способ контроля гиростабилизированной платформы

Классы МПК:G01C21/18 на стабилизированных платформах, например с помощью гироскопов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-12-07
публикация патента:

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для контроля гиростабилизированных платформ космического назначения. Технический результат - повышение точности и достоверности контроля гиростабилизированной платформы. Для этого осуществляют начальную выставку гиростабилизированной платформы, подают в датчики моментов гироскопов управляющие сигналы сначала одного, а затем противоположного знака, непрерывно определяют фактическое угловое положение гиростабилизированной платформы при помощи датчиков углов, установленных на осях карданова подвеса. Одновременно с определением фактического углового положения гиростабилизированной платформы определяют расчетное угловое положение платформы относительно осей карданова подвеса при подаче управляющих сигналов с учетом паспортных значений передаточных характеристик датчиков моментов, после чего путем сравнения фактического и расчетного положений платформы выделяют погрешности управляемого вращения, считают гиростабилизированную платформу прошедшей контроль с положительным результатом, если погрешности управляемого вращения не превышают допустимых значений. 1 ил. способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508

Формула изобретения

Способ контроля гиростабилизированной платформы, включающий начальную выставку гиростабилизированной платформы и определение матрицы расчетной ориентации платформенной системы координат относительно системы координат, связанной с Землей, подачу в датчики моментов гироскопов управляющих сигналов сначала одного, а затем противоположного знака, непрерывное определение фактического углового положения гиростабилизированной платформы при помощи датчиков углов, установленных на осях карданова подвеса, отличающийся тем, что одновременно с подачей управляющих сигналов непрерывно определяют матрицу фактической ориентации гиростабилизированной платформы относительно Земли по текущим значениям углов поворота относительно осей карданова подвеса, определяют текущую матрицу способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 фактической ориентации гиростабилизированной платформы с учетом вращения Земли, синхронно с подачей управляющих сигналов на датчики момента гироскопов и определением текущей матрицы фактической ориентации производят расчет текущей матрицы расчетной ориентации способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 с учетом вращения Земли и паспортных значений передаточных характеристик датчиков моментов, путем непрерывного и синхронного сравнения расчетной и фактической матриц ориентации гиростабилизированной платформы

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 ,

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508

определяют угловые составляющие погрешностей вращения гиростабилизированной платформы как элементы способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 12, способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 13, способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 23 полученной матрицы способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , считают гиростабилизированную платформу прошедшей контроль, если угловые составляющие погрешностей вращения гиростабилизированной платформы не превышают допустимых значений.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к навигационной технике и может быть использовано для контроля гиростабилизированных платформ космического назначения в режиме управляемого изменения углового положения гиростабилизированной платформы при заводских и предпусковых испытаниях систем управления ракетоносителей, разгонных блоков, космических и летательных аппаратов.

Известен способ калибровки датчика момента гироскопа [1], основанный на приложении возмущающего момента и определении тока в цепи обмотки датчика с последующим определением передаточной характеристики датчика момента.

Недостатком известного способа является невысокая точность контроля, так как при применении гироскопа в составе гиростабилизированной платформы при управлении платформой путем подачи управляющих сигналов на датчики момента могут возникнуть ошибки управления, то есть неправильное задание требуемого углового положения платформы из-за погрешностей определения передаточных характеристик датчиков момента.

Наиболее близким техническим решением является способ контроля гиростабилизированной платформы [2], в котором управление угловым положением платформы с жестко закрепленными на ней гироскопами и акселерометрами осуществляется путем наложения моментов на оси гироскопов с помощью подачи управляющих сигналов на датчики моментов гироскопов, в результате чего платформа начинает вращаться вокруг осей карданова подвеса платформы. При этом угол поворота платформы вокруг каждой из осей карданова подвеса определяется величинами передаточных характеристик соответствующих датчиков моментов и временем подачи управляющих сигналов, а направление вращения определяется знаком управляющих сигналов. Передаточные характеристики, представляющие собой отношение угловой скорости вращения к времени подачи управляющего сигнала (например, 2°/мин), являются паспортизируемыми параметрами и их конкретные значения заносятся в паспорт (формуляр) гиростабилизируемой платформы. Для реализации требуемых углов поворота гиростабилизированной платформы время подачи управляющих сигналов на датчики моментов рассчитывается в бортовом вычислителе по определенным алгоритмам с использованием паспортных величин передаточных характеристик.

Недостатком известного способа является невысокая точность и достоверность контроля в связи с тем, что при применении гиростабилизированной платформы в составе навигационной системы, в которой управляющие сигналы на датчики моментов гироскопов вырабатываются бортовым вычислителем системы управления, могут возникнуть дополнительные ошибки управления угловым движением гиростабилизированной платформы из-за погрешностей определения передаточных характеристик датчиков момента или ошибок расчета управляющих сигналов.

Техническим результатом изобретения является повышение точности и достоверности контроля гиростабилизированной платформы.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе контроля гиростабилизированной платформы, включающем начальную выставку гиростабилизированной платформы и определение матрицы расчетной ориентации платформенной системы координат относительно системы координат, связанной с Землей, подачу в датчики моментов гироскопов управляющих сигналов сначала одного, а затем противоположного знака, непрерывное определение фактического углового положения гиростабилизированной платформы при помощи датчиков углов, установленных на осях карданова подвеса, дополнительно одновременно с подачей управляющих сигналов непрерывно определяют матрицу фактической ориентации гиростабилизированной платформы относительно Земли по текущим значениям углов поворота относительно осей карданова подвеса, определяют текущую матрицу способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 фактической ориентации гиростабилизированной платформы с учетом вращения Земли, синхронно с подачей управляющих сигналов на датчики момента гироскопов и определением текущей матрицы фактической ориентации производят расчет текущей матрицы расчетной ориентации способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 с учетом вращения Земли и паспортных значений передаточных характеристик датчиков моментов, путем непрерывного и синхронного сравнения расчетной и фактической матриц ориентации гиростабилизированной платформы

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 ,

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 ,

определяют угловые составляющие погрешностей вращения гиростабилизированной платформы как элементы способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 12, способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 13, способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 23 полученной матрицы способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , считают гиростабилизированную платформу прошедшей контроль, если угловые составляющие погрешностей вращения гиростабилизированной платформы не превышают допустимых значений.

Существо способа иллюстрируется чертежом, на котором упрощенно представлена кинематическая схема гиростабилизированной платформы без особенностей конструкции, не требующихся для описания способа, а также функциональная схема бортового вычислителя, реализующая предложенный способ.

Способ контроля гиростабилизированной платформы (ГСП) реализуется следующим образом.

Осуществляют начальную выставку ГСП относительно системы координат, связанной с Землей. При этом используется один из известных способов, например, способ [3]. Результатом выставки является определение в бортовом вычислителе матрицы расчетной ориентации способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 (или таблицы направляющих косинусов в терминологии источника информации) платформенной системы координат ГСП относительно системы координат, связанной с Землей.

В бортовом вычислителе, используя паспортные значения передаточных характеристик датчиков моментов гироскопов, рассчитывают время подачи управляющих сигналов, за которое ГСП займет положение, при котором углы карданова подвеса способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 будут иметь значение +20°. Величина угла не имеет принципиального значения, но должна значительно превышать величину погрешности датчиков углов карданова подвеса (обычно не более 10 угл.сек).

Затем подают управляющие сигналы на датчики моментов гироскопов (на чертеже не показаны). ГСП при этом начинает вращаться до заданных значений углов способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , по достижении которых управляющие сигналы снимаются и движение ГСП прекращается.

Одновременно с началом вращения ГСП в бортовом вычислителе непрерывно перерассчитывают ранее определенную при начальной выставке матрицу расчетной ориентации ГСП с учетом вращения Земли и паспортных значений передаточных характеристик датчиков моментов, формируют при этом текущую матрицу расчетной ориентации ГСП способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 .

Синхронно с перерасчетом матрицы способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 непрерывно формируют матрицу фактической ориентации способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 ГСП относительно Земли по текущим значениям углов относительно осей карданова подвеса способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , определяемую по формуле (I):

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508

Далее определяют текущую матрицу способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 фактической ориентации ГСП с учетом вращения Земли по формуле (2):

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508

где способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 - матрица учета вращения Земли;

u - угловая скорость вращения Земли;

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 0, способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 0 - географические широта и долгота места испытаний;

t - время подачи управляющих сигналов.

Таким образом, как показано на чертеже, в бортовом вычислителе образованы две, изменяющиеся за время подачи управляющих сигналов, матрицы, характеризующие угловое положение ГСП, одна их которых (расчетная) учитывает паспортные значения передаточных характеристик датчиков моментов, другая (фактическая) - их текущие истинные значения.

Для определения погрешностей вращения ГСП непрерывно и синхронно производят сравнение расчетной и фактической матриц ориентации за время подачи управляющих сигналов:

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508

и осуществляют преобразования по формуле (4):

способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508

где Т - знак транспонирования матриц.

При этом элементы способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 12, способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 13, способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 23 полученной матрицы способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 представляют собой угловые составляющие погрешностей вращения ГСП.

Для обеспечения полного контроля при вращении ГСП в другую сторону, т.е. до положения с углами способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , способ контроля гиростабилизированной платформы, патент № 2491508 , равными -20°, изменяют знаки управляющих сигналов на противоположные.

Далее снова подают управляющие сигналы на датчики моментов гироскопов и по аналогичной методике определяют угловые составляющие погрешностей вращения ГСП при вращении ГСП в другую сторону.

Производят сравнение полученных величин угловых составляющих погрешностей за время подачи управляющих сигналов с их допустимыми значениями, определяемыми исходя из условия выполнения системой управления целевой задачи космического или летательного аппарата. Так, например, для обеспечения вывода космических аппаратов телекоммуникационного назначения эти допустимые значения составляют 6 угловых минут. В этом случае, при получении значений угловых составляющих погрешностей вращения ГСП менее 6 угловых минут, ГСП считается прошедшей контроль с положительными результатами для обеспечения требуемой точности вывода космического аппарата.

Предложенный способ позволяет повысить точность контроля путем приближения условий контроля к условиям эксплуатации, так как контроль осуществляется в составе системы управления. Достоверность и глубина контроля повышается задействованием при контроле всего сквозного тракта управления угловым положением ГСП в составе системы управления, включая формирование и подачу из бортового вычислителя управляющих сигналов сначала с одними знаками, а затем - с противоположными знаками, реализацию движения ГСП и отслеживание угловой ориентации ГСП в алгоритмах бортового вычислителя.

Источники информации

1. Патент SU 991804, 2005, G01C 25/00.

2. О.А. Бабич «Обработка информации в навигационных комплексах», М., Машиностроение, 1991 г., стр.313.

3. В.Д. Андреев «Теория инерциальной навигации. Автономные системы», М., 1966 г., стр.562-567.

Класс G01C21/18 на стабилизированных платформах, например с помощью гироскопов 

способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
способ определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора по углу поворота корпуса гироблока -  патент 2513631 (20.04.2014)
способ автономной азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора по изменяющимся токам коррекции -  патент 2509979 (20.03.2014)
азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора по приращениям угла прецессии гироблока -  патент 2509289 (10.03.2014)
способ гироскопической стабилизации платформы -  патент 2477834 (20.03.2013)
система стабилизации линии визирования -  патент 2461799 (20.09.2012)
способ спутниковой коррекции гироскопических навигационных систем морских объектов -  патент 2428659 (10.09.2011)
способ определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора -  патент 2428658 (10.09.2011)
устройство стабилизации линии визирования -  патент 2414732 (20.03.2011)
способ определения истинного азимута системой самоориентирующейся гироскопической -  патент 2407989 (27.12.2010)
Наверх