система добычи, хранения и выгрузки природного газа

Классы МПК:B63B27/25 для материалов в виде жидкотекучей массы
B63B27/34 с использованием трубопроводов
B63B35/44 плавучие сооружения, склады, буровые платформы, мастерские, например снабженные устройствами для отделения воды от нефти или масла
B63B25/12 в закрытых цистернах (танках) 
F17D1/18 нагреванием
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Суслов Александр Николаевич (RU),
Милославская Светлана Владимировна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-05-30
публикация патента:

Изобретение относится к области судостроения и морского транспорта, а более конкретно к эксплуатации и конструкции судов для добычи, хранения и выгрузки природного газа. Система включает добывающее судно, на котором происходит добыча природного газа, и судно-хранилище сжиженного природного газа (СПГ), связанное с первым судном посредством трубопровода. Для обеспечения безопасности процесс сжижения природного газа происходит на добывающем судне, а хранение и отгрузка СПГ осуществляется на судне-хранилище, которое удалено от первого судна на взрывобезопасное расстояние. Передача СПГ от первого судна ко второму осуществляется по плавучему теплоизолированному трубопроводу, имеющему необходимую плавучесть и жесткость и связанного с судами посредством шарнирного соединения. Обеспечивается безопасность судов во время их эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. система добычи, хранения и выгрузки природного газа, патент № 2502628

Рисунки к патенту РФ 2502628

система добычи, хранения и выгрузки природного газа, патент № 2502628 система добычи, хранения и выгрузки природного газа, патент № 2502628

Изобретение относится к области судостроения и морского транспорта, а более конкретно к эксплуатации и конструкции судов для добычи, хранения и выгрузки природного газа - судов типа Floating Production Storage and Offloading Unit (FPSO).

Известны суда типа FPSO, представляющие собой систему добычи природного газа, его хранения и выгрузки, включающую также оборудование по сжижению природного газа, для последующей его транспортировки [Караев Р.Н., Разуваев В.Н., Портной А.С. Океанотехника и морские операции на шельфе. - СПб.: Моринтех, 2008.].

К недостаткам указанного типа судов относится вероятность возникновения аварийной ситуации, обусловленная тем, что на судне сосредоточено большое количество опасных технологических процессов: добыча, сжижение, отгрузка, которые осуществляются с применением различного оборудования. Следовательно, существует риск возникновения тяжелой аварийной ситуации: пожар и взрыв всего хранящегося на судне сжиженного газа.

Сжиженный природный газ (СПГ) хранится на добывающем судне до момента отгрузки его на танкер-челнок. Для хранения используются грузовые танки. Также известна схема, когда СПГ добывается и проходит первичную обработку на одном судне, а последующее его сжижение и хранение происходит на втором судне (патент США № US 6889522 В2). При этом газ с первого судна передается на второе судно посредством плавучего трубопровода.

К недостаткам известной схемы относится то, что сжижение природного газа осуществляется на втором судне. Это приводит к риску возникновения пожара (взрыва) всего объема хранимого сжиженного газа из-за возможных аварий при операциях по сжижению газа. Также в указанном патенте не учтена возможность использования схемы в условиях арктического шельфа, а именно возможное повреждение трубопровода льдами.

Заявляемое изобретение направлено на обеспечение безопасности при функционировании судов типа FPSO.

Для достижения указанной цели предлагается разделить добычу, сжижение и хранение СПГ за счет использования двух судов. На первом судне предлагается осуществлять добычу и сжижение газа, а на втором хранение - и отгрузку СНГ.

Эффективность предлагаемого решения достигается за счет удаления судна-хранилища СПГ от добывающего судна FPSO на определенное расстояние.

Сущность изобретения видна из рис.1, где показан общий вид предлагаемой схемы. На рис.2 показана схема теплоизолированного трубопровода с элементами плавучести и жесткости, имеющего шарнирное закрепление с добывающим судном и судном-хранилищем.

Рис.2. Схема трубопровода, соединяющего добывающее судно и судно-хранилище

Предлагаемая схема работает следующим образом. На судне типа FPSO 1 добывается природный газ, происходит его обработка, сжижение. Затем по трубопроводу 3 СПГ передается на судно-хранилище 2. Трубопровод 3 может быть выполнен как в надводном исполнении, так и в подводном. Подводное исполнение трубопровода может быть использовано в ледовых условиях, чтобы предотвратить повреждение трубопровода 3. Теплоизолированный трубопровод 3 при эксплуатации в подводном исполнении имеет плавучесть 4, а элементы жесткости 5 обеспечивают его фиксацию в заданном положении. Трубопровод 3 имеет шарнирное закрепление с добывающим судном 1 и судном-хранилищем 2. Такой тип закрепления не будет препятствовать вращению судна типа FPSO 1 вокруг турели. При необходимости (шторм, невозможность противостояния перемещениям ледового поля) шарнирные элементы соединения двух судов могут быть разъединены, а затем опять соединены.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Система добычи, хранения и выгрузки природного газа, включающая добывающее судно, на котором происходит добыча природного газа, и судно-хранилище сжиженного природного газа, связанное с первым судном посредством трубопровода, отличающаяся тем, что для обеспечения безопасности процесс сжижения природного газа происходит на добывающем судне, а хранение и отгрузка сжиженного природного газа осуществляется на судне-хранилище, которое удалено от первого судна на взрывобезопасное расстояние, передача сжиженного природного газа от первого судна ко второму осуществляется по плавучему теплоизолированному трубопроводу, имеющему необходимую плавучесть и жесткость и связанному с судами посредством шарнирного соединения.

2. Система добычи, хранения и выгрузки природного газа по п.1, отличающаяся тем, что для использования системы в ледовых условиях соединяющий трубопровод выполнен в подводном исполнении.


Скачать патент РФ Официальная публикация
патента РФ № 2502628

patent-2502628.pdf
Патентный поиск по классам МПК-8:

Класс B63B27/25 для материалов в виде жидкотекучей массы

Класс B63B27/34 с использованием трубопроводов

Патенты РФ в классе B63B27/34:
разъединяемое швартовное устройство -  патент 2493041 (20.09.2013)
плавучая платформа, оснащенная турелью с опорами качения, расположенными вне воды -  патент 2492102 (10.09.2013)
плавучая платформа с турелью, оснащенной отсоединяемым буем для крепления соединительных труб, проходящих от дна к поверхности -  патент 2492101 (10.09.2013)
система транспортировки углеводородов с поворотной стрелой -  патент 2489303 (10.08.2013)
отсоединяемая турельная якорная система с вращаемой поворотной платформой -  патент 2489300 (10.08.2013)
отсоединяемая система турельного причала с утяжеленным причальным буем, несущим водоотделяющую колонну -  патент 2487044 (10.07.2013)
плавучая платформа, содержащая турель, снабженную двумя буями, к которым прикреплены якорные линии и соединительные трубопроводы связи с морским дном -  патент 2485003 (20.06.2013)
морская платформа типа нефтехранилища с беспричальным наливом и способ отделения верхней конструкции корпуса от плавучего нижнего модуля указанной платформы -  патент 2481222 (10.05.2013)
система загрузки для работы в водах, забитых льдом -  патент 2475405 (20.02.2013)
система для перекачки жидкости такой, как природный сжиженный газ, из корабля, как рейдовый танкер, и плавучей или неподвижной единицы -  патент 2455224 (10.07.2012)

Класс B63B35/44 плавучие сооружения, склады, буровые платформы, мастерские, например снабженные устройствами для отделения воды от нефти или масла

Патенты РФ в классе B63B35/44:
способ разработки углеводородных месторождений арктического шельфа и технические решения для реализации способа -  патент 2529683 (27.09.2014)
плавучая парковочная платформа -  патент 2529124 (27.09.2014)
устройство для приема и переработки жидкостей, включая плавучий объект, снабженное одноточечной системой постановки на мертвый якорь -  патент 2529114 (27.09.2014)
полупогружная буровая платформа катамаранного типа -  патент 2529098 (27.09.2014)
способ перемещения плавучей буровой установки средствами комплекса транспортных судов на воздушной подушке -  патент 2526431 (20.08.2014)
устройство для выравнивания натяжения якорных тросов или цепей -  патент 2524292 (27.07.2014)
способ обеспечения электроэнергией потребителей в условиях замерзающих арктических морей и комплекс технических средств для осуществления способа -  патент 2522698 (20.07.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
морская плавучая платформа -  патент 2519580 (20.06.2014)

Класс B63B25/12 в закрытых цистернах (танках) 

Класс F17D1/18 нагреванием





Наверх