Поиск патентов
ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК В РФ

способ подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива

Классы МПК:F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них
F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-10
публикация патента:

Предлагаемый способ относится к ракетной технике и предназначен для подготовки внутренней поверхности корпуса твердотопливного ракетного двигателя перед заливкой в корпус смесевого топлива. При подготовке внутренней поверхности корпуса перед заливкой смесевого топлива наносят на внутреннюю поверхность корпуса двигателя теплозащитное покрытие, выполненное с защитно-крепящим слоем, состоящим из герметизирующего слоя резины и слоя объемной эластичной ткани с развитой поверхностью. Непосредственно перед заливкой в корпус смесевого топлива удаляют объемную ткань с развитой поверхностью защитно-крепящего слоя. Изобретение позволяет упростить подготовку корпуса двигателя перед заливкой в него смесевого топлива без снижения прочности скрепления топлива с корпусом, а также уменьшить пассивную массу двигателя.

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного твердотопливного двигателя перед заливкой в него смесевого топлива.

Корпус ракетного твердотопливного двигателя имеет на внутренней поверхности теплозащитное покрытие (ТЗП). В связи с тем, что предприятие-изготовитель корпуса двигателя с ТЗП и предприятие, которое заливает смесевое топливо в корпус двигателя, находятся в разных городах, то возникает необходимость в транспортных операциях, а это приводит к необходимости защиты ТЗП от внешних воздействий при транспортировке для обеспечения необходимой адгезии топливного заряда к ТЗП.

Известно техническое решение по патенту RU 2242451, 29.07.2003, МПК7 C06D 5/00, которое принято в качестве первого аналога. Согласно указанному техническому решению на ТЗП наносят защитно-крепящий слой, состоящий из слоя резины и слоя из объемной эластичной ткани с развитой (гофрированной) поверхностью. Указанная ткань может быть капроновой или выполнена из другого материала, например, полимерного. Эта ткань в виде узких продольных полос наносится на внутреннюю поверхность корпуса.

Перед заливкой в корпус смесевого топлива для обеспечения надежного скрепления топливного заряда с корпусом на защитно-крепящий слой наносят неотвержденный крепящий состав, подвергают его сушке и обезжириванию, наносят вулканизирующую добавку. При этом крепящий состав и вулканизирующая добавка для удобства нанесения содержат в своем составе более 50% легколетучего токсичного и пожароопасного растворителя. Это довольно сложный и трудоемкий процесс подготовки внутренней поверхности корпуса двигателя перед заливкой в него смесевого топлива, который, кроме того, приводит к увеличению пассивной массы двигателя. Предлагаемое изобретение свободно от указанных недостатков.

Известен второй аналог способа подготовки внутренней поверхности корпуса твердотопливного двигателя перед заливкой в него смесевого топлива по патенту RU 2338916, 30.03.2007, МПК F02K 9/34.2006.01. Согласно данному способу защитно-крепящий слой исключается, что позволяет уменьшить пассивную массу двигателя, а ТЗП перед заливкой смесевого топлива в корпус облучают ультрафиолетовым излучением.

Указанный способ имеет недостатки, а именно:

- не обеспечивается защита TЗП при транспортировке корпуса с ТЗП от места изготовления корпуса к месту заливки смесевого топлива;

- требуется много времени для облучения всей внутренней поверхности крупногабаритного твердотопливного ракетного двигателя при использовании ультрафиолетовой лампы на 1000 Вт с длиной дуги 178 мм при расстоянии от места облучения 25 мм и длительностью облучения каждого места до 5-10 мин. (По оценкам этот процесс ультрафиолетового облучения крупногабаритного корпуса ракетного двигателя может продолжаться несколько суток);

- проблематично и уменьшение трудоемкости изготовления заряда за счет исключения операции нанесения защитно-крепящего слоя, так как этот слой наносится на заводе, где изготовляют корпус двигателя, а не там, где осуществляют заливку в корпус двигателя смесевого топлива. Предлагаемое изобретение свободно от перечисленных недостатков

Рассмотренное последнее техническое решение по патенту RU 2338916 является наиболее близким аналогом к заявленному предложению но достигаемому результату и выбрано в качестве прототипа.

В соответствии с предлагаемым способом подготовка внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива в корпус заключается в нанесении на внутреннюю поверхность корпуса двигателя теплозащитного покрытия, причем теплозащитное покрытие выполнено с защитно-крепящим слоем, состоящим из герметизирующего слоя резины и слоя объемной эластичной ткани с развитой поверхностью. Затем, непосредственно перед заливкой в корпус смесевого топлива, удаляют объемную ткань с развитой поверхностью защитно-крепящего слоя.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что непосредственно перед заливкой смесевого топлива в корпус, имеющий ТЗП и защитно-крепящий слой, удаляют тканевое покрытие защитно-крепящего слоя. При этом после удаления тканевого покрытия не требуется наносить вулканизирующую добавку и неутвержденный кренящий состав, сушить и обезжиривать последний. После удаления ткани на резиновом покрытии внутренней поверхности корпуса, контактирующей с заливаемым смесевым топливом, остается отпечаток ткани с развитой поверхностью, которая уже не нуждается в дальнейшей подготовке, так как на всех предварительных этапах технологического цикла поверхность ТЗП была защищена указанной тканью.

Процесс удаления ткани не сложен и решается с помощью простых технологических приспособлений, обусловленных конструктивными особенностями корпуса двигателя, например, с помощью приспособления в виде валика, на который сматывают узкие полоски этой ткани.

Реализация предлагаемого способа подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного твердотопливного двигателя перед заливкой в пего смесевого топлива позволяет упростить процесс подготовки внутренней поверхности корпуса, что является техническим результатом по отношению к прототипу (второму аналогу).

Следует отметить, что заявленное изобретение имеет преимущество и перед первым аналогом, поскольку позволяет уменьшить пассивную массу двигателя за счет удаления объемной эластичной ткани с развитой поверхностью.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива в корпус, заключающийся в нанесении на внутреннюю поверхность корпуса двигателя теплозащитного покрытия, отличающийся тем, что теплозащитное покрытие выполнено с защитно-крепящим слоем, состоящим из герметизирующего слоя резины и слоя объемной эластичной ткани с развитой поверхностью, при этом непосредственно перед заливкой в корпус смесевого топлива удаляют объемную ткань с развитой поверхностью защитно-крепящего слоя.


Скачать патент РФ Официальная публикация
патента РФ № 2493403

patent-2493403.pdf
Патентный поиск по классам МПК-8:

Класс F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них

Патенты РФ в классе F02K9/34:
корпус ракетного двигателя твердого топлива (варианты) и способ его изготовления (варианты) -  патент 2528194 (10.09.2014)
способ образования теплозащитного покрытия для камеры сгорания твердотопливного ракетного двигателя -  патент 2527224 (27.08.2014)
способ нанесения эластичного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса -  патент 2527009 (27.08.2014)
способ защиты от влаги корпусов из композиционных материалов -  патент 2525820 (20.08.2014)
оправка для нанесения эластичного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса -  патент 2518774 (10.06.2014)
ракетный двигатель староверова-13 -  патент 2517469 (27.05.2014)
способ изготовления корпуса ракетного двигателя из полимерных композиционных материалов и корпус ракетного двигателя из полимерных композиционных материалов -  патент 2505696 (27.01.2014)
корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционного материала -  патент 2496020 (20.10.2013)
способ изготовления внутреннего теплозащитного покрытия корпуса ракетного двигателя -  патент 2492340 (10.09.2013)
корпус ракетного двигателя с системой сбора информации -  патент 2492339 (10.09.2013)

Класс F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами

Патенты РФ в классе F02K9/24:
способ изготовления зарядов стт и формообразующая оснастка для его осуществления -  патент 2508464 (27.02.2014)
способ изготовления заряда смесевого твердого ракетного топлива -  патент 2451817 (27.05.2012)
способ бронирования заряда баллиститного твердого ракетного топлива торцевыми бронировками -  патент 2447309 (10.04.2012)
способ дожигания продуктов неполного сгорания при утилизации ракетных двигателей твердого топлива -  патент 2428578 (10.09.2011)
устройство для формования канального заряда из смесевого ракетного твердого топлива -  патент 2426000 (10.08.2011)
устройство для защиты секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания от прожига при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397353 (20.08.2010)
устройство подачи воды в секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397352 (20.08.2010)
способ снижения воздействия параметров ударной волны и смешанного парогазового потока в камере локализации, охлаждения и нейтрализации и газоприемнике, включающем газоход, при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе и устройство для его осуществления -  патент 2383765 (10.03.2010)
способ изготовления сферической накладки резинотканевого чехла -  патент 2365778 (27.08.2009)
карусельно-центробежный способ бронирования заряда из баллиститного топлива со скреплением его по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя -  патент 2360895 (10.07.2009)

Наверх