смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной техники

Классы МПК:C10M105/74 содержащие фосфор
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-11-12
публикация патента:

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции негорючей рабочей (гидравлической) жидкости, содержащей базовую основу на основе смеси эфиров фосфорной кислоты, содержащей 67,0-73,0 мас.% трибутилфосфата, 19,0-25,0 мас.% дибутилфенилфосфата и 7,0-9,0 мас.% триизобутилфосфата, и синергическую смесь присадок. В состав присадок входит загущающая присадка полибутилметакрилат с мол. мас. 5000-6500, эпоксидная смола, антикоррозионная присадка Хромоксан Б, стабилизирующая присадка Ирганокс 1010 FF, ингибитор окисления Ирганокс L 57, ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол, пассиватор металла Амино О, краситель при определенных подобранных соотношениях. Техническим результатом настоящего изобретения является получение смазочной композиции негорючей рабочей жидкости с повышенной взрывопожаробезопасностью для авиационной техники, обеспечивающей стабильную работу гидравлических систем в интервале температур от минус 60°C до плюс 150°C. 4 табл.

Формула изобретения

Смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиации, содержащая базовую основу на основе смеси эфиров фосфорной кислоты, содержащей 67,0-73,0 мас.% трибутилфосфата, 19,0-25,0 мас.% дибутилфенилфосфата и 7,0-9,0 мас.% триизобутилфосфата, загущающую присадку полибутилметакрилат с молекулярной массой 5000-6500, эпоксидную смолу, антиокислительную присадку Агидол 1 2,6-дитретбутилпаракрезол, антикоррозионную присадку Хромоксан Б перфтор-4-метил-3,6-диоксаоктенсульфонат калия, стабилизирующую присадку Ирганокс 1010 FF тетракис(3-(3,5-ди-третбутил-4-гидроксифенил)пропионат)пентаэритритола, ингибитор окисления Ирганокс L57 продукт реакции N-фенилбензиламина с 2,4,4-триметилпентеном, ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол, пассиватор металла Амино О 2-(8-гептадеценил)-4,5-дигидро-1Н-имидазол-1-этанол, краситель органический жирорастворимый фиолетовый антрахиноновый при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%:

загущающая присадка полибутилметакрилат 6,0-9,0
эпоксидная смола6,1-6,5
вышеуказанная присадка Хромоксан Б 0,06-0,1
вышеуказанная присадка Агидол 1 0,025-0,35
вышеуказанная стабилизирующая присадка Ирганокс смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
1010 FF0,45-0,55
вышеуказанный ингибитор окисления Ирганокс L57 0,45-0,55
ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол 0,008-0,012
пассиватор металла Амино О 0,008-0,012
указанная базовая смесь эфиров фосфорной кислоты остальное
до 100%смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
краситель органический жирорастворимый 0,0008-0,0012
фиолетовый антрахиноновый (свыше 100%)

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к созданию взрывопожаробезопасной рабочей (гидравлической) жидкости, предназначенной для использования в гидравлических системах авиации, авиационных приборов, в частности самолетов с повышенными стабильными свойствами в широком температурном интервале от минусовых температур до плюсовых температур, в частности до 150°C.

К авиационным рабочим жидкостям предъявляются жесткие требования: они должны быть огнестойки, термически и термоокислительно стабильны, не вызывать повреждения и износ металлических деталей, контактирующих с жидкостью, за счет аэрозионной активности жидкости.

Известна авиационная взрывопожаробезопасная рабочая жидкость для гидросистем самолетов, имеющая состав, мас.% (US 3976585, 1976):

Эпоксидное соединение 0,1-10,0
Полиалкилметакрилат 2,0-20,0
Вода0,2
Дибутилфенилфосфат До 100

В качестве эпоксидного соединения используют алкил-3,4-эпоксициклогексан.

Указанная композиция имеет высокую огнестойкость. Недостатком этой композиции является низкая термическая стабильность: жидкость выдерживает без ухудшения свойств 200 ч термостатирования при 125°C; свыше 200 ч кислотное число повышается до 0,5 мг КОН, г, коррозия меди достигает 0,4 мг/см3.

Кроме того, недостатком этой композиции является ее высокая эрозионная активность, о чем свидетельствует низкое значение удельной проводимости.

Из US 4076642, 1978 известна рабочая жидкость для гидросистем самолетов, имеющая состав: эпоксидное соединение - 0,1-0,5 мас.%, полиалкилметакрилат - 2,0-20.0 мас.%, вода, дибутилфенилфосфат до 100%.

В качестве эпоксидного соединения используют 2-этилгексил-5,6-эпокси-1,4-этиленциклогексан-2-карбоксилат. Недостатком ее является: низкая термическая стабильность и высокая эрозионная активность. Указанные недостатки ограничивают срок службы жидкости, а также агрегатов гидравлической системы, контактирующих с жидкостью.

ИЗ RU 2009185, 15.03.1994 известна другая рабочая жидкость, используемая в гидравлических системах самолетов, которая содержит, мас.%: эпоксидное соединение (смолу УП-632) - 0,5-5,0, полибутилметакрилат - 5,0-7,5, 4-трифторметилперфтор-3,6-диоксаоктансульфонат калия 0,05-0,2, антрахиноновый краситель 0,0015-0,0025, дибутилфенилфосфат остальное.

Указанная рабочая жидкость не обеспечивает работоспособность в широком диапазоне температур от минусовых (от минус 60°C) до плюсовых температур порядка 150°C и стабильность основных ее характеристик в процессе эксплуатации.

Из MX 2007005385, 09.07.2007 известны функциональные жидкости, применяемые в авиационных гидравлических системах и состоящие из 50% триалкилфосфата (50-75%), и как минимум одного соединения арила (5-20%); типичный состав ее следующий - около 60% трибутилфосфата, около 10% триизобутилфосфата и 10% изопропилатного нафталина, и от 10 до 20% присадок, таких как присадка, улучшающая индекс вязкости (поли(бутил)гексилметакрилат), антиокислитель Ионол, антиокислитель 1,3,5-триметил1-2,4,6-трис(3,5-ди-третбутилгидроксифенил)бензол; диоктилдифениламин, 1,2-ди(фенилтио)этан, медный ингибитор коррозии, 2-этилгексилэпоксициклогексилкарбоксилат MCS-1562 и другие присадки. Данный состав является пожаробезопасным, но очень сложен по составу и приготовлению из-за входящих в его состав множества разных присадок. Состав не обладает стабильными характеристиками в широком интервале температур от минусовых (от минус 60°C) до плюсовых (до плюс 150°C).

Технической задачей заявленного изобретения является получение смазочной композиции негорючей рабочей (гидравлической) жидкости с повышенной взрывопожаробезопасностью для авиационной техники, обеспечивающей стабильную работу гидравлических систем в интервале температур от минус 60°C до плюс 150°C, с улучшенными другими свойствами.

Поставленная техническая задача достигается тем, что смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиации содержит базовую основу на основе смеси эфиров фосфорной кислоты, содержащей 67,0-73,0 мас.% трибутилфосфата, 19,0-25,0 мас.% дибутилфенилфосфата и 7,0-9,0 мас.% триизобутилфосфата, загущающую присадку полибутилметакрилат с молекулярной массой 5000-6500, эпоксидную смолу, антиокислительную присадку Агидол 1 2,6-ди-третбутилпаракрезол, антикоррозионную присадку Хромоксан Б перфтор-4-метил-3,6-диоксаоктенсульфонат калия, стабилизирующую присадку Ирганокс 1010FF тетракис (3-(3,5-ди-третбутил-4-гидроксифенил)пропионат)пентаэритритола, ингибитор окисления Ирганокс L57 продукт реакции N-фенилбензиламина с 2,4,4-триметилпентеном, ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол, пассиватор металла Амино О 2-(8-гептадеценил)-4,5-дигидро-1Н-имидазол-1-этанол, краситель органический жирорастворимый фиолетовый антрахиноновый при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%:

загущающая присадка смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
полибутилметакрилат с мол. массой 5000-6500 6,0-9,0
эпоксидная смола 6,1-6,5
вышеуказанная присадка Хромоксан Б 0,06-0,1
вышеуказанная присадка Агидол 1 0,025-0,35
стабилизирующая присадка Ирганокс 1010FF 0,45-0,55
ингибитор окисления Ирганокс L 57 0,45-0,55
ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол 0,008-0,012
вышеуказанный пассиватор Амино О 0,008-0,012
указанная базовая смесь эфиров фосфорной смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
кислоты остальное до 100%
вышеуказанный краситель0,0008-0,0012
(свыше 100%) смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586

В заявленной композиции в качестве эпоксидной смолы используют эпоксидные смолы (диэпоксиды) типа эпоксидной смолы Аральдит-СУ 179-1 СН или ERa-4221 (фирма Юнион Карбай), в частности эпоксидное соединение 3,4-эпоксициклогексилметил-3,4-эпоксициклогексан карбоксилат (US 4206067, 03.06.1980; RU 2167921, 27.05.2001); в качестве антикоррозионной присадки Хромоксан Б используют соли фторсодержащей бета-кетокислоты по ТУ 6-00-02-09321-26-89 (RU 2005718, 15.01.1984).

В таблице 1 указаны нормативные документы для компонентов, используемых в составе смазочной композиции негорючей рабочей жидкости для авиации (авиационных приборов) по изобретению.

В таблице 2 представлен пример смазочной композиции по изобретению. В таблице 3 представлены основные характеристики базовой смеси на основе эфиров фосфорной кислоты, используемой в составе смазочной композиции негорючей рабочей жидкости по изобретению.

В таблице 4 представлены основные свойства смазочной композиции негорючей рабочей жидкости по изобретению.

Смазочную композицию негорючей рабочей (гидравлический жидкости) по изобретению готовят следующим образом.

Для приготовления основы загружают в мешалку в заданном соотношении в любой последовательности компоненты: трибутилфосфат, дибутилфенилфосфат, триизобутилфосфат. Смесь нагревают до 60-80°C и перемешивают при этой температуре до полного смешения компонентов.

К полученной базовой смеси при нагревании добавляют расчетное количество загустителя - полибутилметакрилата. Смесь основы с загустителем перемешивают при нагревании.

В приготовленную загущенную основу вводят расчетные количества эпоксидной смолы, ХромоксанаБ,Агидола-1, стабилизатора Ирганокс 1010FF, ингибитор Ирганокс L57, 1.2.3-Бензотриазол, ингибитор Амино О, краситель.

Полученную смесь перемешивают при нагревании, охлаждают. Как следует из представленных данных, смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиации (авиационных приборов) обладает повышенной пожаровзрывобезопасностью, обеспечивает стабильную работу в интервале температур от минус 60°C до плюс 150°C, с перегревом до плюс 150°C; с улучшенными антикоррозионными, антиэррозионными, антиокислительными, антигидролизными и вязкостными свойствами.

Указанные свойства обеспечиваются за счет экспериментально подобранного качественно-количественного сочетания комбинации смеси определенных эфиров фосфорной кислоты (при их определенных соотношениях) с определенными присадками, что в совокупности обеспечивает получение синергитического эффекта и позволяет расширить область работоспособности рабочей жидкости при использовании ее в авиации.

Таблица 1
Компоненты:Нормативная документация
Базовая смесь эфиров фосфорной кислоты: ТУ 0253-005-07548712-2010
а) трибутилфосфат ТУ 2435-305-05763458-2001
б) дибутилфенилфосфат ТУ 2435-305-05763458-2004
в) триизобутилфосфат ТУ 2435-437-057634-58-2010
Присадки:смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
- полибутилметакрилат молекулярной массой 5000-6500 СТП 019950-401-016-81
- Эпоксидная смола циклоалифатическая марки УП-632 или марки ARALDITE-CY-179-1 СН ТУ 38.402-62-114-90 с изм.1-2

Сертификат фирмы HUNTSMAN
Ингибитор окисления Агидол 1. (-2,6-дитретбутилпаракрезол) ТУ 38.5901237-90 изм.2
Ингибитор окисления Ирганокс 1010FF. (тетраксис-3 (3,5-ди-третбутил-4-гидроксифенил) пропионат) пентаэритритола Сертификат фирмы BASF СЕ (ciba) Германия
Ингибитор окисления. Ирганокс L-57. (продукт реакции N-фенилбензиламина с 2,4,4-триметилпентеном). Сертификат фирмы BASF СЕ (ciba) Германия
Ингибитор коррозии. Хромоксан Б. (перфтор-4-метил-3,6-диоксаоктенсульфонат калия)ТУ 6-00-0209321-26-89 изм.1
Ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол ТУ 6-09-1297-87 изм.1-5
Пассиватор металла. Амино 0. (2-(8-гептадеценил)-4,5-дигидро-1Н-имидазол-1-этанол) Сертификат фирмы BASF СЕ (ciba) Германия
Краситель органический жирорастворимый фиолетовый антрахиноновый ТУ 6-14-118-80 изм.1-3

Таблица 2
№ п/пНаименование компонентовНормативный документСодержание, мас.%
12 34
смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 Базовая смесь эфиров фосфорной кислоты (БСЭФ) или Базовая смесь состава: ТУ 0253-005-07548712-2010 До 100

До 100
1. а) трибутилфосфат ТУ 2435-305-05763458-01 70,0±3,0
смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 б) дибутилфенилфосфат ТУ 2493-370-05763458-2004 22,0±3,0
смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 в) триизобутилфосфат ТУ 2435-437-05763458-2010 8,0±1,0
2. Полибутилметакрилат М.в. 5000 СТП 019950-401-016-81 7,5±1,5
3.Эпоксидная смола марки ARALDITE-CY 179-1 СН сертификат фирмы HUNTSMAN 6,3±0,2
4.Поверхностно-активное вещество Хромоксан (марка Б) ТУ 6-00-0209321-26-89, изм.1 0,08±0,02
5.Присадка антиокислительная «Агидол-1» ТУ 38.5901237-90, изм.2 0,3±0,05
6.Присадка Irganox 1010 FFсертификат фирмы BASF0,5±0,05
смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
7.Присадка окисления Irganox L-57сертификат фирмы BASF0,5±0,05
8. 1,2,3-бензотриазол чистый ТУ 6-09-1291-87 изм.1-5 0,01±0,002
9.Ингибитор коррозии Amine 0сертификат фирмы BASF0,01±0,002
10. Краситель органический жирорастворимый фиолетовый антрахиноновый ТУ 6-14-118-80 изм.1-3 0,001 (сверх 100)

Таблица 3
Наименование показателей Свойствасмазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
2. Вязкость кинематическая, мм2/с при температуре, в пределах:смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
50°C 2,0-3,0 ГОСТ 33
минус 60°C300-400 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
3. Плотность при 20°C, г/см3, в пределах 0,9900-0,9950ГОСТ 3900
4. Кислотное число, мг КОН/г на 1 г смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 ГОСТ 5985
масла, не более 0,007 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
5. Массовая доля воды, % не более 0,05ГОСТ 2477
смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 не нормируется или 14870 раздел 2

Таблица 4
Наименование показателя Значение показателя Примечание
12 3
1. Внешний видПрозрачная жидкость от фиолетового до синего цвета По п.7.3 настоящего стандарта
2. Плотность при 20°C, г/см3 1,02ГОСТ 3900
не более не нормируется ASTM D 4052 или ASTM D 4052-09
3.Вязкость кинематическая, мм2/с: смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 ГОСТ 33 или ASTM D 445
- при 50°C, не менее 8,5смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
- при минус 60°C, не более 4200смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
4. Температура застывания, °C, не выше минус 65ГОСТ 20287
не нормируется ASTM D 97
5. Кислотное число, мг смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 ГОСТ 5985 или
КОН/г на 1 г масла, не более 0,08ГОСТ 11362
смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 не нормируется ASTM D 664
6. Содержание водорастворимых кислот и щелочей отсутствиеГОСТ 6307
7. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже155 ГОСТ 4333 метод А
не нормируется ASTM D 92

Таблица 4 (продолжение.)
8. Термоокислительная стабильность при температуре плюс (150±1)°C в течение 100 ч:смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 ГОСТ 20944 с дополнением по п.7.4. настоящего стандарта
а) вязкость кинематическая после окисления, мм2/с, не более:смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
- при 50°C10,5 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
- при минус 60°C 5000смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
б) кислотное число после окисления, мг КОН/г, смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
не более0,15 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
в) весовой показатель коррозии, мг/см2 поверхности каждого металла, не более: ±0,1
- медь M1;смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
- сталь 30ХГСА;смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
- алюминий Д16;смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
- бронза БрАж-9-4смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
9. Массовая доля воды, %, не более 0,1ГОСТ 2477 или ГОСТ 14870, раздел 2
10. Чистота жидкости по ГОСТ 17216, не грубее 10 классаОСТ 1.41144 с добавлением по п.7.5. настоящего стандарта или ASTM 4898
11. Смазочные свойства на четырехшариковой машине трения при нагрузке 196 Н и температуре 20°C: смазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586 ГОСТ 9490 или ASTM D4172
- диаметр пятна износа, мм не нормируетсясмазочная композиция негорючей рабочей жидкости для авиационной   техники, патент № 2476586
12. Удельная электрическая проводимость, мкСм/м, не менее 40По п.7.6. настоящего стандарта
13. Массовая доля эпоксидных смол, %, не менее 0,7по ГОСТ 12497 с дополнением по п.7.7. настоящего стандарта
14. Массовая концентрация кальция, %, не более 0,0002ASTM D 4628
15. Массовая концентрация натрия, %, не более 0,0011ASTM D 5863-00

Класс C10M105/74 содержащие фосфор

смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)
смазочная композиция -  патент 2437922 (27.12.2011)
способ получения 1-(n, n-диметиламинометил)-бензотриазольной соли o-(н-бутил)-o-(3,4,5-тритиатрицикло[5.2.1.02,6 ]дец-8-илметил)дитиофосфорн ой кислоты в качестве присадки к смазочным маслам -  патент 2251551 (10.05.2005)
способ получения 1-(n,n-диметиламинометил)-бензотриазольной соли o-(2-этил-н-гексил)-o-(3,4,5-тритиатрицикло[5.2.1.02,6 ]дец-8-илметил)дити офосфорно й кислоты в качестве присадки к смазочным маслам -  патент 2249597 (10.04.2005)
способ получения 1-(n,n-диметиламинометил)-1,2,4-триазольной соли o-(2-этил-н-гексил)-o-(3,4,5-тритиатрицикло[5.2.1.0 2,6]дец-8-илметил)-дит иофосфорной кислоты в качестве присадки к смазочным маслам -  патент 2249596 (10.04.2005)
способ получения 1-(n, n-диметиламинометил)-1,2,4-триазольной соли o-(н-бутил)-о-(3,4,5-тритиатрицикло[5.2.1.02,6 ]дец-8-илметил)дитиофосфорн ой кислоты в качестве присадки к смазочным маслам -  патент 2249595 (10.04.2005)
способ получения огнестойкой жидкости межфазным фосфорилированием -  патент 2165427 (20.04.2001)
способ получения огнестойкой жидкости -  патент 2081877 (20.06.1997)
Наверх