спасательное устройство

Классы МПК:A62B1/10 механического действия 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Попов Валерий Васильевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-09-13
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам экстренной эвакуации преимущественно для спуска людей из зданий с тормозным механизмом механического действия. Спасательное устройство содержит два аналогично расположенных страховочных троса с карабином, узел фиксации в виде пояса с пряжкой и тормозной механизм. Запасы страховочных тросов размещены в поясе. Тормозной механизм расположен на тросах между узлом фиксации и карабином. Тормозной механизм выполнен в виде отдельного корпуса, содержащего направляющие каналы и клиновидные тормозные элементы и обеспечивающего независимое торможение обоих спасательных тросов. Между тормозным механизмом и выходом из пряжки пояса спасательных тросов последние пропущены через гибкие трубки. Изобретение позволяет повысить надежность спасательного устройства. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

спасательное устройство, патент № 2502533 спасательное устройство, патент № 2502533 спасательное устройство, патент № 2502533 спасательное устройство, патент № 2502533 спасательное устройство, патент № 2502533

Формула изобретения

1. Спасательное устройство, содержащее страховочный трос с карабином, узел фиксации в виде пояса с пряжкой, в котором размещен запас страховочного троса, и тормозной механизм, расположенный на тросе между узлом фиксации и карабином, отличающееся тем, что содержит второй страховочный трос, расположенный аналогично первому, а тормозной механизм выполнен в виде отдельного корпуса, содержащего направляющие каналы и клиновидные тормозные элементы и обеспечивающего независимое торможение обоих спасательных тросов, причем между тормозным механизмом и выходом из пряжки пояса спасательных тросов последние пропущены через гибкие трубки.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что к поясу прикреплен регулируемый ремень, который при необходимости пропускается между ногами пользователя.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тормозной механизм снабжен электронным блоком, обеспечивающим возможность регулирования тормозного усилия и/или передачи информационных сообщений.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что запас каждого страховочного троса образует вязаное изделие, выполненное с предварительным натяжением троса.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что запас каждого страховочного троса расположен в поясе путем упорядоченной укладки без образования петель.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что запас каждого страховочного троса уложен в чехол.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый страховочный трос покрыт полимером, например полиуретаном с высокой степенью адгезии к страховочному тросу.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый страховочный трос обвит термостойким и износостойким защитным элементом, выполненным в виде мононити, волокна, нетканого материала или дополнительного троса.

9. Устройство по любому из пп.1, 7 и 8, отличающееся тем, что каждый страховочный трос выполнен в виде любого из мононити, волокна, нетканого материала, спряденной мононити, спряденного волокна, спряденного нетканого материала или соткан из указанных элементов с образованием тканого материала, в котором составляющие троса в местах взаимных контактов дополнительно скреплены.

10. Устройство по п.9, отличающееся тем, что составляющие каждого страховочного троса скреплены клеящим материалом, шитьем или термической сваркой.

11. Устройство по п.1, отличающееся тем, что содержит дополнительные запасы страховочных тросов, сформированные в виде одного или нескольких элементов или частей элементов одежды или обуви, например карманов, перчаток, головного убора, сумки, рюкзака.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам экстренной эвакуации и предназначено преимущественно для спуска людей из зданий с тормозным механизмом механического действия.

Известно спасательное устройство, содержащее страховочный трос с карабином, узел фиксации в виде пояса с пряжкой, в котором размещен запас страховочного троса, и тормозной механизм, расположенный на тросе между узлом фиксации и карабином (см. RU 2422174, кл. А62В 1/10, опубл. 27.06.2011). Недостатками известного устройства являются неудобство пользования и ненадежность механизма торможения, а также полный выход из строя при обрыве троса.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков. Технический результат заключается в повышении надежности спасательного устройства. Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что спасательное устройство, содержащее страховочный трос с карабином, узел фиксации в виде пояса с пряжкой, в котором размещен запас страховочного троса, и тормозной механизм, расположенный на тросе между узлом фиксации и карабином, содержит второй страховочный трос, расположенный аналогично первому, а тормозной механизм выполнен в виде отдельного корпуса, содержащего направляющие каналы и клиновидные тормозные элементы и обеспечивающего независимое торможение обоих спасательных тросов, причем между тормозным механизмом и выходом из пряжки пояса спасательных тросов последние пропущены через гибкие трубки. К поясу предпочтительно прикреплен регулируемый ремень, который при необходимости пропускается между ногами пользователя. Тормозной механизм предпочтительно снабжен электронным блоком, обеспечивающим возможность регулирования тормозного усилия и/или передачи информационных сообщений. Запас каждого страховочного троса может образовывать вязаное изделие, выполненное с предварительным натяжением троса, или может быть расположен в поясе путем упорядоченной укладки без образования петель. Запас каждого страховочного троса может быть уложен в чехол. Каждый страховочный трос предпочтительно покрыт полимером, например, полиуретаном с высокой степенью адгезии к страховочному тросу. Каждый страховочный трос предпочтительно обвит термостойким и износостойким защитным элементом, выполненным в виде мононити, волокна, нетканого материала или дополнительного троса, Каждый страховочный трос может быть выполнен в виде любого из мононити, волокна, нетканого материала, спряденной мононити, спряденного волокна, спряденного нетканого материала или соткан из указанных элементов с образованием тканого материала, в котором составляющие троса в местах взаимных контактов дополнительно скреплены клеящим материалом, шитьем или термической сваркой. За счет скрепления каждый страховочный трос может распускаться из тканого материала с усилием, которое частично компенсирует действие тормозного механизма. Спасательное устройство может содержать дополнительные запасы страховочных тросов, сформированные в виде одного или нескольких элементов или частей элементов одежды или обуви, например, карманов, перчаток, головного убора, сумки, рюкзака.

На фиг.1 представлен общий вид предлагаемого устройства в рабочем положении;

на фиг.2 - разрез А-А по фиг.1;

на фиг.3 - разрез Б-Б по фиг.1;

на фиг.4 - тормозной механизм предлагаемого устройства в разрезе, вид спереди;

на фиг.5 - тормозной механизм предлагаемого устройства в разрезе, вид сбоку.

Спасательное устройство включает пояс 1 с регулируемой по размеру пряжкой 2 и регулируемый ремень 3, который при необходимости пропускается между ногами пользователя, для фиксации спасаемого по размеру «U» или груза посредством фиксатора 4.

В поясе 1 размещаются два распускаемых запаса спасательных тросов 5, которые заключены в защитный тканевый чехол 6 и разделены гибкой или жесткой прокладкой 7. Спасательные тросы 5 выходят из пояса 1 в зоне пряжки 2 и через две гибкие трубки 8, помещенные в оправку 9, проходят через тормозной механизм 10. Этот участок устройства необходим как для удержания спасаемого, так и для предохранения тросов от повреждения. На конце тросов 5 после тормозного механизма устанавливается карабин 11 для закрепления тросов в покидаемом помещении.

Тормозной механизм 10 содержит направляющие каналы 12 и расположенные в них клиновидные тормозные элементы 13, обеспечивающие надежное (более надежное, чем тормозные ролики, используемые в прототипе) и независимое торможение обоих спасательных тросов 5. Тормозные элементы 13 зажимают тросы 5 под действием кулачкового рычага 14, а начальное усилие регулируется винтами 15. Положение рычага 14 определяется соотношением усилий на возвратной пружине 16 и гибком управляющем шнуре 17. Тормозной механизм 10 может быть дополнительно прикреплен к поясу 1 посредством проушины 18.

Тормозной механизм 10, выполняет следующие функции:

- осуществляет регулирование скорости спуска от 0 до 2,5 м/с;

- обеспечивает работу тросов и стопорит движение в случае обрыва;

- служит элементом страховки и удержания от переворота спасаемого;

- служит корпусом для установки электронного блока системы информации и оповещения.

Для компактного размещения и исключения запутывания запас каждого страховочного троса может образовывать вязаное изделие, выполненное с предварительным натяжением троса, или может быть расположен в ремне путем упорядоченной укладки без образования петель. Кроме того, спасательное устройство может содержать дополнительные запасы страховочных тросов, сформированные в виде одного или нескольких элементов или частей элементов одежды или обуви, например, карманов, перчаток, головного убора, сумки, рюкзака.

Для предотвращения истирания каждый страховочный трос предпочтительно покрыт полимером, например, полиуретаном с высокой степенью адгезии к страховочному тросу. Для обеспечения безопасности в экстремальных условиях каждый страховочный трос 5 обвит термостойким и износостойким защитным элементом, выполненным в виде мононити, волокна, нетканого материала или дополнительного троса, Для обеспечения возможности комплектования устройства с несколькими весовыми диапазонами, например 50-80; 80-100 и т.д., страховочные тросы 5 выполнены в виде мононити, волокна, нетканого материала, спряденной мононити, спряденного волокна, спряденного нетканого материала или сотканы из указанных элементов с образованием тканого материала, имеющего соответствующие прочностные характеристики, в котором составляющие троса в местах взаимных контактов дополнительно скреплены клеящим материалом, шитьем или термической сваркой. За счет скрепления каждый страховочный трос может распускаться из тканого материала с усилием, которое частично компенсирует действие тормозного механизма.

Устройство работает следующим образом.

В случае возникновения экстренной ситуации, ведущей к необходимости, например, эвакуации из здания с большой высоты, пояс 1 и ремень 3 крепятся на пользователе (при этом выбирается устройство с тросом необходимого весового диапазона). Затем с помощью карабина 11 концы дублирующих друг друга страховочных тросов 5 крепят к трубе отопления, громоздкому предмету или другому доступному неподвижному элементу интерьера. После чего осуществляют спуск. Скорость движения вплоть до полной остановки регулируется силой натяжения управляющего шнура 17, передающего нагрузку через клиновидные тормозные элементы 13 на тросы 5, зажимаемые в каналах 12.

Малые размеры и простота конструкции предлагаемого устройства позволяют всегда носить его с собой, обеспечивая безопасность его обладателя в экстремальных условиях. Изобретение не ограничивается приведенным примером его реализации и может также быть использовано в других критических ситуациях, требующих применения прочного легкого троса большой длины (спуск и подъем людей в горах и др.).

Класс A62B1/10 механического действия 

Наверх