устройство контроля функционального состояния водителя автомобиля

Классы МПК:B60K28/06 реагирующие на выход водителя из строя (заболевание, ранение и тп)
B60T7/14 при обморочном состоянии водителя
Патентообладатель(и):Небольсин Владимир Алексеевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-12
публикация патента:

Изобретение относится к средствам безопасности управления автомобильным транспортом. Передатчиком подается модулированный сигнал инфракрасного излучения на автономный приемник, надеваемый на запястье водителя. В указанном приемнике от полученного сигнала запускается виброзвонок, отключаемый кнопкой, расположенной на панели управления транспортного средства. В случае отсутствия реакции водителя на виброзвонок замыкаются контакты реле в цепи звукового сигнала и световой аварийной сигнализации автомобиля. Если же и после этого реакции водителя не последует, то неуправляемое транспортное средство останавливается с помощью принудительного срабатывания тормозной системы. Изобретение повышает безопасность дорожного движения.

Формула изобретения

Устройство контроля функционального состояния водителя автомобиля, состоящее из передатчика, подающего модулированный сигнал инфракрасного излучения на автономный приемник, надеваемый на запястье водителя, отличающееся тем, что в указанном приемнике от полученного сигнала запускается виброзвонок, отключаемый кнопкой, расположенной на панели управления транспортного средства, в случае отсутствия реакции водителя на виброзвонок замыкаются контакты реле в цепи звукового сигнала и световой аварийной сигнализации автомобиля, если же и после этого реакции не последует, то неуправляемое транспортное средство останавливается с помощью принудительного срабатывания тормозной системы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к средствам безопасности.

Наиболее тяжелыми последствиями характеризуются дорожно-транспортные происшествия с лобовым столкновением автомобилей встречного направления, причем скорости в междугородном движении значительно выше, чем на городских дорогах, поэтому и последствия здесь более трагические.

Причиной дорожно-транспортных происшествий, связанных с выездом на встречную полосу на загородных трассах, чаще всего становится сон водителя во время управления автомобилем (например: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D1%81%D0%BD%D1%83%D0%BB+%D0%B7%D0%B0+%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC&lr=193). Убаюкивающее воздействие на водителя оказывает однообразный пейзаж, продолжительное монотонное движение в едином ритме, не требующее от него какой-либо активности.

Также возможны случаи потери сознания водителем во время управления автомобилем при обморочных состояниях, сердечно-сосудистых заболеваниях и т.п.

Известно устройство Stop Sleep (http://www.zr.ru/a/247537/), помогающее водителю не уснуть за рулем, но оно не предусматривает принудительной остановки неуправляемого транспортного средства в случае потери сознания водителем.

С целью повышения безопасности дорожного движения за счет предотвращения таких дорожно-транспортных происшествий, заявленным изобретением предусмотрено использование в автомобилях, преимущественно в автобусах и тяжелых транспортных средствах, осуществляющих междугородное сообщение (далее ТС), устройства контроля бдительности водителя.

Указанное устройство вступает в действие при условии отсутствия в течение определенного времени со стороны водителя активности, связанной с переключением передач, торможением или набором скорости, поворотами руля.

Устройство представляет собой установленный в приборной панели ТС передатчик, который периодически подает модулированный сигнал инфракрасного излучения, по принципу телевизионного пульта, на автономный приемник, надеваемый на запястье водителя, подобно наручным часам. Источником питания наручного приемника служит аккумулятор, аналогичный используемым в мобильных телефонах, с возможностью подзарядки от сети автомобиля.

В указанном наручном приемнике от полученного сигнала запускается звонок, работающий в виброрежиме, чтобы не беспокоить сменного водителя и пассажиров. Звонок выведет водителя из дремотного состояния и позволит ему своевременно принять меры к недопущению выезда на полосу встречного движения.

Для прекращения звонка нужно нажать кнопку, расположенную на панели управления ТС таким образом, чтобы водитель, тянущийся к ней, был вынужден изменить свое положение, что исключает автоматизм его действий. Нажатие кнопки размыкает контакт в передатчике, прекращая посыл сигнала.

В случае отсутствия в течение определенного времени реакции водителя на виброзвонок замыкаются контакты реле в цепи звукового сигнала и аварийной сигнализации ТС, привлекающих внимание водителей не только попутных, но и встречных автомобилей. Если и теперь водитель не реагирует, замыкается контакт в цепи катушки соленоида принудительного срабатывания тормозной системы.

Остановившееся на полосе движения ТС с включенными звуковым сигналом и аварийной сигнализацией привлечет внимание других участников движения, которые вызовут аварийные службы и окажут первую помощь.

Наиболее близкими по технической сущности к заявляемому изобретению являются авторское свидетельство СССР № 680010 от 15.08.1979, G08B 23/00, B60Q 9/00, B60T 7/14, авторское свидетельство СССР № 246330 от 11.06.1969, B60T 7/14 и авторское свидетельство СССР № 703385 от 15.12.1979, B60Q 9/00, G08B 23/00, B60T 7/14, в которых представлены устройства контроля функционального состояния водителя автомобиля.

Преимуществами заявляемого устройства являются компактность и отсутствие проводной связи между водителем и приборной панелью ТС.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение безопасности дорожного движения за счет:

- использования в ТС системы контроля бдительности водителя;

- периодической проверки функционального самочувствия водителя и выведения его из дремотного состояния;

- остановки неуправляемого ТС с помощью принудительного срабатывания тормозной системы;

- своевременного предупреждения других участников движения об аварийной ситуации на дороге.

Использование в ТС устройства контроля бдительности водителя заключается в периодической проверке его функционального самочувствия с целью выведения из дремотного состояния, остановки неуправляемого ТС с помощью принудительного срабатывания тормозной системы, своевременного предупреждения водителей других ТС об аварийной ситуации на дороге.

Новыми существенными признаками заявляемого изобретения являются:

- повышение безопасности дорожного движения;

- использование в ТС системы контроля бдительности водителя;

- периодическая проверка функционального самочувствия водителя и выведение его из дремотного состояния;

- остановка неуправляемого ТС с помощью принудительного срабатывания тормозной системы;

- своевременное предупреждение других участников движения об аварийной ситуации на дороге.

Указанные новые существенные признаки в совокупности с известными необходимы и достаточны для достижения технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты.

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, обладает новизной, для специалиста явным образом из уровня техники не следует.

Класс B60K28/06 реагирующие на выход водителя из строя (заболевание, ранение и тп)

способ контроля работоспособности машиниста поезда -  патент 2511506 (10.04.2014)
способ контроля за состоянием бодрствования водителя транспортного средства или диспетчера и устройство для предупреждения его засыпания -  патент 2499692 (27.11.2013)
устройство для контроля состояния водителя -  патент 2435681 (10.12.2011)
способ и устройство для контроля рулевого управления прямого действия динамических систем -  патент 2429144 (20.09.2011)
устройство для предотвращения сна водителя за рулем -  патент 2413633 (10.03.2011)
телеметрическая система контроля бодрствования машиниста локомотива -  патент 2376159 (20.12.2009)
устройство для предупреждения от засыпания водителя транспортного средства -  патент 2345420 (27.01.2009)
ключ транспортного средства и устройство для предотвращения вождения в состоянии опьянения -  патент 2345201 (27.01.2009)
способ контроля и поддержки функционального состояния и работоспособности машиниста локомотива -  патент 2316433 (10.02.2008)
устройство для управления механизмами двигателя при возникновении дремотных и просоночных состояний оператора мобильного средства -  патент 2287440 (20.11.2006)

Класс B60T7/14 при обморочном состоянии водителя

Наверх