самолет-амфибия "гадкий утенок"

Классы МПК:B64C35/00 Летающие лодки; гидросамолеты
B60V1/08 в которых подушка создается за счет скоростного напора во время движения транспортного средства 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Тимофеев Михаил Гаврилович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-03-23
публикация патента:

Изобретение относится к авиации и касается создания гидросамолетов-экранопланов, совершающих полет вблизи земного грунта. Самолет-амфибия имеет планер, включающий водопогружной корпус, трапециевидное толстое крыло, колесно-лыжное шасси, подъемно-маршевый реактивный двигатель, сопла-элевоны, газодинамическую систему управления пограничным слоем, взлетно-посадочное устройство, газовый руль рыскания, центроплан крыла, огни проблескового маяка и замок-захват троса швартовки. Планер выполнен в виде широкофюзеляжного низкоплана. На стойках-пилонах планера установлены на шасси лыжи-поплавки катамарана с колесами основных стоек. Носовая стояночная лыжа-редан установлена перед колесом, а теневая кормовая рулежная лыжа - путевой стабилизатор - установлена за колесом. Изобретение повышает аэрогидродинамическое мореходное качество самолета-амфибии. 3 ил. самолет-амфибия "гадкий утенок", патент № 2474515

самолет-амфибия "гадкий утенок", патент № 2474515 самолет-амфибия "гадкий утенок", патент № 2474515 самолет-амфибия "гадкий утенок", патент № 2474515

Формула изобретения

Самолет-амфибия, содержащий планер, включающий водопогружной корпус, трапециевидное толстое крыло, колесно-лыжное шасси, подъемно-маршевый реактивный двигатель, сопла-элевоны, газодинамическую систему управления пограничным слоем, взлетно-посадочное устройство, газовый руль рыскания, центроплан крыла, огни проблескового маяка и замок-захват троса швартовки, отличающийся тем, что планер выполнен в виде широкофюзеляжного низкоплана, на стойках-пилонах которого установлены на шасси лыжи-поплавки катамарана с колесами основных стоек, при этом носовая стояночная лыжа-редан установлена перед колесом, а теневая кормовая рулежная лыжа - путевой стабилизатор - установлена за колесом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к летательным аппаратам, совершающим полет в близости земли.

Известен экраноплан, содержащий длинный водопогружной фюзеляж с шасси, водной лыжей и поплавками на концевых кромках трапециевидного крыла. Стреловое хвостовое оперение. В носовой части на пилонах систему реактивных двигательных установок (см. журнал Техника - Молодежи издат.«Техника-Молодежи» М., № 10, 1998 г., стр.16).

Длинный фюзеляж экраноплана не обеспечивает надежную продольную путевую устойчивость при полете в околоэкранном режиме. Планер экраноплана имеет малую высоту надводного борта, т.е. имеет ограниченное применение на открытой воде при волнении. И при высоком слое снежного покрова. Мала экономичность экраноплана.

Известен экраноплан, содержащий толстое крыло с отрицательным углом поперечного V-образного сечения, а на консолях лыжи поплавки, образующие воздушную подушку под днищем, и две дополнительные тонкие консоли крыла. На центроплане размещены две двигательные установки вентиляторного типа, а также хвостовое оперение, кабину пилотов и пассажиров (см. журнал Техника - Молодежи издат. Техника-Молодежи, М., № 5, 2000 г., стр.8).

Низкое аэрогидродинамическое качество конструкции экраноплана. Низкий КПД двигательных установок.

Ближайшим аналогом данного изобретения является:

Самолет-амфибия высокоплан, содержащий планер, включающий водопогружной корпус, трапециевидное толстое крыло, колесно-лыжное шасси, подъемно-маршевый реактивный двигатель, сопла-элевоны, газодинамическую систему управления пограничным слоем, взлетно-посадочное устройство, газовый руль рыскания, центроплан крыла, огни проблескового маяка и замок-захват троса швартовки (см. патент RU 2281228 C1, B64C 35/00, опубликовано 10.08.2006, Бюл. № 22).

Данный самолет-амфибия по курсу своего движения при взлете и посадке имеет трехколесную дорожку, т.е. малую проходимость и маневренность на неподготовленных взлетно-посадочных площадках. Имеет низкое аэрогидродинамическое мореходное качество. Низка путевая остойчивость в режиме глиссирования.

Задачи, решаемые изобретением:

- конструктивно увеличить проходимость и маневренность самолета-амфибии на неподготовленных взлетно-посадочных площадках;

- конструктивно повысить аэрогидродинамическое мореходное качество самолета-амфибии.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Самолет-амфибия, содержащий планер, включающий водопогружной корпус, трапециевидное толстое крыло, колесно-лыжное шасси, подъемно-маршевый реактивный двигатель, сопла-элевоны, газодинамическую систему управления пограничным слоем, взлетно-посадочное устройство, газовый руль рыскания, центроплан крыла, огни проблескового маяка и замок-захват троса швартовки, планер выполнен в виде широкофюзеляжного низкоплана, на стойках-пилонах которого установлены на шасси лыжи-поплавки катамарана с колесами основных стоек, при этом носовая стояночная лыжа-редан установлена перед колесом, а теневая кормовая рулежная лыжа - путевой стабилизатор - установлена за колесом.

Данное изобретение позволит повысить аэрогидродинамическое мореходное качество самолета-амфибии.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на:

Фиг.1 - показан вид спереди;

Фиг.2 - то же, вид в плане;

Фиг.3 - то же, вид сбоку.

Самолет-амфибия содержит планер 1, в котором размещен широкий фюзеляж 2 с толстым крылом 3 низкоплана. В хвостовой части на фузеляже установлен подъемно-маршевый реактивный двигатель 4, и огни проблескового маяка 5. На стойках пилонах 6 установлены лыжи-поплавки 7. В хвостовую часть крыла установлены сопла-элевоны 8, в полости которых вмонтированы газовые рули 9 рыскания. Перед колесом 10 основной стойки 6 размещена стояночная лыжа-редан 11, за колесом рулежная лыжа-путевой стабилизатор 12. На хвостовую часть фюзеляжа установлен замок-захват троса швартовки 13. Кабина 14 пилотов размещена в носовой части фюзеляжа.

Работа

Запущен двигатель 4 самолета-амфибии, аэрогазовые рули 9 переводят массу планера 1 на основные стойки 6 колес 10. При опоре на колеса 10 самолет выводится на взлетно-посадочную полосу. Руление самолета по грунтовой площадке производится изменением вектора тяги газовых рулей 9 или торможением одного из колес 10. При взлете и посадке на грунт и воду работает рулежная лыжа - путевой стабилизатор 12. При выходе из открытой воды на сушу, лед, снег работает носовая стояночная лыжа-редан 11 с колесами 10 основных стоек 6.

На открытой тихой воде, колеса основных опорных стоек 10 убраны в тень лыж-реданов 11, в режиме глиссерования с двухточечной опорой на водную поверхность с управлением аэрогазовыми рулями 8, 9, планер самолета-амфибии имеет прирост коэффициента подъемной силы и уменьшения лобового сопротивления, т.е. наибольший КПД при эксплуатации.

Класс B64C35/00 Летающие лодки; гидросамолеты

гидросамолет /варианты/ -  патент 2513345 (20.04.2014)
вертолет-мини-подлодка -  патент 2509036 (10.03.2014)
фюзеляж гидросамолета (варианты) -  патент 2504501 (20.01.2014)
устройство реверса-нейтрализатора тяги двухконтурного турбореактивного двигателя самолета-амфибии -  патент 2494272 (27.09.2013)
поисково-спасательный поплавковый гидровертолет-амфибия "дельфин" -  патент 2476352 (27.02.2013)
самолет-амфибия -  патент 2471677 (10.01.2013)
мягкий реданированный поплавок -  патент 2442709 (20.02.2012)

профилированная нижняя часть мягкого поплавка с поперечным реданом -  патент 2442708 (20.02.2012)

моторный самолет с комбинированной гидродинамической и аэродинамической конструкцией для взлета и посадки на воде, грунте или снегу -  патент 2431584 (20.10.2011)
гидросамолет со средним крылом -  патент 2407676 (27.12.2010)

Класс B60V1/08 в которых подушка создается за счет скоростного напора во время движения транспортного средства 

Наверх