устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением

Классы МПК:B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом
B65G53/40 подающие или разгрузочные устройства 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-12-30
публикация патента:

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройствам отвода коммуникаций с разъемным соединением от борта ракеты. Устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением, включающим бортовую плату и отделяемый блок, содержит каретку и патрубок с коммуникациями. Каретка снабжена приводом, а патрубок с коммуникациями снабжен механизмом запирания стыка и уравновешивающим устройством. На гибких коммуникациях предусмотрены жесткие переходники, закрепленные хомутами в кронштейне, шарнирно установленном на подвижной каретке. Концевые участки переходников выполнены под углом друг к другу. Достигается снижение нагрузок на коммуникации. 4 ил. устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением, патент № 2457162

устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением, патент № 2457162 устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением, патент № 2457162 устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением, патент № 2457162 устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением, патент № 2457162

Формула изобретения

Устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением, включающим бортовую плату и отделяемый блок, содержащее каретку, снабженную приводом, патрубок с коммуникациями, снабженный механизмом запирания стыка и уравновешивающим устройством, отличающееся тем, что на гибких коммуникациях предусмотрены жесткие переходники, закрепленные хомутами в кронштейне, шарнирно установленном на подвижной каретке, причем концевые участки переходников выполнены под углом друг к другу.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам отвода коммуникаций с разъемным соединением от борта ракеты, и может быть использовано в стартовых ракетно-космических комплексах.

Известно устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением по патенту России № 2124464, МПК B65G 53/40.

Устройство состоит из поворотной стрелы, привода, уравновешивающего устройства. Разъемное соединение включает в себя бортовую плату и отделяемый блок.

Основным недостатком устройства является ручное подсоединение коммуникаций к отделяемому блоку, что не позволяет автоматизировать процессы стыковки и отвода коммуникаций.

Частично указанные недостатки устранены в устройстве отвода с разъемным соединением по патенту России № 2185315, МПК 7 B65G 53/40.

Устройство содержит каретку, снабженную приводом, патрубок с коммуникациями, снабженный механизмом запирания стыка, и уравновешивающее устройство. Разъемное соединение включает в себя бортовую плату ракеты космического назначения (РКН) и отделяемый блок. В указанном устройстве обеспечена автоматизация процессов стыковки и отвода коммуникаций.

Недостатком устройства является отсутствие определенного фиксированного положения коммуникаций в состыкованном, отведенном положении, что в процессе ускоренного отвода может привести к недопустимым изгибам коммуникаций и значительным нагрузкам на стыкуемый патрубок и бортовое разъемное соединение РКН.

Отстыковка и отвод отделяемого блока с патрубком и коммуникациями проводится на начальном участке подъема РКН, при этом для отвода на безопасное расстояние в помещение пускового стола необходим ускоренный режим отвода. В связи с этим, после отстыковки происходит ускоренное перемещение отделяемого блока с патрубком и коммуникациями и значительное ударное нагружение подвижных частей и коммуникаций, при этом в процессе ускоренного отвода движение коммуникаций осуществляется по закону затухающих колебаний механической системы с несколькими степенями свободы.

Эти недостатки устраняются в предлагаемом устройстве тем, что на гибких коммуникациях предусмотрены жесткие переходники, закрепленные хомутами в кронштейне, шарнирно установленном на подвижной каретке, причем концевые участки переходников выполнены под углом друг к другу.

Таким образом, в предлагаемом устройстве:

- обеспечена фиксация коммуникаций в процессе их ускоренного отвода, при этом исключается их соударение;

- обеспечена пространственная ориентация коммуникаций в состыкованном и отведенном положениях устройства;

- обеспечено снижение нагрузок на коммуникации за счет изменения угла наклона коммуникаций в зависимости от жесткости в процессе движения каретки;

- обеспечены допустимые радиусы изгиба коммуникаций за счет разворота кронштейна с жесткими переходниками в состыкованном и отведенном положениях каретки, а также за счет введения хомутов обеспечена регулировка продольного положения коммуникаций относительно каретки;

- снижены нагрузки на патрубок и бортовое разъемное соединение РКН за счет шарнирного крепления кронштейна с жесткими переходниками коммуникаций на каретке.

На приведенных чертежах изображены:

- фиг.1 - размещение коммуникаций на устройстве отвода в отведенном положении;

- фиг.2 - размещение коммуникаций на устройстве отвода в состыкованном положении;

- фиг.3 - А (фиг.1), Б (фиг.2);

- фиг.4 - В-В (фиг.3).

Устройство отвода коммуникаций с разъемным соединением состоит из патрубка 1 (фиг.1, 2), установленного посредством уравновешивающего устройства на каретке 2. Каретка 2 установлена в катках 3, жестко закрепленных на боковых стенках помещения в опорах пускового стола (ПС) 4, и снабжена приводом 5, шток которого шарнирно связан с кареткой 2, а корпус шарнирно связан с опорой ПС 4. Патрубок 1 снабжен направляющими штырями 6 и захватами 7. К патрубку 1 крепятся гибкие коммуникации 9, на которых установлены жесткие переходники 8 (фиг.3, 4), закрепленные в кронштейне 10, установленном на осях 11 (фиг.4). На жестких переходниках 8 (фиг.3, 4) размещены хомуты 12 (фиг.3) для крепления и регулировки продольного положения коммуникаций 9. На борту РКН 13 (фиг.2) установлено бортовое разъемное соединение, включающее в себя бортовую плиту 14 и отделяемый блок 15. Коммуникации 9 уложены в гнезда кронштейна 10. В исходном положении каретка 2 (фиг.1) с патрубком 1 и коммуникациями 9 находится в отведенном положении. Операции по стыковке коммуникаций выполняются в автоматическом режиме. Подается сжатый воздух в штуцер привода 5 на подвод каретки. В процессе движения каретки 2 происходит изменение радиусов изгиба и конфигурации петли коммуникаций 9, которые компенсируются поворотом кронштейна 10 в осях 11 (фиг.4), от угла «а» (фиг.3) в отведенном положении до угла «б» в состыкованном положении коммуникаций 9, после чего захваты 7 (фиг.2) закрываются, обеспечивая необходимое усилие герметизации состыкованных магистралей патрубка 1 и отделяемого блока 15. После этого проводится заправка РКН. Отстыковка и отвод коммуникаций проводятся на начальном участке подъема РКН. За некоторое время до запуска ракетных двигателей подается сжатый воздух в привод 5 каретки 2 в направлении отвода, при этом отстыковка не производится в связи с тем, что отделяемый блок 15 и бортовая плита 14 РКН 13 связаны замком, а патрубок 1 заперт относительно отделяемого блока 15 захватами 7. В этом положении устройство находится в режиме готовности к отстыковке, при этом на борт РКН продолжают поступать по коммуникациям необходимые газы. После запуска ракетных двигателей и начала подъема РКН на некоторой высоте подъема срабатывают пиросредства бортовой плиты 14, открывается замок, соединяющий бортовую плиту 14 и отделяемый блок 15 с патрубком 1 и коммуникациями 9, и отделяемый блок 15 с патрубком 1 и коммуникациями 9 в ускоренном режиме перемещаются в направлении отвода. В процессе движения каретки 2 происходит изменение радиусов изгиба коммуникаций 9 в допустимых пределах за счет поворота кронштейна 10 в осях 11 (фиг.4) от угла «б» (фиг.3) до угла «а». Фиксированное крепление жестких переходников 8 (фиг.3, 4) на каретке 2 (фиг.1, 2) исключает массу коммуникаций 9 на участке от кронштейна 10 до стационарных трубопроводов ПС 4, что снижает нагрузки, передаваемые от гибких коммуникаций 9 на бортовое разъемное соединение.

Таким образом, в предлагаемом устройстве:

- исключается соударение подвижных коммуникаций при ускоренном отводе отделяемого блока бортового разъемного соединения;

- снижаются нагрузки на коммуникации за счет изменения угла наклона жестких переходников, закрепленных в поворотном кронштейне;

- обеспечиваются допустимые радиусы изгиба коммуникаций в состыкованном и отведенном положениях каретки за счет концевых участков жестких переходников, выполненных под углом друг к другу;

- снижаются нагрузки на патрубок и бортовое разъемное соединение.

Класс B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом

устройство для заправки топливом двигателя ракеты-носителя -  патент 2527584 (10.09.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2522669 (20.07.2014)
устройство для проверки пульта космонавта -  патент 2522632 (20.07.2014)
центр обеспечения управления системы астероидной безопасности -  патент 2518504 (10.06.2014)
способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование и устройство для его осуществления -  патент 2516880 (20.05.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2513322 (20.04.2014)
способ доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы и космический корабль -  патент 2509689 (20.03.2014)
грузовой макет ракетоносителя -  патент 2491211 (27.08.2013)
мобильная башня обслуживания летательных аппаратов -  патент 2483990 (10.06.2013)
технический комплекс космодрома для подготовки к пуску ракеты-носителя с космической головной частью, содержащей разгонный блок и космический аппарат -  патент 2480389 (27.04.2013)

Класс B65G53/40 подающие или разгрузочные устройства 

способ заполнения больших транспортных контейнеров высокочистыми гранулятами пластмасс -  патент 2517058 (27.05.2014)
устройство для ввода сыпучих материалов в горизонтальный трубопровод всасывающей пневмотранспортной установки -  патент 2511187 (10.04.2014)
способ пневмотранспорта порошкообразной среды -  патент 2465188 (27.10.2012)
способ подачи гранулированного материала -  патент 2456049 (20.07.2012)
сепараторный роторный питатель и способ его использования -  патент 2452587 (10.06.2012)
питатель к установке для пневмотранспорта связных сыпучих материалов -  патент 2441829 (10.02.2012)
пневматический транспортирующий механизм для сыпучих материалов -  патент 2429183 (20.09.2011)
порошковый питатель саунина -  патент 2398723 (10.09.2010)
способ пневмотранспорта порошкообразной среды -  патент 2393983 (10.07.2010)
устройство для пневмотранспорта порошкообразной среды -  патент 2393982 (10.07.2010)
Наверх