система железнодорожной радиосвязи

Классы МПК:B61L29/00 Средства безопасности движения и сигнальные устройства в местах пересечения железнодорожного, автомобильного и тп движения
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-12-24
публикация патента:

Изобретение относится к области железнодорожной радиосвязи. Система состоит на передающей стороне из последовательно включенных микрофона, передатчика ЧМ сигналов, антенно-фидерного тракта, а на приемной стороне - из последовательно включенных антенно-фидерного тракта, приемника ЧМ сигналов, громкоговорителя. В систему дополнительно введены на передающей стороне генератор колебания вспомогательной несущей частоты и последовательно подключенные к выходу микрофона микрофонный усилитель, перемножитель сигналов, двухсторонний усилитель-ограничитель амплитуды сигналов, полосовой фильтр, когерентный детектор. Выход детектора подключен к микрофонному входу передатчика ЧМ сигналов, а выход генератора колебания вспомогательной несущей частоты подключен к высокочастотному входу перемножителя сигналов и к опорному входу когерентного детектора. На приемной стороне введены генератор импульсов и последовательно подключенные к выходу приемника дискретизатор сигнала по времени, двухсторонний усилитель-ограничитель амплитуды сигналов, интегратор по времени, фильтр нижних частот (ФНЧ), усилитель звуковой частоты (УЗЧ), выход которого подключен ко входу громкоговорителя. Выход генератора импульсов подключен к высокочастотному входу дискретизатора сигнала по времени. Достигается увеличение помехоустойчивости приема сигналов без ухудшения качества речи. 2 ил. система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193

система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193

Формула изобретения

Система железнодорожной радиосвязи, состоящая на передающей стороне из последовательно включенных микрофона, передатчика ЧМ-сигналов, антенно-фидерного тракта, а на приемной стороне - из последовательно включенных антенно-фидерного тракта, приемника ЧМ-сигналов, громкоговорителя, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены на передающей стороне генератор колебания вспомогательной несущей частоты и последовательно подключенные к выходу микрофона микрофонный усилитель, перемножитель сигналов, двухсторонний усилитель-ограничитель амплитуды сигналов, полосовой фильтр, когерентный детектор, выход которого подключен к микрофонному входу передатчика ЧМ-сигналов, а выход генератора колебания вспомогательной несущей частоты подключен к высокочастотному входу перемножителя сигналов и к опорному входу когерентного детектора; на приемной стороне дополнительно введены генератор импульсов и последовательно подключенные к выходу приемника дискретизатор сигнала по времени, двухсторонний усилитель-ограничитель амплитуды сигналов, интегратор по времени, фильтр нижних частот (ФНЧ), усилитель звуковой частоты (УЗЧ), выход которого подключен ко входу громкоговорителя; выход генератора импульсов подключен к высокочастотному входу дискретизатора сигнала по времени.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области железнодорожной радиосвязи, являющейся единственным средством связи с движущимся поездом.

Известны системы ж.д. радиосвязи, описанные в различных источниках, например:

1. Горелов Г.В., Волков А.А., Шелухин В.И. Каналообразующие устройства железнодорожной телемеханики и связи. - М.: ГОИ, 2007.

2. Ваванов Ю.В. и др. Радиотехнические системы железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1991.

3. Рамлау П.Н. и др. Радиосвязь на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1983.

По технической сущности наиболее близкой к изобретению является система, описанная в первом источнике, которая по этой причине и принимается за ее прототип. В остальных источниках - аналоги изобретения.

Прототип: система состоит на передающей стороне из последовательно включенных микрофона, передатчика аналоговых ЧМ сигналов, антенно-фидерного тракта, а на приемной стороне - из последовательно соединенных атенно-фидерного тракта, приемника аналоговых ЧМ сигналов, громкоговорителя.

Основным недостатком прототипа является невысокая помехоустойчивость приема сигналов в условиях высокого уровня помех, что имеет место на ж.д. транспорте и что связано с безопасностью движения поездов.

Техническим результатом изобретения является увеличение помехоустойчивости приема речевых сигналов в 3,3 раза без ухудшения качества речи.

Сущность изобретения состоит в том, что в систему ж.д. радиосвязи, состоящей на передающей стороне из последовательно включенных микрофона, передатчика аналоговых ЧМ сигналов, антенно-фидерного тракта, а на приемной стороне - из последовательно включенных антенно-фидерного тракта, приемника аналоговых ЧМ сигналов, громкоговорителя, дополнительно введены на передающей стороне генератор вспомогательной несущей частоты и последовательно подключенные к выходу микрофона усилитель, перемножитель сигналов, двусторонний усилитель-ограничитель амплитуды сигнала, полосовой фильтр, когерентный детектор, выход которого подключен к низкочастотному (н.ч.) входу передатчика ЧМ сигналов; выход генератора вспомогательной несущей частоты подключен к высокочастотному (в.ч.) входу перемножителя и к опорному входу когерентного детектора, а на приемной стороне дополнительно введены генератор импульсов и последовательно подключенные к выходу приемника ЧМ сигналов дискретизатор по времени, интегратор по времени, фильтр нижних частот (ФНЧ), усилитель звуковой частоты, выход которого подключен к входу громкоговорителя; выход генератора импульсов подключен к в.ч. входу дискретизатора сигнала по времени.

Существенным отличием изобретения являются введенные элементы и их связи.

Изобретение иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 представлена структурная схема радиопередающего устройства, а на фиг.2 - радиоприемного устройства радиосистемы.

На фиг.1 обозначено: 1 - микрофон, 2 - микрофонный усилитель, 3 - перемножитель сигналов, 4 - генератор колебания вспомогательной несущей частоты, 5 - усилитель-ограничитель амплитуды сигналов, 6 - полосовой фильтр, 7 - когерентный детектор, 8 - передатчик ЧМ сигналов.

На фиг.2 обозначено: 9 - приемник ЧМ сигналов, 10 - дискретизатор по времени, 11 - генератор импульсов, 12 - двусторонний усилитель-ограничитель амплитуды сигнала, 13 - интегратор по времени, 14 - ФНЧ, 15 - усилитель звуковой частоты (УЗЧ), 16 - громкоговоритель. Введенные элементы обведены пунктирной линией.

Работа схемы происходит следующим образом.

Введенные элементы на передающей стороне (фиг.1), обведенные пунктирной линией, представляют собой глубокий двусторонний ограничитель амплитуды (клиппирующее устройство) речевого сигнала без гармоник его частотных составляющих, что и определяет существенный выигрыш в помехоустойчивости без ухудшения качестве речи. В эксплуатируемых ж.д. радиостанциях при нормальной громкости разговора ограничение амплитуды сигнала отсутствует. Если же громкость будет значительно выше нормы (крики), то соответствующий сигнал большого уровня ограничивается по амплитуде во избежание увеличения девиации частоты выше нормы, создающей помехи соседним частотным каналам. Введенные элементы на передающей стороне глубоко ограничивают по амплитуде сигнал не только большой, но и средней, и малой громкости. Конечно, глубоко ограниченный по амплитуде (клиппированный) сигнал имеет более низкую натуральность, но на приемной стороне введенные элементы устраняют этот недостаток.

Речевой сигнал (PC) является широкополосным, так как его полоса частот система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 больше средней частоты его спектра. Поэтому непосредственное ограничение по низкой частоте (н.ч.) сопровождается попаданием в его полосу частот гармоник его частотных составляющих, начиная со второй и до одиннадцатой для 300 Гц. Это сильно и необратимо ухудшает разборчивость речи на выходе приемника. Для исключения этого недостатка широкополосный н.ч. PC с микрофонного усилителя 2 (фиг.1) преобразуется в узкополосный в.ч. сигнал в перемножителе 3, для чего он поступает на его н.ч. вход. На в.ч. вход блока 3 поступает колебание вспомогательной несущей частоты u4 =U4cosсистема железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 t с генератора 4. Речевой сигнал с выхода блока 2 можно представить в общем виде проекцией аналитического сигнала на вещественную ось комплексной плоскости:

u(t)=U(t)cosсистема железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 (t), где U(t) - огибающая, система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 (t) - его фаза. На выходе перемножителя 3 имеет место колебание

система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193

которое является узкополосным в.ч. колебанием, так как его полоса частот 2система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 <<система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 .

Колебание u3(t) поступает на вход двустороннего амплитудного усилителя-ограничителя 5, на выходе которого будет не только первая, но и более высокие гармоники, находящиеся вне ее спектра. ФНЧ 6 пропускает на свой выход только первую гармонику, которая представляет собой колебание u 3(t), но только постоянной амплитуды U5. Сигнал с выхода ФНЧ 6 когерентно детектируется в блоке 7 для получения н.ч. неискаженного гармониками PC постоянной амплитуды. Для этого на опорный вход блока 7 подается колебание вспомогательной несущей частоты с генератора 4. Когерентный детектор 7 состоит из перемножителя сигналов с подключенным к его выходу ФНЧ. На выходе перемножителя блока 7 колебание

система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193

ФНЧ блока 7 пропускает на свой выход только первое слагаемое u7(t)=U7cosсистема железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 (t), где U7=0,5U6U4 которое и представляет собой н.ч. широкополосный клиппированный PC без гармоник его частотных составляющих. Этот сигнал поступает на микрофонный вход передатчика 8, с выхода которого ЧМ колебание излучается антенной А.

На приемной стороне (фиг.2) ЧМ сигнал с выхода приемной антенны А поступает на вход приемника 9, где он опять преобразуется в н.ч. речевой сигнал (PC) постоянной амплитуды. Введенные элементы 10-15, обведенные пунктирной линией на фиг.2, восстанавливают амплитуду U(t) речевого сигнала и тем самым восстанавливают натуральность речи. Данное восстановление амплитуды осуществляется по принципу дельта-модуляции (ДМ) с поправкой. Поправка заключается в следующем. В известной ДМ передается знак приращения система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 f функции PC. Но при очень малом приращении аргумента система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 t приращение функции практически равно дифференциалу df этой функции по времени: система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 f=df=(df/dt)система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 t. Это значит, что знак приращения функции f(t) определяется знаком ее производной df/dt. Дискретизируя по времени эту производную, а затем предельно ограничивая по амплитуде дискретный сигнал, получим в чистом виде сигнал ДМ. Детектором этого сигнала является интегратор по времени с ФНЧ на его выходе. Сигнал на выходе ФНЧ представляет собой PC с огибающей. Если операцию дифференцирования исключить, то на выходе детектора-интегратора с ФНЧ будет такой PC с такой же огибающей, как и при дифференцировании, но сдвинутый по фазе на 90°. Это подтвердил компьютерный эксперимент по программе «Elektroniks Workbench». Ухо человека не реагирует на начальную фазу речи и поэтому можно использовать такую ДМ без дифференцирования (фиг.2).

С блока 9 речевой сигнал постоянной амплитуды u9(t)=U cosсистема железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 (t) поступает на н.ч. вход дискретизатора по времени 10, на в.ч. вход которого подаются импульсы с генератора 11. Дискретизированный сигнал с блока 10 предельно и двусторонне ограничивается по амплитуде (клиппируется) в блоке 12, после чего интегрируется по времени в блоке 13, где восстанавливается PC с огибающей U(t). Далее этот PC поступает через ФНЧ 14 и УЗЧ 15 на громкоговоритель 16, где он преобразуется в звук.

Помехоустойчивость приема PC определяется обобщенным выигрышем [1]

система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 , где m - индекс ЧМ, а Кn - пик-фактор PC. Если PC не ограничен по амплитуде, то система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 . При глубоком ограничении амплитуды PC значение система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 . Это значит, что данное изобретение обеспечивает выигрыш в помехоустойчивости приема PC в система железнодорожной радиосвязи, патент № 2464193 раза без ухудшения качества речи.

Технико-экономическим эффектом изобретения является повышение в 3,3 раза помехоустойчивости приема сигнала без ухудшения качества речи. Введенные элементы на фиг.1,2 являются внешними по отношению к радиостанции и поэтому их можно использовать и в эксплуатируемых радиостанциях.

Класс B61L29/00 Средства безопасности движения и сигнальные устройства в местах пересечения железнодорожного, автомобильного и тп движения

система дистанционного автоматизированного управления шлагбаумом на железнодорожных переездах -  патент 2528513 (20.09.2014)
устройство управления переездной сигнализацией -  патент 2526364 (20.08.2014)
устройство управления движением поездов на железнодорожном переезде с использованием радиоканала -  патент 2519607 (20.06.2014)
система идентификации автотранспорта и оповещения водителя для предотвращения аварий на железнодорожном переезде -  патент 2519169 (10.06.2014)
способ ограждения железнодорожного переезда -  патент 2503568 (10.01.2014)
устройство управления переездной сигнализацией -  патент 2492091 (10.09.2013)
устройство для ограждения железнодорожного переезда -  патент 2489292 (10.08.2013)
устройство управления переездной сигнализацией -  патент 2487037 (10.07.2013)
система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях -  патент 2471244 (27.12.2012)
устройство управления переездной сигнализацией -  патент 2455185 (10.07.2012)
Наверх