способ прогнозирования движения объекта швартовки

Классы МПК:B63H25/42 управление судном или динамическая постановка на якорь с помощью движителей; управление или динамическая постановка на якорь только с помощью гребных винтов; управление или динамическая постановка на якорь с помощью рулей, снабженных гребными винтами
B63B43/20 чувствительные элементы (датчики) 
B63B39/14 для определения крена или периода качки 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет" (ФГОУВПО "МГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-03-02
публикация патента:

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для безопасной швартовки швартующегося судна к объекту швартовки. Способ прогнозирования движения объекта швартовки заключается в том, что на объекте швартовки с помощью акселерометров в реальном масштабе времени измеряют его линейное продольное, линейное поперечное и угловое ускорения. Измеренные данные передают на швартующееся судно. Используя значения ускорений объекта швартовки и его базовую математическую модель, на швартующемся судне идентифицируют текущие значения параметров математической модели объекта швартовки. Далее цикл измерений и идентификацию параметров базовой математической модели объекта швартовки повторяют. Решение направлено на повышение точности и безопасности выполнения швартовной операции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742

способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742

Формула изобретения

1. Способ прогнозирования движения объекта швартовки, заключающийся в том, что на объекте швартовки с помощью акселерометров в реальном масштабе времени измеряют его линейное продольное, линейное поперечное и угловое ускорения, затем эти данные передают на швартующееся судно, используя значения ускорений объекта швартовки и его базовую математическую модель, на швартующемся судне идентифицируют текущие значения параметров математической модели объекта швартовки, далее цикл измерений и идентификацию параметров базовой математической модели объекта швартовки повторяют.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что передачу измеренных на объекте швартовки значений ускорений осуществляют с использованием компьютерной системы Wi-Fi.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для безопасной швартовки швартующегося судна к объекту швартовки, а также для слежения и контроля за движением плавучих объектов и их идентификации в районе плавания.

Одним их важнейших условий безопасного выполнения швартовных операций к объекту швартовки, находящемуся в постоянном движении (плавучее гидротехническое сооружение, судно, стоящее на якоре, дрейфующее судно и т.п.), является наличие у швартующегося судна возможности непрерывно прогнозировать характер движения объекта швартовки вне зависимости от погодных условий и времени суток в районе выполнения швартовной операции [10], [11], [12]. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на особенности движения объекта швартовки. К указанным факторам, прежде всего, следует отнести: текущие гидро- и аэродинамические характеристики объекта швартовки, ветер, волнение, течение и др.

Для выполнения указанного выше условия безопасного осуществления швартовной операции швартующегося судна к объекту швартовки, находящемуся в постоянном движении, швартующемуся судну необходимо иметь базовую математическую модель объекта швартовки и в непрерывном режиме получать информацию об измеренных на объекте швартовки текущих значениях динамических параметров, отражающих характер его движения.

При этом за базовую математическую модель объекта швартовки принимают математическую модель, описывающую динамические свойства объекта швартовки без учета текущих значений параметров, характеризующих его посадку в воде, а также параметров, характеризующих состояние внешней среды в районе выполнения швартовной операции. Получение базовой математической модели, практически, любого плавучего объекта не является сложной технической и математической задачей [2], [3], [9], более того, в качестве базовой модели неизученного объекта швартовки может быть использована математическая модель аналогичного изученного объекта швартовки.

Динамическими параметрами, отражающими характер движения объекта швартовки, являются его линейное продольное способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 и линейное поперечное способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 ускорения, а также угловое способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 k ускорение. Текущие значения динамических параметров, отражающих характер движения объекта швартовки, могут быть измерены с использованием одного (универсального) акселерометра, одновременно измеряющего все указанные ускорения или нескольких акселерометров, каждый из которых измеряет только одно ускорение.

Наличие на швартующемся судне базовой математической модели объекта швартовки и его текущих значений линейных и углового ускорений позволяет непрерывно идентифицировать математическую модель объекта швартовки и прогнозировать характер его движения в данных условиях выполнения швартовной операции.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, состоит в повышении точности и безопасности выполнения швартовной операции к плавучему объекту, находящемуся в движении.

Технический результат достигается за счет того, что швартующееся судно использует идентифицированную математическую модель плавучего объекта швартовки для прогнозирования характера его движения на расстоянии.

Сущность способа заключается в следующем.

При выполнении швартующимся судном швартовной операции к борту плавучего подвижного объекта (объект швартовки, например, гидротехническое сооружение, дрейфующее судно, судно, стоящее на якоре, и др.), используют базовую математическую модель объекта швартовки для компьютерного моделирования при прогнозировании его движения в ходе швартовной операции. Эта модель представляет собой систему дифференциальных уравнений, общий вид которых в соответствии с данными, представленными в работах [1], [2], [3], [8], [9], следующий:

способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742

где способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 х, способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 y - проекции вектора линейной скорости в центре тяжести (ЦТ) объекта швартовки на продольную 0Х и поперечную 0Y оси, соответственно (см. Фиг.1);

способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 - угловая скорость объекта швартовки;

C 1, С2, С3, Сm - параметры математической модели [1], [2], [3], [8], [9].

В процессе движения объекта швартовки с помощью акселерометров в реальном масштабе времени измеряют линейные продольное способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 , поперечное способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 и угловое способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 k ускорения объекта швартовки N раз за цикл обработки продолжительностью Т и шагом способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 t, так что

способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742

Измеренные на объекте швартовки значения ускорений с использованием компьютерной системы Wi-Fi [4], [6], [7] передают на швартующееся судно.

По измеренным значениям ускорений находят соответствующие значения линейных и угловой скоростей:

способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742

Рассчитывают невязки способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 k, т.е. разности между левой и правой частями дифференциальных уравнений движения судна (1) в момент k-го измерения:

способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742

Как следует из уравнений (1), (4), количество идентифицируемых параметров равно m.

Для определения значений параметров математической модели объекта швартовки С1, С2, С3, С m строится взвешенная сумма квадратов невязок:

способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742

здесь способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 - вес уравнения в системе (1) (0способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 1,0), способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 устанавливается по приоритету оператором в соответствии со степенью важности уравнения при прогнозировании движения объекта швартовки. В случае равнозначности уравнений в системе (1) способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 1, способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 2, способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 3 можно принимать равными 1,0.

Сумму квадратов невязок минимизируют. Для этого сумму дифференцируют по идентифицируемым параметрам Cq (q=1, способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 , m) и частные производные приравнивают к нулю, тем самым образуется система нормальных уравнений, состоящая из m уравнений по количеству идентифицируемых параметров:

способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742

Систему уравнений (6) решают методом последовательных приближений или Зейделя [5], если она линейная. Результатом решения системы уравнений (6) будут текущие значения параметров математической модели объекта швартовки (1), т.е. идентифицированные параметры.

Далее цикл измерений и идентификацию параметров базовой математической модели объекта швартовки повторяют, что обеспечивает их постоянное обновление. Постоянно обновляющиеся параметры математической модели объекта швартовки делают математическую модель адекватной текущим условиям выполнения швартовной операции, что позволяет использовать идентифицированную математическую модель объекта швартовки для прогнозирования его движения в процессе выполнения швартовной операции швартующимся судном.

Литература

1. Басин A.M. Ходкость и управляемость судов / A.M. Басин. - М.: Транспорт, 1967. - 255 с.

2. Васильев А.В. Управляемость судов: учеб. пособие / А.В.Васильев. - Л.: Судостроение, 1989. - 328 с.

3. Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна: справочник / А.Д. Гофман. - Л.: Судостроение, 1988. - 360 с.

4. Григорьев В.А. Сети и системы радиодоступа / В.А. Григорьев, О.И. Лагуненко, Ю.А. Распаев. - М.: Эко-Тренз, 2005. - 384 с.

5. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике (для научных работников и инженеров). М.: Наука. 1974. 831 с.

6. Олифер В.Г. Компьютерные сети, принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. 3-е изд. / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. - Спб.: Питер, 2006. - 958 с.

7. Педжман Л. Основы построения беспроводных локальных сетей стандарта 802.11.: Пер. с англ. / Л.Педжман. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 304 с.

8. Соболев Г.В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения / Г.В. Соболев. - Л.: Судостроение, 1976. - 478 с.

9. Справочник по теории корабля. В 3 т. Т.3: Управляемость водоизмещающих судов. Гидродинамика судов с динамическими принципами поддержания / под ред. Я.И. Войткунского. - Л.: Судостроение, 1985. - 544 с.

10. Тихомиров В.П. Управление маневрами корабля / В.П. Тихомиров. - М.: Воениздат, 1963. - 339 с.

11. Цурбан А.И. Швартовные операции морских судов / А.И. Цурбан, A.M. Оганов. - М.: Транспорт, 1987. - 176 с.

12. Юдин Ю.И. Совершенствование управления судном при выполнении швартовых операций на ходу в открытом море: автореф. дис.способ прогнозирования движения объекта швартовки, патент № 2459742 канд. техн. наук / Ю.И.Юдин; Мурман. высш. инж. мор. уч-ще. - Мурманск, 1987. - 24 с.

Класс B63H25/42 управление судном или динамическая постановка на якорь с помощью движителей; управление или динамическая постановка на якорь только с помощью гребных винтов; управление или динамическая постановка на якорь с помощью рулей, снабженных гребными винтами

подруливающее устройство судна -  патент 2487817 (20.07.2013)
система активного управления движением судна -  патент 2440277 (20.01.2012)
судовой движитель -  патент 2381953 (20.02.2010)
способ и устройство для управления судном -  патент 2342282 (27.12.2008)
поворотно-откидная колонка -  патент 2219101 (20.12.2003)
водометный движительно-двигательный комплекс -  патент 2204502 (20.05.2003)
система размагничивания плавучего ферромагнитного объекта при береговом и плавучем базировании -  патент 2185305 (20.07.2002)
способ создания тяги любого направления на транспортном средстве -  патент 2127692 (20.03.1999)
судовой движительно-реверсивно-рулевой комплекс -  патент 2088474 (27.08.1997)
судовой гусеничный лопастной движитель -  патент 2075422 (20.03.1997)

Класс B63B43/20 чувствительные элементы (датчики) 

Класс B63B39/14 для определения крена или периода качки 

Наверх