способ нанесения 2-слойных антифрикционных покрытий на поверхность трибосопряжения колесо-рельс

Классы МПК:C23C28/00 Способы получения по крайней мере двух совмещенных покрытий либо способами, не предусмотренными в одной из основных групп  2/00
C10M169/04 смеси основ и добавок
C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению
B05D5/08 для получения антифрикционной или антиадгезионной поверхности
C09D163/00 Составы для нанесения покрытий на основе эпоксидных смол; составы для нанесения покрытий на основе производных эпоксидных смол
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Колесников Владимир Иванович (RU),
Сычев Александр Павлович (RU),
Лапицкий Александр Валентинович (RU),
Колесников Игорь Владимирович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-07-02
публикация патента:

Изобретение имеет отношение к способу нанесения антифрикционных покрытий на поверхность трибосопряжения колесо-рельс. Способ включает процесс газопламенного напыления эпоксидной порошковой композицией. Перед газопламенным напылением на защищаемую поверхность металла электроискровым методом наносят первый слой покрытия, превышающего твердость металла защищаемой поверхности, толщиной от 0,01 до 3,0 мм электродом, состоящим из спрессованной смеси металлического порошка (А) и порошкообразного термостойкого минерала (Б), в соотношении А:Б от 99:1 до 80:20, после чего этот слой обрабатывают фосфотирующим составом. Второй слой наносят методом газопламенного напыления порошка, состоящего из твердой эпоксидной смолы, модифицированной фторкаучуком путем обработки на пластификационном оборудовании в соотношении смола:каучук от 97:3 до 70:30, отвердителя имидазольного типа и наполнителя - смеси металлического порошка и антифрикционного минерала с высокой поверхностной твердостью. Порошок наносится слоем толщиной от 0,5 до 3 мм, и содержит, мас.ч.: твердая эпоксидная смола модифицированная фторкаучуком - 100; отвердитель имидазольного типа - 2-10; металлический порошок - 90-150; антифрикционный минерал с высокой поверхностной твердостью - 0,4-12. Технический результат - создание двухслойных антифрикционных покрытий на поверхностях трибосопряжения колесо-рельс, обладающих повышенной прочностью и адгезией, не снижающимися в процессе длительной эксплуатации. 2 табл., 6 пр.

Формула изобретения

Способ нанесения антифрикционных покрытий на поверхность трибосопряжения колесо-рельс, включающий процесс газопламенного напыления эпоксидной порошковой композицией, отличающийся тем, что перед газопламенным напылением на защищаемую поверхность металла электроискровым методом наносят первый слой покрытия, превышающего твердость металла защищаемой поверхности, толщиной от 0,01 до 3,0 мм электродом, состоящим из спрессованной смеси металлического порошка (А) и порошкообразного термостойкого минерала (Б), в соотношении А:Б от 99:1 до 80:20, после чего этот слой обрабатывают фосфотирующим составом, второй слой наносят методом газопламенного напыления порошка, состоящего из твердой эпоксидной смолы, модифицированной фторкаучуком путем обработки на пластификационном оборудовании в соотношении смола:каучук от 97:3 до 70:30, отвердителя имидазольного типа и наполнителя - смеси металлического порошка и антифрикционного минерала с высокой поверхностной твердостью, при этом порошок наносится слоем толщиной от 0,5 до 3 мм, и содержит, мас.ч.:

Твердая эпоксидная смола, способ нанесения 2-слойных антифрикционных покрытий на поверхность   трибосопряжения колесо-рельс, патент № 2461666
модифицированная фторкаучуком100
Отвердитель имидазольного типа2-10
Металлический порошок 90-150
Антифрикционный минерал с высокой способ нанесения 2-слойных антифрикционных покрытий на поверхность   трибосопряжения колесо-рельс, патент № 2461666
поверхностной твердостью0,4-12

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий для высоконагруженных пар трения и может быть использовано для повышения износостойкости и снижения коэффициента трения трибосопряжения колесо-рельс в узлах трения различных машин, а также для защиты деталей различного оборудования от абразивного износа и других целей.

Способ формирования антифрикционных покрытий на металлических поверхностях пар трения путем нанесения двухслойных покрытий, из которых первый слой наносится электроискровым методом с помощью медного электрода, содержащего антифрикционный минерал, с последующим шлифованием, натиранием под давлением 50-120 МПа, пассированием в растворе окислителя и сушкой; а второй слой - мыльную пластическую смазку наносят разбрызгиванием или кистью (см. патент RU 2.319.790, С1 от 14.08.06 г.).

Недостатками известного способа являются сложная, длительная по времени технология нанесения первого слоя, включающего такие операции, как напыление, шлифование, натирание под давлением 50-120 МПа, обработка окислителем, сушка, что неосуществимо при нанесении покрытия на рельс действующего железнодорожного пути, а также непродолжительное удержание второго слоя - мыльной пластичной смазки.

Ближайшим прототипом заявляемого решения является способ газопламенного напыления антифрикционного покрытия на поверхность подшипников (см. В.Б.Бахарева и др. Полимеры в судовом машиностроении. Изд. «Судостроение», 1975 г., стр.223).

Недостатком такого способа является низкое сопротивление получаемого покрытия к воздействию больших нагрузок в трибосопряжении колесо-рельс.

Целью заявляемого технологического решения является способ, обеспечивающий создание в течение нескольких минут двухслойного покрытия с использованием передвижных установок, в котором первый слой - металлический - надежно связан с поверхностью рельса или колеса электроискровым методом, а второй слой - антифрикционный, обладающий повышенной прочностью и адгезией, не снижающимися в процессе длительной эксплуатации трибосопряжения.

Поставленная цель достигается тем, что на защищаемую поверхность металла электроискровым методом наносят первый слой покрытия, превышающего твердость металла защищаемой поверхности, толщиной от 0,01 до 3,0 мм электродом, состоящим из спрессованной смеси металлического порошка (А) и порошкообразного термостойкого минерала (Б), в соотношении А:Б от 99:1 до 80:20, после чего этот слой обрабатывают фосфотирующим составом, второй слой наносят методом газопламенного напыления порошка, состоящего из твердой эпоксидной смолы, модифицированной фторкаучуком путем обработки на пластификационном оборудовании в соотношении смола:каучук от 97:3 до 70:30, отвердителя имидазольного типа и наполнителя - смеси порошкового металла и антифрикционного минерала с высокой поверхностной твердостью, при этом порошок наносится слоем толщиной от 0,5 до 3 мм, и содержит, мас.ч.:

Твердая эпоксидная смола способ нанесения 2-слойных антифрикционных покрытий на поверхность   трибосопряжения колесо-рельс, патент № 2461666
модифицированная фторкаучуком100
Отвердитель имидазольного типа2-10
Металлический порошок 90-150
Антифрикционный минерал с высокой способ нанесения 2-слойных антифрикционных покрытий на поверхность   трибосопряжения колесо-рельс, патент № 2461666
поверхностной твердостью0,4-12

Пример 1. Нанесение основы (первого слоя)

На очищенную металлическую поверхность рельса электроискровым методом в течение 3 минут электродом, состоящим из спрессованной смеси медного порошка (А) и карбида кремния (SiC) с величиной частиц 30 микрон (Б) в соотношении А:Б=90:10, наносят слой толщиной 1,5 мм и сразу же пульверизатором наносят фосфотирующий состав - 40% ортофосфорную кислоту из расчета 200 гр /м2.

Нанесение покрытия (второго слоя)

В цеховых условиях заранее нарабатывают эпоксидный порошок путем обработки на вальцах при 60°С твердой эпоксидной смолы марки ЭН-6 ТУ 6-05-1585-89, представляющей собой эпоксидированный фенолоформальдегидный новолак, с фторкаучуком марки СФ-26 в течение 10 минут при фрикции вальцов 1,25 и трех подрезов при соотношении смола:каучук=80:20, в результате происходит механико-химическая модификация смолы. Далее к модифицированной смоле последовательно добавляют (на 100 мас.ч.), 6 мас.ч. отвердителя - метилимидазола 120 мас.ч. порошка железа со средней величиной частиц от 20 микрон, и 6 мас.ч. нитрида бора со средней величиной частиц 10 микрон. После обработки на вальцах в течение 5 минут при 60°С масса снимается подрезом, охлаждается и размалывается на шаровой мельнице. Полученный порошок хранится в складских условиях не менее 3 месяцев.

Покрытие (второй слой) наносят методом газопламенного напыления с помощью передвижной установки УПН-4 (описанной в прототипе) путем пропускания взвешенных частиц эпоксидного порошка через пламя газовой горелки. Температура газового пламени не менее 700°С, скорость прохождения порошка через зону пламени составляет 30 м/с. После нанесения порошка в течение 30 секунд дополнительно воздействуют пламенем горелки, в результате чего полностью отверждается эпоксидный порошок.

Весь процесс нанесения двухслойного покрытия на рельс (колесо) занимает около 7 минут, исключая предварительную очистку металла.

Примеры 2-6 осуществляют аналогично примеру 1, с изменением параметров в соответствии с таблицей 1.

Свойства двухслойного покрытия, получаемого по заявляемому способу, представлены в таблице 2.

В сравнении с прототипом (RU 2.319.790) производительность процесса нанесения заявляемым способом увеличивается до 100 раз.

способ нанесения 2-слойных антифрикционных покрытий на поверхность   трибосопряжения колесо-рельс, патент № 2461666

Таблица 2
Свойства антифрикционных покрытий, полученных по заявленному способу в соответствии с примерами 1-6
№ п/п Наименование показателя Величина показателя по примерам 1-6
12 34 56 Прототип
1Предел прочности при сжатии, МПа 320320 440480 390380 120
2 Предел прочности при сдвиге на границе металл - покрытие, МПа 300400 360440 417425 80
3 Коэффициент трения 0,12 0,140,15 0,120,15 0,13способ нанесения 2-слойных антифрикционных покрытий на поверхность   трибосопряжения колесо-рельс, патент № 2461666
4Интенсивность изнашивания, мг/км 21,3114,75 11,35 17,9715,43 18,24 способ нанесения 2-слойных антифрикционных покрытий на поверхность   трибосопряжения колесо-рельс, патент № 2461666

Класс C23C28/00 Способы получения по крайней мере двух совмещенных покрытий либо способами, не предусмотренными в одной из основных групп  2/00

покрывная система, деталь с покрытием и способ ее получения -  патент 2528930 (20.09.2014)
способ нанесения покрытия -  патент 2528625 (20.09.2014)
двухслойное износостойкое покрытие режущего инструмента -  патент 2527829 (10.09.2014)
способ получения покрытий -  патент 2527107 (27.08.2014)
способ изготовления термического барьера, покрывающего металлическую подложку из жаропрочного сплава, и термомеханическая деталь, полученная этим способом изготовления -  патент 2526337 (20.08.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ упрочнения электроосажденных железохромистых покрытий нитроцементацией -  патент 2524294 (27.07.2014)
холоднокатаный стальной лист, обладающий превосходной сгибаемостью и способ его производства -  патент 2524021 (27.07.2014)
скользящий элемент, в частности поршневое кольцо, с покрытием -  патент 2520858 (27.06.2014)
углерод-углеродный композиционный материал -  патент 2520281 (20.06.2014)

Класс C10M169/04 смеси основ и добавок

Класс C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению

Класс B05D5/08 для получения антифрикционной или антиадгезионной поверхности

способ очистки для установок для нанесения покрытий -  патент 2510664 (10.04.2014)
способ повышения эффективности снижения гидродинамического сопротивления с помощью полимера для применения на морских и промышленных объектах -  патент 2501823 (20.12.2013)
способ нанесения полимерного покрытия с использованием ультразвукового воздействия -  патент 2465968 (10.11.2012)
способ нанесения фторполимерного порошкового покрытия в качестве грунтовочного слоя и верхнего покрывного слоя -  патент 2464107 (20.10.2012)
способ защиты кровли крыши материального объекта от образования сосульки на ее кромке -  патент 2457045 (27.07.2012)
антипригарное поверхностное покрытие -  патент 2439100 (10.01.2012)
композиция для антипригарного покрытия, включающая алмазные частицы, и подложка с нанесенной на нее композицией -  патент 2435653 (10.12.2011)
смазочно-ингибирующая композиция "эпилам-аэро" и способ получения смазочно-ингибирующего покрытия -  патент 2429284 (20.09.2011)
способ покрытия субстратов и субстратов-носителей -  патент 2423188 (10.07.2011)
способ применения фторполимерного порошкового покрытия в качестве грунтовочного слоя и покрытия -  патент 2411273 (10.02.2011)

Класс C09D163/00 Составы для нанесения покрытий на основе эпоксидных смол; составы для нанесения покрытий на основе производных эпоксидных смол

Наверх