способ пожаротушения

Классы МПК:A62C27/00 Пожарные машины
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Бытьев Алексей Вячеславович (RU),
Макарова Юлия Олеговна (RU),
Степшин Михаил Петрович (RU),
Ткаченко Владимир Иванович (RU),
Чекинов Сергей Геннадьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-02-21
публикация патента:

Изобретение относится к способам пожаротушения. Способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины и пожарного вертолета. Вертолет снабжают дополнительной емкостью для забора воды из естественных источников и положения зависания, резервной емкостью с краном переключения. Накопительную емкость пожарной машины оборудуют сверху прямоугольной двухстворчатой крышей с возможностью автоматизированного управления состоянием ее створок для наполнения емкости водой из дополнительной емкости вертолета. При израсходовании воды из накопительной емкости и отсутствии источников воды, которые доступны для машины, выключают пожарный и эжекторный насосы, отсоединяют напорный рукав от эжекторного насоса. Рукав с пустой дополнительной емкостью подсоединяют к тросу, опускают их вместе на наземную пожарную машину. Отсоединяют от троса напорный рукав, а пустую дополнительную емкость переносят вертолетом к доступному для вертолета естественному источнику воды и производят забор воды дополнительной емкостью. Доставляют вертолетом наполненную дополнительную емкость к пожарной машине, наполняют водой через открытые створки крыши накопительную емкость пожарной машины, подсоединяют напорный рукав к тросу с опорожненной дополнительной емкостью и поднимают их вместе на вертолет. Напорный рукав отсоединяют от троса, стыкуют его через кран переключения с эжекционным насосом и резервной емкостью и продолжают тушение пожара. Пожаротушение с использованием предлагаемого способа позволяет заправить накопительную емкость, сократить количество участвующих в пожаротушении машин.

Формула изобретения

Способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины с заборным и пожарным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненных с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающий оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара, отличающийся тем, что снабжают вертолет дополнительной емкостью для забора воды из естественных источников и положения зависания, резервной емкостью с краном переключения, оборудуют накопительную емкость сверху прямоугольной двухстворчатой крышей с возможностью автоматизированного управления состоянием ее створок и их установкой в диапазоне углов от 0 до 120° соответственно в их закрытом и открытом относительно плоскости крыши состояниях и наполнением через крышу накопительной емкости водой из дополнительной емкости, при израсходовании воды из накопительной емкости и отсутствии водопроводной сети и естественных источников воды, доступных для наземной пожарной машины, выключают пожарный и эжекторный насосы, отсоединяют напорный рукав от эжекторного насоса, подсоединяют его вместе с пустой дополнительной емкостью к тросу, опускают их вместе на наземную пожарную машину, отсоединяют от троса напорный рукав, а пустую дополнительную емкость переносят вертолетом к доступному для вертолета естественному источнику воды и производят забор воды дополнительной емкостью, доставляют вертолетом наполненную дополнительную емкость к пожарной машине, наполняют водой через открытые створки крыши накопительную емкость пожарной машины, закрывают крышу накопительной емкости, подсоединяют напорный рукав к тросу с опорожненной дополнительной емкостью и поднимают их вместе на вертолет, где напорный рукав отсоединяют от троса, стыкуют его через кран переключения с эжекционным насосом и резервной емкостью, включают пожарный и эжекционный насосы, продолжают тушение пожара до его полной ликвидации, при этом в случае необходимости через кран переключения подключают резервную емкость вертолета.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам специального назначения, а более конкретно к способам пожаротушения с применением транспортных средств, имеющих оборудование для пожаротушения и помещение для размещения личного состава (пожарного расчета).

Известными способами пожаротушения с применением транспортных средств с оборудованием и личным составом для пожаротушения являются прежде всего способы пожаротушения с помощью автомобилей /1/, представляющих один из самых массовых видов техники, используемых как в народном хозяйстве страны, так и в Вооруженных Силах (особенно в Сухопутных войсках). Например, способ пожаротушения с использованием автомобиля ЗИЛ-131, содержащего установленные на шасси кабину, кузов и силовую установку, а также оборудование и личный состав, размещенные в кузове. Недостатком этого способа является открытое размещение оборудования и личного состава в кузове, сложность и неудобство крепления в кузове элементов пожарного оборудования, повышенная опасность для автомобиля и личного состава (пожарного расчета) при пожаротушении в особо опасных условиях (при тушении пожаров в лесу, на атомных электростанциях и т.д.), ограниченная проходимость и др.

Такие же недостатки характерны и для других способов пожаротушения, использующих модификации автомобилей, специально оснащенных дополнительными креплениями для размещения в них оборудования для тушения пожаров /2/. В кузове автомобиля, как правило, размещаются ручные огнетушители, навесной инструмент (ломы, лопаты, топоры), крепежные приспособления и др. Предусмотрена установка емкости с водой, ведер, мотопомпы и другого оборудования.

Тушение пожаров с помощью рассмотренных средств связано с повышенной опасностью как для техники, так и для личного состава. Вместе с тем такие виды пожаров, как пожары на поле боя, в парках боевых машин, на складах, в лесных массивах, зонах военных конфликтов, на торфяниках, водной поверхности и др., требуют особых мер защиты и самого транспортного средства, и пожарного оборудования, и, особенно, личного состава (пожарного расчета), поскольку эти пожары в ряде случаев отличаются образованием горящих завалов, труднопреодолимых участков местности (для колесной техники), повышенного уровня радиации и др. Тушение подобных пожаров с помощью средств на открытой колесной базе не эффективно, прежде всего из-за низких проходимости и защищенности /3, 4/. Для этих целей более подходят транспортные средства на гусеничной базе, особенно с броневым корпусом /5/. Кроме того, при тушении пожаров, как правило, необходимо проведение первоочередных аварийно-спасательных работ по спасению людей, имущества и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим /6/. В этом смысле бронированные машины, особенно на гусеничной базе, имеют предпочтение.

Вместе с тем, в настоящее время значительная часть устаревших бронированных машин снимается с вооружения и по линии конверсии направляется в народное хозяйство. Именно они могут быть использованы в качестве средств пожаротушения. Особенно приемлемой для этих целей является боевая машина пехоты /7/. Способы пожаротушения с ее использованием эффективны, поскольку она содержит установленный на гусеничную ходовую часть броневой корпус с отделением управления и силовой установкой, отделением для личного состава, системой противопожарного оборудования и ручными огнетушителями и этим выгодно отличается от предшествующих машин. Наличие броневого корпуса значительно повышает степень защищенности пожарного расчета от горящих обломков, веток, высокой температуры (при движении в горящем лесу), радиации (на зараженных участках), от стрелкового оружия (в зонах военных действий) и др. Гусеничная ходовая часть обеспечивает ее собственную защиту от горящей местности (степь, лес) и высокую проходимость в местах завалов, на заболоченной местности и др. Установка в корпусе помимо ручных огнетушителей еще и системы противопожарного оборудования существенно повышает собственную защищенность машины от пожаров (особенно при преодолении горящих лесных завалов).

Однако, несмотря на явные преимущества способа пожаротушения с использованием машины на базе БМП, он также имеет недостатки. Поскольку основным назначением БМП является не только транспортировка личного состава в условиях огня противника, пожаров и др., то значительное место в составе ее оборудования занимают боекомплект, комплекс вооружения, обслуживающие его системы и др. В составе БМП-1 /7/ имеется еще и комплекс управляемого ракетного вооружения. Поэтому размещение дополнительно к штатному еще и противопожарного оборудования (емкости с огнегасящей жидкостью, насоса и др.), а следовательно, и пожаротушение становятся затруднительными. Создание больших запасов огнегасящих средств из-за вращающегося боевого отделения становится невозможным.

Кроме того, конструкция бронированных машин ограничивает возможности пожаротушения на значительной высоте, в том числе и в лесных условиях. Поэтому для пожаротушения в этих условиях используются авиационные средства /8, 9/, в частности, вертолеты.

Известен также способ пожаротушения, реализованный в системе пожаротушения /10/, являющийся наиболее близким по технической сути к заявляемому и принимаемый за его прототип. Одновременно он является и базовым объектом предлагаемого способа. Этот способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины с пожарным и заборным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненные с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающий оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара.

В этом способе удачно решена проблема пожаротушения на больших высотах (высотные здания в условиях плотной городской застройки, лесные пожары и др.), проблема создания достаточного количества огнегасящей жидкости (воды) на вертолете посредством подачи воды на него с наземной пожарной машины. Этим самым обеспечивается непрерывность пожаротушения, исключаются потери времени на непроизводительные полеты вертолета на большие расстояния для дозаправки их водой, чем экономится время их работы.

Недостатком этого способа является его зависимость от наличия наземных пожарных машин, их проходимости к ближайшим естественным источникам воды при отсутствии сети водоснабжения, возможности пожаротушения при их отсутствии, от большого времени на дозаправку из естественных источников воды при их значительном удалении (поскольку заправка осуществляется посредством заправки наземных пожарных машин).

Кроме того, в случае отсутствия водопроводной сети и естественных источников воды, доступных для наполнения накопительной емкости наземной пожарной машины непрерывность пожаротушения не обеспечивается. Более того, возможность пожаротушения может быть полностью исключена, если положение водоемов не доступно для наземных пожарных машин.

Задачей настоящего изобретения является расширение возможностей и повышение эффективности тушения горящих объектов, в том числе расположенных в труднодоступных местах, на значительных высотах и расстояниях, в условиях отсутствия вблизи естественных водоемов, доступных для наземных пожарных машин.

Решение указанной задачи достигается тем, что в способе пожаротушения с применением наземной пожарной машины с пожарным и заборным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненные с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающем оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара, снабжают вертолет дополнительной емкостью для забора воды из естественных источников и положения зависания, резервной емкостью с краном переключения, оборудуют накопительную емкость сверху прямоугольной двухстворчатой крышей с возможностью автоматизированного управления состоянием ее створок и их установкой в диапазоне углов от 0 до 120 градусов соответственно в их закрытом и открытом относительно плоскости крыши состояниях и наполнением через крышу накопительной емкости водой из дополнительной емкости, при израсходовании воды из накопительной емкости и отсутствии водопроводной сети и естественных источников воды, доступных для наземной пожарной машины, выключают пожарный и эжекторный насосы, отсоединяют напорный рукав от эжекторного насоса, подсоединяют его вместе с пустой дополнительной емкостью к тросу, опускают их вместе на наземную пожарную машину, отсоединяют от троса напорный рукав, а пустую дополнительную емкость переносят вертолетом к доступному для вертолета естественному источнику воды и производят забор воды дополнительной емкостью, доставляют вертолетом наполненную дополнительную емкость к пожарной машине, наполняют водой через открытые створки крыши накопительную емкость пожарной машины, закрывают крышу накопительной емкости, подсоединяют напорный рукав к тросу с опорожненной дополнительной емкостью и поднимают их вместе на вертолет, где напорный рукав отсоединяют от троса, стыкуют его через кран переключения с эжекционным насосом и резервной емкостью, включают пожарный и эжекционный насосы, продолжают тушение пожара до его полной ликвидации, при этом, в случае необходимости, через кран переключения подключают резервную емкость вертолета..

Введенные признаки позволяют расширить возможности известного способа, обеспечить их свойствами тушения пожаров на больших расстояниях и высоте, на недоступной местности, в условиях отсутствия систем водоснабжения, лесных и заводских условиях с использованием внешних (посторонних) естественных источников воды, находящихся на значительном удалении и труднодоступных для наземных пожарных машин.

Реализация предложенного способа обеспечит возможность тушения пожаров на недоступной для рассмотренных машин местности (горящая техника на поле боя, лесные и заводские условия, высотные здания и др.), в условиях наличия преград (водных преград, болотистой местности, ущелий и др.).

Использование (работа) предлагаемого способа происходит следующим образом. Создание запаса воды, подготовка к функционированию всех систем и элементов прототипа, используемых при пожаротушении, происходят так же, как и в прототипе /10/, в соответствии со штатными нормативно-техническими документами. Для тушения пожара, в зависимости от его вида, может быть использовано как штатное оборудование пожарных наземной машины и вертолета, так и вновь установленное. Если очаг пожара возник внутри машины и/или вертолета, то используются штатные системы противопожарного оборудования и/или огнетушители в соответствии со штатными инструкциями по эксплуатации. Если пожар возник снаружи машин и его размеры невелики, то могут быть использованы огнетушители, лопаты, ведра и др. При более мощных пожарах (в лесных, заводских условиях, в густонаселенных районах с высотными зданиями и др.) используются и введенные элементы. Заполнение накопительной емкости водой производится заборным насосом. Время заполнения в среднем 4-7 мин. Забор воды может производиться как из естественного водоема, так и непосредственно из водопроводной сети. Тушение пожара происходит совместно пожарным вертолетом и пожарной машиной.

При тушении пожаров в зимних условиях во время стоянок и передвижений возможно замерзание жидкости (воды) в накопительной емкости. С целью исключения этого предусмотрен подвод к ней и регулировка тепловой энергии (путем установки нагревателей, соединенных с системой энергоснабжения пожарной машины). Одновременно эта тепловая энергия используется для осушения емкости от пролившейся воды при заправке и перевозке, для чего снабжается комплектом соответствующего оборудования и крепежного материала.

Обычно при тушении пожаров обеспечивают пополнение воды в использованием водопроводной сети или внешнего естественного источника через заборный насос. В труднодоступных местах использование водопроводной сети, как правило, исключается, а размещение водоемов часто не доступно для наземных пожарных машин. Таким источником может быть, например, вертолет, другое наземное транспортное средство, даже не приспособленное для тушения пожара.

Способ пожаротушения прототипа с применением наземной пожарной машины с заборным и пожарным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненные с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включает оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, которое позволяет тросом поднимать на вертолет и (опускать) на пожарную машину пожарный напорный рукав. Оснащение пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды позволяет наполнять водой накопительную емкость и создавать запас воды для пожаротушения. Спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковка напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом - позволяют сформировать канал для движения воды. Включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара позволяют реализовать пожаротушение. Снабжение вертолета дополнительной емкостью для забора воды из естественных источников, и резервной емкостью с краном переключения, оборудование накопительной емкости сверху прямоугольной двухстворчатой крышей с возможностью автоматизированного управления состоянием ее створок их установкой в диапазоне углов от 0 до 120 градусов соответственно в их закрытом и открытом относительно плоскости крыши состояниях и наполнением через крышу накопительной емкости водой из дополнительной емкости - позволяет сформировать второй канал движения воды, выполняющий в данном способе функции резервного. Поэтому при израсходовании воды из накопительной емкости и отсутствии водопроводной сети и естественных источников воды, доступных для наземной пожарной машины, этот канал остается основным, позволяющим продолжить пожаротушение. Наличие резервной емкости с краном переключения позволяет сформировать второй резервный канал путем соединения резервной емкости через кран переключения и эжекторный насос с брандспойтом. Его эффективность ниже и определяется емкостью резервной емкости. В дальнейшем выключают пожарный и эжекторный насосы, отсоединяют напорный рукав от эжекторного насоса, подсоединяют его вместе с пустой дополнительной емкостью к тросу, опускают их вместе на наземную пожарную машину, отсоединяют от троса напорный рукав, а пустую дополнительную емкость переносят вертолетом к доступному для вертолета естественному источнику воды и производят из него забор воды дополнительной емкостью. Возвращают вертолетом наполненную дополнительную емкость к пожарной машине, открывают створки крыши накопительной емкости наполняют водой через открытые створки накопительную емкость пожарной машины. Управляют створками автоматизированным приводом, с рабочего места командира расчета. При этом обеспечивают освещение, наблюдение и контроль процесса наполнения накопительной емкости водой, для чего устанавливают связь между операторами вертолета и наземной машины. Угол раскрытия створок от исходного положения превышает 90 градусов (вплоть до 120°), чтобы максимально уловить сбрасываемую дополнительной емкостью воду. Закрывают створки крыши накопительной емкости, подсоединяют напорный рукав к тросу с опорожненной дополнительной емкостью и поднимают их вместе на вертолет. Их совместный подъем «экономит» последующие движения устройства «подъема-спуска» троса. На вертолете напорный рукав отсоединяют от троса и стыкуют его с эжекторным насосом, служащим для уменьшения вероятности разрыва пожарного напорного рукава, а также для подачи воды из резервной емкости через кран переключения в брандспойт. После этого включают пожарный и эжекторный насосы, продолжают тушение пожара до его полной ликвидации, повторяя, при необходимости, вышеописанные действия и подключение резервной емкости вертолета

При совместном пожаротушении в прототипе на пожарной машине расстопаривают напорный рукав, намотанный на ее барабане, на вертолете приводят в действие устройство «подъема-спуска» троса, опускают его к пожарной машине и соединяют с напорным рукавом, поднимают трос с напорным рукавом на вертолет и стыкуют напорный рукав через эжекторный насос с брандспойтом вертолета, включают на пожарной машине пожарный насос, подают воду через напорный рукав к крану переключения, к которому при необходимости подключают и резервную емкость, а затем через эжекторный насос и расположенный на его оси брандспойт, направляют струю воды на очаг пожара.

При израсходовании воды и отсутствии поблизости водоемов или их недоступности для наземного транспорта - используют предложенный способ. Доставка воды вертолетом значительно быстрее, чем наземным транспортом. Поэтому доставляют воду к месту пожара вертолетом, для чего используют дополнительную емкость для забора воды и устройство «подъема-спуска» троса для забора воды и ее транспортировки к месту пожара. Слив воды в накопительную емкость производят через ее крышу, которую затем закрывают. Заправка резервной емкости возможна либо предварительно, до пожара, либо подачей через напорный рукав при соответствующем положении крана переключения. В дальнейшем тушение пожара производят аналогично вышеописанному.

Предлагаемый способ позволяет, в комплексе решать сложные, задачи по тушению пожаров в самых разнообразных условиях с достаточной эффективностью, что подтверждается проведенными испытаниями. При наличии и использовании водопроводной сети и/или естественных источников полностью обеспечивается непрерывность пожаротушения. При их же отсутствии пожаротушение не прекращается, как в прототипе. Оно лишь несколько замедляется, но при подключении второго вертолета, даже не пожарного, непрерывность пожаротушения сохраняется (чего нельзя достичь в прототипе).

Пожаротушение с использованием предлагаемого способа позволяет увеличить чистое время тушения пожара, исключить холостые перемещения наземной пожарной машины в условиях завалов, необходимые для перезаправки накопительной емкости, сэкономить, количество участвующих в пожаротушении машин, а также менять направления (±360 градусов) пожаротушения без изменения исходной позиции наземной пожарной машины.

Источники информации

1. Агейкин Я.С. и др. Боевые колесные машины. М.: Воениздат, 1974, с.3-12.

2. Шефер В.Э. и др. Организация внутреннего порядка и службы в парке воинской части. Учебное пособие. М.: ВАБТВ, 1989, с.24-26, 50-58, 177-181.

3. Водоцистерна пожарного автомобиля. Авторское свидетельство № 1602552, 1990.

4. Пожарный автомобиль. Авторское свидетельство № 910165, 1982.

5. Бронированная машина. Патент на изобретение РФ № 2055614, 1996.

6. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева - М.: Издательство «Флайт», Информационно-издательский центр «Геополитика», 2001. 240 с.

7. Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Воениздат, 1979. с.5-32, 43-48, 509-518.

8. Современные технологии защиты и спасения / Под общ. ред. Р.Х. Цаликова; МЧС России. - М.: Деловой Экспресс, 2007. - 288 с.

9. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы V Научно-практической конференции; МЧС России. - М.: «ИПП «Куна», 2008. - 216 с.

10. Система пожаротушения. WO 2008079035. Изобретения стран мира. Вып.9, № 7/2009 - Прототип.

Класс A62C27/00 Пожарные машины

пожарно-спасательный мотоцикл -  патент 2526715 (27.08.2014)
пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя -  патент 2522981 (20.07.2014)
пожарно-спасательная машина -  патент 2517008 (27.05.2014)
устройство для спасения людей -  патент 2513859 (20.04.2014)
способ пожаротушения -  патент 2508144 (27.02.2014)
мотоцикл для тушения пожара -  патент 2502537 (27.12.2013)
станция пожаротушения инертной пеной -  патент 2499624 (27.11.2013)
установка для пожаротушения -  патент 2498830 (20.11.2013)
автоматическое дозирующее устройство -  патент 2480258 (27.04.2013)
ленто-трубный способ тушения лесного пожара с преобразующими съемными звеньями -  патент 2470685 (27.12.2012)
Наверх