способ производства фасонного проката

Классы МПК:B21B1/08 для прокатки заготовок специального профиля, например углового профиля
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-03-15
публикация патента:

Изобретение предназначено для снижения ресурсозатрат при изготовлении стальных фасонных профилей. Способ включает нагрев заготовок и последующее их многопроходное деформирование в горизонтальных и вертикальных валках с калибрами. Экономичность изготовления качественных изделий повышается за счет того, что в качестве заготовки используют изношенные рельсы, состоящие из головки, шейки и подошвы, которые в первых одном-трех проходах разрезают по шейке в продольном направлении на две плети, затем, исходя из условия восстановления механических и эксплуатационных свойств стали, плеть с головкой рельса обжимают в полособульбовый профиль с суммарной вытяжкой не менее 2, а плеть с подошвой рельса обжимают в Т-образный профиль с суммарной вытяжкой не менее 1,5, причем нагрев заготовок-рельсов ведут до температуры 1000-1195°С. 1 ил., 1 табл., 1 пр. способ производства фасонного проката, патент № 2491139

способ производства фасонного проката, патент № 2491139

Формула изобретения

Способ производства фасонного проката, включающий нагрев заготовки и последующее ее многопроходное деформирование в горизонтальных и вертикальных валках с калибрами, отличающийся тем, что в качестве заготовки используют изношенный рельс, состоящий из головки, шейки и подошвы, причем в первых одном - трех проходах рельс разрезают по шейке в продольном направлении на две плети, затем плеть с головкой рельса обжимают в полособульбовый профиль с суммарной вытяжкой не менее 2, а плеть с подошвой рельса обжимают в Т-образный профиль с суммарной вытяжкой не менее 1,5, причем нагрев рельса ведут до температуры 1000-1195°С.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при получении стальных фасонных профилей.

Известны способы производства фасонного проката в виде швеллеров, включающие получение стальных заготовок с выплавкой, разливкой стали и обжимной прокаткой, нагрев заготовок и последующее их многопроходное деформирование в горизонтальных и вертикальных валках с калибрами [1, 2].

Недостаток известных способов состоит в том, что получение стального фасонного проката требует высоких трудовых, материальных и энергетических затрат.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ производства фасонного проката, включающий непрерывную разливку выплавленной стали в заготовку сдвоенного поперечного сечения с соединительной перемычкой, разделение сдвоенных заготовок с удалением перемычки, нагрев заготовок до температуры 1200-1300°C и последующую прокатку с суммарной вытяжкой не менее 5 [3].

Реализация этого способа требует больших ресурсозатрат на производство, связанных с выплавкой стали, разливкой и прокаткой заготовок.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в снижении ресурсозатрат.

Для решения технической задачи в известном способе производства фасонного проката, включающем нагрев заготовок и последующее их многопроходное деформирование в горизонтальных и вертикальных валках с калибрами, согласно изобретению в качестве заготовки используют изношенные рельсы, состоящие из головки, шейки и подошвы, которые в первых одном-трех проходах разрезают по шейке в продольном направлении на две плети, затем плеть с головкой рельса обжимают в полособульбовый профиль с суммарной вытяжкой не менее 2, а плеть с подошвой обжимают в Т-образный профиль с суммарной вытяжкой не менее 1,5, причем нагрев рельсов ведут до температуры 1000-1195°C.

На фигуре изображена последовательность преобразования поперечного профиля рельса по проходам в фасонный прокат. Номера проходов обозначены римскими цифрами. Рельс (Фиг.) содержит головку 1, шейку 2 и подошву 3.

Сущность изобретения состоит в следующем. В процессе эксплуатации рельса происходит преимущественный фрикционный износ его головки 1 и накопление в структуре металла головки 1, шейки 2 и подошвы 3 усталостных явлений в виде зародышевых трещин. По этой причине изношенные рельсы периодически заменяют на новые.

Нагрев изношенного стального рельса (т.е. заготовки) до температуры 1000-1195°C обеспечивает его разупрочнение, снятие эксплуатационного наклепа. Последующее разрезание рельса в первых одном-трех проходах на две плети обеспечивает формирование двух полуфабрикатов, приближенных по форме поперечного сечения к готовым фасонным профилям -полособульбовому и Т-образному (тавровому), что в известных способах достигается только после обжатия квадратной заготовки в черновых проходах.

Разделение рельса вдоль на две плети более чем за 3 прохода, усложняет технологию и увеличивает ресурсозатраты на осуществление процесса.

Экспериментально установлено, что многопроходное обжатие плети с головкой 1 рельса, которая имеет износ и усталостные повреждения, с вытяжкой способ производства фасонного проката, патент № 2491139 а не менее 2, обеспечивает устранение усталостных явлений и полное восстановление исходных механических и функциональных свойств стали. При вытяжке способ производства фасонного проката, патент № 2491139 а менее 2 не достигается высокое качество полособульбового фасонного проката.

Аналогичное восстановление механических и эксплуатационных свойств стали для плети с подошвой 3 достигается после многопроходного обжатия с меньшим значением допустимой вытяжки способ производства фасонного проката, патент № 2491139 б - не менее 1,5, так как шейка 2 и подошва 3 рельса в процессе его эксплуатации повреждаются меньше, чем головка 1. При вытяжке способ производства фасонного проката, патент № 2491139 б менее 1,5 снижается качество Т-образного фасонного проката.

Экспериментально установлено, что нагрев рельса до температуры выше 1195°C не оказывает влияния на качество фасонных профилей, но увеличивает энергозатраты. Снижение температуры нагрева рельса менее 1000°C приводит к потере пластичности стали в заключительных проходах и невыполнению формы и размеров фасонных профилей.

Примеры реализации способа

Изношенные рельсы железнодорожные типа Р 75 с головкой 1 размерами 75×60 мм, шейкой 2 высотой 104,4 мм и подошвой 3 шириной 150 мм загружают в методическую печь с шагающим подом и нагревают до температуры Т=1100°C.

Очередной нагретый рельс выдают на печной рольганг и транспортируют к двухниточному крупносортному стану 800.

В первом проходе в горизонтальных валках производят надрез шейки 2 рельса на половину ее толщины (профиль I), после чего во втором проходе осуществляют разделение рельса на две плети (профиль II). Левую (на Фиг.) плеть с головкой 1 обжимают в вертикальных валках (профиль IIIa), затем в предчистовой клети с горизонтальными валками (профиль IVa) и завершают обжатие в чистовой клети с получением готового полособульбового профиля Va для изготовления дверной петли.

Суммарную вытяжку полосы в проходах IIIa-Va поддерживают равной способ производства фасонного проката, патент № 2491139 а=2,8, что превышает 2,0. Благодаря этому обеспечивается высокое качество полособульбового фасонного проката.

Одновременно с этим на второй, параллельной нитке крупносортного стана 800, осуществляют прокатку таврового профиля. Для этого плеть с подошвой 3 задают в вертикальные валки и обжимают в профиль IIIб.

Выходящую полосу затем обжимают в предчистовой горизонтальной клети (профиль IVб). Завершают прокатку второй плети в чистовой горизонтальной клети с получением готового таврового профиля Vб. Суммарная вытяжка полосы в калибрах IIIб-Vб составляет способ производства фасонного проката, патент № 2491139 б=3,4, что превышает минимально допустимую, равную 1,5.

От готового полособульбового и Т-образного фасонного проката отбирают пробы и производят испытание механических свойств.

В таблице представлены варианты реализации способа производства фасонного проката и потребные ресурсозатраты Q (относительная себестоимость производства тонны проката).

Таблица.
Режимы прокатки и показатели их эффективности
№ п/пЧисло режущих клетей NТн, °С способ производства фасонного проката, патент № 2491139 аспособ производства фасонного проката, патент № 2491139 бМеханические свойства фасонного проката Q, %
полособульбовый Т-образный
способ производства фасонного проката, патент № 2491139 т, МПаспособ производства фасонного проката, патент № 2491139 5, %способ производства фасонного проката, патент № 2491139 т, МПаспособ производства фасонного проката, патент № 2491139 5, %
1. 1950 1,91,4550 8580 955
2. 11000 2,01,5680 15780 1632
3.21100 2,83,4690 16790 1630
4.31195 4,66,7685 15785 1632
5.41230 7,48,3610 9700 850
6. 01150 1515690 1677016 100

Из данных, представленных в таблице следует, что при реализации предложенного способа (варианты № 2-4) обеспечивается снижение ресурсозатрат. При запредельных значениях заявленных параметров (варианты № 1 и № 5) ресурсозатраты возрастают, а также ухудшаются механические свойства готовых фасонных профилей. Наибольшие ресурсозатраты требуются для реализации известного способа [3] (вариант № 6) с предварительными выплавкой стали, непрерывной разливкой и прокаткой слитков в заготовки.

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что использование в качестве заготовок для прокатки изношенных рельсов позволяет исключить расходы, связанные с выплавкой, разливкой и прокаткой литого металла в заготовки, а также сократить потребное число проходов при прокатке, так как разделение рельса по шейке на две плети обеспечивает получение полуфабрикатов, близких по форме к готовому фасонному прокату и с мелкодисперсной микроструктурой стали. Прокатка плети с головкой рельса при вытяжке не менее 2, а также прокатка плети с подошвой рельса при вытяжке не менее 1,5 с температурой нагрева 1000-1195°C обеспечивает полное «залечивание» зародышевых усталостных микротрещин, благодаря чему механические свойства фасонного проката не уступают свойствам фасонного проката, полученного с использованием сталеплавильного передела.

Побочным эффектом от использования предложенного способа является повышение экологической безопасности производства за счет исключения сталеплавильного передела.

В качестве базового объекта принят ближайший аналог [3]. Использование предложенного способа обеспечит повышение рентабельности производства стального фасонного проката на 40-50%.

Литературные источники, использованные при составлении описания изобретения:

1. Патент РФ № 2169050, МПК В21В 1/08, 2001.

2. Патент РФ № 2272683, МПК В21В 1/08, 2006.

3. Патент РФ № 2208483, МПК В21В 1/16, 2003.

Класс B21B1/08 для прокатки заготовок специального профиля, например углового профиля

способ перекатки железнодорожных рельсов -  патент 2511201 (10.04.2014)
способ перекатки рельсов -  патент 2509615 (20.03.2014)
способ проката двутаврового профиля сечения из низколегированной стали -  патент 2486972 (10.07.2013)
способ прокатки полосовых асимметричных профилей с клиновидными утолщениями -  патент 2440201 (20.01.2012)
способ прокатки рельсов -  патент 2429090 (20.09.2011)
способ прокатки шестигранных прутков -  патент 2418642 (20.05.2011)
двутавровый горячекатаный колонный профиль -  патент 2411091 (10.02.2011)
способ калибровки дублирующих косорасположенных калибров -  патент 2410171 (27.01.2011)
способ прокатки рельсов типа р65 -  патент 2409431 (20.01.2011)
способ производства рельсового профиля из нержавеющей марки стали -  патент 2409430 (20.01.2011)
Наверх