подшипниковый узел

Классы МПК:F16C19/54 системы из нескольких подшипников качения
F16C33/38 сепараторы шариковых подшипников 
F16C33/66 особые элементы для смазки 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Чумохвалов Андрей Михайлович (RU),
Лисицын Виктор Сергеевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-07-19
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах, в которых применяются высокоскоростные подшипники качения, в частности в планетарных мельницах, планетарных редукторах, планетарных коробках передач. Подшипниковый узел содержит, как минимум, два подшипника качения, неподвижную опорную центрирующую поверхность и зубчатый сепаратор с удлиненной цилиндрической частью, выходящей за габариты подшипников, и гнездами в виде короны под тела качения, выполненными с обеих сторон цилиндрической части сепаратора. Неподвижная опорная центрирующая поверхность сепаратора снабжена каналами для подачи масла к сепаратору. Удлиненная цилиндрическая часть сепаратора между смежными подшипниками в узле может быть выполнена составной из двух частей с возможностью проскальзывания их друг относительно друга. Технический результат: повышение надежности, износостойкости и долговечности подшипниковых узлов, состоящих из подшипников, в том числе разного типа и размера, работающих на высоких скоростях и испытывающих значительные центробежные нагрузки, в сотни раз превосходящие ускорение силы тяжести Земли. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

подшипниковый узел, патент № 2472985 подшипниковый узел, патент № 2472985 подшипниковый узел, патент № 2472985

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел, содержащий как минимум два подшипника качения, неподвижную опорную центрирующую поверхность и зубчатый сепаратор, который представляет собой выходящее за габариты подшипника тело цилиндрической формы, снабженное гнездами для тел качения в виде короны, отличающийся тем, что гнезда в виде короны выполнены на обоих торцах цилиндрического тела.

2. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что цилиндрическое тело сепаратора между смежными подшипниками выполнено из двух частей, размещенных соосно одна в другой с возможностью проскальзывания.

3. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что неподвижная опорная центрирующая поверхность сепаратора расположена внутри цилиндрического тела и снабжена каналами для подачи масла к сепаратору.

4. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что неподвижная опорная центрирующая поверхность расположена снаружи цилиндрического тела сепаратора и снабжена каналами для подачи масла к сепаратору.

5. Подшипниковый узел по п.2, отличающийся тем, что на одной из частей цилиндрического тела сепаратора, не контактирующей с опорной центрирующей поверхностью, выполнено ребро жесткости.

6. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что гнезда для тел качения в коронах на разных торцах сепаратора различны как по форме, так и по размерам.

7. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что при количестве подшипников в узле больше двух в подшипниках, которые расположены между крайними подшипниками, тела качения разделяются двумя сепараторами, расположенными с обеих сторон подшипника.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах, в которых применяются высокоскоростные подшипники качения, в частности в планетарных мельницах, планетарных редукторах, планетарных коробках передач, т.е. там, где подшипники испытывают значительные центробежные нагрузки, в сотни раз превышающие ускорение силы тяжести земли.

Известен подшипниковый узел, содержащий подшипник качения, сепаратор, имеющий удлиненную часть, выходящую за пределы подшипника, втулку с кольцевым выступом, охватывающим удлиненную часть сепаратора, полость для смазки подшипника (см. авторское свидетельство СССР 1328595 от 13.06.1984).

К недостаткам указанного узла можно отнести возможность перекоса сепаратора, что объясняется неодинаковостью сил трения, возникающих в различных точках контакта сепаратора с другими элементами узла. При больших центробежных перегрузках это может привести к перегреву и заклиниванию подшипника.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению можно считать подшипник качения по авторскому свидетельству СССР 176468 от 20.03.1963, который содержит наружное кольцо, установленное на рабочем валу внутреннее кольцо и зубчатый сепаратор в виде втулки с зубьями на одном торце, другой торец которой свободно посажен на рабочий вал или удлиненную часть внутреннего кольца.

К недостаткам данного решения относятся несимметричность конструкции и отсутствие системы смазки подшипника, которые в совокупности ведут к перекосам сепаратора и заклиниванию подшипника.

Частота вращения высокоскоростных подшипников качения настолько велика, что инерционные силы сепаратора и тел качения, а также силы трения в смазке, вызывают проскальзывание тел по дорожке качения. В подшипниковых узлах, состоящих из двух и более подшипников качения, неравномерное проскальзывание тел качения служит причиной повышенного износа разделительной части сепаратора и дорожек качения и может привести к перекосу сепаратора и заклиниванию подшипника.

Предлагаемая конструкция подшипникового узла позволяет решить задачу повышения его надежности, износостойкости и увеличения срока службы.

Поставленная задача решена за счет того, что в подшипниковом узле, содержащем как минимум два подшипника качения, зубчатый сепаратор с удлиненной цилиндрической частью, выходящей за габариты подшипников, и неподвижную опорную центрирующую поверхность, гнезда под тела качения в виде короны выполнены с обеих сторон цилиндрической части сепаратора.

Неподвижная опорная центрирующая поверхность сепаратора, которая в зависимости от условий нагружения узла располагается внутри или снаружи удлиненной цилиндрической части (фиг.1), снабжена каналами для подачи масла к сепаратору.

Кроме того, удлиненная цилиндрическая часть сепаратора между смежными подшипниками в узле может быть выполнена составной из двух частей с возможностью проскальзывания их друг относительно друга.

Размещение гнезд под тела качения с обеих сторон цилиндрической части сепаратора позволило устранить перекосы в конструкции, наличие каналов для подачи масла в зазор между цилиндрической частью сепаратора и неподвижной центрирующей поверхностью - максимально снизить трение и тем самым повысить износостойкость деталей узла, а выполнение сепаратора состоящим из двух частей - уменьшить негативное влияние от разности скоростей проскальзывания тел качения в левом и правом подшипнике, что особенно проявляется при высоких скоростях вращения подшипников, и тем самым повысить срок службы узла.

Сущность предложенного подшипникового узла поясняется на фиг.1, 2 и 3, на которых показаны аксонометрия, продольный разрез узла и развертка стыка сепараторов.

На фиг.1 представлен подшипниковый узел, содержщий подшипники качения, состоящие из посаженных на вал 1 внутренних колец 2, наружных колец 3, закрепленных в корпусе 4, и зубчатого сепаратора 5, контактирующего непосредственно с телами качения 6 между внутренним 2 и наружным 3 кольцами.

Сепаратор выполнен в виде цилиндра, выходящего за габариты подшипников, торцы которого выполнены в виде короны с гнездами под тела качения.

Опорой для сепаратора служит неподвижная центрирующая поверхность 7, которая выполнена или крепится на валу 1, либо выполнена или закреплена в корпусе 4, в зависимости от схемы работы подшипникового узла. В первом случае неподвижная опорная центрирующая поверхность расположена внутри удлиненной цилиндрической части сепаратора, во втором случае - снаружи (фиг.1).

Для подачи смазки к работающим деталям узел снабжен каналами 8, выполненными в неподвижной опорной поверхности 7.

Для повышения надежности конструкции на цилиндрической части сепаратора, не контактирующей с опорной центрирующей поверхностью, могут выполняться ребра жесткости 9.

На фиг.2 представлен вариант подшипникового узла, состоящего из трех подшипников качения, в котором удлиненная цилиндрическая часть сепаратора 5 между смежными подшипниками выполнена из двух частей, вставленных одна в другую соосно с необходимым зазором для обеспечения проскальзывания их друг относительно друга.

В отличие от цельного сепаратора изготовление сепаратора состоящим из нескольких элементов позволяет избежать жесткой связи между подшипниками, работающими в неодинаковых условиях, и предотвратить негативное влияние эффекта неравномерного проскальзывания тел качения, особенно на высоких скоростях вращения подшипников.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

В процессе работы узла вал 1 через внутренние кольца 2 или корпус 4 через внешние кольца 3 передает вращение телам качения 6, которые в свою очередь приводят во вращательное движение цилиндрический сепаратор 5. Сепаратор вращается с частотой, меньшей частоты вращения вала 1.

В процессе работы узла через канал 8 в зазор между неподвижной опорной поверхностью 7 и удлиненной цилиндрической частью сепаратора под давлением подается масло. В результате на внешней или внутренней поверхности сепаратора возникают масляные пленки, которые разгружают сепаратор от влияния значительных центробежных сил и исключают тормозящее воздействие сепаратора на тела качения и как следствие снижают их взаимный износ и увеличивают ресурс подшипникового узла в целом.

Проскальзывание составных частей сепаратора (фиг.2) друг относительно друга позволяет им вращаться с различной скоростью, что дает возможность использовать в подшипниковом узле подшипники качения разных типов и типоразмеров, а в случае применения одинаковых подшипников уменьшить отрицательное воздействие от проскальзывания тел качения по дорожкам качения и повысить надежность работы узла.

Составные цилиндрические элементы сепаратора могут иметь переменный диаметр, при этом диаметр внешнего края, снабженного гнездами в виде короны под тела качения, определяется типоразмером применяемых подшипников (фиг.2).

При использовании в подшипниковом узле больше двух подшипников (фиг.2) тела качения подшипника, расположенного между двумя соседними подшипниками, разделяются двумя сепараторами, расположенными с обеих сторон среднего подшипника, причем часть тел качения будет размещена в одном сепараторе, а часть в другом (фиг.3).

Предлагаемое техническое решение может найти широкое применение в машинах и механизмах, в которых используются подшипниковые узлы, состоящие из по крайней мере двух подшипников, в том числе разного типа и типоразмера, работающих на высоких скоростях и испытывающих значительные центробежные нагрузки, в сотни раз превосходящие ускорение силы тяжести Земли.

Класс F16C19/54 системы из нескольких подшипников качения

опорное устройство для трансмиссии автомобиля -  патент 2529112 (27.09.2014)
трехъярусный самоустанавливающийся радиальный подшипник качения -  патент 2461745 (20.09.2012)
двухъярусный эксцентриковый самоустанавливающийся радиальный подшипник качения -  патент 2450177 (10.05.2012)
сменный узел подшипников, например, для грузовых автомобилей -  патент 2429140 (20.09.2011)
опорное устройство -  патент 2401953 (20.10.2010)
комбинированный подшипник качения бессепараторный -  патент 2391575 (10.06.2010)
подшипник качения комбинированный бессепараторный -  патент 2391574 (10.06.2010)
радиальный подшипниковый подшипник -  патент 2380590 (27.01.2010)
герметизированный подшипник качения для установки опорных и рабочих валков в прокатных клетях -  патент 2363866 (10.08.2009)
подшипниковый узел конвейерной тележки -  патент 2299130 (20.05.2007)

Класс F16C33/38 сепараторы шариковых подшипников 

Класс F16C33/66 особые элементы для смазки 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
способ повышения маслоемкости шарикоподшипника -  патент 2495287 (10.10.2013)
сепаратор подшипника качения, составленный из нескольких частей -  патент 2473826 (27.01.2013)
устройство для снабжения смазкой и подшипниковая система с ним -  патент 2465974 (10.11.2012)
устройство для подачи смазки к подшипникам качения опорного узла -  патент 2427735 (27.08.2011)
устройство для смазки подшипников тележек сцепа -  патент 2392510 (20.06.2010)
подшипниковый узел с двойным впрыском жидкой смазки и летательный аппарат, содержащий, по меньшей мере, один такой узел -  патент 2386059 (10.04.2010)
подшипник качения, вал, содержащий указанный подшипник, и газотурбинный двигатель, содержащий указанный вал -  патент 2383789 (10.03.2010)
опорное устройство -  патент 2377451 (27.12.2009)
способ магнитной разгрузки тел качения от действия центробежных сил в опорах вращения и опора вращения для его осуществления (варианты) -  патент 2348839 (10.03.2009)
Наверх