смазочное устройство зубчатой передачи

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Мендрух Николай Викторович (RU),
Мендрух Елена Николаевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-05-25
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для открытых зубчатых передач, смазываемых консистентными материалами. Упругая пластина (6) насадкой (7) укреплена на сердечнике (8) электромагнита (9), неподвижно укрепленного на корпусе (10) передачи. Упругая пластина (6) смазочного устройства ориентирована перпендикулярно торцам зубьев в диаметральной плоскости колеса (1) для возврата на рабочие поверхности зубьев вытесненного смазочного материала, что повышает эффективность смазывания. 3 ил. смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2488728

смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2488728 смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2488728 смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2488728

Формула изобретения

Смазочное устройство зубчатой передачи, включающее приспособление для нанесения смазочного материала в виде упругих пластин, установленных с обеих сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно зубьям и в его радиальной плоскости, отличающееся тем, что пластины снабжены механизмом их перемещения во впадины зубчатого профиля колеса при перемещении над этими впадинами, с обеспечением возврата пластин в исходное положение при перемещении пластин над зубьями.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для открытых зубчатых передач, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, выполненное в виде лопатки, посредством которой смазочный материал наносится на рабочие поверхности зубчатых колес (см., например, «Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Одноковшовый универсальный экскаватор Э-652Б. М., Машиностроение, 1973»).

Недостаток данного устройства состоит в том, что оно отличается низкой производительностью, высокой трудоемкостью, а образуемый им смазочный слой недолговечен.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства по а.с. СССР № 1618973, кл. F16Н 57/04, опубликованному 07.01.91 г., БИ № 1, кл. F16Н 57/04. Сущность его состоит в том, что оно включает приспособление для нанесения смазочного материала на рабочие поверхности зубчатых колес, выполненное в виде пары упругих пластин, укрепленных неподвижно с двух сторон каждого колеса перпендикулярно торцам его зубьев и в его диаметральной плоскости, длина пластин больше высоты зубьев колеса, а на краях пластин, обращенных к зубьям, выполнены прорези.

Недостаток данного устройства состоит в том, что перенос смазочного материала с торцевых поверхностей зубьев на их рабочие поверхности происходит недостаточно качественно, т.к. перенос осуществляется преимущественно на те участки рабочих поверхностей, которые примыкают к торцевым поверхностям. Это особенно ясно проявляется при широких рабочих поверхностях зубьев, на крупномодульных колесах. Такое явление не способствует смазыванию всей рабочей поверхности зубьев, не позволяет предотвратить образование несмазанных поверхностей, что приводит к усиленному изнашиванию этих поверхностей при работе передачи.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Это достигается тем, что смазочное устройство зубчатой передачи включает приспособление для нанесения смазочного материала в виде пары упругих пластин, установленных с обеих сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно зубьям и в его радиальной плоскости, причем, согласно изобретения, пластины снабжены механизмом их перемещения во впадины зубчатого профиля колеса при перемещении над этими впадинами, с обеспечением возврата пластин в исходное положение при перемещении пластин над зубьями.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого колеса с парой соседних зубьев (вид с вершин зубьев, которые показаны в разрезе) и смазочное устройство. Показаны три фазы смазывания - фиг.1, 2, 3.

На чертежах изображены: зубчатое колесо 1-е парой сопряженных зубьев 2, 3 - впадина 4 между зубьями, смазочный материал 5, вытесненный из зоны зацепления на торцевые поверхности зубьев. Смазочное устройство состоит из упругой пластины 6, ориентированной перпендикулярно торцам зубьев в диаметральной плоскости колеса, пластина посредством насадки 7 укреплена на сердечнике 8 электромагнита 9, укрепленного на корпусе 10 передачи неподвижно относительно вращающегося (смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2488728 ) колеса 1.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При работе колеса 1 в зацеплении с другим колесом (не показано), пластичный смазочный материал вытесняется с рабочих (боковых) поверхностей зубьев 2, 3 на торцевые поверхности зубьев (поз.5). Для возврата материала обратно на рабочие поверхности зубьев служит упругая пластина б. При прохождении зубьев колеса под пластиной 6, пластина посредством электромагнита 9 переводится в верхнее положение (фиг.1, 3). При прохождении впадин 4 колеса под пластиной, пластина опускается вовнутрь впадин (на величину хода G сердечника 8 электромагнита 9) - фиг.2. Перевод пластины осуществляется системой управления электромагнитом, например, посредством емкостного датчика (для простоты - не показано). Цикл смазывания рабочих поверхностей зубьев смазочным устройством состоит из: захвата вытесненного смазочного материала 5 пластиной 6 с зуба 2 (фиг.1); опускания пластины 6 с захваченным смазочным материалом 11 во впадину между зубьями (фиг.2) с последующим контактированием пластины с набегающей рабочей поверхностью зуба 3 и переносом захваченного смазочного материала на эту поверхность (см. поз. 12 фиг.3); подъема пластины 6 в верхнее положение и захвата смазочного материала 5 со следующего зуба (2). Далее процесс продолжается - по окружности зубчатого венца колеса 1.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет осуществлять возврат смазочного материала, вытесненного с рабочих поверхностей зубьев на их торцевые поверхности более качественно, т.к. этот смазочный материал переносится на участки рабочих поверхностей, более отдаленные от торцевых поверхностей. Это способствует поддержанию в зоне трения зубьев постоянного количества смазочного материала, что снижает интенсивность изнашивания зубьев и повышает их долговечность.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
Наверх