двухрядный шариковый подшипник качения

Классы МПК:F16C19/18 многорядные 
F16C23/08 самоустанавливающиеся 
F16C33/60 разделенные 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-10-21
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный шариковый подшипник качения содержит наружное кольцо (1), внутреннее разрезное кольцо (2), два ряда тел качения в виде шариков (3) и сепаратор для разделения шариков (3). Наружное кольцо (1) выполнено с двумя дорожками качения торообразного профиля. Внутреннее кольцо (2) выполнено с профилированной дорожкой качения на каждой его половине. Шарики (3) имеют профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца (1). Половины внутреннего кольца (2) установлены с возможностью взаимного смещения. Дорожки качения на половинах внутреннего кольца (2) выполнены конического профиля либо криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца (2) большим радиуса шарика (3). Технический результат: увеличение срока эксплуатации подшипника. 2 ил. двухрядный шариковый подшипник качения, патент № 2479763

двухрядный шариковый подшипник качения, патент № 2479763 двухрядный шариковый подшипник качения, патент № 2479763

Формула изобретения

Двухрядный шариковый подшипник качения, содержащий наружное кольцо с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее разрезное кольцо с профилированной дорожкой качения на каждой его половине, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца, сепаратор для разделения тел качения, отличающийся тем, что половины внутреннего кольца установлены с возможностью взаимного смещения, а дорожки качения на половинах внутреннего кольца выполнены конического профиля либо криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца, большим радиуса шарика.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен двухрядный шариковый подшипник качения, содержащий наружное кольцо с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее кольцо с дорожкой качения торообразного профиля на каждой его половине, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения колец подшипника, сепаратор для разделения тел качения. Внутреннее кольцо выполнено разрезным для обеспечения возможности сборки данного подшипника, а именно для установки тел качения без осевого зазора между его половинами. Между наружным и внутренним кольцами установлено двустороннее уплотнение (ГОСТ 3359-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.41, тип 256000).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и предлагаемому результату (прототипом) является двухрядный шариковый подшипник качения, содержащий наружное кольцо с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее разрезное кольцо с дорожками качения торообразного профиля на каждой его половине, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения колец подшипника, сепаратор для разделения тел качения. Внутреннее кольцо выполнено разрезным для обеспечения возможности сборки данного подшипника, а именно для установки тел качения без осевого зазора между его половинами (ГОСТ 3359-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.49, тип 178800).

Общим недостатком описанных двухрядных шариковых подшипников качения является пониженный срок эксплуатации вследствие отсутствия возможности регулировки зазора между шариками и дорожками качения наружного и внутреннего колец, обусловленного износом контактирующих поверхностей в процессе работы.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения срока эксплуатации подшипника.

Для решения поставленной задачи в двухрядном шариковом подшипнике качения, содержащем наружное кольцо с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее разрезное кольцо с профилированной дорожкой качения на каждой его половине, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению половины внутреннего кольца установлены с возможностью взаимного смещения, а дорожки качения на половинах внутреннего кольца выполнены конического профиля либо криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца, большим радиуса шарика.

Повышение срока эксплуатации подшипника обеспечивается регулировкой образовавшегося зазора между шариками и дорожками качения колец за счет установки половин внутреннего кольца с возможностью смещения друг относительно друга и выполнением дорожек качения на половинах внутреннего кольца конического профиля либо криволинейного профиля с радиусом кривизны большим радиуса шарика, что позволяет за счет сближения половин внутреннего кольца регулировать зазоры в подшипнике, возникающие в процессе его работы.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен двухрядный шариковый подшипник качения с дорожками качения на половинах внутреннего кольца конического профиля, осевой разрез; на фиг.2 - то же с дорожками качения на половинах внутреннего кольца криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца, большим радиуса шарика, осевой разрез.

Двухрядный шариковый подшипник качения (фиг.1) содержит наружное кольцо 1 с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее разрезное кольцо 2 с дорожками качения на половинах кольца 2 конического профиля, два ряда тел качения, выполненных в виде шариков 3, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца 1. Половины внутреннего кольца 2 установлены с возможностью взаимного смещения, которое обеспечивает регулировку зазора, вызванного износом рабочих поверхностей подшипника. Для разделения тел качения в подшипнике введен сепаратор (на чертеже не показан).

Двухрядный шариковый подшипник качения (фиг.2) содержит наружное кольцо 1 с двумя дорожками качения торообразного профиля, два ряда тел качения, выполненных в виде шариков 3, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца 1, и внутреннее разрезное кольцо 4 с дорожками качения на половинах кольца 4 криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца 4 большим радиуса шарика 3. Половины внутреннего кольца 4 установлены с возможностью взаимного смещения, которое обеспечивает регулировку зазора, вызванного износом рабочих поверхностей подшипника. Для разделения тел качения в подшипнике введен сепаратор (на чертеже не показан).

Двухрядный шариковый подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый подшипник, установленный в узле, устройстве, машине обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении колец подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного 1 и внутреннего 2 колец подшипника (фиг.1) или наружного 1 и внутреннего 4 колец подшипника (фиг.2). В процессе эксплуатации за счет взаимного осевого смещения половин внутреннего разрезного кольца 2 (фиг.1) или внутреннего разрезного кольца 4 (фиг.2) устраняется зазор, вызванный износом рабочих поверхностей подшипника.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения, по сравнению с прототипом, позволяет увеличить срок эксплуатации подшипника.

Класс F16C19/18 многорядные 

шариковый бессепараторный подшипник качения -  патент 2523872 (27.07.2014)
шариковый бессепараторный подшипник качения -  патент 2523871 (27.07.2014)
шариковый бессепараторный подшипник качения -  патент 2523357 (20.07.2014)
валик в сборе, подшипниковый узел и поддерживающие ролики конвейера, содержащий их -  патент 2520990 (27.06.2014)
двухрядный шариковый подшипник качения -  патент 2488721 (27.07.2013)
шариковый упорно-радиальный подшипник -  патент 2481501 (10.05.2013)
подшипник староверова -  патент 2479762 (20.04.2013)
многорядный подшипник качения и узел подшипника ступицы колеса с упомянутым подшипником качения -  патент 2442036 (10.02.2012)

асимметричный трехрядный подшипник качения и подшипниковый узел ступицы колеса с указанным подшипником качения -  патент 2429392 (20.09.2011)
многорядный симметричный подшипник качения и подшипниковый узел ступицы колеса с упомянутым подшипником качения -  патент 2428596 (10.09.2011)

Класс F16C23/08 самоустанавливающиеся 

Класс F16C33/60 разделенные 

Наверх