устройство для управления двигателем двойного питания

Классы МПК:H02P21/00 Устройства или способы управления электродвигателями управлением вектора, например путем управления ориентацией поля
H02P21/12 управление потоком статора
H02P21/13 управление путем наблюдения, например с использованием наблюдателей Луенбергера или фильтров Калмана
H02P27/05 с использованием переменного тока как в цепи ротора, так и в цепи статора, причем частота напряжения питания по крайней в одной из этих цепей является переменной
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-09-02
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах, в которых требуется глубокое регулирование скорости, высокая перегрузочная способность, обеспечение тяжелого пуска из стопорного режима. Технический результат - реализация закона управления, благодаря которому в электроприводе обеспечиваются минимальные потери во всей области нагрузок. В устройство для управления двигателем двойного питания, выполненное на основе асинхронного двигателя с фазным ротором, введены блок задания параметров, функциональный преобразователь, блок ограничения магнитного потока, коммутатор задания магнитного потока, регулятор частоты возбуждения, датчик частоты возбуждения, датчик фазных напряжений ротора, которые соединены с элементами, входящими в состав устройства так, как указано в формуле изобретения. 2 ил. устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

Формула изобретения

Устройство для управления двигателем двойного питания, содержащее асинхронный двигатель с фазным ротором, статорные и роторные обмотки которого подключены к выходам преобразователей частоты статора и частоты ротора соответственно, датчики фазных токов статора, подключенные выходами к входу преобразователя числа фаз статора, выходы которого соединены с первым и вторым входами наблюдателя результирующего магнитного потока, подключенного выходами к входам тригонометрического анализатора, первый и второй выходы которого соединены с первым и вторым входом обратного преобразователя координат токов статора, третий и четвертый входы которого соединены с выходами преобразователя числа фаз статора, первый синусно-косинусный преобразователь, выходы которого подключены к первому и второму входам обратного преобразователя координат токов ротора, третий вход которого соединен с выходом преобразователя числа фаз ротора, соединенного входом с выходами датчика токов ротора, а выходы обратного преобразователя координат токов ротора соединены с третьим и четвертым входами наблюдателя результирующего магнитного потока, регулятор результирующего магнитного потока, второй вход которого соединен с третьим выходом тригонометрического анализатора, а выход - с входом блока компенсации ЭДС ротора, соединенного выходом с первым входом прямого преобразователя координат напряжений ротора, два других входа которого соединены с выходами второго синусно-косинусного преобразователя, а выход прямого преобразователя координат напряжений ротора соединен с входом блока заданий амплитуды напряжения ротора, выход которого соединен с первым входом преобразователя частоты ротора, задатчик угловой скорости ротора, соединенный выходом с первым входом регулятора угловой скорости ротора, второй вход которого соединен с выходом блока вычисления угловой скорости ротора, соединенного вторым входом с выходом датчика частоты токов статора, вход которого соединен с датчиком фазных напряжений статора, регулятор составляющей тока статора isy, соединенный вторым входом с первым выходом обратного преобразователя координат токов статора, а выходом соединенный с первым входом блока компенсации ЭДС статора, второй вход которого соединен с выходом регулятора составляющей тока статора isx, первый вход которого «занулен», а второй вход соединен со вторым выходом обратного преобразователя координат токов статора, выход же блока компенсации ЭДС статора соединен с первым входом прямого преобразователя координат напряжений статора, второй и третий входы которого соединены с первым и вторым выходами тригонометрического анализатора, а выход прямого преобразователя координат напряжений статора соединен с входом блока заданий амплитуды напряжения статора, соединенного выходом с первым входом преобразователя частоты статора, третий вход которого соединен с выходом интегратора, соединенного входом с выходом сумматора, к первому входу которого подключен выход умножителя, соединенного первым входом с первым выходом обратного преобразователя координат токов статора, а вторым - с четвертым выходом тригонометрического анализатора, второй вход сумматора подключен к выходу умножителя, соединенного первым входом с третьим выходом тригонометрического анализатора, а вторым входом - со вторым выходом обратного преобразователя координат токов статора, датчик частоты токов статора соединен выходом с вторым входом преобразователя частоты статора, первый арифметический блок, соединенный входом с выходом блока вычисления угловой скорости ротора, а выходом подключенный к первым входам третьего и второго арифметических блоков и к первому входу компаратора частоты, задающий генератор двухфазного гармонического сигнала, выход которого соединен со вторым входом второго арифметического блока и с вторым входом компаратора частоты, управляемый аналоговый коммутатор, подключенный входом к выходу второго арифметического блока, выходом - к второму входу третьего арифметического блока, выход которого соединен с входом блока вычисления частоты токов ротора, выход которого соединен с входом делителя, отличающееся тем, что введены блок задания параметров, функциональный преобразователь, блок ограничения магнитного потока, коммутатор задания магнитного потока, регулятор частоты возбуждения, датчик частоты возбуждения, датчик фазных напряжений ротора, который соединен со входом датчика частоты возбуждения, выход которого соединен с первым входом блока вычислений угловой скорости ротора, а также с входом второго синусно-косинусного преобразователя и вторым входом регулятора частоты возбуждения, соединенного выходом с вторым входом преобразователя частоты ротора, первый вход коммутатора задания магнитного потока соединен с выходом блока ограничения магнитного потока, второй - с вторым выходом функционального преобразователя, выход же коммутатора задания магнитного потока соединен с первым входом регулятора результирующего магнитного потока, первый выход функционального преобразователя соединен с первым входом регулятора составляющей тока статора isy, первый вход функционального преобразователя соединен с выходом регулятора скорости, а второй - с выходом блока задания параметров, вход которого соединен с выходом датчика частоты токов статора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, в которых требуется глубокое регулирование скорости, высокая перегрузочная способность, обеспечение тяжелого пуска из стопорного режима.

Известно устройство для управления двигателем двойного питания, содержащее асинхронный двигатель с фазным ротором, статорные и роторные обмотки которого подключены к выходам преобразователей частоты статора и частоты ротора соответственно, датчики фазных токов статора, подключенные выходами к входу преобразователя числа фаз статора, выходы которого соединены с первым и вторым входами наблюдателя результирующего магнитного потока, подключенного выходами к входам тригонометрического анализатора, первый и второй выходы которого соединены с первым и вторым входом обратного преобразователя координат токов статора, третий и четвертый входы которого соединены с выходами преобразователя числа фаз статора, первый синусно-косинусный преобразователь, выходы которого подключены к первому и второму входам обратного преобразователя координат токов ротора, третий вход которого соединен с выходом преобразователя числа фаз ротора, соединенного входом с выходами датчика токов ротора, а выходы обратного преобразователя координат токов ротора соединены с третьим и четвертым входами наблюдателя результирующего магнитного потока, задатчика амплитуды магнитного потока, соединенного выходом с первым входом регулятора результирующего магнитного потока, второй вход которого соединен с третьим выходом тригонометрического анализатора, а выход - с входом блока компенсации ЭДС ротора, соединенного выходом с первым входом прямого преобразователя координат напряжений ротора, два других входа которого соединены с выходами второго синусно-косинусного преобразователя, а выход прямого преобразователя координат напряжений ротора соединен со входом блока заданий амплитуды напряжения ротора, выход которого соединен с первым входом преобразователя частоты ротора, блок заданий частоты токов ротора, выход которого соединен со вторым входом преобразователя частоты ротора и входом второго синусно-косинусного преобразователя, задатчик угловой скорости ротора, соединенного выходом с первым входом регулятора угловой скорости ротора, второй вход которого соединен с выходом блока вычисления угловой скорости ротора, соединенного первым входом с выходом блока заданий частоты токов ротора, а вторым входом с выходом датчика частоты токов статора, вход которого соединен с датчиком фазных напряжений статора, выход же регулятора угловой скорости ротора соединен с первым входом регулятора момента, второй вход которого соединен с выходом вычислителя момента, подключенного первым входом к третьему выходу тригонометрического анализатора, а вторым входом - к первому выходу обратного преобразователя координат токов статора, регулятор составляющей тока статора iys, соединенный первым входом с выходом регулятора момента, вторым входом - с первым выходом обратного преобразователя координат токов статора, а выходом соединен с первым входом блока компенсации ЭДС статора, второй вход которого соединен с выходом регулятора составляющей тока статора ixs, первый вход которого «занулен», а второй вход соединен со вторым выходом обратного преобразователя координат токов статора, выход же блока компенсации ЭДС статора соединен с первым входом прямого преобразователя координат напряжений статора, второй и третий входы которого соединены с первым и вторым выходами тригонометрического анализатора, а выход прямого преобразователя координат напряжений статора соединен с входом блока заданий амплитуды напряжения статора, соединенного выходом с первым входом преобразователя частоты статора, третий вход которого соединен с выходом интегратора, соединенного входом с выходом сумматора, к первому входу которого подключен выход умножителя, соединенного первым входом с первым выходом обратного преобразователя координат токов статора, а вторым - с четвертым выходом тригонометрического анализатора, второй вход сумматора подключен к выходу умножителя, соединенного первым входом с третьим выходом тригонометрического анализатора, а вторым входом - со вторым выходом обратного преобразователя координат токов статора, датчик частоты токов статора соединен выходом с вторым входом преобразователя частоты статора, первый арифметический блок, соединенный входом с выходом блока вычисления угловой скорости ротора, а выходом подключенный к первым входам третьего и второго арифметических блоков и к первому входу компаратора частоты, задающий генератор двухфазного гармонического сигнала, выход которого соединен со вторым входом второго арифметического блока и с вторым входом компаратора частоты, управляемый аналоговый коммутатор, подключенный входом к выходу второго арифметического блока, выходом - к второму входу третьего арифметического блока, выход которого соединен с входом блока вычисления частоты токов ротора, который в свою очередь соединен с входом делителя, подключенного к входу блока заданий частоты токов ротора, а управляющий вход аналогового коммутатора соединен с выходом компаратора частоты (RU 2320073, МПК Н02Р 21/13, опубл. 20.03.2008).

Недостатком известного устройства является невозможность обеспечения высоких энергетических показателей в области малых нагрузок вследствие постоянства основного магнитного потока во всем диапазоне нагрузок.

Технический результат заключается в реализации закона управления, благодаря которому в электроприводе обеспечиваются минимальные потери во всей области нагрузок.

Сущность изобретения заключается в том, что в устройство для управления двигателем двойного питания, содержащее асинхронный двигатель с фазным ротором, статорные и роторные обмотки которого подключены к выходам преобразователей частоты статора и частоты ротора соответственно, датчики фазных токов статора, подключенные выходами к входу преобразователя числа фаз статора, выходы которого соединены с первым и вторым входами наблюдателя результирующего магнитного потока, подключенного выходами к входам тригонометрического анализатора, первый и второй выходы которого соединены с первым и вторым входом обратного преобразователя координат токов статора, третий и четвертый входы которого соединены с выходами преобразователя числа фаз статора, первый синусно-косинусный преобразователь, выходы которого подключены к первому и второму входам обратного преобразователя координат токов ротора, третий вход которого соединен с выходом преобразователя числа фаз ротора, соединенного входом с выходами датчика токов ротора, а выходы обратного преобразователя координат токов ротора соединены с третьим и четвертым входами наблюдателя результирующего магнитного потока, регулятор результирующего магнитного потока, второй вход которого соединен с третьим выходом тригонометрического анализатора, а выход - с входом блока компенсации ЭДС ротора, соединенного выходом с первым входом прямого преобразователя координат напряжений ротора, два других входа которого соединены с выходами второго синусно-косинусного преобразователя, а выход прямого преобразователя координат напряжений ротора соединен с входом блока заданий амплитуды напряжения ротора, выход которого соединен с первым входом преобразователя частоты ротора, задатчик угловой скорости ротора, соединенный выходом с первым входом регулятора угловой скорости ротора, второй вход которого соединен с выходом блока вычисления угловой скорости ротора, соединенного вторым входом с выходом датчика частоты токов статора, вход которого соединен с датчиком фазных напряжений статора, регулятор составляющей тока статора isy, соединенный вторым входом с первым выходом обратного преобразователя координат токов статора, а выходом соединенный с первым входом блока компенсации ЭДС статора, второй вход которого соединен с выходом регулятора составляющей тока статора isx, первый вход которого «занулен», а второй вход соединен со вторым выходом обратного преобразователя координат токов статора, выход же блока компенсации ЭДС статора соединен с первым входом прямого преобразователя координат напряжений статора, второй и третий входы которого соединены с первым и вторым выходами тригонометрического анализатора, а выход прямого преобразователя координат напряжений статора соединен с входом блока заданий амплитуды напряжения статора, соединенного выходом с первым входом преобразователя частоты статора, третий вход которого соединен с выходом интегратора, соединенного входом с выходом сумматора, к первому входу которого подключен выход умножителя, соединенного первым входом с первым выходом обратного преобразователя координат токов статора, а вторым - с четвертым выходом тригонометрического анализатора, второй вход сумматора подключен к выходу умножителя, соединенного первым входом с третьим выходом тригонометрического анализатора, а вторым входом - со вторым выходом обратного преобразователя координат токов статора, датчик частоты токов статора соединен выходом с вторым входом преобразователя частоты статора, первый арифметический блок, соединенный входом с выходом блока вычисления угловой скорости ротора, а выходом подключенный к первым входам третьего и второго арифметических блоков и к первому входу компаратора частоты, задающий генератор двухфазного гармонического сигнала, выход которого соединен со вторым входом второго арифметического блока и с вторым входом компаратора частоты, управляемый аналоговый коммутатор, подключенный входом к выходу второго арифметического блока, выходом - к второму входу третьего арифметического блока, выход которого соединен с входом блока вычисления частоты токов ротора, выход которого соединен с входом делителя, введены блок задания параметров, функциональный преобразователь, блок ограничения магнитного потока, коммутатор задания магнитного потока, регулятор частоты возбуждения, датчик частоты возбуждения, датчик фазных напряжений ротора, который соединен со входом датчика частоты возбуждения, выход которого соединен с первым входом блока вычислений угловой скорости ротора, а также с входом второго синусно-косинусного преобразователя и вторым входом регулятора частоты возбуждения, соединенного выходом с вторым входом преобразователя частоты ротора. Первый вход коммутатора задания магнитного потока соединен с выходом блока ограничения магнитного потока, второй - с вторым выходом функционального преобразователя, выход же коммутатора задания магнитного потока соединен с первым входом регулятора результирующего магнитного потока. Первый выход функционального преобразователя соединен с первым входом регулятора составляющей тока статора isy, первый вход функционального преобразователя соединен с выходом регулятора скорости, а второй - с выходом блока задания параметров, вход которого соединен с выходом датчика частоты токов статора.

На фиг.1 изображена функциональная схема устройства, на фиг.2 - график разгона электропривода.

Устройство для управления двигателем двойного питания содержит асинхронный двигатель 1 с фазным ротором, статорные и роторные обмотки которого подключены соответственно к выходам преобразователя частоты статора 2 и преобразователя частоты ротора 3, датчик 4 фазных токов статора, подключенные выходами к входу преобразователя числа фаз статора 5, выходы которого соединены с первым и вторым входами наблюдателя результирующего магнитного потока 6, подключенного выходами к входам тригонометрического анализатора 7, первый и второй выходы которого соединены с первым и вторым входом обратного преобразователя координат токов статора 8, третий и четвертый входы которого соединены с выходами преобразователя числа фаз статора 5. Выходы первого синусно-косинусного преобразователя 9 подключены к первому и второму входам обратного преобразователя координат токов ротора 10, третий вход которого соединен с выходом преобразователя числа фаз ротора 11, соединенного входом с выходами датчика токов ротора 12, а выходы обратного преобразователя координат токов ротора 10 соединены с третьим и четвертым входами наблюдателя результирующего магнитного потока 6. Выход коммутатора задания магнитного потока 13 соединен с первым входом регулятора результирующего магнитного потока 14, второй вход которого соединен с третьим выходом тригонометрического анализатора 7, а выход - с входом блока компенсации ЭДС ротора 15, соединенного выходом с первым входом прямого преобразователя координат напряжений ротора 16, два других входа которого соединены с выходами второго синусно-косинусного преобразователя 17. Выход прямого преобразователя координат напряжений ротора 16 соединен со входом блока заданий амплитуды напряжения ротора 18, выход которого соединен с первым входом преобразователя частоты ротора 3. Выход регулятор частоты возбуждения 19 соединен со вторым входом преобразователя частоты ротора 3. Выход задатчика угловой скорости ротора 20 соединен с первым входом регулятора угловой скорости ротора 21, второй вход которого соединен с выходом блока вычисления угловой скорости ротора 22, соединенного вторым входом с выходом датчика 23 частоты токов статора, вход которого соединен с датчиком 24 фазных напряжений статора. Выход блока вычисления угловой скорости ротора 22 соединен также с входом первого синусно-косинусного преобразователя 9. Выход регулятора угловой скорости ротора 21 соединен с первым входом функционального преобразователя 25, второй вход которого соединен с выходом блока задания параметров 26, вход которого подключен к выходу датчика 23 частоты токов статора. Первый выход функционального преобразователя 25 соединен с первым входом регулятора 27 составляющей тока статора isy, второй вход которого соединен с первым выходом обратного преобразователя координат токов статора 8. Второй выход функционального преобразователя 25 соединен с вторым входом коммутатора задания магнитного потока 13. Выход регулятора 27 составляющей тока статора isy соединен с первым входом блока компенсации ЭДС статора 28, второй вход которого соединен с выходом регулятора 29 составляющей тока статора isx, первый вход которого «занулен», а второй вход соединен со вторым выходом обратного преобразователя координат токов статора 8. Выход блока компенсации ЭДС статора 28 соединен с первым входом прямого преобразователя координат напряжений статора 30, второй и третий входы которого соединены с первым и вторым выходами тригонометрического анализатора 7. Выход прямого преобразователя координат напряжений статора 30 соединен с входом блока заданий амплитуды напряжения статора 31, соединенного выходом с первым входом преобразователя частоты статора 2, третий вход которого соединен с выходом интегратора 32, соединенного входом с выходом сумматора 33, к первому входу которого подключен выход умножителя 34, соединенного первым входом с первым выходом обратного преобразователя координат токов статора 8, а вторым - с четвертым выходом тригонометрического анализатора 7. Второй вход сумматора 33 подключен к выходу умножителя 35, соединенного первым входом с третьим выходом тригонометрического анализатора 7, а вторым входом - со вторым выходом обратного преобразователя координат токов статора 8. Второй вход преобразователя частоты статора 2 соединен с выходом датчика 23 частоты токов статора. Вход первого арифметического блока 36 соединен с выходом блока вычисления угловой скорости ротора 22, а выход первого арифметического блока 36 подключен к первым входам третьего 37 и второго 38 арифметических блоков и к первому входу компаратора частоты 39. Выход задающего генератора двухфазного гармонического сигнала 40 соединен со вторым входом второго арифметического блока 38 и с вторым входом компаратора частоты 39. Вход управляемого аналогового коммутатора 41 подключен к выходу второго арифметического блока 38, а управляющий вход - к выходу компаратора частоты 39. Второй вход третьего арифметического блока 37 соединен с выходом управляемого аналогового коммутатора 41, а выход - с входом блока вычисления частоты токов ротора 42, который в свою очередь соединен с входом делителя 43, выход которого соединен с вторым входом регулятора частоты возбуждения 19. Выход блока ограничения магнитного потока 44 соединен с первым входом коммутатора задания магнитного потока 13. Выход датчика частоты возбуждения 45 соединен с первым входом блока вычислений угловой скорости ротора 22, а также с входом второго синусно-косинусного преобразователя 17 и вторым входом регулятора частоты возбуждения 19. Вход же датчика частоты возбуждения 45 соединен с датчиком фазных напряжений ротора 46.

Электропривод с двигателем двойного питания работает следующим образом.

На силовые входы преобразователей частоты статора 2 и ротора 3 подают напряжение питания. По сигналам с выходов блоков задания амплитуд напряжений статора 31 и ротора 18 начинают работать выпрямительные звенья преобразователей частоты статора 2 и ротора 3. В первый момент сигналы управления инверторными звеньями преобразователей частоты статора 2 и ротора 3 отсутствуют. Соответственно сигнал на входе первого арифметического блока 36 равен нулю. Задающий генератор двухфазного гармонического сигнала 40 вырабатывает двухфазный синусоидальный низкочастотный сигнал частотой порядка 6-10 Гц, который подается на второй вход второго арифметического блока 38. На первый вход третьего арифметического блока 37 поступает сигнал с выхода первого арифметического блока 36. Во втором арифметическом блоке 38 двухфазные синусоидальные сигналы преобразуются согласно выражениям:

sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0t·cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 et-cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0t·sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 et=sin(устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0-устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e)t=sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1t;

cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0t·cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 et+sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0t·sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 et=cos(устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0-устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e)t=cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1t,

где устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0 - выходная частота задающего генератора двухфазного синусоидального напряжения; устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e - электромагнитная угловая скорость вращения ротора;

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1=устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0-устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e.

С выхода второго арифметического блока 38 сигнал поступает на вход управляемого аналогового коммутатора 41, на управляющий вход которого поступает сигнал управления с выхода компаратора частоты 39. На первый и второй входы компаратора частоты 39 подаются сигналы с выходов соответственно первого арифметического блока 36 cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 et и задающего генератора двухфазного гармонического сигнала 40 cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0t. Когда частота синусоидального сигнала на первом входе компаратора частоты 39 становится больше частоты синусоидального сигнала на втором его входе, на выходе формируется сигнал логического нуля. При частоте сигнала на первом входе компаратора частоты 39 меньше, чем на втором, на выходе формируется сигнал логической единицы. В начальный момент ротор двигателя неподвижен (устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e=0) и, соответственно, сигнал на входе компаратора частоты 39 имеет уровень логической единицы.

Если на управляющем входе управляемого аналогового коммутатора 41 присутствует уровень логической единицы, то он замкнут, и входной сигнал без изменений поступает на выход. Если управляющий сигнал имеет уровень логического нуля, управляемый аналоговый коммутатор 41 разомкнут и сигнал на его выходе равен нулю.

С выхода управляемого аналогового коммутатора 41 сигнал поступает на второй вход третьего арифметического блока 37, на первый вход которого подается сигнал с выхода первого арифметического блока 36. В третьем арифметическом блоке 37 двухфазные синусоидальные сигналы преобразуются согласно выражениям:

sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1t·cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 et-cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1t·sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 et=sin(устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1-устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e)t=sin(устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0-2устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e)t;

cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1t·cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 et+sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1t·sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 et=cos(устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1-устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e)t=cos(устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0-2устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e)t,

где устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1 - частота на выходе второго арифметического блока 38.

С выхода третьего арифметического блока 37 сигнал поступает на вход блока вычисления частоты токов ротора 42. После преобразования в блоке вычисления частоты токов ротора 42 сигнал проходит через делитель 43 с коэффициентом деления К=2 и поступает на второй вход регулятора частоты возбуждения 19. Так как в начальный момент времени частота вращения поля ротора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e=0, то после прохождения через второй 38 и третий 37 арифметические блоки и деления делителем 43 сигнал будет иметь частоту

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

Частота устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 является начальной частотой возбуждения (частотой тока ротора).

При включении инверторного звена преобразователя частоты ротора 3 в обмотках неподвижного ротора асинхронного двигателя 1 начинает протекать трехфазный низкочастотный ток возбуждения частотой устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 , создающий вращающееся магнитное поле, наводящее ЭДС той же частоты в обмотках статора.

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

где устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 с - угловая (синхронная) частота токов статора.

Сигналы с датчика токов ротора 12 подвергаются преобразованиям в преобразователе числа фаз ротора 11 и обратном преобразователе координат токов ротора 10 с помощью сигналов sinустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 и cosустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 из первого синусно-косинусного преобразователя 9, вычисляющего эти значения по сигналу с блока вычисления угловой скорости ротора 22. Наблюдатель результирующего магнитного потока 6 формирует составляющие вектора потока в системе координат статора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 , устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 .

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

Так как в начальный момент задатчик угловой скорости ротора 20 установлен в положение, соответствующее нулевой скорости, то вентили инверторного звена преобразователя частоты статора 2 заперты ЭДС статорной цепи. Ток в этой цепи отсутствует и составляющие вектора магнитного потока в системе координат статора формируются только за счет токов ротора и преобразуются тригонометрическим анализатором 7 в систему координат x, y. Составляющая устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 x сравнивается регулятором результирующего магнитного потока 14 с выходным сигналом коммутатора задания магнитного потока 13. Сигнал рассогласования с выхода регулятора результирующего магнитного потока 14, проходя через блок компенсации ЭДС ротора 15, поступает на вход прямого преобразователя координат напряжений ротора 16, где подвергается преобразованиям из системы координат x, y в систему координат ротора d, q с помощью выходных сигналов второго синусно-косинусного преобразователя 17. Сигнал с выхода прямого преобразователя координат напряжений ротора 16 поступает на вход блока заданий амплитуды напряжения ротора 18, выходной сигнал которого изменяет амплитуду напряжения ротора таким образом, что составляющая магнитного потока устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 x, определяющая модуль вектора потока, остается равной величине, установленной на выходе коммутатора задания магнитного потока 13.

Поскольку в начальный момент ротор асинхронного двигателя 1 неподвижен, то от датчика частоты токов статора 23, подключенного к датчику фазных напряжений статора 24, на управляющий вход преобразователя частоты статора 2 (на управляющий вход инвертора тока) поступает сигнал управления с частотой токов ротора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 2. Этот же сигнал подается на вход блока вычисления угловой скорости ротора 22, а выходной сигнал, пропорциональный угловой механической скорости ротора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 r, поступает на вход регулятора угловой скорости ротора 21, где сравнивается с сигналом задатчика угловой скорости ротора 20, а результат сравнения (требуемое значение электромагнитного момента устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 ) поступает на первый вход функционального преобразователя 25. На второй его вход приходит сигнал с выхода блока задания параметров 26, в котором устанавливают необходимые для определения задающих воздействий параметры базовой машины. В функциональном преобразователе 25 реализуется один из алгоритмов энергоэффективного управления Асинхронизированный Вентильный Двигатель - минимум токов или минимум суммарных потерь. В первом случае на его выходах необходимо формировать следующие задающие воздействия во всем диапазоне скоростей на первом

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

на втором

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

Пороговое значение электромагнитного момента, по достижении которого осуществляется переход к ортогональному управлению, определяются по соотношению

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

При реализации управления по минимуму суммарных потерь задающие воздействия определятся соотношениями

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

где устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 - фаза вектора тока ротора относительно опорного вектора основного магнитного потокаустройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 При превышении намагничивающей составляющей тока ротора irx номинального значения устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 осуществляется переход к ортогональному управлению при устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 н=const. Значение электромагнитного момента при этом превышает пороговое

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

В этом случае оптимальные задающие воздействия на выходе функционального преобразователя 25 необходимо формировать в соответствии с системой

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

Таким образом, на первом выходе функционального преобразователя 25 формируется задающий сигнал для регулятора составляющей тока статора isy 27, где сравнивается с выходным сигналом обратного преобразователя координат токов статора 8. Сигнал рассогласования составляющей тока статора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 isy подается на первый вход блока компенсации ЭДС статора 28. Сигнал рассогласования второй составляющей тока статора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 isx, поступающий на второй вход блока компенсации ЭДС статора 28, вычисляется в регуляторе составляющей тока статора isx 29 по сигналу с выхода обратного преобразователя координат токов статора 8. Выходной сигнал блока компенсации ЭДС статора 28 преобразуется прямым преобразователем координат напряжений статора 30 в систему координат статора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 , устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 и управляет блоком заданий амплитуды напряжения статора 31, регулирующим амплитуду напряжения выпрямительного звена преобразователя частоты статора 2.

На втором выходе функционального преобразователя 25 формируется задающее воздействие устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 , которое поступает на второй вход коммутатора задания магнитного потока 13.

Выходные сигналы тригонометрического анализатора 7 и обратного преобразователя координат токов статора 8 поступают на входы умножителей 34 и 35, осуществляющих перемножение одноименных составляющих потока устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 и тока is, и таким образом на выходе умножителя 34 получают сигнал, пропорциональный произведению устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 y·isy, а на выходе умножителя 35 - устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 sx·isx.

В электроприводе осуществляется контроль ортогональности векторов тока статора и результирующего магнитного потока в воздушном зазоре, что выполняется при условии равенства нулю их скалярного произведения устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 ·is=0 или в координатах x, y

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

Это условие реализуется при помощи сумматора 33 и интегратора 32, сигнал с выхода которого поступает на управляющий вход преобразователя частоты статора 2 (управляющий вход инвертора тока) и определяет смещение фазы управляющих импульсов до тех пор, пока не будет выполнено условие (3). При этом достигается максимум электромагнитного вращающего момента базовой машины Mмакс=устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 ·is при текущих значениях тока статора и результирующего магнитного потока в воздушном зазоре, или при данной нагрузке на валу и заданном значении магнитного потока будет обеспечен минимальный ток статора, т.е. минимальные электрические потери в обмотках статора и силовой части преобразователя частоты статора 2.

Для пуска электропривода необходимо задать значение угловой механической скорости ротора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 , отличное от нуля. Это приведет к появлению сигналов рассогласования на выходах регулятора угловой скорости ротора 21, регулятора составляющей тока статора isy 27, сигналов задающих воздействий на выходах функционального преобразователя 25 и сигналов управления на выходах блока компенсации ЭДС статора 28, прямого преобразователя координат токов статора 30 и блока заданий амплитуды напряжения статора 31. В результате начнет увеличиваться амплитуда напряжения на выходе выпрямительного звена преобразователя частоты статора 2, что приведет к пуску инверторного звена и возникновению тока в статорной цепи асинхронного двигателя 1. На выходе датчика фазных токов статора 4 появляются сигналы, пропорциональные протекающим токам, которые, поступая в преобразователь числа фаз статора 5, переводятся из трехфазной естественной системы координат в двухфазную систему координат статора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 , устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 . Нарастающий ток статора приводит к появлению статорной составляющей результирующего магнитного потока, вычисляемого наблюдателем результирующего магнитного потока 6 в соответствии с (1). Это вызывает появление сигнала рассогласования на выходе регулятора результирующего магнитного потока 14, который воздействует на преобразователь частоты ротора 3, изменяя амплитуду напряжения преобразователя частоты ротора 3 таким образом, что результирующий магнитный поток останется равным заданному значению, которое формируется на выходе коммутатора задания магнитного потока 13 по алгоритму устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 . Блок ограничения магнитного потока 44 обеспечивает его минимальное значение на уровне устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 xmin=0,1÷0,2устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 xном во избежание полного размагничивания базовой машины при пуске привода и в режиме холостого хода.

Увеличение тока статора приводит к возникновению электромагнитного момента. Как только он превысит значение момента сопротивления на валу, ротор начнет вращаться. Частота токов в статоре начинает возрастать

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

где устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 с - угловая (синхронная) частота токов статора;

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 2 - угловая частота токов ротора;

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e=устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 r·рП - электромагнитная угловая скорость вращения ротора;

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 r - механическая угловая скорость вращения ротора;

рП - число пар полюсов АД,

что фиксируется датчиком фазных напряжений статора 24 и датчиком фазных токов статора 4 и продолжается до тех пор, пока рассчитанное в блоке вычисления угловой скорости ротора 22 значение не сравняется с сигналом задатчика угловой скорости ротора 20. В процессе этого происходит вычисление требуемых значений магнитного потока устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 , проекций тока статора isx, isy и сравнение их с задаваемыми значениями в соответствующих регуляторах. Выходные сигналы регуляторов воздействуют на амплитуду напряжения преобразователя частоты статора 2. Одновременно сигнал с выхода блока вычисления угловой скорости ротора 22 поступает на вход первого арифметического блока 36.

При увеличении частоты вращения поля ротора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e частота сигнала на выходе второго арифметического блока 38, равная

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1=устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0-устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e,

начинает уменьшаться. Уменьшается также частота на выходе третьего арифметического блока 37:

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

Частота возбуждения соответственно равна

устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562

Когда скорость ротора достигнет значения устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 и частота возбуждения устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 2=0, то в обмотке ротора течет постоянный ток. При дальнейшем увеличении частоты вращения поля ротора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 е частота возбуждения устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 2 изменяет знак и начинает возрастать, но уже с отрицательным знаком. В момент изменения знака устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 2 один из сигналов с выхода третьего арифметического блока 37, а именно устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 , меняет знак на противоположный. Это приводит к изменению чередования фаз с выхода блока вычисления частоты токов ротора 42 на обратное, что обеспечивает изменение направления вращения магнитного поля ротора. При этом результирующее магнитное поле в воздушном зазоре машины вращается с частотой устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 с=устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e-устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 2.

Когда частота вращения поля ротора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 е становится равной частоте устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0 задающего генератора двухфазного гармонического сигнала 40, частота сигнала на выходе второго арифметического блока 38 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 1=устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0-устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e и, следовательно, на выходе управляемого аналогового коммутатора 41 равна нулю. Одновременно происходит изменение логического сигнала на выходе компаратора частоты 39 - он становится равным логическому нулю и управляемый аналоговый коммутатор 41 перестает пропускать входной сигнал на выход. В результате на втором входе третьего арифметического блока 37 сигнал равен нулю.

Когда частота вращения поля ротора устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e превысит выходную частоту устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 0 задающего генератора двухфазного гармонического сигнала 40, с выхода третьего арифметического блока 37 будет сниматься двухфазный сигнал частотой -устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 e. После деления частоты делителем 43 сигнал частотой устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 поступает на второй вход регулятора частоты возбуждения 19, с выхода которого сигнал рассогласования устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 устройство для управления двигателем двойного питания, патент № 2477562 2 поступает на второй управляющий вход преобразователя частоты ротора 3.

При дальнейшем увеличении скорости вращения ротора частота возбуждения поддерживается равной половине частоты вращения поля ротора (фиг.2).

При изменении нагрузки электропривода скорость ротора начинает меняться, в результате частота токов в статоре асинхронного двигателя 1 также изменится, что приводит к изменению выходного сигнала блока вычисления угловой скорости ротора 22. Это в свою очередь приводит к соответствующему изменению сигналов управления на выходах блока компенсации ЭДС статора 28, прямого преобразователя координат напряжений статора 30 и блока задания амплитуды напряжения статора 31. В результате начнет изменяться амплитуда напряжения на выходе выпрямительного звена преобразователя частоты статора 2, вызывая изменение тока статора и, соответственно, электромагнитного момента и скорости ротора таким образом, что она будет стремиться к заданной. Контур регулирования результирующего магнитного потока отрабатывает изменения тока статора так, что поток остается равным заданному.

По сравнению с известным решением предлагаемый вариант обеспечивает реализацию закона управления, благодаря которому в электроприводе обеспечиваются минимальные потери во всей области нагрузок.

Класс H02P21/00 Устройства или способы управления электродвигателями управлением вектора, например путем управления ориентацией поля

устройство векторного управления скоростью асинхронного двигателя -  патент 2524507 (27.07.2014)
устройство преобразования мощности -  патент 2516872 (20.05.2014)
способ управления асинхронным двигателем -  патент 2513035 (20.04.2014)
однофазно-трехфазный полупроводниковый реверсивный коммутатор, ведомый однофазной сетью переменного тока -  патент 2507673 (20.02.2014)
энергосберегающая система управления асинхронным электроприводом -  патент 2498496 (10.11.2013)
контроллер для системы запуска нагрузки -  патент 2496218 (20.10.2013)
устройство управления для вращающейся машины переменного тока -  патент 2491692 (27.08.2013)
устройство управления для электродвигателя -  патент 2486658 (27.06.2013)
контроллер для вращающейся машины переменного тока -  патент 2483423 (27.05.2013)
устройство управления асинхронным двигателем -  патент 2483422 (27.05.2013)

Класс H02P21/12 управление потоком статора

способ управления асинхронным двигателем -  патент 2513035 (20.04.2014)
однофазно-трехфазный полупроводниковый реверсивный коммутатор, ведомый однофазной сетью переменного тока -  патент 2507673 (20.02.2014)
устройство управления для вращающейся машины переменного тока -  патент 2491692 (27.08.2013)
устройство управления для электродвигателя -  патент 2486658 (27.06.2013)
способ управления электромагнитным моментом и магнитным потоком электрической машины переменного тока -  патент 2469459 (10.12.2012)
транзисторный разнополярный частотный преобразователь, регулирующий скорость синхронного шагового двигателя -  патент 2467466 (20.11.2012)
управление и/или регулирование трехфазного преобразователя электроэнергии для управления работой асинхронной машины -  патент 2455751 (10.07.2012)
устройство управления электродвигателя переменного тока -  патент 2447572 (10.04.2012)
полупроводниковое устройство регулирования скорости однофазного двухобмоточного асинхронного двигателя -  патент 2403671 (10.11.2010)
регулируемый транзисторный редуктор с явно выраженным звеном постоянного тока, ведомый сетью -  патент 2403670 (10.11.2010)

Класс H02P21/13 управление путем наблюдения, например с использованием наблюдателей Луенбергера или фильтров Калмана

Класс H02P27/05 с использованием переменного тока как в цепи ротора, так и в цепи статора, причем частота напряжения питания по крайней в одной из этих цепей является переменной

устройство управления и обеспечения живучести двигателя двойного питания -  патент 2525294 (10.08.2014)
система реализации изменения частоты и регулирования скорости ротора асинхронно и одновременно с приводом нескольких электродвигателей одним инвертором -  патент 2488215 (20.07.2013)
способ векторного управления пуском и торможением асинхронизированной машины -  патент 2466492 (10.11.2012)
способ управления двигателем двойного питания и устройство для его осуществления -  патент 2427069 (20.08.2011)
асинхронный электропривод с фазным ротором -  патент 2408973 (10.01.2011)
электропривод -  патент 2399149 (10.09.2010)
способ управления величиной электромагнитного момента электрической машины переменного тока (варианты) -  патент 2395157 (20.07.2010)
способ регулирования частоты вращения двигателя двойного питания -  патент 2393623 (27.06.2010)
способ управления процессами преобразования энергии в асинхронном двигателе с фазным ротором -  патент 2393622 (27.06.2010)
асинхронный электропривод с фазным ротором -  патент 2371831 (27.10.2009)
Наверх