способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет

Классы МПК:B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-03-06
публикация патента:

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при спуске космического аппарата (КА) в атмосфере планет. В процессе спуска КА измеряют температуру (Т), скорость (первая производная Т') и ускорение (вторая производная Т") изменения Т нагрева КА в критической области. Если Т'>0 и Т"<0, то увеличивают угол атаки до выполнения условия Т'=0 и затем устанавливают значения углов крена и атаки для обеспечения условия спуска КА по изотемпературному участку (Т'=Т'=0), затем при достижении Т<0 устанавливают нулевой угол атаки, а угол крена устанавливают для достижения максимального значения аэродинамического качества и завершения участка торможения КА. Изобретение позволяет снизить максимальную Т нагрева КА в критической области. 1 ил.

способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059

Формула изобретения

Способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, заключающийся в его пространственной ориентации и управлении аэродинамическим торможением, стабилизации при входе в атмосферу по углам крена, рысканья и углу атаки, обеспечивающему максимальное аэродинамическое качество, определении текущих координат и скоростей полета космического аппарата и приведении в действие средств обеспечения посадки, отличающийся тем, что в процессе спуска непрерывно измеряют температуру Т внешней поверхности космического аппарата в ее критической области, по каждому измеренному значению температуры Т вычисляют скорость и ускорение ее изменения путем вычисления во времени соответственно первой Т' и второй Т" производных; при достижении второй производной отрицательных значений Т"<0 с сохранением первой производной положительных значений Т'>0 увеличивают угол атаки и продолжают спуск до выполнения условия равенства нулю первой производной Т'=0, после чего устанавливают значения углов крена и атаки, обеспечивающих выполнение условий равенства нулю первой и второй производных T'=Т"=0, при которых осуществляют спуск космического аппарата по изотемпературному участку; при достижении первой производной отрицательных значений Т'<0, устанавливают нулевой угол крена и угол атаки, обеспечивающий максимальное значение аэродинамического качества, и завершают участок торможения космического аппарата.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автоматизированных систем управления подвижными объектами, преимущественно космическими аппаратами (КА), и может быть использовано в отраслях промышленности, связанных с проектированием, созданием и управлением полетов КА.

Космические аппараты, осуществляющие спуск в атмосферах планет, как правило, содержат несущий теплоизолированный корпус, донный экран, средства управления полетом на атмосферном участке, блок полезной нагрузки, комплекс средств обеспечения посадки. Способ управления спуском КА в атмосферах планет включает ориентацию и управление его аэродинамическим торможением, стабилизацию по углам тангажа, рыскания и крена, определение текущих координат и скоростей полета, ввод в действие средств обеспечения посадки КА.

Процесс входа и полета КА в атмосфере планет сопровождается аэродинамическим нагревом (а при нерациональном управлении может привести и к обгару) теплозащитного покрытия корпуса КА. При этом в зависимости от скорости и угла входа в атмосферу, степень воздействия на теплозащитное покрытие КА может колебаться в довольно широких пределах, вплоть до термохимического разрушения и уноса материала покрытия корпуса до 30% от его первоначальной массы КА (Мишин В.П., Осин М.И. Введение в машинное проектирование летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1978) - [1]. Еще более значительной может быть потеря массы теплозащитного покрытия КА при спуске в атмосферах больших планет, где начальная скорость составляет 30-60 км/с. Так, исследования на моделях процесса разрушения КА водородно-гелиевой смесью, характерной для атмосферы Юпитера, показывают, что суммарный унос массы спускаемого КА составляет величину, сравнимую с его первоначальной массой (Иванов Н.М., Мартынов А.И. Движение космических летательных аппаратов в атмосферах планет. М.: Наука, 1985, стр.39) - [2]. Таким образом, одной из основных проблем управления при спуске КА в атмосфере планеты является обеспечение «комфортных» температурных условий, при которых минимизируется унос масс, замедляется процесс сублимирующего обгара и изменения аэродинамических форм КА. При нерациональном управлении может возникнуть существенный перегрев корпуса КА с последующим его разрушением и срывом выполнения целевых задач.

Согласно материалам работ (Allen J.J., Eggers A.J. A study of the motion and aerodynamic heating of ballistic missiles entering the earth's atmosphere at high supersonic speeds. Rept. 1381, 1958. NACA. - [3]; Шкадов Л.М., Буханова P.C., Илларионов В.Ф., Плохих В.П. Механика оптимального пространственного движения летательных аппаратов в атмосфере. М.: Машиностроение, 1970. - [4]; Н.М. Иванов, Н.Л. Соколов, О.А. Осокина. Об эффективности использования двухпараметрического управления углами атаки и крена при спуске КА в атмосфере Земли. Журнал «Космические исследования», том 36, № 5, сентябрь-октябрь 1998, стр.529) - [5], температура T в критической области корпуса КА может быть рассчитана по приближенной методике с использованием аналитических выражений:

способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059

способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059

способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059

V - скорость движения КА;

способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 - плотность атмосферы;

qконв - конвективный тепловой поток;

qрад - радиационный тепловой поток;

способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 ч - коэффициент черноты корпуса КА;

Rк - радиус кривизны поверхности КА, соответствующей критической области;

V1 - значение первой космической скорости на поверхности Земли;

Ак, Ар, n, m - некоторые постоянные, зависящие от типа течения в пограничном слое и от кинетических свойств газа. Согласно имеющимся материалам [4, 5] приближенно можно принять следующие значения постоянных: Ак=(38способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 45)×1010 Дж/м3/2 ч, Ар =7,5×1011 Вт/м2, n=½, m=3.

Входящие в формулы для расчета тепловых потоков значения Rк зависят от конфигурации, геометрических характеристик и углов атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 . Так, при расчетах для всех форм КА, номинальные значения Rк на углах атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 <30° принимались равными 4,3 м. В работе [5, стр.530] показано качественное совпадение получаемых результатов вычисления температуры по сравнению с использованием точных вычислительных процедур (разница составляет не более 2-3%). Следует отметить, что измеряемые температурными датчиками значения температуры в критической области корпуса КА при его спуске в атмосфере планеты практически могут быть использованы в качестве исходных данных для разработанных на основе аналитических выражений (1)-(3) специальных вычислительных процедур, с помощью которых вычисляются корректирующие поправки для увеличения углов атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 , углов крена способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 , отслеживается динамика изменения температур T в критической области корпуса КА в зависимости от плотности атмосферы способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 и скорости V спуска, и которые, в свою очередь, являются функциями от таких параметров, как угол крена и балансировочный угол атаки. То есть в итоге рассуждений вербально получена возможность анализа динамики изменения температуры в критической области корпуса спускаемого КА от угла крена способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 и балансировочного угла атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 с задействованием специальных вычислительных процедур.

Рассмотрим в качестве аналога способ баллистического спуска КА в атмосфере, который был реализован при спуске КА "Восток", "Восход", "Меркурий" («Космонавтика», энциклопедия, под ред. В.П. Глушко, издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1985, стр.378) - [6]. Способ включает ориентацию и торможение аппаратов в процессе движения в атмосфере, ввод средств обеспечения посадки КА.

Основным недостатком данного способа является отсутствие возможности снижения аэродинамического перегрева корпуса КА за счет управления спуском в атмосфере.

В качестве дополнительных аналогов выбраны способы спуска в атмосфере КА "самолетного" класса M2-FI, HL-10, Х-24А (Обзор "Пилотируемые ЛА с несущим корпусом и их системы управления", "Вопросы ракетной техники", № 12, 1972 г., стр.19 - [7]; Патент США № 3.276.722 от 4.10.1966 г.) - [8]. Аппараты данного класса содержат несущий корпус с размещенным в нем блоком полезной нагрузки, аэродинамические средства управления (крылья с элеронами, стабилизаторы, кили, щитки и др.). Эти способы спуска включают ориентацию и торможение КА в атмосфере, стабилизацию его по каналам тангажа, рыскания и крена.

При осуществлении таких способов спуска КА нагрев теплозащитного покрытия КА снижается по сравнению со способом [6] за счет движения аппарата с аэродинамическим коэффициентом подъемной силы, что приводит к уменьшению действующих на КА конвективных и радиационных тепловых потоков. При этом основным недостатком этих способов является то, что они не предусматривают изменение управляющих параметров при спуске в атмосфере и, следовательно, не используют в полной мере возможности эффективного аэродинамического торможения для снижения температуры нагрева Т.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу управления спуском космического аппарата в атмосферах планет является способ, описанный в патенте (Патент РФ № 2083448 от 10.07.1997 г.) - [9]. Этот способ включает ориентацию и торможение аппарата перед входом в атмосферу, стабилизацию его по углам тангажа, рыскания и крена, установку в интервале от гиперзвуковых до сверхзвуковых скоростей полета программных углов в плоскостях крена и тангажа и одновременную стабилизацию КА на балансировочном угле атаки, определение текущих координат и скоростей аппарата и сравнение их с программными, и, в случае их расхождения - ввод корректирующих поправок на программные углы отклонения в плоскостях крена и тангажа, и последующий ввод в действие средств обеспечения посадки аппарата.

Одним из существенных недостатков способа прототипа является отсутствие рационального управления углами крена и атаки, обеспечивающих минимум максимальной температуры в критической области его поверхности. Вместе с тем, для аппаратов, обладающих аэродинамическим качеством, существуют большие резервы в управлении КА по снижению максимальной температуры. Кроме того, в прототипе отсутствует определение критерия и соответствующих процедур, позволяющих устанавливать моменты начала и окончания ввода корректирующих поправок и вычисление на их основе требуемых значений управляющих параметров - углов атаки и крена.

Следует уточнить, что под аэродинамическим качеством понимается отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению или отношение их коэффициентов при данном угле атаки:

способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059

Максимальное значение аэродинамического качества соответствует наивыгоднейшему углу атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 для осуществления планирования.

На фигуре приведены графики зависимостей температуры T нагрева корпуса КА в критической области его внешней поверхности, скорости V полета КА, углов крена способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 и атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 от времени спуска аппарата в атмосфере.

Суть предлагаемого способа управления спуском космического аппарата в атмосферах планет заключается в следующем. Осуществляется вход КА в атмосферу с нулевым углом крена способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 и углом атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 , соответствующим максимальному аэродинамическому качеству. Такие условия обеспечивают наименее интенсивный рост температуры T нагрева корпуса КА в критической области его внешней поверхности на начальном участке полета. Производят непрерывные измерения температуры T и определение скорости и ускорения ее изменения, находя соответственно первую T' и вторую Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 производные по времени от измеренной температуры. В начале спуска КА в атмосфере будут выполняться условия T'>0, Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 >0, а затем Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 остается положительной, а вторая производная Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 обращается в ноль, и переходит в область отрицательных значений (в некоторой точке A, см. фигуру, вторая производная Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 обращается в ноль, а первая T остается положительной). Данное обстоятельство является, по сути, критерием начала вычисления и ввода корректирующих поправок в значения углов атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 .

Необходимость увеличения угла атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 вызвана следующими факторами. Рост способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 приводит к увеличению аэродинамического коэффициента лобового сопротивления Сх, а, следовательно, к повышению интенсивности гашения скорости V и к замедлению роста температуры T, которая прямо пропорциональна скорости спуска V (математические выражения (1)-(3)). Причем увеличение способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 приводит не только к гашению скорости, но и к возрастанию интенсивности снижения высоты полета. При снижении высоты полета увеличивается плотность атмосферы способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 , что, в свою очередь, также приводит к росту температуры T.

Вместе с тем, как показали расчеты, практически для всех условий входа КА в атмосферу и его параметров, существует область изменения угла атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 , при которой влияние уменьшения скорости V на снижение температуры T превалирует над влиянием увеличения плотности атмосферы способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 на рост T. Наиболее эффективное снижение интенсивности возрастания T обеспечивается при непрерывном увеличении способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 от способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 (Kmax) до способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 (Cxmax), достигаемого на пике максимума температуры Tmax, при Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 =0 (см. фигура, точка Б).

После этого углы атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 и крена способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 рассчитываются из условия полета КА по изотемпературному участку. Необходимость такого управления вызвана следующим. Траектория движения в атмосфере КА с аэродинамическим качеством имеет рикошетирующий характер изменения высоты полета (а, следовательно, и плотности атмосферы способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 ) от времени. В этом случае число пиковых значений температуры будет определяться числом рикошетов траектории полета. В ряде случаев абсолютный максимум T не будет соответствовать первому пику температуры, а достигается при втором, а иногда при третьем или последующих локальных максимумах T. Поэтому, введение изотемпературного режима не позволит возрастать температуре T более первого (уменьшенного введением управления КА углом атаки способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 ) максимума.

При движении КА по изотермическому участку происходит интенсивное гашение скорости спуска, сопровождаемое некоторым уменьшением высоты полета. Начиная с определенного момента времени, обеспечивается уменьшение температуры Т при увеличении аэродинамического качества. Поэтому путем установления нулевого угла крена и угла атак и способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 , соответствующего Kmax, осуществляется сход КА с изотемпературного участка и этим обеспечивается снижение температуры КА. После этого вводятся в действие средства обеспечения посадки КА.

Таким образом, способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет заключается в его пространственной ориентации и управлении аэродинамическим торможением, стабилизации при входе в атмосферу по углам крена, рысканья и углу атаки, обеспечивающему максимальное аэродинамическое качество, определении текущих координат и скоростей полета космического аппарата, приведении в действие средств обеспечения посадки, непрерывном измерении в процессе спуска температуры T внешней поверхности космического аппарата в ее критической области, определении по каждому измеренному значению температуры T скорости и ускорения ее изменения путем вычисления во времени соответственно первой Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 и второй Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 производных; при достижении второй производной отрицательных значений Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 <0 с сохранением первой производной положительных значений Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 >0, увеличивают угол атаки и продолжают спуск до выполнения условия равенства нулю первой производной Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 =0, после чего устанавливают значения углов крена и атаки, обеспечивающих выполнение условий равенства нулю первой и второй производных T=Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 =0, при которых осуществляют спуск космического аппарата по изотемпературному участку; при достижении первой производной отрицательных значений Tспособ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет, патент № 2493059 <0, устанавливают нулевой угол крена и угол атаки, обеспечивающий максимальное значение аэродинамического качества, и завершают участок торможения космического аппарата.

Техническим результатом предлагаемого способа управления спуском КА в атмосферах планет является снижение максимальной температуры нагрева КА в критической области его внешней поверхности в процессе спуска в атмосфере за счет введения двухпараметрической структуры управления спуском.

Проведенные расчеты показали, что при управлении КА углами крена и атаки, согласно предлагаемому способу, максимальная температура в критической области внешней поверхности аппарата снижается на 50-100 K или на 5-6% по сравнению с T max при движении КА с постоянным аэродинамическим качеством.

Класс B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки

развертываемое тормозное устройство для спуска в атмосфере планет -  патент 2528506 (20.09.2014)
посадочное устройство космического корабля -  патент 2521451 (27.06.2014)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
способ применения парашютной системы для спасения отработанных ступеней ракет-носителей или их частей и спускаемых космических аппаратов -  патент 2495802 (20.10.2013)
возвращаемый аппарат космического корабля -  патент 2458830 (20.08.2012)
многоразовый ракетно-авиационный модуль и способ его возвращения на космодром -  патент 2442727 (20.02.2012)

разъемное устройство транзитной пневмогидравлической магистрали в стыке разделяемых частей космического объекта и способ его сборки -  патент 2441822 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2441821 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2440281 (20.01.2012)
развертываемая аэродинамическая поверхность аэроторможения спутника -  патент 2435711 (10.12.2011)
Наверх