способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения беспилотного летательного аппарата и устройство для его осуществления

Классы МПК:B64C19/00 Способы и устройства для управления летательными аппаратами, не отнесенные к другим группам
G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-03-02
публикация патента:

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления беспилотными летательными аппаратами. В способе формируют сигнал логического управления отличным от нуля при превышении сигнала модульной функции над заданным опорным сигналом и при одинаковых по знаку сигналах рассогласования и интегральной компоненты, и равным нулю при сигнале модульной функции меньшей или равной заданному опорному сигналу. Формируют логически управляемый сигнал рассогласования равным сигналу рассогласования, при сигнале логического управления равным нулю. Сигнал интегральной компоненты формируют интегрированием логически управляемого сигнала рассогласования. Формируют выходной сигнал управления ограничением суммированного сигнала. Устройство формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения содержит датчик угла (1), датчик угловой скорости (2), задатчик сигнала управления (3), элемент сравнения (4), суммирующий усилитель (5), сумматор (6), интегрирующий усилитель (7), первый ограничитель сигнала (8), задатчик опорного сигнала (9), логический блок сравнения (10), управляемый ключ (11), формирователь сигнала модульной функции (12) и второй ограничитель сигнала (13). Достигается расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. 2 н.п. ф-лы, 2 ил. способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

Формула изобретения

1. Способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения беспилотного летательного аппарата, включающий задание сигнала управления, измерение сигналов углового положения и угловой скорости летательного аппарата, формирование сигнала рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения, усиление сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала интегральной компоненты, масштабирование сигнала интегральной компоненты, ограничение масштабированного сигнала интегральной компоненты и суммирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости с ограниченным масштабированным сигналом интегральной компоненты, отличающийся тем, что задают опорный сигнал учета возмущений, формируют сигнал модульной функции сигнала интегральной компоненты, формируют сигнал логического управления отличным от нуля, при превышении сигнала модульной функции над заданным опорным сигналом и при одинаковых по знаку сигналах рассогласования и интегральной компоненты, и равным нулю, при сигнале модульной функции меньшей или равной заданному опорному сигналу, формируют логически управляемый сигнал рассогласования равным сигналу рассогласования, при сигнале логического управления равным нулю, сигнал интегральной компоненты формируют интегрированием логически управляемого сигнала рассогласования, и формируют выходной сигнал управления ограничением суммированного сигнала.

2. Устройство формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения беспилотного летательного аппарата, содержащее датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, элемент сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и сумматор, и последовательно соединенные интегрирующий усилитель и первый ограничитель сигнала, выход которого соединен со вторым входом сумматора, отличающееся тем, что содержит последовательно соединенные задатчик опорного сигнала, логический блок сравнения и управляемый ключ, сигнальный вход которого соединен с выходом элемента сравнения, а выход - со входом интегрирующего усилителя, формирователь сигнала модульной функции, вход которого соединен с выходом интегрирующего усилителя, выход последнего соединен со вторым входом логического блока сравнения, а выход формирователя сигнала модульной функции - с третьим входом логического блока сравнения, и второй ограничитель сигнала, вход которого соединен с выходом сумматора, а выход является выходом устройства, при этом выход элемента сравнения соединен также с четвертым входом логического блока сравнения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления беспилотными летательными аппаратами (ЛА).

В качестве известных решений следует отметить традиционное применение интегрирующих звеньев для достижения астатизма в системах автоматического управления летательными аппаратами (САУ ЛА) [1]. Основу известного устройства составляет наличие интегрирующего звена. В замкнутом контуре регулирования обеспечивается при этом сведение к нулю сигнала на входе интегрирующего звена. Так, при регулировании с интегральным законом по рассогласованию достигается астатизм 1-го порядка.

Недостаток известных решений для систем автоматического регулирования с существенно переменными задающими воздействиями состоит в том, что при изменении сигналов задающего воздействия на этапах перекладки по полярности или при периодических воздействиях на выходе интегрирующего звена и системы в целом создается затягивание процесса по отработке измененного сигнала воздействия, что сужает положительные свойства астатического регулирования, ухудшая характеристики системы автоматического управления по точности и быстродействию.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ формирования сигнала стабилизации ЛА, включающий задание сигнала управления, измерение сигналов углового положения и угловой скорости ЛА, формирование сигнала рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения, усиление сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала интегральной компоненты, масштабирование сигнала интегральной компоненты, ограничение масштабированного сигнала интегральной компоненты и суммирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости с ограниченным масштабированным сигналом интегральной компоненты [2].

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство формирования сигнала управления ЛА, имеющее датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и сумматор, и последовательно соединенные интегрирующий усилитель и первый ограничитель сигнала, выход которого соединен со вторым входом сумматора [2].

Недостатками известных способа и устройства являются ограниченность функциональных возможностей управления и невысокая точность при наличии возмущений, действующих на ЛА, например ветровых порывов, приводящих к неустойчивости планирующего движения.

Технической задачей, решаемой в предлагаемых способе и устройстве, является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления.

Для решения названной технической задачи в способе формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА, включающем задание сигнала управления, измерение сигналов углового положения и угловой скорости ЛА, формирование сигнала рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения, усиление сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала интегральной компоненты, масштабирование сигнала интегральной компоненты, ограничение масштабированного сигнала интегральной компоненты и суммирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости с ограниченным масштабированным сигналом интегральной компоненты, дополнительно задают опорный сигнал, формируют сигнал модульной функции сигнала интегральной компоненты, формируют сигнал логического управления отличным от нуля при превышении сигнала модульной функции над заданным опорным сигналом и при одинаковых по знаку сигналов рассогласования и интегральной компоненты, и равным нулю при сигнале модульной функции меньшей или равной заданному опорному сигналу, формируют логически управляемый сигнал рассогласования равным сигналу рассогласования при сигнале логического управления равным нулю, сигнал интегральной компоненты формируют интегрированием логически управляемого сигнала рассогласования и формируют выходной сигнал управления ограничением суммированного сигнала.

Для решения названной технической задачи устройство формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА, содержащее датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, элемент сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и сумматор, и последовательно соединенные интегрирующий усилитель и первый ограничитель сигнала, выход которого соединен со вторым входом сумматора, дополнительно содержит последовательно соединенные задатчик опорного сигнала, логический блок сравнения и управляемый ключ, сигнальный вход которого соединен с выходом элемента сравнения, а выход - со входом интегрирующего усилителя, формирователь сигнала модульной функции, вход которого соединен с выходом интегрирующего усилителя, выход которого соединен со вторым входом логического блока сравнения, а выход формирователя сигнала модульной функции - с третьим входом логического блока сравнения, и второй ограничитель сигнала, вход которого соединен с выходом сумматора, а выход является выходом устройства, при этом выход элемента сравнения соединен также с четвертым входом логического блока сравнения.

Предложенные способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА и устройство для его осуществления, как показывает проведенное математическое моделирование, позволяют расширить функциональные возможности управления беспилотным ЛА, дают возможность стабилизировать планирующее состояние ЛА в условиях действия возмущающих факторов, типа ветровых порывов, и одновременно отрабатывать медленно меняющиеся сигналы управления и быстро меняющиеся стабилизационные сигналы, и повысить при этом точность управления. По существу, сформированы два взаимосвязанных канала, сочетающие в целом управление медленным планирующим и быстрым маневренным движением ЛА.

Способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА и устройство для его осуществления могут найти применение в системах управления маневренными ЛА, к которым предъявляются достаточно высокие требования по точности управления при ограниченных энергетических или динамических ресурсах исполнительных органов систем управления.

На фиг.1 представлена блок-схема устройства формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА, на фиг.2 - блок-схема логического блока сравнения.

Устройство формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА (фиг.1) содержит датчик угла 1 (ДУ), датчик угловой скорости 2 (ДУС), последовательно соединенные задатчик сигнала управления 3 (ЗСУ), элемент сравнения 4 (ЭС), второй вход которого подключен к выходу датчика угла 1, суммирующий усилитель 5 (СУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости 2, сумматор 6 (С), последовательно соединенные интегрирующий усилитель 7 (ИУ) и первый ограничитель сигнала 8 (1 ОС), выход которого соединен со вторым входом сумматора 6, и последовательно соединенные задатчик опорного сигнала 9 (ЗОС), логический блок сравнения 10 (ЛВС) и управляемый ключ 11 (УК), сигнальный (второй) вход которого соединен с выходом элемента сравнения 4, а выход - со входом интегрирующего усилителя 7, выход усилителя 7 соединен со вторым входом логического блока сравнения, формирователь сигнала модульной функции 12 (ФСМФ), вход которого соединен с выходом интегрирующего усилителя 7, а выход - с третьим входом логического блока сравнения 10, и второй ограничитель сигнала 13 (2 ОС), вход которого соединен с выходом сумматора 6, а выход является выходом устройства, при этом выход элемента сравнения 4 соединен также с четвертым входом логического блока сравнения 10.

Блок-схема логического блока сравнения 10 (фиг.2) содержит последовательно соединенные первый логический элемент И 14 (1 ЛЭИ), на первый и второй входы которого подаются сигналы способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 (t) и способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 и(1) от блоков 4 и 7 (фиг.1) соответственно, и второй логический элемент И 15 (2 ЛЭИ), выход которого соединен с управляемым ключом 11, и релейный элемент с зоной нечувствительности 16 (РЭЗН), первый и второй входы которого соединены с выходом задатчика опорного сигнала 9 и выходом формирователя сигнала модульной функции 12 соответственно.

Устройство формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА, реализующее предлагаемый способ, работает следующим образом.

Задатчиком сигнала управления 3 формируется (задается) сигнал управления способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 зад(t), основными составными компонентами которого являются:

- медленная компонента способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 зад.м(t) соответствующая медленным планирующим разворотам ЛА;

- быстрая компонента способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 зад.б(t), соответствующая маневренным разворотам ЛА.

Таким образом,

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

Закон регулирования (управления и стабилизации) формируется по сигналам управления способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 зад(t), углового положения ЛА способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 (t) и угловой скорости ЛА способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 z(t). Основная, базовая компонента сигнала управления способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 б(t) формируется в суммирующем усилителе 5 в виде

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

где способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 (t) - сигнал рассогласования,

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

формируемый элементом сравнения 4 по сигналам способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 зад(t) от задатчика сигнала управления 3 и способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 (t) от датчика угла 1;

Kспособ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 , Kспособ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 z - передаточные числа усилителя 5;

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 z(t) - сигнал угловой скорости ЛА, поступающий от датчика угловой скорости 2, способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 .

Сигнал, сформированный в соответствии с базовым законом управления (2), дополняется сигналом интегральной компоненты способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 и(1), который формируется интегрирующим усилителем 7 по сигналу рассогласования (3) до уровня, соответствующего планирующему движению ЛА, по логике, изложенной далее. Таким образом,

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

где Ки - масштабный передаточный коэффициент интегрирующего усилителя 7.

Сигнал способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 и(t) ограничивается первым ограничителем сигнала 8 до уровня А1, который соответствует расчетному значению отклонения рулей способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 пл в планирующем режиме.

Сигнал на выходе задатчика опорного сигнала 9 ограничивается до уровня А2, что соответствует зоне нечувствительности блока 16.

Ограниченный сигнал интегральной компоненты способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 пл(t) первого ограничителя 8 поступает на сумматор 6, сигнал на выходе которого равен

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

который ограничивается вторым ограничителем сигнала 13 до уровня А3 и является выходным сигналом устройства способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 вых(t).

Уровень ограничения А 3 второго ограничителя сигнала 13 определяет величину сигналов рассматриваемого канала управления, необходимую для отработки их соответствующими рулевыми поверхностями с учетом отработки этими же рулями сигналов смежных каналов (курса и крена, здесь не рассматриваемых).

Введение канала интегральной компоненты - блоков 7, 8, 11 - обеспечивает отработку планирующей, медленной компоненты сигнала управления способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 зад.м(t). Действительно, пусть способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 зад.б=0, способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 зад.мспособ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 0. Тогда в силу того, что закон формирования выходного сигнала представленного устройства является астатическим законом первого порядка, установившееся значение сигнала рассогласования для этого режима

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

Тогда в соответствии с уравнением (3) установившееся значение способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 уст будет

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

Видно также, что для этого режима способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 . Следовательно, и установившееся значение интегральной компоненты соответствует значению угла отклонения рулевых поверхностей ЛА для планирующего движения.

При поступлении на вход прямой цепи устройства (блоки 4, 5, 6, 13) быстрой компоненты сигнала управления способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 зад.б(t) для управления маневром ЛА или при внешних возмущениях отработка сигнала будет осуществляться относительно процесса планирующего движения ЛА, что повышает точность отработки управляющих воздействий на ЛА в целом.

Дополнительный логически управляющий канал, включающий в себя блоки 9, 10, 11, 12, обеспечивает режим непосредственного интегрирования сигнала рассогласования интегрирующим усилителем 7 в пределах определенного диапазона A1÷А2. Уровень A1 выставлен в ограничителе сигнала 8 в соответствии с реальным расчетным значением сигнала управления способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 пл(t), соответствующем отклонению рулей высоты для планирующего движения ЛА. Величина А2 (блок 9) определяет стабилизацию планирующего режима, А2>A 1, А2способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 (1.2÷1.5) A1.

В формирователе сигнала модульной функции 12 формируется сигнал

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

Логический блок сравнения 10 (фиг.1), состоящий из блоков 14, 15 и 16 (фиг.2), формирует сигнал логического управления В>0 при превышении сигнала способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 м(t) над А2 и при совпадении знаков сигналов способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 (t) и способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 и(t), отключая ключом 11 сигнал способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744 (t) от интегрирующего усилителя 7, прекращая тем самым дальнейшее его интегрирование

способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего   движения беспилотного летательного аппарата и устройство для   его осуществления, патент № 2459744

Процесс интегрирования восстанавливается при В=0.

Ограничение сигнала интегральной компоненты позволяет уменьшить колебательность в замкнутом контуре регулирования и выбросы (перерегулирование) в переходных процессах, особенно при воздействии возмущений.

Таким образом, предложенные способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА и устройство для его осуществления позволяют расширить функциональные возможности управления беспилотным летательным аппаратом и повысить при этом точность управления с учетом действия возмущающих факторов. Сформированы два взаимосвязанных канала, сочетающие в целом управление медленным планирующим и быстрым маневренным движением ЛА.

Положительный эффект предложения подтвержден результатами анализа и математического моделирования.

Все составные операции способа, звенья и блоки устройства управления могут быть выполнены на современных элементах автоматики и вычислительной техники [3], а также и программно-алгоритмически в бортовых вычислительных машинах ЛА.

Источники информации

1. Патент РФ № 2275675, кл. G06F 7/38, 2004 г.

2. Патент РФ № 2310899, кл. G05D 1/08, 2007 г.

3. А.У.Ялышев, О.И.Разоренов. Многофункциональные аналоговые регулирующие устройства автоматики. М.: Машиностроение, 1981, с.103.

Класс B64C19/00 Способы и устройства для управления летательными аппаратами, не отнесенные к другим группам

способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (варианты русской логики - версия 4) -  патент 2529429 (27.09.2014)
способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (вариант русской логики-версия 5) -  патент 2520854 (27.06.2014)
способ автоматической посадки беспилотного летательного аппарата для мониторинга протяженных объектов -  патент 2503936 (10.01.2014)
способ управления турбовинтовой силовой установкой самолета -  патент 2493051 (20.09.2013)
способ управления самолетом при заходе на посадку -  патент 2478523 (10.04.2013)
самолет с системой дистанционного управления -  патент 2472672 (20.01.2013)
летательный аппарат и способ управления летательным аппаратом -  патент 2461493 (20.09.2012)
единая технология эксплуатации и производства транспортных средств "максинио": безаэродромный самолет (варианты), турбовинтовентиляторный двигатель, крыло (варианты), способ создания подъемной силы и способ работы турбовинтовентиляторного двигателя -  патент 2460672 (10.09.2012)
способ автоматического управления полетом высокоманевренного летательного аппарата -  патент 2446429 (27.03.2012)
система автоматического управления самолетом по углу тангажа -  патент 2443602 (27.02.2012)

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх