каталитический тепловой имитатор

Классы МПК:F41H13/00 Средства наступления или обороны, не отнесенные к другим группам
F23D14/18 с использованием катализа для беспламенного горения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Кутавин Алексей Николаевич (RU),
Фёдоров Александр Юрьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-11-15
публикация патента:

Изобретение относится к каталитическому тепловому имитатору. Имитатор содержит два цилиндрических стакана. В первом цилиндрическом катализаторном стакане размещены катализаторный блок и системы электрического и огневого запуска. Во втором цилиндрическом топливном стакане размещены топливный баллон с фитилем для подачи топлива в испарительную камеру внутри катализаторного блока. Цилиндрические стаканы имеют неразъемное соединение с разделительной перегородкой между собой в виде днища первого стакана с отверстием для фитиля. Система огневого запуска имеет предотвращающую отрыв пламени сетку-стабилизатор и обеспечивает горение паров пускового топлива в направленном воздушном потоке, создаваемом над катализатором разнесенными по высоте воздушными отверстиями в стенках катализаторного стакана и крышки-регулятора. Достигается увеличение удельной мощности имитатора и упрощение его эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. каталитический тепловой имитатор, патент № 2464522

каталитический тепловой имитатор, патент № 2464522

Формула изобретения

1. Каталитический тепловой имитатор, содержащий два цилиндрических стакана, в первом, катализаторном, размещены катализаторный блок и системы электрического и огневого запуска, а во втором, топливном, размещены топливный баллон с фитилем для подачи топлива в испарительную камеру внутри катализаторного блока, отличающийся тем, что стаканы имеют неразъемное соединение с разделительной перегородкой между собой в виде днища первого стакана с отверстием для фитиля, а система огневого запуска имеет предотвращающую отрыв пламени сетку-стабилизатор и обеспечивает горение паров пускового топлива в направленном воздушном потоке, создаваемом над катализатором разнесенными по высоте воздушными отверстиями в стенках катализаторного стакана и крышки-регулятора.

2. Имитатор по п.1, отличающийся тем, что катализаторный стакан имеет крышку-регулятор с воздушными, аналогичными катализаторному стакану отверстиями, которая в снятом положении может обеспечить доступ к катализаторному блоку, а при вращении перекрывать воздушные отверстия катализаторного стакана для регулировки теплопроизводительности имитатора.

3. Имитатор по п.2, отличающийся тем, что трубка фитиля имеет последовательно увеличивающиеся диаметры отверстий трубки от места входа в катализаторный блок к концу трубки или имеет увеличение числа одинаковых отверстий на единицу длины трубки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано для имитации тепловых излучений военных объектов, а также для обогрева личного состава, прогрева двигателей, отдельных узлов техники и т.п.

Известна каталитическая печь КФП-1-180, работающая на бензине, имеющая круглую каталитическую насадку диаметром 180 мм. Конструкция печи не допускает возможность работы на керосине и дизельном топливе, не допускает транспортировку в заправленном состоянии и наклоны на углы более 25 градусов (Каденаци Б.М., Сакеев В.И. и др. Глубокое каталитическое окисление углеводородов: Сборник. - М.: Наука, 1981, т.18, стр.124-133).

Известен «имитатор тепловой каталитический» (патент РФ № 2115084, 6 F41H 13/00), выполненный в виде прямоугольного модуля. Основными недостатками этого имитатора являются:

невозможность работы на керосине и дизельном топливе;

невозможность регулировки теплопроизводительности.

Известен «каталитический тепловой имитатор» - патент РФ RU № 2315941, F41H 13/00, F23D 14/18 (2006 01), прототип. Недостатками, выявленными в процессе эксплуатации этого имитатора, являются:

в катализаторе работает лишь расположенная вблизи топливного баллона 1/3 всей длины, что снижает расчетные энергетические параметры имитатора;

отсутствие доступа к катализаторному блоку исключает замену последнего в случае необходимости;

при отрицательных температурах запуск имитатора затруднен, копоть от сгорающего при запуске топлива выводит катализатор из строя, забивая его поры;

в процессе эксплуатации имитатора возможны несанкционированные осевые смещения кожуха, нарушающие установку уровня теплопроизводительности и даже выключающие имитатор;

заправка топливных баллонов в полевых условиях крайне неудобна.

Задачами предлагаемого технического решения являются:

увеличение удельной мощности имитатора, отнесенной к единице поверхности катализаторного блока;

обеспечение возможности запуска имитатора использованием обычных углеводородных топлив;

обеспечение ремонтнопригодности катализаторного блока;

разработка рационального способа заправки топливных баллонов из комплекта имитатора в полевых условиях.

Решение этих задач достигается тем, что корпус имитатора (фиг.1) состоит из двух цилиндрических стаканов, имеющих общее днище с отверстием для прохода фитиля. В первом, катализаторном, стакане 1 размещается катализаторный блок 2 и устройства электрического и огневого запуска. Для поступления воздуха в зону окислительной реакции (горения) топлива и для отвода ее продуктов (аб-газов) в катализаторном стакане имеются воздушные отверстия 13. Во втором, топливном, стакане 8 размещен топливный баллон 6 с фитилем 7 в виде шнура из термостойких продольно уложенных волокон внутри перфорированной трубки. Топливо из волоконного гигроскопического термостойкого заполнения 11 баллона по фитилю попадает в испарительную камеру, испаряется и через отверстия в фитильной трубке попадает внутрь катализатора, где, встречаясь с кислородом воздуха, окисляется (сгорает).

В прототипе, имеющем фитильную трубку с равномерным расположением перфораций или изготовленную из металлической сетки, все подаваемое по фитилю топливо испаряется и подается в катализатор в самом начале испарительной камеры. В результате работает лишь нижняя часть катализаторного блока, так как остальная остается без топлива. Авторы предлагают ввести переменную транспорентность фитильной трубки, возрастающую по мере удаления от входа в испарительную камеру к концу трубки. Это достигается последовательным увеличением диаметров отверстий, через которые в катализатор поступают пары топлива, или ростом числа одинаковых отверстий на единицу длины трубки. С учетом многообразия применяемых топлив входящий в испарительную камеру конец фитильной трубки рекомендуется делать открытым.

Эффективность системы огневого запуска имитатора достигнута использованием газогенераторного эффекта. С целью организации направленного потока воздуха над поверхностью катализатора имевшееся в прототипе перфорирование всей боковой поверхности катализаторного стакана заменено на два ряда воздушных отверстий, верхний и нижний. Пусковое топливо, заливаемое в волоконное заполнение 12 донной части катализаторного стакана, при поджиге испаряется и подхваченное потоком воздуха из нижнего ряда отверстий к верхнему сгорает без образования копоти скользящим по поверхности катализатора пламенем. Для обеспечения стабильности пламени и исключения его отрыва в систему введена сетка-стабилизатор 5. Подобная система исключает загрязнение поверхности катализатора сажей и копотью, а также перегревание катализатора. Она также допускает организацию отвода горячих аб-газов и использование их для адресного нагрева отдельных элементов ложных объектов.

На катализаторный стакан устанавливается крышка-регулятор 4. В снятом положении она позволяет осмотреть и извлечь для ремонта катализаторный блок, а в одетом - управлять запуском и работой имитатора. При совпадении воздушных отверстий крышки-регулятора с аналогичными отверстиями катализаторного стакана никаких ограничений для воздушного потока от нижних отверстий к верхним нет. Поворот крышки-регулятора вокруг своей оси перекрывает воздушные отверстия катализаторного стакана и тем самым меняет скорость горения пускового топлива или процесса глубокого окисления внутри катализатора. Степень перекрытия определяется визуально. Ввиду того, что в имитаторе используются различные виды углеводородных топлив, требующих для своего глубокого окисления (горения) различные объемы воздуха, никаких шкал для установки крышки-регулятора не предусмотрено.

Для заправки топливных баллонов в полевых условиях через отверстия 10, а также для заливки пускового топлива внутрь катализаторного стакана в комплект имитатора введен дозатор. Он представляет собой шприц с гибким наконечником. Дозатор позволяет заправлять имитаторы из любых емкостей, исключает случаи разлива топлива, обеспечивая пожарную безопасность запусков. Для удобства извлечения баллонов из топливного стакана и для герметизации последнего имеются резиновые втулки 9.

Конструкция имитатора представлена на фигуре 1. Работает предлагаемый имитатор следующим образом. Топливный баллон заправляется топливом и вставляется в топливный стакан. При электрическом запуске на клеммы подается напряжение 12В или 24В в течение 1-2 минут. Электроспираль 3 прогревает катализаторный блок до температуры испарения топлива и начала автотермическго процесса его окисления. Возрастающий тепловой поток из катализаторного стакана указывает на начало работы имитатора.

При огневом способе запуска необходимо через нижнее воздушное отверстие залить 5-10 мл пускового топлива и поднести к отверстию спичку. Пары топлива, сгорая в воздушном потоке, обеспечат быстрый разогрев катализатора до температуры запуска (200-300°С). Начавшийся процесс окисления (сгорания) топлива будет продолжаться до прекращения подачи топлива или воздуха. Регулировку теплопроизводительности проще всего проводить изменением степени перекрытия воздушных отверстий при повороте крышки-регулятора.

Эффективность изобретения заключается в возможности использования всех жидких топлив, имеющихся в войсках, имитации сложных тепловых полей, а также использования для разогрева военной техники и обогрева личного состава.

Предлагаемое устройство может быть использовано и в народном хозяйстве, т.е. является средством двойного применения.

Авторами изготовлено несколько экспериментальных образцов тепловых имитаторов и проведены их испытания с использованием тепловизионных комплексов.

Класс F41H13/00 Средства наступления или обороны, не отнесенные к другим группам

дистанционное электрошоковое устройство и унитарный снаряд дистанционного устройства -  патент 2527242 (27.08.2014)
дистанционное электрошоковое устройство, использующее спаренный выстрел на основе унитарного снаряда -  патент 2526159 (20.08.2014)
способ и устройство обезвреживания противодесантных мин и подводных роботов разведчиков -  патент 2525328 (10.08.2014)
способ избирательного массового поражения живых целей -  патент 2511588 (10.04.2014)
роботизированная транспортная платформа -  патент 2506157 (10.02.2014)
способ поражения целей, находящихся в укрытиях вне зоны прямого видения -  патент 2499975 (27.11.2013)
лазерная система поражения цели -  патент 2497064 (27.10.2013)
способ и устройство оценки влияния запаздывания ввода резерва в боевых действиях разнородных группировок -  патент 2496084 (20.10.2013)
способ водного десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий с обеспечением самосохранения и безопасности наплаву -  патент 2491495 (27.08.2013)
боевой орбитальный лазер с ядерной накачкой -  патент 2488767 (27.07.2013)

Класс F23D14/18 с использованием катализа для беспламенного горения

каталитический обогреватель двухрежимный -  патент 2480672 (27.04.2013)
газовая горелка для варочной панели -  патент 2425288 (27.07.2011)
элемент для каталитического сжигания газа, способ его работы и нагревательное устройство, питаемое энергией газа -  патент 2406025 (10.12.2010)
устройство для каталитического сжигания природных и сжиженных газов -  патент 2379589 (20.01.2010)
радиационная горелка -  патент 2367847 (20.09.2009)
термофотоэлектрокаталитическая когенерационная установка для утилизации свалочного биогаза -  патент 2362637 (27.07.2009)
биотермофотоэлектрокаталитическая когенерационная установка для экологически безопасной утилизации свалочного биогаза -  патент 2362636 (27.07.2009)
способ двухстадийного сжигания газообразного углеводородного топлива и устройство для его осуществления -  патент 2350839 (27.03.2009)
способ биотермофотоэлектрокаталитического преобразования энергии, выделяемой при сгорании обогащенного биогазового топлива, и устройство для его осуществления -  патент 2344344 (20.01.2009)
газовая беспламенная горелка -  патент 2335699 (10.10.2008)
Наверх