прицепное транспортное средство

Классы МПК:B62D53/00 Тягачи с прицепами; автопоезда
B62D63/06 прицепы
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-05
публикация патента:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств, а именно к конструкции автотракторных прицепов. Прицепное транспортное средство состоит из кузова, рамы, подкатной тележки, дышла и осей с рулевыми и ведомыми колесами. На оси рулевых колес одним концом жестко закреплен вертикально расположенный упругий стержень, а его другой конец снабжен шлицами и размещен в ответных шлицах втулки. Втулка жестко присоединена к двум другим горизонтально установленным упругим стержням, концы которых образуют шарниры с рамой прицепного транспортного средства. Достигается повышение устойчивости движения прицепных транспортных средств. 2 ил. прицепное транспортное средство, патент № 2465165

прицепное транспортное средство, патент № 2465165 прицепное транспортное средство, патент № 2465165

Формула изобретения

Прицепное транспортное средство, состоящее из кузова, рамы, подкатной тележки, дышла и осей с рулевыми и ведомыми колесами, отличающееся тем, что на оси рулевых колес одним концом жестко закреплен вертикально расположенный упругий стержень, а его другой конец снабжен шлицами и размещен в ответных шлицах втулки, причем упомянутая втулка жестко присоединена, по крайней мере, к двум другим горизонтально установленным упругим стержням, концы которых образуют шарниры с рамой прицепного транспортного средства.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автотракторных прицепов.

Известен тракторный саморазгружающийся прицеп СМЗ-713Б, конструкция которого описана в книге Автомобильные и тракторные прицепы. М.С.Высоцкий и др. Машгиз, 1962 г. и показана на фиг.74 стр.121. Такой прицеп состоит из платформы, расположенной на раме. В передней части рамы установлен поворотный круг, выполненный из верхнего и нижнего колец (см. конструкцию поворотного круга, описанную на стр.48 и показанную на фиг.32 этой же книги), причем нижнее кольцо жестко закреплено на раме подкатной тележки. Подкатная тележка и задняя часть прицепа снабжены осями с колесами. Несмотря на эффективность использования такого прицепа последний имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что при его движении в составе тракторного поезда происходят колебания прицепа в поперечной плоскости, называемые вилянием. В практике эксплуатации такие колебания способствуют значительным по своей величине перемещениям прицепов в горизонтальной плоскости их движения, что приводит зачастую к столкновению прицепов с обгоняющим или встречно движущимся транспортом.

Известен также прицеп-самосвал ГКБ-8527, описанный и показанный на стр.89 книги Краткий автомобильный справочник. 10-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Транспорт, 1983 г. Конструкция этого прицепа в целом аналогична вышеописанной и по этому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение устойчивости движения прицепов, находящихся в составе автотракторных поездов.

Поставленная цель достигается тем, что на оси рулевых колес одним концом жестко закреплен вертикально расположенный упругий стержень, а его другой конец снабжен шлицами и размещен в ответных шлицах втулки, причем упомянутая втулка жестко присоединена, по крайней мере, к двум другим горизонтально установленным упругим стержням, концы которых образуют шарниры с рамой прицепного транспортного средства.

На фиг.1 показана укрепленная часть прицепного транспортного средства в месте установки подкатной тележки, вид спереди, а на фиг.2 - эта же часть, но вид сверху.

Прицепное транспортное средство состоит из кузова 1, установленного на раме 2, к которой присоединен поворотный круг 3, также связанный с подкатной тележкой 4. Подкатная тележка 4 при помощи рессорных комплектов 5 соединена с осью 6 рулевых колес 7. На оси 6 жестко закреплена опора 8 с установленным на ней также жестко упругим стержнем 9, конец которого снабжен шлицами 10, взаимосвязанными с ответными выполненными во втулке 11. Втулка 11 жестко присоединена к другим упругим стержням 12, а их концы размещены подвижно в упорах 13.

Работает прицепное транспортное средство следующим образом. При прямолинейном движении автотракторного поезда, например по стрелке А (на чертежах он не показан), в состав которого входит данный прицеп, все его детали находятся в таком состоянии, как это показано на фиг.1 и фиг.2. При вилянии прицепа его подкатная тележка получает угловые повороты по стрелке В, однако с использованием стабилизирующего устройства, состоящего из упругого стержня 9, который работает на чистое кручение, и других упругих стержней 12 такие угловые повороты демпфирируются последними, причем другие упругие стержни 12 работают на изгиб, а упругий стержень 9 на чистое кручение. Известно, что изгибная жесткость других упругих стержней 12, представляющих собой, например, плоские пружины, определяется по зависимости:

прицепное транспортное средство, патент № 2465165

а изменение кривизны ее в произвольной точке по формуле:

прицепное транспортное средство, патент № 2465165

где прицепное транспортное средство, патент № 2465165 - угол, характеризующий кривизну упругого стержня;

D - постоянная интегрирования;

М - изгибающий момент в произвольной точке упругого стержня. Понятно, что такие упругие деформации стержней создадут силы сопротивления повороту подкатной тележки и тем самым эффективно демпфируют колебания влияния. В тоже время крутильная жесткость упругого стержня 9, представляющего собой по сути дела торсион, определяется по зависимости:

прицепное транспортное средство, патент № 2465165

где прицепное транспортное средство, патент № 2465165 - угол закручивания упругого стержня 9 (торсиона), который определяют по формуле прицепное транспортное средство, патент № 2465165

Поэтому видно, чем выше будет угол закручивания торсиона прицепное транспортное средство, патент № 2465165 , создаваемый крутящим моментом Мкp, приложенным к подкатной тележке 4, тем выше будет демпфирующая способность упругого стержня 9. Подобрав рациональные размеры, d - диаметр упругого стержня и его рабочую длину l, а также геометрические размеры b и h плоских пружин 12, можно эффективно гасить не только колебания виляния прицепного транспортного средства, но и обеспечить угловой поворот подкатной тележки 4 при крутом маневрировании автотракторного тягача, при этом так как указанные конструктивные элементы работают совместно, то их размеры в целом будут незначительны.

Более того, известно, что усилие в сцепном устройстве при движении прицепа в составе автотракторного поезда существенно зависит от загруженности кузова и поэтому при порожнем прицепе длина рабочей части упругого стержня будет больше, чем при полностью загруженном кузове, за счет перемещения его в шлицевой втулке 11, и тогда создаваемое им во втором случае усилие при его закрутке будет выше и, следовательно, демпфирующая способность устройства будет более эффективна.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так оно позволяет за счет упругих свойств стержня торсиона осуществлять гашение колебаний виляния и тем самым обеспечить устойчивость движения прицепных звеньев автотракторных поездов.

Класс B62D53/00 Тягачи с прицепами; автопоезда

машина мобильная сочлененная -  патент 2522659 (20.07.2014)
полуприцеп -  патент 2522476 (20.07.2014)
сочлененное транспортное средство и трейлер для сочлененного транспортного средства -  патент 2518697 (10.06.2014)
седельно-сцепное устройство -  патент 2514321 (27.04.2014)
модуль силового узла сцепного устройства и сцепное устройство с таким модулем (варианты) -  патент 2506173 (10.02.2014)
седельно-сцепное устройство -  патент 2503573 (10.01.2014)
сцепное устройство тягача -  патент 2503552 (10.01.2014)
сельскохозяйственное тягово-транспортное и энергетическое средство -  патент 2499379 (27.11.2013)
тягово-догрузочное устройство тракторного прицепа, агрегатируемого посредством гидрокрюка -  патент 2497706 (10.11.2013)
автотракторный двухосный прицеп -  патент 2493996 (27.09.2013)

Класс B62D63/06 прицепы

Наверх