенное положение на ней с учетом характерных особенностей выполняемого судном маневра. В центре вращения угол дрейфа, имеющий различные значения в различных точках, расположенных по длине судна, равен нулю, т.е. поперечная составляющая линейной скорости в центре вращения равна нулю способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 =0.

Общий вид зависимостей, предложенных Р.Я.Першицем в работе [1] для определения текущих значений демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента, выглядит следующим образом:

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

где способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 - угловая скорость судна,

fy(x 0), fm(x0) - функции от абсциссы центра вращения.

Однако при определении демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента указанным способом не рассматривают возможность экспериментального определения текущего значения абсциссы x0 центра вращения, что является актуальным при прогнозировании движения судна, совершающего сложное маневрирование. Для получения адекватного прогноза нужно непрерывно определять абсциссу x0 центра вращения в процессе выполнения маневра.

Целью заявляемого изобретения является повышение безопасности управления судном при выполнении им сложного маневрирования за счет прогнозирования его движения по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе известных текущих значений гидродинамических характеристик судна, в частности демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента, образующихся на корпусе судна при его движении.

Для этого измеряют поперечные линейные ускорения в носовой F и кормовой A точках судна. По результатам измерений определяют поперечные составляющие линейных скоростей носовой и кормовой точек судна и с использованием их значений рассчитывают текущее значение абсциссы x0 центра вращения. В соответствии с текущим значением абсциссы x0 центра вращения, а также значения текущей угловой скорости судна способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 определяют текущие значения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента, далее используют эти значения для компьютерного моделирования с целью прогнозирования движения судна при выполнении им сложного маневрирования.

Сущность способа поясняется чертежом и заключается в следующем.

В условиях выполнения судном сложного маневрирования и необходимости прогнозирования траектории его движения с целью повышения безопасности управления движением судна в носовой F и кормовой A точках судна, разнесенных по его длине на определенное расстояние в диаметральной плоскости (ДП) судна, размещают датчики линейных ускорений.

В процессе движения судна датчики ускорений измеряют текущие значения поперечных линейных ускорений wyF и wyA в носовой F и кормовой A точках судна.

Используя очевидные соотношения:

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

рассчитывают текущие значения поперечных составляющих линейных скоростей носовой F и кормовой A точек судна.

На основании зависимости, следующей из чертежа

способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

рассчитывают текущее значение абсциссы центра вращения x0.

На основании показаний гирокомпаса способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 (t) (текущее значение курса судна) определяют угловую скорость судна способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 во время маневрирования способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110 способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической   силы и момента, патент № 2507110

Пользуясь зависимостями (1) и (2), определяют текущие значения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и гидродинамического момента, которые в дальнейшем используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения судна в условиях сложного маневрирования.

Литература

1. Справочник по теории корабля. / Под ред. Я.И.Войткунского. - Л.: Судостроение, 1973. - 512 с.

Класс B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
подруливающее устройство -  патент 2519610 (20.06.2014)
способ автоматического управления судном по курсу и интеллектуальная система для осуществления способа -  патент 2519315 (10.06.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
устройство для управления подводным аппаратом -  патент 2515632 (20.05.2014)
устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс с соблюдением ограничений на диапазон изменения сигнала управления -  патент 2515006 (10.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2509679 (20.03.2014)
способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования -  патент 2509032 (10.03.2014)
Наверх