многофункциональная добавка к углеводородному топливу

Классы МПК:C10L1/10 содержащее присадки 
C10L1/182 содержащие гидроксильные группы; их соли
C10L1/12 неорганические соединения 
C10L1/224 амиды; имиды
C10L10/04 для сведения к минимуму коррозии или налетов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Кантемиров Айвар Заурбекович (RU),
Хуриев Руслан Бекович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-09-01
публикация патента:

Изобретение относится к многофункциональной добавке, включающей ацетамид и четвертичную аммониевую соль, отличающейся тем, что она дополнительно содержит бутанол или этанол при следующем соотношении указанных компонентов по отношению к массе углеводородного топлива (мас.%): четвертичная аммониевая соль 0,01-0,12; ацетамид 0,32-3,6; бутанол или этанол 5,0-19,0. В результате достигается снижение расхода используемого углеводородного топлива, а также улучшаются свойства топлива. 3 пр.

Формула изобретения

Многофункциональная добавка к углеводородному топливу, включающая ацетамид и четвертичную аммониевую соль, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит бутанол или этанол при следующем соотношении указанных компонентов по отношению к массе углеводородного топлива, мас.%:

четвертичная аммониевая соль 0,01-0,12
ацетамид0,32-3,6
бутанол или этанол 5,0-19,0

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к многофункциональным добавкам для различных видов углеводородного топлива, улучшающих характеристики его сгорания, в частности теплотворную способность топлива и количество вредных примесей в продуктах сгорания, т.е. улучшающих экологию окружающей среды, повышающих экономию топлива, а также улучшающих антикоррозионные свойства топлива.

Известно использование аммиака в количестве до 0,4 мас.% в качестве добавки к углеводородным топливам, содержащим сернистые соединения, способствующей снижению коррозии топливохранилищ и трубопроводов (В.А.Сомов, П.П.Боткин «Топливо для транспортных дизелей», Ленинград, «СУДПРОМГИЗ», 1963, с.243-244).

Известно также использование соединений, выделяющих аммиак при термическом разложении, в качестве добавок к углеводородным топливам для улучшения характеристик их сгорания, в частности для снижения образования окислов азота (см. патент DE № 4019893, кл. C10L 1/12, 21.03.1991).

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является многофункциональная добавка к углеводородному топливу, содержащая ацетамид и четвертичную аммониевую соль, при этом содержание ацетамида в многофункциональной добавке составляет от 0,05 до 50 мас.%, а четвертичной аммониевой соли от 0,01 до 5 мас.% (см. патент RU № 2305127, кл. C10L 1/12, 27.08.2007).

Недостатком известных добавок является относительно невысокие качественные характеристики сгорания топлива и его антикоррозионные свойства.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является устранение этих недостатков.

Технический результат заключается в том, что достигается снижение расхода используемого углеводородного топлива.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что многофункциональная добавка к жидкому углеводородному топливу включает ацетамид и четвертичную аммониевую соль, при этом она дополнительно содержит бутанол или этанол при следующем соотношении указанных компонентов по отношению к массе углеводородного топлива (мас.%): четвертичная аммониевая соль 0,01-0,12; ацетамид 0,32-3,6; бутанол или этанол 5,0-19,0

В качестве топлива может быть использовано любое углеводородное топливо, включая бензин, дизельное топливо любых марок, мазуты, котельное и печное топливо.

Добавка четвертичной аммониевой соли в сочетании с добавкой бутанола или этанола позволяет резко уменьшить отрицательное влияние воды, в случае, если она содержится в бензине, и приводящая к расслоению жидкого топлива, поскольку они хорошо растворяют воду, при этом бутанол, этанол и ацетамид служат дополнительным источником водорода, что благоприятно влияет на качество сгорания и нейтрализацию сернистых соединений, содержащихся в топливе.

Используемая добавка обладает раскислительным эффектом в топливе, содержащем нафтеновые соединения, нейтрализуя их, что очень важно при длительном хранении нефтепродуктов, когда происходят окислительные процессы, которые легко устраняются при использовании предложенной добавки.

Ввод добавки в топливо может осуществляться простым смешиванием или с использованием интенсификаторов, например ультразвука.

Заявленное изобретение иллюстрируется примерами, не ограничивающими возможность использования других составов добавок, в рамках заявленной совокупности признаков в соответствии с формулой изобретения.

Пример 1.

В качестве топлива используют дизельное топливо для быстроходных дизелей. В его состав смешиванием вводят (по отношению к его массе) 5 мас.% бутанола, 0,32 мас.% ацетамида и 0,12 мас.% четвертичной аммониевой соли. Полученное топливо может храниться до 10 лет без каких-либо изменений его качества. При сгорании топлива количество окислов серы снижается с 2,2 до 1,1 мг/м3, количество оксида углерода с 7,2 до 6,3 мг/м3. По сравнению с использованием топлива, содержащего только аммиак, экономия достигает 20 мас.%. Коррозия оборудования практически отсутствует.

Пример 2.

В качестве топлива используют бензин с содержанием воды до 3 мас.%. В его состав смешиванием вводят (по отношению к его массе) 19 мас.% этанола, 3,6 мас.% ацетамида и 0,12 мас.% четвертичной аммониевой соли. При сгорании топлива количество окислов серы снижается с 0,9 до 0,1 мг/м3, количество оксида углерода с 5,3 до 3,6 мг/м3. По сравнению с использованием топлива, не содержащего добавки, экономия топлива достигает 30 мас.%. Коррозия оборудования практически отсутствует.

Пример 3.

В качестве топлива используют дизельное топливо арктическое. В его состав смешиванием вводят (по отношению к его массе) 19 мас.% бутанола, 3,6 мас.% ацетамида и 0,12 мас.% четвертичной аммониевой соли.

Полученное топливо может храниться до 10 лет без каких-либо изменений его качества. При сгорании топлива количество окислов серы снижается с 1,8 до 0,7 мг/м3, количество диоксида азота - с 0,05 до 0,007 мг/м3, количество оксида азота - с 0,1 до 0,008 мг/м3, количество оксида углерода с 7,2 до 5,70 мг/м3. По сравнению с использованием топлива, не содержащего добавки, экономия топлива достигает 40 мас.%. Коррозия оборудования практически отсутствует.

Таким образом, результаты испытаний показывают высокое качество предлагаемой многофункциональной добавки в части улучшения экологии окружающей среды за счет снижения концентрации вредных окислов серы, азота и углерода в выбросах, а также значительное повышение экономии топлива и снижение коррозионного износа моторного и котельного оборудования.

Класс C10L1/10 содержащее присадки 

способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
ракетное топливо староверова - 14 (варианты) -  патент 2516825 (20.05.2014)
ракетное топливо староверова - 15 (варианты) -  патент 2516711 (20.05.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
ракетное топливо -  патент 2513850 (20.04.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
способ введения депрессорной присадки в парафинистую нефть -  патент 2508393 (27.02.2014)
способ получения противотурбулентной присадки с рециклом мономеров, способ получения противотурбулентной присадки, способ получения высших поли- -олефинов для этих способов и противотурбулентная присадка на их основе -  патент 2505551 (27.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)

Класс C10L1/182 содержащие гидроксильные группы; их соли

Класс C10L1/12 неорганические соединения 

Класс C10L1/224 амиды; имиды

усовершенствование, относящееся к топливу -  патент 2529426 (27.09.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
ракетное горючее -  патент 2523367 (20.07.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
смесь из полярных маслорастворимых соединений азота и маслорастворимых алифатических соединений для понижения температуры помутнения в среднедистиллятных топливах -  патент 2508394 (27.02.2014)
солевое производное амида поли(гидроксикарбоновой кислоты) и содержащая его смазочная композиция -  патент 2499034 (20.11.2013)
функциональные флюиды для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2485171 (20.06.2013)
топливная нефтяная композиция и добавки для нее -  патент 2482166 (20.05.2013)
добавка к топливу -  патент 2461604 (20.09.2012)
композиционная депрессорная присадка для парафинистых и высокопарафинистых нефтей -  патент 2453584 (20.06.2012)

Класс C10L10/04 для сведения к минимуму коррозии или налетов 

способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
способ направленного введения реагента для контроля шлака, образующегося в результате горения угля с повышенным содержанием железа и/или кальция -  патент 2493240 (20.09.2013)
способ регулирования побочных продуктов или загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива (варианты), топливная композиция, топливная дисперсия и снижение количества выбросов с ее помощью -  патент 2492215 (10.09.2013)
стабилизирующая синергическая смесь и ее применение -  патент 2480514 (27.04.2013)
добавка к топливу -  патент 2461604 (20.09.2012)
смазывающие композиции для углеводородной смеси и полученные продукты -  патент 2449005 (27.04.2012)
состав присадки к серосодержащим топливам для их десульфуризации в процессе сжигания -  патент 2406753 (20.12.2010)
способ предотвращения осаждения хлора на теплопередающих поверхностях котла -  патент 2393205 (27.06.2010)
композиция жирных кислот, способ ее получения и применение -  патент 2332442 (27.08.2008)
применение солей жирных кислот алкоксилированных олигоаминов в качестве веществ, улучшающих смазывающую способность нефтепродуктов -  патент 2237081 (27.09.2004)
Наверх