способ устройства комбинированного заграждения на маршрутах движения войск противника

Классы МПК:F41H7/10 машины для постановки минных полей 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное бюджетное учреждение "3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-02
публикация патента:

Изобретение относится к способу комбинированного заграждения на маршрутах движения войск противника. Способ заключается в подаче на участок маршрута движения войск противника мин из возимого боекомплекта и зарядов взрывчатого вещества для производства разрушений. Согласно способу осуществляют последовательную дистанционную подачу артиллерийским принципом вначале боеприпасов разрушения, а затем подачу боеприпасов с минами с их рассеиванием. Подача боеприпасов разрушения и боеприпасов с минами обеспечивает минирование участка разрушения маршрута движений войск противника и прилегающей к нему местности непосредственно при достижении войсками противника участка маршрута, намеченного для устройства на нем заграждения, или заблаговременно при некотором незначительном удалении войск противника от указанного участка. Достигается увеличение темпов устройства комбинированного заграждения и повышения внезапности его применения. 2 ил. способ устройства комбинированного заграждения на маршрутах движения   войск противника, патент № 2458313

способ устройства комбинированного заграждения на маршрутах движения   войск противника, патент № 2458313 способ устройства комбинированного заграждения на маршрутах движения   войск противника, патент № 2458313

Формула изобретения

Способ устройства комбинированного заграждения на маршрутах движения войск противника, включающий подачу на его участок мин из возимого боекомплекта и зарядов взрывчатого вещества для производства разрушений, отличающийся тем, что в нем осуществляют последовательную дистанционную подачу артиллерийским принципом вначале боеприпасов разрушения, а затем подачу боеприпасов с минами с их рассеиванием, обеспечивающим минирование участка разрушения маршрута и прилегающей к нему местности непосредственно при достижении войсками противника участка маршрута, намеченного для устройства на нем заграждения, или заблаговременно при некотором незначительном их удалении от него.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области устройства инженерных заграждений, предназначенных для задержки и ограничения маневра войск противника на маршрутах их движения.

Известны способы устройства комбинированных заграждений вручную и с применением специальной техники - аналоги (Справочник офицера инженерных войск / Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Под ред. С.Х.Аганова. - М.: Воениздат, 1989 г., с.248-287; патент РФ № 2009442 от 15.03.1994 г.; патент РФ № 2185590 от 20.07.2002 г.). Эти заграждения включают участки разрушения маршрутов движения войск противника в сочетании с их минированием.

Недостатками существующих способов устройства комбинированных заграждений являются высокая трудоемкость, а также необходимость привлечения большого количества сил и технических средств для их устройства, что резко снижает эффект внезапности и представляет противнику широкие возможности по подготовке к эффективному преодолению этих заграждений, вплоть до их объезда.

Известен способ устройства комбинированного заграждения с применением гусеничного минного заградителя ГМЗ-2 - прототип (Средства механизации минирования. Руководство по материальной части и применению. Книга вторая. - М.: Воениздат, 1980 г.), включающий механизированную установку участка минного поля из его боекомплекта противотанковых мин на местности рядом с проезжей частью маршрута для предотвращения ее объезда и применение возимого запаса зарядов взрывчатого вещества для производства различных разрушений участка маршрута движения силами личного состава приданных саперных подразделений и средств механизации.

Недостатками такого способа устройства комбинированного заграждения являются низкие темпы производства разрушений с использованием взрывчатого вещества, привлечения большого количества личного состава специально обученных саперных подразделений и потребность в оснащении их средствами малой механизации для подготовки мест установки зарядов, особенно в зимнее время на участках дорог и в твердых грунтах, а также высокая разведдоступность этого заграждения со стороны противника.

Задачей изобретения является снижение трудоемкости и увеличение темпов устройства комбинированного заграждения, повышение внезапности их применения, снижение их разведдоступности.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе устройства комбинированного заграждения, включающем подачу на маршрут движения войск противника мин из возимого боекомплекта и зарядов взрывчатого вещества для производства разрушения, отличающийся тем, что в нем осуществляют последовательную дистанционную подачу артиллерийским принципом вначале боеприпасов разрушения, а затем подачу боеприпасов с минами с их рассеиванием, обеспечивающим минирование участка разрушения маршрута и прилегающей к нему местности. При этом подача боеприпасов разрушения и боеприпасов с минами осуществляется непосредственно при достижении войсками противника участка маршрута, намеченного для устройства на нем заграждения, или заблаговременно при некотором незначительном их удалении от него, что обеспечивает эффект внезапности для противника.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: на фиг.1 - этап дистанционной подачи на объект воздействия (участок маршрута) боеприпасов разрушения; на фиг.2 - этап дистанционной подачи боеприпасов с минами с их рассеиванием, обеспечивающим минирование участка разрушения маршрута и прилегающей к нему местности.

Способ осуществляется следующим образом.

Средство артиллерийского типа 1 (фиг.1) занимает огневую позицию, расположенную на некотором удалении от объекта воздействия 2 (участка маршрута), намеченного для устройства на нем комбинированного заграждения. При достижении войсками противника некоторого рубежа 3, совпадающего с началом этого участка маршрута или удаленного от него на незначительное расстояние, средство 1 осуществляет вначале подачу на этот участок некоторого количества боеприпасов разрушения 4. При срабатывании этих боеприпасов на местности, включая участок маршрута, образуются воронки 5, размеры, количество и взаимное расположение которых препятствуют проезду техники противника, с разбросом грунта из них на некоторое расстояние (границы разлета грунта 6, по оценкам, составляют для боеприпасов с практически реализуемыми характеристиками не менее 150 м) в некоторой зоне с границами 7, которые определяются соответствующими рассеиваниями этих боеприпасов и способами стрельбы (например, с учетом назначенных точек прицеливания).

На втором этапе (фиг.2) средством 1 с той же огневой позиции осуществляется подача боеприпасов 8 с минами 9 с их рассеиванием и образованием зоны минирования 10, обеспечивающей минирование маршрута движения (объекта воздействия) 2 с ранее образованными воронками 5 и прилегающей к нему местности.

Основой эффективности предлагаемого способа является сочетание двух основных идеологических принципов. Первый из них заключается в том, что за счет применения боеприпасов разрушения осуществляется «деформация» параметров внешней среды для функционирования мин (в части заградительного воздействия на противника), устанавливаемых в последующем на участке маршрута. Наличие воронок на этом участке и разлетающийся из них грунт (включая и часть воронок, сформировавшихся за его пределами), попадающий на участок маршрута, существенно усложняют условия разведки (обнаружения) и разминирования мин противником. Как показывают оценки, темп разведки заграждения (поиска мин) в рассматриваемых условиях снижается по сравнению со случаем применения только мин (поиском мин на проезжей части маршрута) не менее чем в 10 раз. Второй принцип заключается в формировании синергетического эффекта за счет совместного применения разрушений и минирования, который вызывает необходимость применения противником для обеспечения безопасного пропуска войск по маршруту не только средств поиска и разминирования мин, но и специальной землеройной (дорожной) техники для восстановления проезжей части. При этом выполнение соответствующих мероприятий с их помощью осуществляется последовательно: вначале осуществляется поиск и разминирование мин в полосе, более широкой (по оценкам, не менее чем на 30-50%) по сравнению с проезжей частью (специальная техника для восстановления маршрута использует грунт, расположенный рядом с проезжей частью), а затем восстановление проезжей части разрушенного маршрута с помощью специальной техники. Реализация указанных принципов существенно увеличивает заградительный эффект от применения рассматриваемого способа.

Минирование местности, расположенной рядом с маршрутом, исключает безопасный объезд его техникой противника.

Теоретические исследования и проведенные расчеты подтвердили, что предлагаемый способ устройства комбинированного заграждения повышает темпы устройства комбинированного заграждения на маршруте движения войск противника с требуемым заградительным эффектом не менее чем в 30-50 раз при сокращении количества привлекаемого личного состава не менее чем в 2 раза, а также обеспечивает внезапность его применения.

Класс F41H7/10 машины для постановки минных полей 

гидравлическая система управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя -  патент 2442944 (20.02.2012)

система управления минированием -  патент 2427784 (27.08.2011)
транспортно-пусковой контейнер минного заградителя -  патент 2369827 (10.10.2009)
минный заградитель -  патент 2339897 (27.11.2008)
минный заградитель -  патент 2339896 (27.11.2008)
минный заградитель -  патент 2339895 (27.11.2008)
сочлененный минный заградитель -  патент 2206046 (10.06.2003)
универсальный минный заградитель -  патент 2185590 (20.07.2002)
летательный аппарат для поражения объекта (варианты) -  патент 2175626 (10.11.2001)
минный заградитель -  патент 2092772 (10.10.1997)
Наверх