способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
E02B15/02 очистка от льда
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения Российской академии наук" (ФГБУН "ИМиМ ДВО РАН") (RU),
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема" (ФГБОУ ВПО "ПГУ им. Шолом-Алейхема") (RU),
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет" (ФГБОУ ВПО "КнАГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-10-26
публикация патента:

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: судно на воздушной подушке движется по ледяному покрову и возбуждает во льду резонансные изгибно-гравитационные волны (ИГВ), при этом на лед создаются дополнительные нагрузки с помощью гидропушки, предварительно установленной на судне, выстреливающей порции воды с частотой, равной частоте резонансных ИГВ, в направлении движения судна на расстояние, равное ¾ длины резонансных ИГВ от места нахождения судна, вызывая у судна знакопеременный дифферент. Изобретение позволяет увеличить толщину разрушаемого льда. 1 ил. способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194

способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, отличающийся тем, что в процессе движения на лед создают дополнительную периодическую нагрузку с помощью гидропушки, выстреливающей в направлении движения судна порции воды с частотой, равной частоте резонансных изгибно-гравитационных волн, и на расстояние, равное 3/4 длины резонансных изгибно-гравитационных волн от места нахождения судна, при этом массу порции воды выбирают достаточной для создания максимально безопасного дифферента судна на корму, возникающего от выстрела гидропушки при заданной высоте ее установки на судне.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: издательство «Академия Естествознания», 2007. - 355 с.).

Известно (2. Богородский В.В., Гаврило В.П., Недошивин О.А. Разрушение льда. Методы, технические средства. Л.: Гидрометеоиздат. - 1983. - 232 с.), что для разрушения ледяных пластин возможно применение водомета, т.е. гидропушки.

Наиболее близким аналогом является решение, в котором предложено разрушать ледяной покров СВП путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) при его движении с одновременным созданием на лед дополнительной периодической нагрузки, возникающей от периодической дифферентировки судна с частотой резонансных ИГВ (3. RU 2188894 C2, 10.09.2002).

Недостатком этого способа является его ограниченная ледоразрушающая способность.

Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды возбуждаемых ИГВ.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины льда, разрушаемого резонансным методом.

Существенные признаки, характеризующие изобретение

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении.

Отличительные: в процессе движения на лед создают дополнительную периодическую нагрузку с помощью гидропушки, выстреливающей в направлении движения судна порции воды с частотой, равной частоте резонансных изгибно-гравитационных волн и на расстояние, равное ¾ длины резонансных изгибно-гравитационных волн от места нахождения судна, при этом массу порции воды выбирают достаточной для создания максимально безопасного дифферента судна на корму, возникающего от выстрела гидропушки при заданной высоте ее установки на судне.

Также известно (4. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат.1967. - 217 с), что периодическое приложение ко льду вертикальной нагрузки с частотой резонансных ИГВ способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194 (способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194 , где способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194 в - плотность воды; g - ускорение силы тяжести; D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины) приведет к возбуждению в ледяном покрове дополнительной системы резонансных ИГВ. Если периодическую дополнительную нагрузку прикладывать в такт с основными ИГВ, возбуждаемыми во льду движущимся СВП, то произойдет сложение амплитуд основных и дополнительных ИГВ.

Известно (5. RU 2057048, C1 от 27.03.1996), что дополнительные ИГВ можно возбуждать путем создания у СВП периодического дифферента с частотой резонансных ИГВ.

Также известно (6. Жесткая В.Д., Козин В.М. Исследования возможностей разрушения ледяного покрова амфибийными судами на воздушной подушке резонансным методом. Владивосток: Дальнаука. 2003. - 161 с), что появление у СВП дифферента на корму увеличивает его ледоразрушающую способность. Она также возрастает при применении теплового удара по льду [1].

Изобретение осуществляется следующим образом.

По ледяному покрову начинают перемещать СВП с резонансной скоростью vp.Если амплитуда возбуждаемых ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то судно смещают относительно профиля ИГВ так, чтобы его центр масс оказался над точкой перегиба профиля, т.е. узлом ИГВ. В этом случае судно получит максимальный дифферент на корму (его можно определить при помощи штатного судового дифферентометра), что увеличит его волновое сопротивление и, соответственно, амплитуду ИГВ. В таком положении СВП будет находиться на расстоянии от первой впадины ИГВ впереди судна, равном ¾ длины резонансной ИГВ способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194 (см. [3]).

Затем в процессе движения судна на лед создают дополнительную нагрузку с помощью гидропушки, предварительно установленной на судне и выстреливающей в направлении движения СВП порции воды с частотой, равной частоте резонансных ИГВ способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194 , на расстояние, равное ¾способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194 р. Такое расстояние и частота выстрелов обеспечат гидроудары по первой впадине ИГВ, возбуждаемых от движения СВП, которые приведут к возникновению дополнительной системы резонансных ИГВ. Ее наложение в такт с основной, т.е. возбуждаемой от движения СВП, приведет к их благоприятной интерференции - сложению их амплитуд. Поскольку температура воды выше температуры льда, то по впадине ИГВ одновременно также будут наноситься и тепловые удары, ослабляющие прочность льда, а значит дополнительно увеличивающие суммарную амплитуду ИГВ. Периодичность выстрелов гидропушки приведет к появлению у судна дополнительного знакопеременного дифферента, что также будет способствовать росту амплитуды ИГВ. При этом массу порции воды выбирают достаточной для создания максимально безопасного суммарного дифферента судна на корму, т.е. исключающего касание корпуса СВП со льдом кормовой частью, с учетом высоты установки гидропушки на судне.

Изобретение поясняется графически, где на чертеже приведена схема его реализации.

По ледяному покрову 1 начинают перемещать СВП 2 с резонансной скоростью vp. Если высота возбуждаемых ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда 1, то судно 2 смещают так, чтобы его центр масс оказался над узлом ИГВ 4. Затем на лед создают дополнительную нагрузку 5 от периодических выстрелов гидропушкой 6 порции воды с частотой способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194 на расстоянии (3/4)способ разрушения ледяного покрова, патент № 2506194 р. Это приведет к возрастанию амплитуды до ИГВ 7. Периодичность выстрелов гидропушки приведет к появлению у судна знакопеременного дифферента ±Мдиф. В результате суммарная амплитуда волн возрастает до ИГВ 8, что позволит достичь заявленный технический результат.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2493044 (20.09.2013)

Класс E02B15/02 очистка от льда

Наверх