способ восстановления изношенных шеек вала

Классы МПК:B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пензенская государственная технологическая академия" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-12-19
публикация патента:

Изобретение относится к области ремонта изношенных шеек вала при их консольном расположении без изменения первоначального размера вала. В способе обтачивают изношенную поверхность шейки вала и устанавливают дополнительный элемент, при этом в качестве дополнительного элемента используют круглую заготовку из листа дисперсионно-твердеющего сплава, а ее установку осуществляют накатыванием в виде колпачка на предварительно обточенную изношенную часть шейки вала, расположенную консольно, с последующим отрезанием дна колпачка и получением на валу накатанной втулки, которую подвергают искусственному старению. Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность ремонтируемых поверхностей шеек вала.

Формула изобретения

Способ восстановления изношенных шеек вала без изменения первоначального размера вала, включающий обтачивание изношенной поверхности шейки вала и установку дополнительного элемента, отличающийся тем, что в качестве дополнительного элемента используют круглую заготовку из листа дисперсионно-твердеющего сплава, а ее установку осуществляют накатыванием в виде колпачка на предварительно обточенную изношенную часть шейки вала, расположенную консольно, с последующим отрезанием дна колпачка и получением на валу накатанной втулки, которую подвергают искусственному старению.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области ремонта изношенных шеек вала без изменения первоначального размера и может быть использовано при их консольном расположении.

Известен способ восстановления изношенных цилиндрических поверхностей наплавкой металла и последующей механической доработкой [1, с.245способ восстановления изношенных шеек вала, патент № 2489244 246, рис.5.14, 5.15]. Недостатком данного способа является то, что в наплавленный слой может попасть флюс, снижающий механические характеристики наплавленного слоя, а также появление термических деформаций ремонтируемой детали. При данном способе получают неравномерный припуск с включениями шлака и неоднородные свойства наплавленного металла. Последующее обтачивание наплавленного слоя до первоначального размера трудоемко.

Известен способ восстановления изношенных цилиндрических поверхностей электроконтактной наплавкой проволоки и последующей механической доработкой [1, с.249, рис.5.17]. Способ более производителен и обеспечивает удовлетворительное качество наплавленного слоя металла. Однако при этом не исключаются неоднородности механических свойств наплавленного слоя. Припуск под последующую обработку получается завышенным.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ восстановления изношенных шеек вала без изменения первоначального размера вала, включающий обтачивание изношенной поверхности и установку дополнительного элемента [2].

Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности и долговечности ремонтируемых поверхностей вала консольного типа после их ремонта.

Восстановление изношенной поверхности вала происходит без изменения первоначального размера. Необходимо изготовить круглую заготовку из листового материала дисперсионно-твердеющего сплава и накатать ее в виде колпачка на предварительно обточенную изношенную часть шейки вала, расположенную консольно. Отрезать дно колпачка. После чего на поверхности вала останется накатанная втулка. Не снимая ее с вала, подвергнуть искусственному старению, чем достигается прессовое соединение втулки с валом.

Заявляемый технический результат в предлагаемом способе достигается путем накатывания колпачка из круглой листовой заготовки в мягком состоянии. Материал заготовки может быть, например, дисперсионно-твердеющий сплав марки 36НХТЮ. Затем отрезают торцевую часть колпачка и на валу остается накатанная втулка, которую подвергают искусственному старению (для сплава 36НХТЮ нагрев до температуры 730способ восстановления изношенных шеек вала, патент № 2489244 750°C в течение 4-х часов). После этого производят доработку ремонтируемого участка вала до первоначальных конструкторских размеров.

После износа накатанной втулки ее извлекают после закалки (для сплава 36НХТЮ нагрев до 930способ восстановления изношенных шеек вала, патент № 2489244 950°C, выдержка в течение 1 часа и охлаждение в воде). Затем накатывают новую втулку, подвергают ее старению и дорабатывают до первоначальных конструкторских размеров.

Способ осуществляется следующим образом. На токарном станке закрепляется вал так, чтобы изношенная часть находилась на консольной части. Изношенная шейка вала протачивается. К торцу шейки вала с задней бабки станка прижимается круглая листовая заготовка из дисперсионно-твердеющего сплава. Используется вращающийся прижим. Затем накатным роликом, закрепленным на суппорте станка, производят накатывание заготовки на проточенную шейку вала. Получается колпачок, торцевая часть которого отрезается резцом, закрепленным в резцедержателе станка. На шейке вала остается накатанная втулка. Прессовый характер соединения накатанной втулки и проточенной шейки вала получается после проведения термической операции старения втулки, выполненной из дисперсионно-твердеющего сплава (например, для сплава 36НХТЮ усадка после старения составляет 0,3способ восстановления изношенных шеек вала, патент № 2489244 0,33% [3], а после закалки имеет место расширение на такую же величину).

Такой способ восстановления изношенных шеек вала позволяет снизить трудоемкость доработки до первоначального конструкторского размера, повышается долговечность работы вала за счет возможности многократного повторения операций восстановления. Одновременно повышается коррозионная стойкость восстанавливаемой шейки вала за счет свойств материала заготовки. Повышается коэффициент использования материала дополнительного элемента, поскольку при накатывании толщина заготовки может быть сколь угодно малой. Не требуется точная обработка внутреннего отверстия втулки. Уменьшается величина припуска под доработку размера шейки вала. Предлагаемый способ восстановления с использованием дополнительной ремонтной детали технологически прост. Его можно использовать при ремонте валов и осей любых машин.

Источники информации

1. Диагностика, испытание и ремонт станочного оборудования / В.О. Трилисский, А.Г. Схиртладзе, В.Б. Моисеев. - Пенза: Инф. изд. центр Пенз. гос. ун-та, 2001. - 366 с.

2. Патент RU № 2047457 C1, B23P 6/04, 10.11.1995.

3. Авторское свидетельство СССР № 1331614, кл. B23B 27/18, 1987.

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
Наверх