способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного блока на участке доразгона

Классы МПК:B64G1/26 с использованием реактивной силы
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-26
публикация патента:

Изобретение относится к области ракетно-космической техники. Способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного блока на этапе доразгона космического аппарата заключается в том, что определяют расчетную длительность работы двигателя, вычисляют значение функционала энергии, приобретенного разгонным блоком после отделения от ракеты-носителя, определяют разность между заданным в полетном задании значением функционала энергии и фактическим, по этой разнице определяют требуемое время работы маршевого двигателя разгонного блока. Если разница между вычисленным временем и расчетным положительная, уменьшают заданное в полетном задании время свободного полета разгонного блока, а если разница отрицательная, то время свободного полета не изменяют. Достигается снижение энергетических затрат разгонного блока при недоборе энергии. 1 ил. способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496

способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496

Формула изобретения

Способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного блока на участке доразгона, заключающийся в том, что фиксируется время отделения от ракеты-носителя, считывается из полетного задания номинальная длительность свободного полета разгонного блока от момента отделения от ракеты-носителя до включения маршевого двигателя, и момент времени включения маршевого двигателя определяется как сумма времени отделения от ракеты-носителя и номинальной длительности свободного полета, отличающийся тем, что по данным в полетном задании значениям времен включения и отключения маршевого двигателя определяют его расчетную длительность работы на доразгоне, по измеренным значениям скорости и радиус-вектора вычисляют значение функционала энергии, приобретенного разгонным блоком после отделения от ракеты-носителя, определяют разность между заданным в полетном задании значением функционала энергии, формируемой на доразгоне орбиты, и функционалом энергии, приобретенным разгонным блоком после отделения от ракеты-носителя, определяют требуемое значение импульса скорости на доразгоне как отношение этой разности к величине модуля измеренной скорости, принимая, что этот импульс скорости равен кажущейся скорости, набираемой разгонным блоком на доразгоне, с учетом известного значения удельного импульса маршевого двигателя и заданного в полетном задании условного времени сгорания начальной массы разгонного блока, вычисляют требуемое для этого время работы маршевого двигателя, определяют разность между вычисленным временем и расчетным временем работы маршевого двигателя и на эту разность, если она положительная, уменьшают заданное в полетном задании номинальное время свободного полета разгонного блока, а если она отрицательная, то номинальное время свободного полета не изменяют.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока (РБ) при выведении его на опорную орбиту после отделения от ракеты-носителя (РН).

На участке доразгона моменты времени включения Твкл и отключения Твыкл маршевого двигателя (МД) задаются в полетном задании (ПЗ) и отсчитываются от старта РН. При этом в ПЗ задается также длительность Тсп свободного полета РБ от момента его отделения от РН (Т0) до включения МД.

Так как время отделения РБ от РН не является фиксированной величиной и формируется во время полета, то для обеспечения требования по выполнению заданного интервала Тсп время включения МД Твкл, заданное в ПЗ, должно быть откорректировано. При этом для сохранения заданной длительности работы МД соответственно должно быть откорректировано и время Твыкл его выключения.

Наиболее близким техническим решением этой задачи является способ определения момента включения маршевого двигателя разгонного блока на участке доразгона [1], в котором вычисляется расчетная длительность работы МД

Тмд=Твыкл - Твкл, фиксируется момент времени Т0 отделения РБ от РН и пересчитываются времена начала и конца работы МД как

Твкл=Т0+Тсп, Твыкл=Твкл+Тмд. Недостатком такого способа является тот факт, что заданные в ПЗ длительность свободного полета Тсп и время начала работы МД рассчитываются при баллистической подготовке к полету для номинальных условий.

Начальные условия на доразгоне зависят от точности приведения РБ в расчетную точку его отделения. Наихудшие условия для доразгона складываются при недоборе энергии ракетой-носителем. Если в процессе доразгона выполняется отключение МД по достижении ограничительного функционала или предельного времени его работы, то опорная орбита строится с нерасчетными параметрами. Перерасход топлива на доразгоне может привести к завершению полета по окончании компонентов топлива и к выведению КА с отклонениями от заданной орбиты.

Техническим результатом изобретения является снижение энергетических затрат РБ на доразгоне при недоборе энергии ракетой-носителем путем более раннего включения МД, выполняемого за счет сокращения заданного в ПЗ номинального интервала времени свободного полета Тсп.

Указанный технический результат достигается тем, что в известный способ определения момента включения маршевого двигателя разгонного блока на участке доразгона, заключающийся в том, что фиксируется время отделения от ракеты-носителя, считывается из полетного задания номинальная длительность свободного полета разгонного блока от момента отделения от ракеты-носителя до включения маршевого двигателя и момент времени включения маршевого двигателя определяется как сумма времени отделения от ракеты-носителя и номинальной длительности свободного полета, дополнительно по данным в полетном задании значениям времен включения и отключения маршевого двигателя определяют его расчетную длительность работы на доразгоне, по измеренным значениям скорости и радиус-вектора вычисляют значение функционала энергии, приобретенного разгонным блоком после отделения от ракеты-носителя, определяют разность между заданным в полетном задании значением функционала энергии, формируемой на доразгоне орбиты, и функционалом энергии, приобретенным разгонным блоком после отделения от ракеты-носителя, определяют требуемое значение импульса скорости на доразгоне как отношение этой разности к величине модуля измеренной скорости, принимая, что этот импульс скорости равен кажущейся скорости, набираемой разгонным блоком на доразгоне, с учетом известного значения удельного импульса маршевого двигателя и заданного в полетном задании условного времени сгорания начальной массы разгонного блока, вычисляют требуемое для этого время работы маршевого двигателя, определяют разность между вычисленным временем и расчетным временем работы маршевого двигателя и на эту разность, если она положительная, уменьшают заданное в полетном задании номинальное время свободного полета разгонного блока, а если она отрицательная, то номинальное время свободного полета не изменяют.

На чертеже представлены графики изменения расхода топлива способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Gт на доразгоне при недоборе энергетики РН, характеризуемом отклонением по модулю скорости способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Vн от его номинального значения в пределах до 50 м/с, по предлагаемому способу (с коррекцией) и по способу-прототипу (без коррекции).

Предложенный способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного блока на участке доразгона реализован на основе следующих вычислений.

1. Определяется функционал энергии F0, приобретенный РБ после отделения от РН

способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496

где В0 ~ гравитационная константа, равная 398600.44 км32,

V=(V2(l)+V2(2)+V2 (3))1/2,

R=(R2(l)+R 2(2)+R2(3))1/2,

V(i), R(i) - составляющие вектора скорости и радиус-вектора, измеренные системой навигации в принятой системе координат;

V и R - модули скорости и радиус-вектора РБ.

2. Требуемое значение импульса скорости на доразгоне способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Vтр определяется с учетом того, что после отделения от РН и в процессе построения опорной орбиты модуль радиус-вектора R изменяется незначительно. Поэтому на основе зависимости (1) имеем

способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Vтр=(FПЗ-F0)/V,

где FПЗ - значение заданного в ПЗ функционала энергии, формируемой на доразгоне орбиты.

3. Требуемая длительность работы МД Ттр находится из соотношения, определяющего достижение кажущейся скорости W требуемого значения Wтр. Изменение кажущейся скорости W описывается следующей зависимостью:

способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496

где Р - тяга МД;

m0 - начальная масса РБ;

способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 - секундный расход топлива;

t - время работы МД.

Это соотношение можно записать в виде

способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 ,

где способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 определяет удельный импульс МД;

способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 задаваемое в ПЗ условное время сгорания начальной массы РБ.

Принимая, что Wтр=способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Vтр, после интегрирования последней зависимости получим

способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Vтр=Jуд ln(способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 0/(способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 0-Ттр)), откуда

Ттр=способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 0(1-е),

где А=способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Vтр Jуд.

Величина удельного импульса может изменяться в незначительных пределах и поэтому принимается равной номинальному значению.

4. Отклонение способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 T требуемого времени работы МД от расчетного равно

способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 T=Ттр-Тмд.

Отклонение способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 T при способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 T>0 определяет величину сокращения заданного в ПЗ времени свободного полета

Тсп=Тсп-способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 T.

Если способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 T<0, то коррекция времени свободного полета не выполняется, так как имеющаяся после отделении от РН энергетика РБ соответствует условиям нормального построения опорной орбиты.

Для подтверждения эффективности сдвига времени включения МД на чертеже приведен график изменения расхода топлива способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Gт на доразгоне при недоборе энергетики РН, характеризуемом отклонением по модулю скорости способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Vн от его номинального значения в пределах до 50 м/с. Приведенные данные показывают возможность получения значительной экономии топлива при применении предлагаемого способа коррекции времени включения МД на доразгоне. Так, при способ коррекции времени включения маршевого двигателя разгонного   блока на участке доразгона, патент № 2461496 Vн=30 м/с за счет коррекции расход топлива на доразгоне сократился на 229 кг.

Источники информации.

1. Отчет «Алгоритмическое обеспечение СУ РБ». Часть 3. Система управления. МОКБ «Марс», 1998 г., стр.114.

Класс B64G1/26 с использованием реактивной силы

летательный аппарат -  патент 2521145 (27.06.2014)
средство для перемещения в космическом пространстве -  патент 2520856 (27.06.2014)
способ управления выведением космического аппарата на орбиту искусственного спутника планеты -  патент 2520629 (27.06.2014)
способ увода отделившейся части ступени ракеты-носителя с орбиты полезной нагрузки и устройство для его реализации -  патент 2518918 (10.06.2014)
способ управления движением ракеты-носителя на начальном участке полета -  патент 2495800 (20.10.2013)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2490181 (20.08.2013)
способ увода отделяющейся части ракеты-носителя с орбиты полезной нагрузки и устройство для его реализации -  патент 2482034 (20.05.2013)
способ безопасного старта ракеты с многодвигательной первой ступенью -  патент 2481251 (10.05.2013)
способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата -  патент 2478064 (27.03.2013)
способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения -  патент 2475429 (20.02.2013)
Наверх