защитная композиция для защиты гидравлических приводов тормозных систем

Классы МПК:C23F11/14 азотсодержащие соединения 
Автор(ы):, , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-05-11
публикация патента:

Изобретение относится к защитным консервационным материалам для противокоррозионной защиты металлических изделий от воздействия окружающей среды. Защитная композиция содержит, мас.%: соль м-нитробензойной кислоты и органического амина 0,75; 2-фенилбензимидазол 1,0, тормозная жидкость «Томь» остальное. Композиция позволяет защищать от коррозии от 3 до 6 лет сталь, железо и сплавы, медь, алюминий и их сплавы. Композиция имеет хорошую совместимость с резинотехническими изделиями. 3 табл.

Формула изобретения

Защитная композиция для защиты гидравлических приводов тормозных систем от коррозии, содержащая тормозную жидкость "Томь" и ингибитор, отличающаяся тем, что в качестве ингибитора она содержит соль м-нитробензойной кислоты и органического амина и 2-фенилбензимидазол в следующем соотношении компонентов, мас.%:

соль м-нитробензойной кислоты защитная композиция для защиты гидравлических приводов тормозных   систем, патент № 2462540
и органического амина 0,75
2-фенилбензимидазол 1,0
тормозная жидкость "Томь" остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к защитным консервационным материалам для противокоррозионной защиты металлических изделий от воздействия окружающей среды, в частности тормозных систем автомобилей с гидравлическим приводом.

Известен широкий ассортимент тормозных жидкостей, таких как "Нева", "Томь", "Роса" и т.д. [2]. Указанные жидкости применяются как рабочие для тормозных систем автомобилей с гидравлическим приводом, так и для временной противокоррозионной защиты внутренних полостей гидравлических приводов тормозных систем от воздействия факторов окружающей среды в процессе хранения [1].

Общим недостатком перечисленных жидкостей является недостаточная защитная эффективность в условиях постоянного воздействия атмосферных факторов и низкий срок службы в процессе хранения. Срок службы тормозной жидкости в процессе хранения составляет не более 3 лет [3].

В качестве прототипа выбрана тормозная жидкость "Томь" [4]. Жидкость "Томь" применяется в качестве тормозной жидкости для тормозных систем с гидравлическим приводом и является основной тормозной жидкостью для гидравлического привода тормозной системы автомобилей семейства "УРАЛ". Тормозная жидкость "Томь" - это композиция на основе этилкарбитола и борсодержащего полиэфира, содержащая загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет хорошую совместимость с резинотехническими изделиями.

Технический результат направлен на повышение защитной способности тормозных жидкостей с сохранением достаточного уровня противокоррозионной защиты.

Технический результат достигается тем, что защитная композиция содержит тормозную жидкость "Томь" и ингибиторы, при этом в качестве ингибиторов добавлены:

- соль м-нитробензойной кислоты и органического амина, 0,75 мас.%;

- 2-фенилбензимидазол, 1,0 мас.%.

Композиция приготавливается следующим образом. В тормозную жидкость при постоянном перемешивании добавляют порошок ингибиторов: соль м-нитробензойной кислоты и органического амина, а также и 2-фенилбензимидазол в указанных пропорциях. Композиция заливается в гидравлические приводы тормозных систем автомобилей.

Введение в состав тормозной жидкости комплексного ингибитора коррозии, тормозящего как катодный, так и анодный процессы, позволяет повысить эффективность противокоррозионной защиты [1]. Композиция позволяет защищать сталь, железо и сплавы, медь, алюминий и их сплавы.

Уточнить оптимальный состав защитной композиции позволило проведение ускоренных лабораторных испытаний. Данные приведены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.

Применение в тормозной жидкости "Томь" 2-фенилбензимидазол, мас.% 0,1; 0,2 недопустимо из-за глубоких питтинговых поражений поверхности металла. Оптимальным соотношением применения 2-фенилбензимидазола в тормозной жидкости "Томь" предлагаем с концентрацией 1,0 мас.%, где поверхность образцов чистая.

Применение в тормозной жидкости "Томь" соль м-нитробензойной кислоты и органического амина масс.% 0,1; 0,2 недопустимо из-за глубоких питтинговых поражений поверхности металла. Оптимальным соотношением применения соли м-нитробензойной кислоты и органического амина в тормозной жидкости "Томь" предлагаем с концентрацией 0,75 мас.%, где поверхность образцов чистая.

Таблица 2.1
Свойства испытанных защитных материалов для стали (процент коррозионного поражения)
№ опыта Время испытания, час
360720 10801440 18002160 25202880 32403600 39604320 46805040 54005760 6120
1 - 14 69 1216 2023 2528 3135 4048 5462
2 -- 25 67 810 1218 2226 3032 3438 42
3 - 26 1114 1925 2931 3439 4245 4850 5664
4 24 712 1624 2934 3944 4953 5960 6468 70
5 - -2 69 1519 2229 3541 4755 6369 7274
6 -- 59 1420 2428 3339 4551 6062 7278 84
7 - -3 715 1923 2832 3744 4953 5966 7479
8 -- 28 1117 2227 3338 4247 5158 6368 71
9 - 12 612 1624 2832 3742 4852 5562 6670
10 1015 1824 3045 6075 83100 -- -- -- -

Таблица 2.2
Свойства испытанных защитных материалов для меди (процент коррозионного поражения)
№ опыта Время испытания, час
360720 10801440 18002160 25202880 32403600 39604320 46805040 54005760 6120
1 - -2 45 79 1215 1821 2327 3035 4348
2 -- -1 24 67 910 1214 1822 2630 33
3 - -3 69 1014 1720 2225 2933 3845 5258
4 12 37 1114 1823 2931 3540 4451 5561 65
5 - 14 812 1519 2428 3337 4246 5460 6870
6 -- 59 1423 2830 3336 4145 4954 6269 72
7 - -4 1015 1923 2630 3137 4146 5055 5964
8 -- -2 48 1421 2329 3439 4247 5154 58
9 - 15 810 1316 1924 2833 3745 5155 5760
10 812 1520 2429 3845 6070 85100 защитная композиция для защиты гидравлических приводов тормозных   систем, патент № 2462540 - -- -

Таблица 2.3
Свойства испытанных защитных материалов для чугуна (процент коррозионного поражения)
№ опыта Время испытания, час
360720 10801440 18002160 25202880 32403600 39604320 46805040 54005760 6120
1 - 24 711 1417 2328 3236 3942 4446 4852
2 -- -2 35 811 1519 2226 3033 3642 48
3 - 24 68 1215 1924 2730 3337 4147 5258
4 13 69 1114 1925 2934 3844 4953 5963 66
5 2 58 1014 1721 2632 3842 4955 6164 6972
6 37 1012 1722 2733 3843 4954 6067 7074 78
7 - 26 1015 1925 2936 4148 5360 6669 7275
8 12 48 1418 2124 3338 4750 5658 6368 71
9 1 24 68 1116 1928 3443 4852 5661 6669
10 1124 2732 3850 75100 -- -- -- -- -

Результаты сравнительных испытаний приведенных защитных материалов таблиц 2.1, 2.2, 2.3 свидетельствует о том, что тормозная жидкость "Томь" в условиях хранения обладает недостаточными эксплуатационными свойствами, наблюдается значительное снижение ее защитной функции, пластина активно начинает корродировать.

Площадь коррозионного поражения достигает 100%: для стали 3600 часов (таблица 2.1, опыт 10); для меди 4320 часов (таблица 2.2, опыт 10); для чугуна за 2880 часов (таблица 2.3, опыт 10).

Хорошую защитную способность показали составы следующих материалов соль м-нитробензойной кислоты и органического амина 0,75 мас.%, 2-фенилбензимидазол 1,0 мас.%. Площадь коррозионного поражения составляет: для стали 42% (таблица 2.1, опыт 2), для меди 33% (таблица 2.2, опыт 2), для чугуна 48% (таблица 2.3, опыт 2).

Испытания показали наиболее высокие свойства в применении смешанных защитных материалов соль м-нитробензойной кислоты и органического амина и 2-фенилбензимидазола. При этом в течение всего времени испытаний наблюдался небольшой процент коррозионного поражения металлической поверхности под слоем защитного материала, включая и поврежденный участок. Изменения состояния защитного материала после нахождения под пленкой в течение времени испытаний не обнаружено.

Проведенный расчет в соответствии с методикой показал, что защитная композиция позволяет повысить противокоррозионную защиту в условиях постоянного воздействия атмосферных факторов от 3 до 6 лет.

Оптимальное соотношение композиции, мас.%:

ингибитор соль м-нитробензойной кислоты защитная композиция для защиты гидравлических приводов тормозных   систем, патент № 2462540
и органического амина 0,75
ингибитор 2-фенилбензимидазол 1,0
тормозная жидкость "Томь" остальное

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Богданова, Т.И. Ингибированные нефтяные составы для защиты от коррозии [Текст] / Т.И.Богданова. - М.: Химия, 1984. - С.157-159.

2. Школьников, В.М. Топлива, смазочные материалы и технические жидкости. [Текст]: справочник / В.М.Школьников. - М.: Техинформ, 1999. - С.221-223.

3. ГОСТ-9.054-75. ЕСКЗ. Консервационные масла, смазки и нефтяные тонкопленочные покрытия. Методы ускоренных испытаний [Текст]. - М.: Издательство стандартов, 1975.

4. ТУ 6-01-1276-82. Тормозная жидкость "Томь". Общие требования [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, 1982.

5. ТУ 080-201-31-91. 2-фенилбензимидазол. Общие требования [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, 1991.

Класс C23F11/14 азотсодержащие соединения 

способ защиты стали от коррозии в минерализованных водно-нефтяных средах, содержащих диоксид углерода -  патент 2524527 (27.07.2014)
композиция и способ контроля уноса меди и эрозии медных сплавов в промышленных системах -  патент 2520931 (27.06.2014)
ингибитор коррозии пролонгированного действия для защиты нефтепромыслового и нефтеперерабатывающего оборудования (варианты) -  патент 2518034 (10.06.2014)
ингибитор углекислотной коррозии для паровых котлов среднего и высокого давления аминат пк-2 -  патент 2516176 (20.05.2014)
ингибитор углекислотной коррозии для парогенерирующих установок низкого и среднего давления аминат пк-1 -  патент 2515871 (20.05.2014)
ингибиторы коррозии на основе вольфрамата -  патент 2509178 (10.03.2014)
композиция из окисленных и малеинированных производных -  патент 2506994 (20.02.2014)
состав для предотвращения гидратных, солевых отложений и коррозии -  патент 2504571 (20.01.2014)
ингибитор углекислотной коррозии для паро-конденсатных установок аминат пк-3 -  патент 2500835 (10.12.2013)
способ ингибирования коррозии металлов -  патент 2488648 (27.07.2013)
Наверх