состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля

Классы МПК:C08L77/10 полиамиды, получаемых из аминокислот с ароматически связанными аминогруппами и карбоксильными группами или из полиаминов и поликарбоновых кислот
C08J5/00 Изготовление изделий или формованных материалов, содержащих высокомолекулярные вещества
C08L27/18 гомополимеры или сополимеры тетрафторэтена
F16H55/06 выбор материалов; обработка зубчатых элементов или червяков, влияющих на свойства материала, из которого они изготовлены
F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Брозе Фарцойгтайле Гмбх унд Ко. КГ, Халлштадт (DE)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-10-28
публикация патента:

Изобретение относится к применению состава для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства автомобиля. Состав содержит частично кристаллический, частично ароматический полиамид и модифицирован добавкой минимум одного эластомера с массовой долей от 1% до 10% от состава. Состав используется для изготовления регулирующего устройства для изменения положения регулируемой детали автомобиля, у которого минимум одно зубчатое колесо приводного механизма, один направляющий элемент и/или один скользящий элемент. Изобретение позволяет применять состав для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства и регулирующее устройство без значительных затрат с достаточными для работы механическими свойствами. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 7 ил., 2 табл., 2 пр.

состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466

Формула изобретения

1. Применение состава, содержащего частично кристаллический, частично ароматический полиамид, для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства (1) автомобиля, причем состав модифицирован для повышения ударопрочности путем добавки минимум одного эластомера с массовой долей от 1 до 10% от состава.

2. Применение по п.1, отличающееся тем, что частично кристаллический, частично ароматический полиамид содержит гексаметилендиамин.

3. Применение по п.1, отличающееся тем, что частично кристаллический, частично ароматический полиамид содержит терефталевую кислоту.

4. Применение по п.1, отличающееся тем, что частично кристаллический, частично ароматический полиамид содержит минимум один сомономер.

5. Применение по п.1, отличающееся тем, что частично кристаллический, частично ароматический полиамид выполнен как РА6Т/ХТ.

6. Применение по п.1, отличающееся тем, что частично кристаллический, частично ароматический полиамид имеет массовую долю от 80 до 100% от состава.

7. Применение по п.6, отличающееся тем, что частично кристаллический, частично ароматический полиамид имеет массовую долю от 80 до 90% от состава.

8. Применение по п.6, отличающееся тем, что частично кристаллический, частично ароматический полиамид имеет массовую долю от 90 до 100% от состава.

9. Применение по п.6, отличающееся тем, что состав трибологически модифицирован путем добавки политетрафторэтилена с массовой долей от 1 до 10% от состава.

10. Применение по п.6, отличающееся тем, что состав не усилен дополнительно волокнами.

11. Применение по п.6, отличающееся тем, что состав, содержащий частично кристаллический, частично ароматический полиамид, имеет температуру стеклования выше 115°С.

12. Применение по п.6, отличающееся тем, что состав, содержащий частично кристаллический, частично ароматический полиамид, имеет в температурном диапазоне от -40 до 120°С модуль сдвига минимум в 650 МПа.

13. Применение по одному из предыдущих пунктов для изготовления минимум одного зубчатого колеса (130; 135; 136) приводного механизма (13) регулирующего устройства (1), одного направляющего элемента (32; 32'; 17) регулирующего устройства (1) и/или одного скользящего элемента (11; 16) регулирующего устройства (1).

14. Регулирующее устройство для изменения положения регулируемой детали автомобиля, у которого минимум одно зубчатое колесо (130; 135; 136) приводного механизма (13), один направляющий элемент (32; 32'; 17) и/или один скользящий элемент (11; 16) изготовлены из состава, содержащего частично кристаллический, частично ароматический полиамид, при этом состав модифицирован для повышения ударопрочности путем добавки минимум одного эластомера с массовой долей от 1 до 10% от состава.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к применению состава для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства автомобиля, а также к регулирующему устройству для изменения положения регулируемой детали автомобиля.

К деталям регулирующего устройства автомобиля, в особенности к таким деталям, которые при работе регулирующего устройства подвергаются трению, предъявляются высокие требования относительно их механических, в особенности трибологических, свойств. Это относится, например,

- к зубчатым колесам приводного механизма регулирующего устройства, которые для передачи усилия входят в зацепление с другими деталями приводного механизма и при работе регулирующего устройства движутся относительно других деталей,

- к направляющим элементам, например направляющим желобкам стеклоподъемника или салазкам регулируемого сиденья, для направления деталей регулирующего устройства и

- к скользящим деталям, например направляемым поводкам стеклоподъемника, направляющим перемычкам регулируемого сиденья и тому подобному.

В настоящее время такого рода детали регулирующего устройства, прежде всего, с целью снижения затрат изготавливаются предпочтительно из пластмассы. Однако при этом необходимо учитывать, что такие детали должны обладать достаточно хорошими механическими свойствами в сравнительно большом температурном диапазоне - соответственно диапазону рабочей температуры регулирующего устройства, например, от -40°С до 120°С, а также обеспечивать при высоких рабочих температурах функционирование регулирующего устройства с малыми потерями на трение и малым износом.

Обычно для изготовления деталей регулирующего устройства применяются, например, полиацетали, называемые также полиоксиметиленом (РОМ), или полиэфирэфиркетоны (PEEK). Полиацетали экономичны, однако у них есть недостаток, заключающийся в ярко выраженной температурной зависимости вязкостных характеристик, что при повышенных температурах приводит к ухудшению механических свойств изготовленных деталей. Полиэфирэфиркетоны, представляющие собой стойкие к высоким температурам термопластичные пластмассы, проявляют почти неизменно хорошие механические свойства в большом температурном диапазоне, однако очень дороги.

Задача данного изобретения состоит в том, чтобы представить применение состава для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства и регулирующее устройство, которые позволяли бы без значительных затрат изготавливать детали регулирующего устройства, обладающие достаточными для работы регулирующего устройства механическими свойствами.

Эта задача решается посредством предмета с признаками формулы изобретения.

При этом для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства автомобиля применяется состав, содержащий частично кристаллический, частично ароматический полиамид, причем состав модифицирован с целью повышения ударопрочности путем добавки минимум одного эластомера в количестве от 1% до 10% от состава.

Изобретение исходит из идеи применения для изготовления деталей регулирующего устройства такого состава, который, с одной стороны, не требовал бы больших затрат, а с другой стороны, обладал бы достаточно хорошими механическими свойствами в большом температурном диапазоне (например, от -40°С до 120°С), так чтобы в особенности при высоких рабочих температурах около и выше, например, 90°С обеспечивалось безупречное функционирование регулирующего устройства. С этой целью для изготовления в особенности тех деталей, которые подвергаются нагрузке при работе регулирующего устройства, применяется частично кристаллический, частично ароматический полиамид, обладающий большой прочностью также и при высоких рабочих температурах.

Под частично кристаллическим полиамидом понимается полиамид, который при остывании из расплава образует кристаллические домены (фазовый переход 1-го рода). При этом не весь расплав затвердевает в виде кристаллов, но образуются также и аморфные домены. Соотношение между кристаллическими и аморфными доменами определяется химической природой полиамида и условиями остывания, причем можно дополнительно стимулировать или сдерживать кристаллизацию посредством нуклеирующих и антинуклеирующих добавок. К легкокристаллизирующимся полиамидам относятся, например, так называемый РА 46 или РА 66, к труднокристаллизирующимся полиамидам - так называемый PA mXD6 из м-ксилилендиамина и адипиновой кислоты или определенные сополиамиды.

Под частично ароматическим полиамидом понимается полиамид, мономеры которого частично происходят от основных ароматических веществ, например полиамид из гексаметилендиамина и терефталевой кислоты (PA 6T).

Частично кристаллический, частично ароматический полиамид изготавливается преимущественно на основе гексаметилендиамина и дополнительно терефталевой кислоты. Кроме того, в полиамиде могут содержаться и различные другие сомономеры.

Примером такого рода состава является полиамид РА6Т/ХТ. Применение полиамида РА6Т/ХТ создает возможность состава, обладающего большой прочностью также и при высоких температурах, высокой теплостойкостью, низкой интенсивностью водопоглощения, низким износом, низким трением и хорошей химической стойкостью. Применение этого полиамида имеет еще одно преимущество, заключающееся в том, что сравнительно высокая скорость кристаллизации и отверждения обеспечивает возможность коротких циклов переработки при изготовлении деталей регулирующего устройства.

Массовая доля (в весовых процентах) частично кристаллического, частично ароматического полиамида может составлять, например, от 80% до 100%, в особенности от 80% до 90% или от 90% до 100% от состава.

С целью получения модифицированного материала с повышенной ударопрочностью в состав дополнительно вводятся эластомеры с массовой долей от 1% до 10%. В качестве модификаторов ударопрочности могут, в общем, использоваться соединения из группы амидов сульфоновой кислоты, акриламиды, дериваты карбамида, такие как гидроксиэтилэтилен-карбамид, моноэфир многоатомных спиртов C1-C20, политриметиолпропан адипинат, лактаты, лактамы, а также полиамиды, лактоны, а также их полимеры, углеводы, такие как крахмал, аминосорбит, гидроксиэтилгликозиды, неорганические и органические сульфиты и гидроксиметилсульфонаты, полиоли сложных полиэфиров, сополимеры этилен-винилацетат-моноксида углерода, полиарилаты, поливиниловый спирт, поливинилацетаты, оканчивающиеся аминогруппой или гидроксильной группой блок-сополимеры полисилоксана, сульфаты бария и/или осажденные карбонаты кальция, предпочтительно поливинилбутирали, оканчивающиеся функциональными группами гомополимеры бутадиена и/или сополимеры бутадиена на основе акрилонитрила. Принцип действия модификаторов ударопрочности состоит в их способности останавливать проходящие в материале микротрещины. Предпосылкой этого является однородное распределение в формовочной массе, позволяющее поглощать энергию происходящего удара. В качестве модификаторов ударопрочности используются преимущественно эластомеры, например, EPR, EPDM, NR, SEBS, PIB, PE-VLD или термопластические эластомеры на металлоценовой основе. Важно, чтобы модификаторы ударопрочности либо были совместимы с составом, отчасти вплоть до химического соединения путем координационных связей, либо имели отдельную фазу, подобно интерпенетрирующей сети.

В предпочтительном варианте состав дополнительно трибологически модифицируется путем внесения политетрафторэтилена (PTFE) в количестве от 1% до 10% от состава. В результате трибологической модификации изготовленные из состава детали обладают хорошими антифрикционными свойствами и обеспечивают возможность работы регулирующего устройства с малыми потерями на трение и низким износом.

Применение частично кристаллического, частично ароматического полиамида позволяет изготавливать детали регулирующего устройства, обладающие достаточно хорошими механическими свойствами в большом температурном диапазоне, например, от -40°С до 120°С, и отвечающие предъявляемым к регулирующему устройству прочностным требованиям в особенности также при высоких рабочих температурах. Дополнительное усиление, например усиление стекловолокном или углеродным волокном, не требуется. Применение состава, не усиленного волокном, имеет еще одно преимущество, заключающееся в том, что при остывании состава после формовки происходит в основном изотропная усадка и потому искривление произведенных деталей сводится к минимуму. К тому же изготовленные детали имеют повышенную прочность соединяющего шва по сравнению с деталями, усиленными волокном.

Состав, содержащий частично кристаллический, частично ароматический полиамид, преимущественным образом имеет температуру стеклования выше 115°С и в температурном диапазоне от -40°С до 120°С модуль сдвига, равный минимум 650 МПа. Температурой стеклования называется температурная точка, на которой твердые - застывшие - аморфные области волокон начинают переходить в вязкоупругое - легкоформуемое состояние. Выше температуры стеклования модуль сдвига резко уменьшается, так что изготовленные из состава детали не следует использовать при температурах выше температуры стеклования.

Описанный выше состав может быть применен в особенности для изготовления зубчатых колес приводного механизма регулирующего устройства, направляющих элементов регулирующего устройства и/или скользящих элементов регулирующего устройства. К тому же и другие детали, в особенности детали корпуса, могут изготавливаться из описанного состава и проявляют хорошие механические свойства при работе регулирующего устройства, в особенности при высоких рабочих температурах.

Наряду с этим задача решается посредством регулирующего устройства для изменения положения регулируемой детали автомобиля, в котором минимум одно зубчатое колесо приводного механизма, один направляющий элемент и/или один скользящий элемент изготовлены из состава, содержащего частично кристаллический, частично ароматический полиамид, при этом состав модифицирован с целью повышения ударопрочности путем добавки минимум одного эластомера в количестве от 1% до 10% от состава.

Идея, лежащая в основе изобретения, будет более подробно разъяснена ниже посредством представленных на фигурах примеров осуществления и таблиц. На фигурах показано следующее:

фиг.1 - вид регулирующего устройства, выполненного в виде приводного механизма солнцезащитной шторки,

фиг.2 - вырезанный вид регулирующего устройства по фиг.1;

фиг.3 - увеличенный вид приводного механизма регулирующего устройства;

фиг.4 - изображение приводного механизма регулирующего устройства в разобранном виде;

фиг.5 - следующее изображение регулирующего устройства в разобранном виде;

фиг.6 - вид поводка регулирующего устройства в направляющем желобке и

фиг.7 - графическое изображение кривых модуля сдвига различных составов для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства, в зависимости от температуры.

Фиг.1-6 показывают вариант осуществления регулирующего устройства 1, выполненного в виде привода солнцезащитной шторки, для установки на дверь автомобиля. Регулирующее устройство 1 может быть соединено с солнцезащитной шторкой, передвигаемой вдоль стекла автомобильной двери, и, будучи установлено на автомобильной двери, служит для автоматического регулирования солнцезащитной шторки.

Регулирующее устройство 1 выполнено наподобие одностренгового тросового стеклоподъемника и представлено в функциональном изображении на фиг.2. У регулирующего устройства 1 имеется шатун 11, который посредством поводка 16 проводится по расположенной в направлении регулирования V продольной направляющей 12 (см. фиг.1). Поводок 16 соединен со средством тяги 132 и через средство тяги 132 связан с приводным механизмом 13, который запускается посредством приводного устройства 14.

Выполненное, например, в виде стального троса средство тяги 132 образует замкнутую строповочную петлю и проходит от тросового барабана 131 к поводку 16, соединяется с поводком 16, проходит далее к поворотному ролику 17 и оттуда назад к тросовому барабану 131. На обратном пути средство тяги 132 проводится скользяще вдоль поводка 16, так что поводок 16 получается соединен со средством тяги 132 только с одной стороны и средство тяги 132 скользит вдоль другой стороны поводка 16.

Тросовый барабан 131 через связанный с приводным двигателем 14 ведущий шнек 130 приводится в действие с пониженным числом оборотов. В процессе работы ведущий шнек 130 придает тросовому барабану 131 вращательное движение. Тем самым средство тяги 132 одним своим концом наматывается на тросовый барабан 131, в то время как другой его конец одновременно разматывается с тросового барабана 131, так что длина строповочной петли в целом не изменяется, но средство тяги 132 вместе со связанным со средством тяги 132 поводком 16 перемещается по продольной направляющей 12. Через поводок 16 средство тяги 132 связано с шатуном 11, который таким образом также перемещается вместе с поводком 16 и по направлению регулировки V выдвигается из продольной направляющей 12 или вдвигается в продольную направляющую 12.

Приводной двигатель 14 через ведущий шнек 130 (см. фиг.4 и 5) сцеплен с зубчатым колесом приводного механизма 136. К тому же у ведущего шнека 130 по внешнему периметру имеется червячное зацепление, которое сцепляется с зубьями на внешнем периметре зубчатого колеса приводного механизма 136. Зубчатое колесо приводного механизма 136 жестко сцеплено с тросовым барабаном 131, так что при приведении в действие зубчатого колеса приводного механизма 136 тросовый барабан 131 начинает вращаться.

У выполненного как электродвигатель приводного двигателя 14 имеется электроподключение 140, через которое к приводному двигателю 14 может быть подсоединено электропитание.

На внешнем периметре тросового барабана 131 имеются желобки для размещения средства тяги 132.

Приводной двигатель 14, зубчатое колесо приводного механизма 136 и тросовый барабан 131 размещены в корпусе 15, который имеет цилиндрический зажим 150 для обхватывания зубчатого колеса приводного механизма 136 и тросового барабана 131. Приводной двигатель 14 зафиксирован в корпусе 15 посредством скобы 141.

Цилиндрический зажим 150 может быть выполнен таким образом, чтобы при взаимодействии его внутренней цилиндрической поверхности с тросовым барабаном 131 во время работы регулирующего устройства 1 средство тяги 132 фиксировалось в желобках для размещения средства тяги 132 на тросовом барабане 131 и не могло выйти из желобков тросового барабана 131.

В цилиндрическом зажиме 150 выполнена ось 151 в форме цапфы, на которую для установки с возможностью вращения насажены зубчатое колесо приводного механизма 136 и тросовый барабан 131.

Тросовый барабан 131 имеет два зажима 135 в форме ниппельных камер, посредством которых концы средства тяги 132 могут быть соединены с тросовым барабаном 131. Средство тяги 132 соединено с тросовым барабаном 131 таким образом, что во время работы регулирующего устройства 1 при вращении тросового барабана 131 один конец средства тяги 132 наматывается на тросовый барабан 131 и одновременно другой конец средства тяги 132 разматывается с тросового барабана 131, так что длина образованной средством тяги 132 строповочной петли остается постоянной.

Средство тяги 132 (см. фиг.2) проходит от тросового барабана 131 по продольной направляющей 12 к поворотному ролику 17 и от поворотного ролика 17 назад к тросовому барабану 131 и при этом так сцеплено с поводком 16, что перемещение средства тяги 132 вследствие вращения тросового барабана 131 превращается в продольное движение поводка 16 по продольной направляющей 12. Поводок 16 сцеплен с шатуном 11, так что при движении поводка 16 шатун 11 может перемещаться по продольной направляющей 12.

Продольная направляющая 12 на своем верхнем, расположенном со стороны приводного механизма конце соединена с дополнительной продольной направляющей 12' в форме цилиндрической трубки, в которую частями вводится шатун 11. Дополнительная продольная направляющая 12' служит в особенности для того, чтобы провести шатун 11 через деталь кузова автомобиля и закрепить там, при этом благодаря специальной конструкции продольная направляющая 12' может монтироваться отдельно от продольной направляющей 12 и может быть, например, вставлена снаружи в отверстие кузовной детали и соединена путем фиксации с продольной направляющей 12.

Детальный вид поводка 16 представлен на фиг.6. Поводок 16 проводится скользяще по продольной направляющей 12 между поворотным роликом 17 и приводным механизмом 13 и имеет ниппельные камеры 161, 162 для соединения средства тяги 132 с поводком 16. При этом средство тяги 132 вкладывается в ведущие к ниппельным камерам 161, 162 продольные направляющие 163 и размещенными на концах троса средства тяги 132 ниппелями устанавливается в ниппельные камеры 161, 162 таким образом, чтобы тяговые усилия могли передаваться на поводок 16.

На нижнем, обращенном к поворотному ролику 17 конце у поводка 16 имеется цапфа 164, которая может вдвигаться в соответствующий зажим на поворотном ролике 17. Цапфа 164 вместе с поворотным роликом 17 определяет позицию упора при вдвинутом шатуне 11, в которой поводок 16 перемещен к нижнему концу продольной направляющей 12. Посредством цапфы 164 поводок 16 фиксируется на поворотном ролике 17, так что шатун 11 закрепляется во вдвинутом положении.

Выполненный как цельная поворотная деталь поворотный ролик 17 имеет направляющую троса 170 в виде изогнутого в форме полукруга участка трубки для поворота средства тяги 132. Во время работы средство тяги 132 проскальзывает через направляющую троса 170 и таким образом поворачивается на 180°. Поворотный ролик 17 выполнен из пластмассы и вставлен снизу в продольную направляющую 12.

У описанного выше посредством фигур 1-6 регулирующего устройства 1 имеются детали, изготовленные преимущественным образом с применением состава, содержащего частично кристаллический, частично ароматический полиамид, в особенности РА6Т/ХТ. Применение такого состава дает преимущество, заключающееся в том, что выполненные из него детали в большом температурном диапазоне, например диапазоне рабочих температур от -40°С до 120°С, имеют достаточно хорошие механические свойства с высокой прочностью. К деталям, выполненным преимущественным образом из такого состава, относятся шатун 11, продольная направляющая 12, 12', ведущий шнек 130, тросовый барабан 131, зажим 135, зубчатое колесо приводного механизма 136, корпус 15, поводок 16, а также поворотный ролик 17. Из состава, содержащего частично кристаллический, частично ароматический полиамид, в особенности изготовлены такие детали регулирующего устройства 1, которые - как ведущий шнек 130 и зубчатое колесо приводного механизма 136 - при работе регулирующего устройства 1 служат для передачи усилия или которые - как продольная направляющая 12, 12' и поводок 16 - представляют собой скользящие друг по другу детали.

Состав может содержать в качестве модификаторов ударопрочности эластомеры и/или в качестве трибологического модификатора для улучшения антифрикционных свойств - политетрафторэтилен (PTFE).

Состав, содержащий частично кристаллический, частично ароматический полиамид, преимущественным образом не усилен дополнительно и, соответственно, не содержит дополнительного стеклянного или углеродного волокна.

Первый пример состава содержит

- массовую долю (в весовых процентах) от 96% до 97% РА6Т/ХТ и

- массовую долю от 3% до 4% модификатора ударопрочности.

Могут быть добавлены и другие присадки с массовой долей от 0,1% до 1%.

Второй пример состава содержит

- массовую долю от 87% до 88% РА6Т/ХТ,

- массовую долю от 3% до 4% модификатора ударопрочности и

- массовую долю от 8% до 9% политетрафторэтилена (PTFE).

Дополнительно могут быть добавлены и другие присадки с массовой долей от 0,1% до 1%.

Механические и термические свойства первого примера состава представлены в следующей Таблице 1.

Таблица 1
Механические свойства
состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 Стандарт Единица измерения СостояниеЗначение
Модуль упругости 1 мм/мин ISO527 МПасостав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 250
сухой 0
кондиционный 280
состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 0
Тяговое усилие при разрыве 5 мм/мин ISO527 МПасухой 75
кондиционный 75
Растяжение при разрыве 5 мм/мин ISO527 %сухой 3,5
кондиционный 5,0
Ударная прочность Шарпи 23°С ISO179/1e U кДж/м2 сухой80
кондиционный 80
Ударная вязкость Шарпи 23°С ISO179/1e А кДж/м2 сухой5,5
кондиционный 7,0
Термические свойства
Точка плавленияDSC ISO11357 °Ссухой 295
Теплостойкость HDT/A 1,80 МПаISO75 °Cсухой 110
Теплостойкость HDT/B 0,45 МПаISO75 °Ссухой 140
Общие свойства
Плотностьсостав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 ISO1183г/см 3сухой 1,13
Водопоглощение 240 час при 95°С ISO62% состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 2,7

Механические и термические свойства второго примера состава показывает следующая Таблица 2.

Таблица 2
Механические свойства
состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 Стандарт Единица измерения Состояние Значение
Модуль упругости 1 мм/мин ISO527 МПасостав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 250
сухой 0
кондиционный 280
состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 0
Тяговое усилие при разрыве 5 мм/мин ISO527 МПасухой 70
кондиционный 60
Растяжение при разрыве 5 мм/мин ISO527 %сухой 3,0
кондиционный 4,5
Ударная прочность Шарпи 23°С 180179/1e U кДж/м2 сухой50
кондиционный 50
Ударная вязкость Шарпи 23°С ISO179/1e А кДж/м2 сухой3
кондиционный 4
Термические свойства
Точка плавленияDSC ISO11357 °Ссухой 295
Теплостойкость HDT/A 1,80 МПаISO75 °С сухой110
Теплостойкость HDT/B 0,45 МПа ISO75°С сухой 160
Общие свойства
Плотностьсостав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 ISO1183 г/см3 сухой1,19
Водопоглощение 240 час при 95°С ISO62 %состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля, патент № 2476466 2,4

В первом примере (Таблица 1) идет речь о составе, модифицированном с целью повышения ударопрочности. Во втором примере (Таблица 2) идет речь о составе, модифицированном с целью повышения ударопрочности и улучшения трибологических свойств.

Оба состава перерабатываются преимущественно в сухом состоянии. Температура переработки расплава должна составлять от 305 до 330°С (точка плавления первого и второго примера состава составляет соответственно 295°С). Температура формования должна составлять от 115 до 140°С. Как первый, так и второй пример состава имеют высокую скорость кристаллизации и тем самым позволяют производить переработку за короткое время с высокой скоростью впрыскивания при формовании литьем под давлением.

Применение описанных выше примеров состава позволяет изготавливать детали регулирующего устройства 1 с меньшими затратами при хороших механических свойствах деталей в необходимом температурном диапазоне, например, от -40°С до 120°С. В результате того, что состав не усилен волокнами, усадка происходит почти изотропно, так что искривление изготовленных деталей минимально и к тому же детали имеют высокую прочность соединяющего шва по сравнению с изделиями, усиленными волокнами.

Фиг.7 показывает температурную зависимость модуля сдвига G (в МПа) для различных материалов. Обозначаемый как РОМ-Н материал представляет собой состав на основе полиацеталя. Обозначенный как PEEK материал представляет собой материал на основе полиэфирэфиркетона. Материалы Grivory HT3 FE8190 и Grivory HT3 FE8191 представляют собой осуществляющие изобретение составы в соответствии с указанным выше первым или вторым примером состава. Материал PA66 + PA6I/6T-GF60 представляет собой материал, усиленный волокнами.

Как видно на фиг.7, материал на основе полиацеталя РОМ-Н проявляет при повышении температуры вязкоупругие характеристики со снижающимся модулем сдвига. Модуль сдвига материала РОМ-Н при низких температурах находится в диапазоне модуля сдвига других материалов, а при высоких температурах - значительно ниже модуля сдвига других материалов.

Материал PEEK в диапазоне от -40°С до 135°С имеет почти неизменный модуль сдвига от 1000 до 1100 МПа. Однако недостатком материала PEEK является его высокая стоимость по сравнению с остальными материалами.

Осуществляющие изобретение материалы Grivory HT3 FE8190 и Grivory HT3 FE8191 имеют в температурном диапазоне от -40°С до около 120°С лишь незначительно изменяющийся модуль сдвига от 1000 до 750 МПа. Правда, модуль сдвига немного ниже модуля сдвига материала PEEK. Однако прочность материалов Grivory HT3 FE8190 и Grivory HT3 FE8191 вполне достаточна, при этом их стоимость значительно ниже стоимости PEEK.

Как материал PEEK, так и материалы Grivory HT3 FE8190 и Grivory HT3 FE8191 имеют так называемую температуру стеклования, равную 135°С или 125°С. При температурах выше точки стеклования модуль сдвига резко снижается, так что изготовленные из этих материалов детали не следует использовать при температурах, превышающих точку стеклования. Однако температура стеклования как PEEK, так и Grivory HT3 FE8190 или Grivory HT3 FE8191 выше обычного диапазона рабочих температур регулирующего устройства 1.

На фиг.7 также отмечен модуль сдвига усиленного волокном материала PA66 + PA6I/6T-GF60, который при низких температурах значительно выше модуля сдвига PEEK и Grivory HT3 FE8190 или Grivory HT3 FE8191.

Однако представленное на фиг.1-6 регулирующее устройство 1 следует понимать лишь как пример использования деталей, изготовленных из состава, содержащего частично кристаллический, частично ароматический полиамид. Изготовленные из такого состава детали, в особенности зубчатые колеса приводного механизма, направляющие элементы, направляющие желобки и скользящие элементы, могут принципиально использоваться в различных регулирующих устройствах автомобиля, в особенности в стеклоподъемнике, салазках продольного регулирования сиденья, устройстве для регулирования сиденья по высоте, регуляторе наклона спинки сиденья, крышке багажника, крышке сдвижной панели крыши, регуляторе ремня безопасности и тому подобном. В принципе описанный состав может применяться во всех регулирующих устройствах, детали которых должны в сравнительно большом температурном диапазоне отвечать определенным требованиям к прочностным характеристикам.

Перечень ссылочных обозначений

1 регулирующее устройство

11 шатун

110 элемент связи

12, 12' продольная направляющая

13 приводной механизм

130 ведущий шнек

131 тросовый барабан

132 средство тяги

135 зажим

136 зубчатое колесо приводного механизма

14 приводной двигатель

140 электроподключение

141 скоба

15 корпус

150 зажим

151 ось

16 поводок

161, 162 ниппельная камера

163 направляющая троса

164 цапфа

17 поворотный ролик

170 направляющая троса

V направление регулировки

Класс C08L77/10 полиамиды, получаемых из аминокислот с ароматически связанными аминогруппами и карбоксильными группами или из полиаминов и поликарбоновых кислот

прозрачные пленки -  патент 2528728 (20.09.2014)
арамидные частицы, содержащие пероксидный инициатор радикало-цепной полимеризации -  патент 2476467 (27.02.2013)
пена из полимеров -  патент 2461589 (20.09.2012)
сшиваемые арамидные сополимеры -  патент 2446194 (27.03.2012)
способ получения пара-замещенных ароматических полиамидных частиц -  патент 2423400 (10.07.2011)
улучшенные дисперсии полиамидов с высоким содержанием карбоксильных групп в сложных полиэфирах с использованием агента, снижающего межфазное натяжение -  патент 2420543 (10.06.2011)
способ получения формованного изделия и формованное изделие, которое представляет собой полое тело или полый профиль -  патент 2412217 (20.02.2011)
полимерная композиция -  патент 2383569 (10.03.2010)
полимерная композиция конструкционного назначения -  патент 2374279 (27.11.2009)
безасбестовая фрикционная полимерная композиция -  патент 2355715 (20.05.2009)

Класс C08J5/00 Изготовление изделий или формованных материалов, содержащих высокомолекулярные вещества

стабилизирующая для галогенированных полимеров, не содержащая тяжелых металлов -  патент 2528994 (20.09.2014)
прозрачные пленки -  патент 2528728 (20.09.2014)
фотоэлектрический модуль со стабилизированным полимером -  патент 2528397 (20.09.2014)
антифрикционная композиция -  патент 2526989 (27.08.2014)
использование полимеризуемых смол, характеризующихся низким газовыделением в вакууме, для изготовления композитных материалов, предназначенных для использования в космосе -  патент 2526973 (27.08.2014)
лист, характеризующийся высокой проницаемостью по водяному пару -  патент 2526617 (27.08.2014)
водорастворимая биодеградируемая съедобная упаковочная пленка -  патент 2525926 (20.08.2014)
антифрикционный композиционный полимерный материал -  патент 2524958 (10.08.2014)
полиэтиленовая пленка с высокой прочностью на растяжение и высокой энергией разрыва при растяжении -  патент 2524948 (10.08.2014)
композиция для получения катионообменного волокнистого материала -  патент 2524393 (27.07.2014)

Класс C08L27/18 гомополимеры или сополимеры тетрафторэтена

антифрикционный полимерный композиционный материал -  патент 2525492 (20.08.2014)
композиция на основе сополимера фторолефина и перфторалкилвиниловых эфиров, содержащего нитрильные группы -  патент 2515784 (20.05.2014)
композиция на основе бромсодержащего сополимера фторолефинов -  патент 2499011 (20.11.2013)
смешанные композиции фторполимеров -  патент 2497849 (10.11.2013)
способ получения полимерного композита антифрикционного назначения на основе политетрафторэтилена -  патент 2495886 (20.10.2013)
полимерная композиция триботехнического назначения -  патент 2484107 (10.06.2013)
эластомерная композиция на основе сополимера тетрафторэтилена и перфторалкилвиниловых эфиров -  патент 2480496 (27.04.2013)
эластомерная композиция на основе сополимера тетрафторэтилена и перфторалкилвиниловых эфиров -  патент 2471827 (10.01.2013)
эластомерная композиция на основе сополимера тетрафторэтилена и перфторалкилвиниловых эфиров -  патент 2470964 (27.12.2012)
способ получения композиционного материала на основе политетрафторэтилена и диоксида кремния -  патент 2469056 (10.12.2012)

Класс F16H55/06 выбор материалов; обработка зубчатых элементов или червяков, влияющих на свойства материала, из которого они изготовлены

Класс F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств

материал подшипника скольжения -  патент 2524812 (10.08.2014)
элемент скольжения с открытой функциональной поверхностью -  патент 2520908 (27.06.2014)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2499921 (27.11.2013)
способ получения износостойкого антифрикционного самосмазывающегося сплава -  патент 2492964 (20.09.2013)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2482342 (20.05.2013)
антифрикционное покрытие -  патент 2481502 (10.05.2013)
способ изготовления антифрикционного слоя вкладышей подшипников скольжения -  патент 2480637 (27.04.2013)
элемент скольжения и способ его получения -  патент 2456486 (20.07.2012)
способ получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения -  патент 2453742 (20.06.2012)
тонкослойное керамическое покрытие, способ его получения, поверхность трения на основе тонкослойного керамического покрытия и способ ее получения -  патент 2453640 (20.06.2012)
Наверх