способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена

Классы МПК:B61K9/12 измерение и осмотр ободьев колес
G01N29/04 анализ твердых тел
G01N29/14 с использованием акустической эмиссии
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Потапенко Владимир Семенович (RU),
Федоров Денис Владимирович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-01-14
публикация патента:

Изобретение относится к диагностике поверхности катания колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена. Сущность способа заключается в том, что определение вида дефекта, выделение ползуна на фоне других повреждений поверхности катания производится сравнением и выделением из нескольких выбросов неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии наиболее максимального за время, равное периоду вращения колесной пары. По определенному размеру дефекта судят о состоянии поверхности колесной пары. В результате повышается скорость контроля поверхности катания колесных пар и достоверность такого контроля. 1 ил. способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047

способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047

Формула изобретения

Способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена, заключающийся в измерении сигналов акустической эмиссии вращающейся колесной пары, отличающийся тем, что датчики (преобразователи) акустической эмиссии не менее двух устанавливают не на демпфере, поглощающем вибрации, а на любую поверхность правового и левого рельса, кроме поверхности головки рельса железнодорожного пути по оси, перпендикулярной направлению железнодорожного пути, и во время прохождения подвижного состава определяют с частотой выборки от 50 микросекунд до 0,1 микросекунды значение выброса максимальных амплитуд сигналов акустической эмиссии, следующих последовательно и неразрывно по времени, определяют время длительности выброса максимальных, последовательных и неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии At и интервалы времени от начала периода вращения колесной пары до первого и последующих выбросов максимальных, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии в течение периода (времени одного оборота) и рассчитывают размер дефекта вдоль поверхности катания колесной пары в мм по формуле:

P=способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 ·D·n·способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 t,

где P - размер дефекта в мм,

n - число оборотов в с,

способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 t - время длительности выброса сигналов акустической эмиссии с максимальной амплитудой следующих один за другим неразрывно по времени в с,

способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 - 3,14,

D - диаметр колеса вагона или локомотива до поверхности катания в мм,

количество дефектов на поверхности катания определяется по формуле:

способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047

где K - количество дефектов на поверхности катания,

tинт1 - интервал времени от начала периода вращения колесной пары до первого выброса максимальных, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии в с,

tинт2 - интервал времени от начала периода вращения колесной пары до второго выброса максимальных, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии в с,

tинт3 - интервал времени от начала периода вращения колесной пары до третьего выброса максимальных, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии в с,

определение вида дефекта, выделение ползуна на фоне других повреждений поверхности катания производится сравнением и выделением из нескольких выбросов неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии, наиболее максимального, за время, равное периоду вращения колесной пары,

по определенному размеру дефекта судят о состоянии поверхности колесной пары.

Описание изобретения к патенту

Изобретение может быть использовано для диагностики поверхности катания колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта (вагонов и локомотивов) и вагонов метрополитена и вагонов городского рельсового транспорта (трамваев) и оперативного обнаружения ползунов, раковин и выщербин на поверхности катания во время эксплуатации колесных пар.

Известен способ бесконтактного измерения геометрических параметров колесных пар, заключающийся в лазерном бесконтактном контроле геометрии трехмерных объектов с помощью триангуляционных датчиков положения (патент № 2270120). Недостатком данного способа измерения является наличие в схеме измерений демпфера, поглощающего вибрации при прохождении состава, так как при различной загрузке вагонов демпфер создает погрешности измерений.

Кроме того, бесконтактное измерение геометрических параметров осуществляется при скоростях поезда до 60 км/час.

Указанный недостаток снижает применение этого способа и устройства на его основе для диагностики поверхности катания колесных пар подвижного состава. Цель изобретения - повышение достоверности диагностики поверхности катания колесных пар вагонов и локомотивов железнодорожного транспорта и букс вагонов метрополитена и измерение размеров дефекта, образовавшегося в результате неправильного монтажа и (или) эксплуатации в колесной пары без останова подвижного состава.

Сущность способа заключается в измерении акустических сигналов акустической эмиссии на правом и левом рельсе железнодорожного пути во время прохождения подвижного состава в заданной полосе частот от 30 кГц до 300 кГц в равные, последовательные промежутки времени.

Данный способ диагностики подшипников отличается от способа диагностики (патент № 2270120) тем, что с целью повышения достоверности диагностики поверхности катания колесных пар датчики (преобразователи) устанавливают на любую поверхность правового и левого рельса, кроме поверхности головки рельса, железнодорожного пути по оси, перпендикулярной направлению железнодорожного пути, и во время прохождения подвижного состава определяют с частотой выборки от 50 микросекунд до 0,1 микросекунды значение выброса максимальных амплитуд сигналов акустической эмиссии, следующих последовательно и неразрывно по времени, определяют время длительности выброса максимальных, последовательных и неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 t и интервалы времени от начала периода вращения колесной пары до первого и последующих выбросов максимальных, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии в течение периода (времени одного оборота). Причиной, которая способствует значительному увеличению амплитуды сигналов акустической эмиссии вращающейся колесной пары, являются удары, в том числе сильные удары при прохождении ползуна по головке рельса за счет смещения центра тяжести колесной пары вагона или локомотива, и изменение режима трения качения на трение скольжения, а при прохождении раковины или выщербины от перекатывания дефектов на поверхности катания колесной пары по головке рельса, при этом дефекте амплитуды сигналов акустической эмиссии в два и более раза меньше, чем при прохождении ползуна.

Размер дефекта, т.е. разрушение вдоль поверхности катания колесной пары в мм, определяют по формуле:

P=способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 ·Dnспособ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 t,

где: Р - размер дефекта на поверхности катания колесной пары в мм,

n - число оборотов колесной пары в сек,

способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 t - время длительности выброса сигналов акустической эмиссии с максимальной амплитудой, следующих один за другим неразрывно по времени, в сек,

способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 - 3,14,

D - диаметр колеса вагона или локомотива до поверхности катания в мм.

Количество дефектов на поверхности катания определяется по формуле:

способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047

где: К - количество дефектов на поверхности катания,

tинт1 - интервал времени от начала периода вращения колесной пары до первого выброса максимальных, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии в сек;

tинт2 - интервал времени от начала периода вращения колесной пары до второго выброса максимальных, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии в сек;

tинт3 - интервал времени от начала периода вращения колесной пары до третьего выброса максимальных, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии в сек.

Определение вида дефекта, выделение ползуна на фоне других повреждений поверхности катания производится сравнением и выделением из нескольких выбросов, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии, наиболее максимального в два раза и более за время, равное периоду вращения колесной пары.

После производства второго и последующего измерения можно с помощью предложенного способа диагностики контролировать и скорость развития дефекта

По определенному размеру дефекта судят о состоянии поверхности катания колесной пары.

Пример

На нерабочей стороне правого и левого рельса железнодорожного пути установлены два датчика (преобразователя акустической эмиссии), соединенных с электронным устройством диагностики. Электронное устройство диагностики соединено с персональным компьютером, а персональный компьютер подключен к компьютерной сети отделения железной дороги. При приближении со скоростью 60 км в час грузового состава, состоящего из 60 полувагонов (длина полувагона 14 м), к устройству диагностики по сети передается команда в ПК на включение устройства диагностики и вводится нумерация состава и номера полувагонов.

Производится диагностирование при скорости прохождения состава 60 км в час колесных пар полувагонов за время 50 секунд.

Электронное устройство работает на основании способа диагностики, описанного выше.

В результате диагностики на правом колесе первой колесной пары седьмого полувагона обнаружены недопустимо высокие сигналы акустической эмиссии.

Технические характеристики колесной пары

Диаметр колеса до поверхности катания 0,95 м.

Число оборотов в секунду буксового подшипника при скорости состава 60 км/час или 16,6 м/с и диаметре колеса вагона 0,95 м составляет 5,6 об/с.

n 5,6 об/с.

С помощью переносного электронного устройства измерены следующие параметры:

t инт1 - интервал времени от начала периода вращения колесной пары до первого выброса максимальных, неразрывных по времени сигналов акустической эмиссии в сек (схема № 1),

способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 t - время длительности выброса сигналов акустической эмиссии с максимальной амплитудой следующих один за другим неразрывно по времени в сек (схема № 1).

При диагностировании получены данные tинт1=0,0218 сек, способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 t1=0,000765 сек.

P=способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 ·Dnспособ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного   состава железнодорожного транспорта и метрополитена, патент № 2466047 t

P=3,14·950·5,6·0,000765=12,77 мм

Определен ползун длиной 12,77 мм.

Класс B61K9/12 измерение и осмотр ободьев колес

устройство и способ измерения профиля железнодорожного колеса -  патент 2500561 (10.12.2013)
способ контроля колесных пар железнодорожного транспорта -  патент 2493992 (27.09.2013)
способ диагностирования рельсового пути и подвижного состава -  патент 2487809 (20.07.2013)
система контроля поверхности катания железнодорожной колесной пары -  патент 2483958 (10.06.2013)
способ диагностики положения колесных пар в раме тележки пассажирских и грузовых вагонов в эксплуатации -  патент 2466046 (10.11.2012)
управление обслуживанием рельсовых колес -  патент 2464192 (20.10.2012)
автоматизированная система контроля ходовых частей вагонов -  патент 2450948 (20.05.2012)
способ контроля колеса колесной пары локомотива в движении -  патент 2430849 (10.10.2011)
система комплексного диагностического контроля ходовых частей поездов -  патент 2428341 (10.09.2011)
способ обнаружения дефектов на поверхности катания колеса железнодорожного подвижного состава -  патент 2396177 (10.08.2010)

Класс G01N29/04 анализ твердых тел

инспекционное устройство для обнаружения посторонних веществ -  патент 2529667 (27.09.2014)
устройство контроля при контролировании посторонних веществ -  патент 2529585 (27.09.2014)
способ непрерывного контроля средней влажности волокон в волоконной массе -  патент 2528043 (10.09.2014)
способ лабораторного контроля средней тонины волокон в массе -  патент 2527146 (27.08.2014)
способ и устройство контроля качества акустического контакта при ультразвуковой дефектоскопии -  патент 2523781 (20.07.2014)
способ обнаружения предвестников чрезвычайных ситуаций на линейной части подземного магистрального продуктопровода -  патент 2523043 (20.07.2014)
способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор линий электропередач и контактной сети -  патент 2521730 (10.07.2014)
способ диагностики рельсового пути -  патент 2521095 (27.06.2014)
комплекс дефектоскопии технологических трубопроводов -  патент 2516364 (20.05.2014)
комплекс для ультразвукового контроля изделий и оптическое измерительное устройство комплекса -  патент 2515957 (20.05.2014)

Класс G01N29/14 с использованием акустической эмиссии

способ акустико-эмиссионного контроля качества сварных стыков рельсов и устройство для его осуществления -  патент 2528586 (20.09.2014)
способ контроля дефектности сляба для производства горячекатаной полосы -  патент 2525584 (20.08.2014)
способ оперативного определения качества микроструктуры титанового сплава упругого элемента -  патент 2525320 (10.08.2014)
способ локации дефектов -  патент 2523077 (20.07.2014)
способ контроля физического состояния железобетонных опор со стрежневой напрягаемой арматурой -  патент 2521748 (10.07.2014)
способ повышения точности локации шумоподобных источников акустической эмиссии на основе спектрально-временного самоподобия -  патент 2515423 (10.05.2014)
способ исследования деформации и напряжений в хрупких тензоиндикаторах -  патент 2505780 (27.01.2014)
преобразователь акустической эмиссии -  патент 2504766 (20.01.2014)
способ определения координат источника акустической эмиссии -  патент 2498293 (10.11.2013)
способ механического испытания на сплющивание с анализом акустико-эмиссионных сигналов -  патент 2497109 (27.10.2013)
Наверх