коробка скоростей автотракторной техники

Классы МПК:F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них 
F16H37/02 содержащие только зубчатые или фрикционные передачи или их комбинации 
F16H3/091 с одним промежуточным валом
B60K17/08 механического типа 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Автономная некоммерческая организация научно-технологический парк Оренбургского государственного университета (АНО "Технопарк ОГУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-06-05
публикация патента:

Изобретение относится к области автотракторной техники, конкретно к коробкам передач (скоростей) с зубчатыми колесами. Коробка скоростей состоит из основного блока и блока заднего хода с размещенными в блоках несоосными валами. На валах установлены пятнадцать не связанных и связанных шестерен и соединительные муфты. Основной блок коробки снабжен одним промежуточным валом, на котором размещены две не связанные и три связанные шестерни. Блок заднего хода снабжен осью для размещения шестерен. Достигается расширение эксплуатационных возможностей автотракторной техники за счет увеличения количества передач заднего хода на две, а также снижение материалоемкости и веса коробки. 3 ил. коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304

коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304 коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304 коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304

Формула изобретения

Коробка скоростей автотракторной техники, состоящая из основного блока и блока заднего хода с размещенными в блоках несоосными валами с установленными на них 15-ю несвязанными и связанными шестернями и соединительными муфтами, отличающаяся тем, что основной блок коробки снабжен одним промежуточным валом, на котором размещены две несвязанные и три связанные шестерни, а блок заднего хода снабжен осью для размещения двух шестерен.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автотракторной техники, конкретно к коробкам передач (скоростей) с зубчатыми колесами, обеспечивающим геометрический ряд частот вращения выходного вала.

Известны коробки скоростей ступенчатого типа (Афанасьев, Б.А. Проектирование полноприводных колес машин / Б.А. Афанасьев, Б.Н. Белоусов, Л.Ф. Жеглов, и др.; Под общ. Ред. А.А. Полунгяна. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. - 640 с.).

Указанные коробки могут иметь базовые коробки и дополнительные коробки, которые расширяют возможности базовых коробок. Эти коробки имеют увеличенную длину в осевом направлении, соосное соединение валов между опорами, завышенное число зубчатых колес, и пониженную жесткость валов.

Известны коробки скоростей ступенчатого типа с двумя связанными шестернями (связанные шестерни - шестерни или зубчатые колеса, участвующие в двух или более передаточных отношениях) (Муллабаев, А.А. Коробки передач со связанными шестернями: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.А. Муллабаев. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2001, - 110 с.).

Данные коробки уменьшают количество используемых зубчатых колес на две единицы и сокращают осевую длину коробки на четыре ширины шестерни при условии, что модуль зубчатых колес одинаков, а также имеют большее количество ступеней частот вращения в заданном диапазоне регулирования, но не могут применяться в транспортных средствах с реверсивным движением.

Известна коробка скоростей трактора Т-170 (Забегалов, Г.В. Бульдозеры, скреперы, грейдеры / Г.В. Забегалов, Э.Г. Ронинсон. Учебник для ПТУ. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.; Высш. шк., 1991. - 334 с.: ил.).Коробка трактора Т-170 выполнена в виде основного блока и блока заднего хода с размещенными в них несоосными валами с установленными на них 15-ю не связанными и связанными шестернями и соединительными муфтами, причем основной блок коробки снабжен двумя основными и двумя промежуточными валами, на первом промежуточном валу основного блока размещены одна не связанная и одна связанная шестерни.

Коробка при движении трактора «вперед» обеспечивает восемь скоростей и при движении «назад» - четыре скорости.

Недостатками коробки являются увеличенные радиальные габариты и металлоемкость, обусловленные завышенным количеством валов, и недостаточное количество скоростей при движении «назад».

Данное решение является наиболее близким к предлагаемому.

Техническим результатом предлагаемого решения является увеличение количества передач заднего хода на две, уменьшение массы коробки за счет использования короткой оси взамен протяженного вала.

Задача решается тем, что в коробке скоростей автотракторной техники, состоящей из основного блока и блока заднего хода с размещенными в блоках несоосными валами с установленными на них 15-ю не связанными и связанными шестернями и соединительными муфтами, основной блок коробки снабжен одним промежуточным валом, на котором размещены две не связанные и три связанные шестерни, а блок заднего хода снабжен осью для размещения двух шестерен.

На Фиг.1 изображена предлагаемая схема трехсвязной коробки скоростей автотракторной техники.

На Фиг.2 изображена известная схема коробки скоростей трактора Т-170 с одной связанной шестерней (шестерня заштрихована).

На Фиг.3 изображена структурная сетка (лучевая диаграмма) изображенной на фиг.2 коробки скоростей.

Коробка скоростей автотракторной техники имеет восемь скоростей «вперед» и шесть скоростей «назад» при 15 шестернях и 4-х соединительных муфтах, размещенных на трех несоосных валах основного блока и одной оси блока заднего хода.

Коробка скоростей автотракторной техники состоит из:

Основного блока - 1; блока заднего хода (обведен пунктиром) - 2; входного вала - 3; промежуточного вала - 4; выходного вала - 5; оси блока заднего хода - 21; шестерен - 6коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304 20, из которых шестерни 9, 11 и 12 (заштрихованы) являются связанными; соединительных муфт - А, Б, Д, Ж.

Шестерни 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 19 и 20 выполнены с возможностью свободного вращения на валах; шестерни 9, 10, 11, 12, 17 и 18 выполнены неподвижно соединенными с валами, шестерни 19 и 20 выполнены объединенными в блок 22; соединительная муфта А - односторонняя, муфты Б, Д, Ж - двусторонние.

Обозначения на фиг.3:

Dкм - диапазон коробки передач; q - знаменатель геометрической прогрессии; 3, 4, 5 - валы основного блока; I, II, III - лучи структурной сетки, показывающие передачи «вперед» между валами I и II; IV, V, VI -лучи структурной сетки, показывающие передачи между валами II и III при движении «вперед»; VII - лучи структурной сетки, показывающие передачи между валами II и III при движении «назад» (показаны пунктиром);

Предлагаемая коробка скоростей работает следующим образом.

Исходное (не рабочее) состояние коробки соответствует нахождению соединительных муфт А, Б, Д, Ж в состоянии «выключено» (как показано на фиг.1).

Осуществление переключения соединительных муфт А, Б, Д, Ж коробки скоростей автотракторной техники и блока шестерен заднего хода при получении скоростей движения автотракторной техники «вперед» (при этом шестерни 19 и 20 должны быть выведены из зацепления с шестернями 16 и 18 соответственно - блок 22 на оси 21 находится в левом положении, см. фиг.1):

- первая передача: включается муфта А перемещением по валу 3 влево (фиг.2), вращающий момент через шестерни 6 и 9 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу III на фиг.3); муфта Д включается перемещением по валу 5 вправо, вращающий момент через шестерни 10 и 14 передается на вал 5 (соответствует лучу VI в точке 1 на фиг.3);

- вторая передача: выключается муфта А перемещением по валу 3 вправо, включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо, вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу II на фиг.3); муфта Д остается в положении, соответствующем первой передаче, вращающий момент через шестерни 10 и 14 передается на вал 5 (соответствует лучу VI в точке 2 на фиг.3);

- третья передача: включается муфта Б перемещением по валу 3 влево, вращающий момент через шестерни 7 и 11 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу I на фиг.3); муфта Д остается в положении, соответствующем первой передаче, вращающий момент через шестерни 10 и 14 передается с вала 4 на вал 5 (соответствует лучу VI в точке 3 на фиг.3);

- четвертая передача: муфты Б и Д устанавливаются в положение «выключено», включается муфта А перемещением по валу 3 влево, вращающий момент через шестерни 6 и 9 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу III на фиг.3); муфта Ж включается перемещением на валу 5 влево, вращающий момент передается через шестерни 11 и 15 на вал 5 (соответствует лучу V в точке 4 на фиг.3);

- пятая передача: выключается муфта А и включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо, вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу II на фиг.3); муфта Ж остается в положении четвертой передачи, вращающий момент передается через шестерни 11 и 15 с 4 вала на 5 (соответствует лучу V в точке 5 на фиг.3);

- шестая передача: выключаются муфта Б и муфта Ж, включается муфта А, вращающий момент через шестерни 6 и 9 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу III на фиг.3); муфта Д включается перемещением по валу 5 влево, вращающий момент через шестерни 9 и 13 передается с 4 вала на 5 (соответствует лучу IV в точке 6 на фиг.3);

- седьмая передача: выключается муфта А, включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо, вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу II на фиг.3); муфта Д остается в положении шестой передачи, вращающий момент через шестерни 9 и 13 передается с 4 вала на 5 (соответствует лучу IV в точке 7 на фиг.3);

- восьмая передача: включается муфта Б перемещением по валу 3 влево, вращающий момент через шестерни 7 и 11 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу I на фиг.3); муфта Д остается в положении шестой передачи, вращающий момент через шестерни 9 и 13 передается с 3 вала на 4 (соответствует лучу IV в точке 8 на фиг.3).

Осуществление переключения соединительных муфт А,Б,Д,Ж коробки скоростей автотракторной техники и блока шестерен заднего хода при получении скоростей движения «назад»:

- первая передача: шестерня 20 вводится в зацепление с шестерней 18 и 17. Включается муфта А перемещением по валу 3 влево. Вращающий момент через шестерни 6 и 9 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу III на фиг.3). Далее вращающий момент через шестерни 17, 20 и 18 передается с вала 4 на вал 5 (соответствует лучу VII в точке Г на фиг.3);

- вторая передача: выключается муфта А, включается муфта Б перемещением по валу 3 влево. Вращающий момент через шестерни 7 и 11 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу II на фиг.3) и далее, как в первой передаче «назад» (соответствует лучу VII в точке 2коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304 на фиг.3);

- третья передача: включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо. Вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу III на фиг.3) и далее, как в первой передаче «назад» (соответствует лучу VII в точке 3коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304 на фиг.3);

- четвертая передача: все муфты находятся в положении «выключено». Шестерня 19 вводится в зацепление с шестерней 16 и 12. Включается муфта Ж перемещением по валу 5 вправо. Включается муфта А перемещением по валу 3 влево. Вращающий момент через шестерни 12, 19 и 16 передается с вала 4 на вал 5 (соответствует лучу VII в точке 4коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304 на фиг.3);

- пятая передача: выключается муфта А, включается муфта Б перемещением по валу 3 влево. Вращающий момент через шестерни 7 и 11 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу II на фиг.3). Далее, как в четвертой передаче «назад» (соответствует лучу VII в точке 5коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304 на фиг.3);

- шестая передача: включается муфта Б перемещением по валу 3 вправо. Вращающий момент через шестерни 8 и 12 передается с вала 3 на вал 4 (соответствует лучу I на фиг.3). Далее, как в четвертой передаче «назад» (соответствует лучу VII в точке 6коробка скоростей автотракторной техники, патент № 2495304 на фиг.3).

Таким образом, по сравнению с прототипом, предлагаемое решение коробки скоростей автотракторной техники обеспечивает увеличение количества передач заднего хода на две.

Материалоемкость и вес коробки уменьшаются за счет использования трех связанных шестерен вместо одной и замены протяженного вала короткой осью блока заднего хода.

Класс F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них 

хвостовой вал трансмиссии вертолета -  патент 2521059 (27.06.2014)
приводное устройство -  патент 2487453 (10.07.2013)
устройство вала и способ поддерживания вала -  патент 2478842 (10.04.2013)
модуль трансмиссии и сборочный узел трансмиссии -  патент 2454580 (27.06.2012)
механизм автоматического переключения передач -  патент 2450187 (10.05.2012)
зубчатая передача для защиты интегрированного максимального момента, шестеренчатая коробка передач, содержащая такую передачу, и газотурбинный двигатель -  патент 2418216 (10.05.2011)
редукторный привод с креплением приводного элемента на опорах без осевого люфта, прежде всего для перемещения подвижной детали в автомобиле -  патент 2404388 (20.11.2010)
конечная передача транспортного средства -  патент 2392519 (20.06.2010)
способ сборки шевронного зубчатого колеса -  патент 2379167 (20.01.2010)
зубчатый редуктор -  патент 2375622 (10.12.2009)

Класс F16H37/02 содержащие только зубчатые или фрикционные передачи или их комбинации 

Класс F16H3/091 с одним промежуточным валом

Класс B60K17/08 механического типа 

Наверх