форсунка

Классы МПК:F23D11/10 с распыливанием с помощью газообразной среды, например водяного пара 
F23D11/36 конструктивные элементы 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный энергетический университет" (КГЭУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-11-10
публикация патента:

Изобретение относится к области теплоэнергетики и предназначено для сжигания органических жидких топлив и нефтесодержащих отходив в промышленных печах и топках котлов. Форсунка состоит из корпуса со штуцерами подвода топлива и распылителя, сопла, шайбы с отверстиями, распиливающего насадка, при этом сопло для подачи топлива выполнено в виде перевернутого стакана с боковыми отверстиями, расположенными у торца штуцера, угол наклона которых к вертикали равен 30°, а в полости стакана для саморегулирования проходного сечения отверстий размещен плунжер с центральной тарированной пружиной, шайба с отверстиями установлена между наружной поверхностью сопла и внутренней поверхностью корпуса, образуя полость для распылителя, и имеет отверстия с углом наклона 30° к горизонтали, которые расположены попарно с отверстиями сопла, с противоположной стороны сопла смонтирован с возможностью перемещения вдоль оси распыливающий насадок, зафиксированный стопорной гайкой с периферийной тарированной пружиной, образуя с корпусом щелевое круговое отверстие, согласно заявляемому изобретению боковые отверстия для подачи топлива выполнены с наклоном по касательной к внутренней окружности штуцера для подвода топлива, а отверстия для подачи распылителя выполнены с сужением диаметра по ходу движения распылителя и с наклоном по отношению к оси штуцера для подвода топлива в ту же сторону, что и боковые отверстия для подачи топлива. Задачей настоящего изобретения является увеличение интенсивности перемешивания капель топлива с распылителем за счет увеличения площади соприкосновения струй топлива и распылителя благодаря закручиванию потоков топлива и распылителя и увеличению скорости протекания распылителя и топлива по подводящим каналам. 3 ил. форсунка, патент № 2449216

форсунка, патент № 2449216 форсунка, патент № 2449216 форсунка, патент № 2449216

Формула изобретения

Форсунка, состоящая из корпуса со штуцерами подвода топлива и распылителя, сопла, шайбы с отверстиями, распиливающего насадка, при этом сопло для подачи топлива выполнено в виде перевернутого стакана с боковыми отверстиями, расположенными у торца штуцера, угол наклона которых к вертикали равен 30°, а в полости стакана для саморегулирования проходного сечения отверстий размещен плунжер с центральной тарированной пружиной, шайба с отверстиями установлена между наружной поверхностью сопла и внутренней поверхностью корпуса, образуя полость для распылителя, и имеет отверстия с углом наклона 30° к горизонтали, которые расположены попарно с отверстиями сопла, с противоположной стороны сопла смонтирован с возможностью перемещения вдоль оси распыливающий насадок, зафиксированный стопорной гайкой с периферийной тарированной пружиной, образуя с корпусом щелевое круговое отверстие, отличающаяся тем, что боковые отверстия для подачи топлива выполнены с наклоном по касательной к внутренней окружности штуцера для подвода топлива, а отверстия для подачи распылителя выполнены с сужением диаметра по ходу движения распылителя и с наклоном по отношению к оси штуцера для подвода топлива в ту же сторону, что и боковые отверстия для подачи топлива.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области теплоэнергетики и предназначено для сжигания органических жидких топлив и нефтесодержащих отходов в промышленных печах и топках котлов.

Для распыления жидких топлив в промышленных печах и топках котлов применяют паровые и воздушные форсунки. В паровых форсунках для распыления топлива используют водяной пар, в воздушных - нагретый воздух.

Наиболее близкой к заявляемому изобретению является форсунка по патенту РФ № 2396487, МПК F23D 11/10, F23D 11/36, 10.08.2010, состоящая из корпуса со штуцерами подвода топлива и распылителя, сопла, шайбы с отверстиями, распиливающего насадка, при этом сопло для подачи топлива выполнено в виде перевернутого стакана с радиальными боковыми отверстиями, расположенными у торца штуцера, угол наклона которых к вертикали равен 30°, а в полости стакана для саморегулирования проходного сечения отверстий размещен плунжер с центральной тарированной пружиной, шайба с отверстиями установлена между наружной поверхностью сопла и внутренней поверхностью корпуса, образуя полость для распылителя, и имеет отверстия с углом наклона 30° к горизонтали, которые расположены попарно с отверстиями сопла, с противоположной стороны сопла смонтирован с возможностью перемещения вдоль оси распыливающий насадок, зафиксированный стопорной гайкой с периферийной тарированной пружиной, образуя с корпусом щелевое круговое отверстие.

Недостатки известной форсунки:

1. Отсутствие закручивания потока струи распылителя и капель топлива на выходе из форсунки, которое не позволяет дополнительно увеличить интенсивность перемешивания капель топлива и распылителя.

2. Отсутствие конфузорности в каналах для повода распылителя и топлива, что не позволяет увеличить скорость среды при протекании по каналам.

Задачей настоящего изобретения является увеличение интенсивности перемешивания капель топлива с распылителем за счет увеличения площади соприкосновения струй топлива и распылителя благодаря закручиванию потоков топлива и распылителя и увеличению скорости протекания распылителя и топлива по подводящим каналам.

Технический результат достигается тем, что в форсунке, состоящей из корпуса со штуцерами подвода топлива и распылителя, сопла, шайбы с отверстиями, распыливающего насадка, при этом сопло для подачи топлива выполнено в виде перевернутого стакана с боковыми отверстиями, расположенными у торца штуцера, угол наклона которых к вертикали равен 30°, а в полости стакана для саморегулирования проходного сечения отверстий размещен плунжер с центральной тарированной пружиной, шайба с отверстиями установлена между наружной поверхностью сопла и внутренней поверхностью корпуса, образуя полость для распылителя, и имеет отверстия с углом наклона 30° к горизонтали, которые расположены попарно с отверстиями сопла, с противоположной стороны сопла смонтирован с возможностью перемещения вдоль оси распыливающий насадок, зафиксированный стопорной гайкой с периферийной тарированной пружиной, образуя с корпусом щелевое круговое отверстие, согласно заявляемому изобретению боковые отверстия для подачи топлива выполнены с наклоном по касательной к внутренней окружности штуцера для подвода топлива, а отверстия для подачи распылителя выполнены с сужением диаметра по ходу движения распылителя и с наклоном по отношению к оси штуцера для подвода топлива в ту же сторону, что и боковые отверстия для подачи топлива.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена форсунка, продольный разрез, на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1, на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1.

Деталям форсунки на фигурах присвоены следующие позиции:

1 - корпус,

2 - штуцер для подвода топлива,

3 - боковой штуцер для подвода распылителя,

4 - сопло,

5 - боковые отверстия для подвода топлива,

6 - плунжер,

7 - центральная тарированная пружина,

8 - шайба,

9 - распыливающий насадок,

10 - стопорная гайка,

11 - периферийная тарированная пружина,

12 - отверстия для подвода распылителя.

Форсунка включает в себя корпус 1 с соосно расположенным штуцером 2 для подвода топлива и боковым штуцером 3 для подвода распылителя. На выходе штуцера 2 закреплено сопло 4, выполненное в виде перевернутого стакана с расположенными у торца штуцера 2 боковыми отверстиями 5 для подвода топлива, которые выполнены не радиально, а по касательной к внутренней окружности штуцера 2 и наклонены под углом 30° к вертикали оси штуцера 2. Сопло 4 выполнено с возможностью саморегулирования проходного сечения боковых отверстий 5 в зависимости от вязкости топлива за счет размещения внутри полости сопла 4 плунжера 6 с центральной тарированной пружиной 7. Между наружной поверхностью сопла 4 и внутренней поверхностью корпуса 1 установлена шайба 8, образуя полость для распылителя. Шайба 8 имеет отверстия 12 для подвода распылителя с углом наклона 30° к горизонтали, т.е. отверстия 12 наклонены по касательной по отношению к оси штуцера 2 для подвода топлива в ту же сторону, что и боковые отверстия 5. Отверстия 12 расположены попарно с боковыми отверстиями 5 сопла 4 и выполнены с сужением диаметра по ходу движения распылителя. С противоположной стороны сопла 4 смонтирован с возможностью перемещения вдоль оси форсунки распыливающий насадок 9, зафиксированный стопорной гайкой 10 с периферийной тарированной пружиной 11, образуя с корпусом щелевое круговое отверстие, т.е. насадок 9 выполнен плоским без отверстий с возможностью саморегулирования щелевого зазора между корпусом 1 и распыливающим насадком 9 за счет стопорной гайки 10 и периферийной тарированной пружины 11.

Заявляемая форсунка работает следующим образом.

Через штуцер 2 подается жидкое топливо (мазут) при давлении 3-5 кГ/см2, а через штуцер 3 подается распылитель (водяной пар или воздух) с давлением 5-12 кГ/см2. Топливо проходит через боковые отверстия 5 сопла 4, а распылитель проходит через отверстия 12 шайбы 8. Отверстия 5 и 12 расположены напротив друг друга. Углы наклона каждого отверстия 5 к вертикали оси штуцера 2 и каждого отверстия 12 к горизонтали оси штуцера 2 равны 30°. При таких углах наклона отверстий 5 и 12 в практике испытаний экспериментальной форсунки для сжигания нефтесодержащих отходов - тяжелых смол и водосмоляных эмульсий пиролизного производства - было достигнуто наилучшее дробление капель.

При начальном пуске устанавливается равенство площадей проходных сечений отверстий 5 и 12 с помощью центральной тарированной пружины 7.

Первично струя распылителя дробит за счет своей увеличенной, благодаря выполнению отверстий 12 конфузорными, кинетической энергии топливную струю в точке встречи струй. Увеличение интенсивности перемешивания капель топлива с распылителем обеспечивается за счет увеличения площади соприкосновения струй топлива и распылителя благодаря закручиванию потоков топлива и распылителя и увеличению скорости протекания распылителя и топлива по подводящим каналам. Закручивание потоков топлива и распылителя обеспечивается благодаря выполнению боковых отверстий 5 для подвода топлива не радиальными, а по касательной к внутренней окружности штуцера 2, а также выполнению отверстий 12 наклоненными в ту же сторону, что и боковые отверстия 5. Отверстия 12 расположены попарно с боковыми отверстиями 5 сопла 4 и выполнены с сужением диаметра по ходу движения распылителя. Такое выполнение боковых отверстий 5 и 12 позволяет обеспечить эффект «конфузорности» этих отверстий, что способствует увеличению скорости протекания топлива и распылителя и усиливает дробление капель топлива до более мелкодисперсного состояния, что в конечном итоге улучшает процесс горения.

Вторичное дробление образовавшихся при первичном дроблении капель происходит за счет сноса капель и их соударения с плоской поверхностью распыливающего насадка 9. Образовавшиеся в результате вторичного дробления мелкодисперсные капли в виде веера выносятся распылителем из зазора между корпусом 1 и насадком 9 в топку, при этом хорошо перемешиваясь с воздухом, образуя горючую смесь, которая при поджигании от запальника воспламеняется, и получается факел из продуктов горения.

Значительная площадь выхода диспергированного топлива позволяет предотвратить образование локального закоксовывания при длительном сжигании нефтесодержащих отходов.

В случае попадания посторонних включений в каждое отверстие 5 для подвода топлива давление возрастает и передается на плунжер 6. Плунжер 6 преодолевает сопротивление центральной тарированной пружины 7 и перемещается, открывая проходное сечение топливного отверстия 5. Постороннее включение проходит через топливное отверстие 5 и поступает на дробление струей распылителя. Таким образом предупреждается засор, связанный с наличием в сжигаемом топливе или в нефтепродуктах коагулянтов, тяжелых смол и других пластичных включений. При локальном закоксовывании или засорении щелевого зазора между распыливающим насадком 9 и корпусом 1 происходит повышение давления распылителя перед щелевым зазором. Избыток давления передается на распыливающий насадок 9, который преодолевает сопротивление периферийной тарированной пружины 11 и перемещается вдоль оси форсунки, увеличивая проходное сечение между корпусом 1 и плоскостью распыливающего насадка 9. Вследствие этого проходное сечение освобождается от засора или закоксовывания.

Пример конкретного осуществления работы форсунки

Через штуцер 2 подается жидкое топливо при давлении 5 кг/см 2, а через штуцер 3 подается водяной пар с температурой 250°С и давлением 12 кг/см2. Топливо проходит через 3 сопловые отверстия, диаметр каждого из которых 8 мм. Водяной пар проходит через 3 отверстия, максимальный диаметр каждого из которых 5 мм. Топливные и паровые отверстия расположены напротив друг друга. Угол наклона к вертикали оси топливного отверстия 30°, а парового отверстия 30° к горизонтали. При начальном пуске устанавливается равенство площадей проходных сечений топливных и паровых отверстий с помощью центральной тарированной пружины 7. Первично паровая струя дробит за счет своей увеличенной кинетической энергии топливную струю в точке встречи струй. Эффект закручивания струй топлива и распылителя состоит в том, что увеличивается площадь соприкосновения струй топлива и распылителя, а конфузорность отверстия 12 для выхода распылителя также обеспечивает увеличение площади контакта струй. Вторичное дробление образовавшихся при первичном дроблении капель происходит за счет сноса капель и их соударения с плоской поверхностью распыливающего насадка 9. Образовавшиеся в результате вторичного дробления мелкодисперсные капли в виде веера выносятся паром из зазора между корпусом 1 и насадком 9 в топку, при этом хорошо перемешиваясь с воздухом, образуя горючую смесь, которая при поджигании от запальника воспламеняется, и получается факел из продуктов горения.

Производительность форсунки с указанными диаметрами паровых и топливных отверстий составляет по мазуту 600 кг/ч. Расход пара с давлением равен 650 кг/ч. В качестве распыливающего энергоносителя может применяться нагретый до 250°С воздух при давлении 10 кг/см2 с расходом 780 м3/ч.

Преимущества заявляемого изобретения:

1. Увеличивается эффективность дробления капель топлива, что улучшает перемешивание с воздухом и оптимизирует процесс горения.

2. Процесс сжигания топлива можно вести при меньших коэффициентах избытка воздуха.

3. Улучшается теплообмен в топке, так как факел приобретает вращательное движение, что увеличивает площадь контакта со стенками топки.

Класс F23D11/10 с распыливанием с помощью газообразной среды, например водяного пара 

способ и устройство для сжигания жидкого топлива -  патент 2518710 (10.06.2014)
двухкомпонентная форсунка и способ распыления текучих сред посредством такой форсунки -  патент 2511808 (10.04.2014)
пневматическая вихревая форсунка -  патент 2509261 (10.03.2014)
способ изготовления вихревой распылительной форсунки для распыления жидкого топлива -  патент 2492959 (20.09.2013)
форсунка -  патент 2472067 (10.01.2013)
форсунка -  патент 2468293 (27.11.2012)
форсуночный модуль камеры сгорания гтд -  патент 2439430 (10.01.2012)
форсунка -  патент 2396487 (10.08.2010)
низконапорная форсунка и способ распыла топлива -  патент 2372557 (10.11.2009)
способ распыливания жидкого топлива и устройство для его реализации -  патент 2360182 (27.06.2009)

Класс F23D11/36 конструктивные элементы 

Наверх