рабочее колесо центробежного компрессора

Классы МПК:F04D29/28 центробежных и спирально-центробежных 
F04D17/08 центробежные 
F01D5/00 Рабочие лопатки; элементы, на которых закрепляются лопатки
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский и конструкторский институт центробежных и роторных компрессоров им. В.Б. Шнеппа" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-12-10
публикация патента:

Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров. Рабочее колесо центробежного компрессора содержит основной и покрывной диски и расположенные между ними лопатки, образующие межлопаточные каналы, при этом в лопатках, в средней по длине части, около каждого из дисков выполнена щель, один конец каждой щели расположен вблизи соответствующего диска, другой конец каждой щели расположен ближе к выходу из рабочего колеса, а каждая щель составляет с соответствующим диском угол 12-18 градусов. Техническим результатом изобретения является снижение гидравлических потерь в рабочем колесе и повышение КПД центробежного компрессора. 2 ил.

рабочее колесо центробежного компрессора, патент № 2449179 рабочее колесо центробежного компрессора, патент № 2449179

Формула изобретения

Рабочее колесо центробежного компрессора, содержащее основной и покрывной диски и расположенные между ними лопатки, образующие межлопаточные каналы, отличающееся тем, что в лопатках, в средней по длине части, около каждого из дисков выполнена щель, один конец каждой щели расположен вблизи соответствующего диска, другой конец каждой щели расположен ближе к выходу из рабочего колеса, а каждая щель составляет с соответствующим диском угол 12-18°.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров.

Известно рабочее колесо центробежного компрессора, содержащее основной и покрывной диски и расположенные между ними лопатки (см., например, Селезнев К.П., Галеркин Ю.Б. Центробежные компрессоры. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1982, стр.8).

Недостатком известного рабочего колеса является низкий КПД, обусловленный большими гидравлическими потерями в области низкоэнергетического «следа», формирующегося под действием вторичных течений в межлопаточных каналах на задней поверхности лопаток в основном вблизи покрывного диска. «След» распространяется за пределы рабочего колеса и ухудшает условия взаимодействия потока и лопаточного диффузора, так как скорость потока в области «следа» значительно меньше скорости потока в «ядре» и углы натекания потока на лопатки диффузора отличаются от расчетных, что сопровождается гидравлическими потерями и снижением КПД.

Техническим результатом изобретения является снижение гидравлических потерь в рабочем колесе и повышение КПД центробежного компрессора.

Технический результат достигается тем, что рабочее колесо центробежного компрессора содержит основной и покрывной диски и расположенные между ними лопатки, образующие межлопаточные каналы, при этом в лопатках, в средней по длине части, около каждого из дисков выполнена щель, один конец каждой щели расположен вблизи соответствующего диска, другой конец каждой щели расположен ближе к выходу из рабочего колеса, а каждая щель составляет с соответствующим диском угол 12-18 градусов.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено рабочее колесо с местным разрезом, вид спереди (со стороны входа потока); на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Рабочее колесо центробежного компрессора содержит расположенные соосно основной 1 и покрывной 2 диски, внешние диаметры которых равны. В полости между внутренними поверхностями основного 1 и покрывного 2 дисков расположены дугообразные лопатки 3 (фиг.2) таким образом, что выходная кромка 4 каждой лопатки 3 соединяет внешние диаметры основного 1 и покрывного 2 дисков, а входная кромка 5 каждой следующей лопатки 3 направлена к входной кромке 5 предыдущей лопатки 3, за счет чего между задней поверхностью 6 предыдущей лопатки 3 и передней поверхностью 7 следующей лопатки 3 образуется расширяющийся межлопаточный канал 8 (фиг.1).

В средней по длине части каждой лопатки 3 выполнена пара направленных друг к другу щелей 9. Один конец каждой щели 9 расположен вблизи соответствующего диска 1, 2, а другой конец каждой щели 9 расположен ближе к выходу из рабочего колеса, причем каждая щель 9 составляет с соответствующим диском 1, 2 угол 12-18 градусов.

Расположение щелей 9 в средней части лопатки 3 обусловлено тем, что в этой области межлопаточных каналов 8 разность давлений потока между передней поверхностью 7 и задней поверхностью 6 лопаток 3 имеет необходимую для создания вихря величину. Диапазон значений угла, который каждая щель 9 составляет с соответствующим диском 1 и 2, определен с учетом значений геометрических параметров лопаток 3.

Рабочее колесо центробежного компрессора работает следующим образом. Поток сжимаемого в компрессоре газа входит в рабочее колесо, затем в межлопаточные каналы 8, образованные основным диском 1, покрывным диском 2 и лопатками 3. При перетекании через щель 9 с передней поверхности 7 лопаток 3 на заднюю поверхность 6 некоторой части сжимаемого газа образуется вихрь, составляющая скорости которого в проекции на плоскость, перпендикулярную направлению основного потока, вблизи основного диска 1 и покрывного диска 2 совпадает с направлением скорости вращения рабочего колеса. Это способствует выравниванию скоростей в «ядре» потока и в области «следа», а также перемешиванию в условиях интенсивного энергообмена между «ядром» и «следом», что уменьшает область распространения «следа» за пределы рабочего колеса и обеспечивает оптимальные условия взаимодействия лопаток 3 диффузора с потоком сжимаемого газа, благодаря чему повышается КПД.

Класс F04D29/28 центробежных и спирально-центробежных 

радиально-вихревая турбомашина -  патент 2525762 (20.08.2014)
стравливатель воздуха, имеющий инерциальный фильтр в тандемном роторе компрессора -  патент 2519009 (10.06.2014)
индикатор эрозии крыльчатки турбокомпрессора -  патент 2516755 (20.05.2014)
рабочее колесо центробежного компрессора -  патент 2511956 (10.04.2014)
импеллер для использования внутри защитной конструкции (варианты), компрессорная ступень газотурбинной установки и способ минимизации веса защитной конструкции -  патент 2511863 (10.04.2014)
рабочее колесо центробежного компрессора -  патент 2503854 (10.01.2014)
лопатка рабочего колеса компрессора с переменным эллиптическим соединением -  патент 2495254 (10.10.2013)
способ повышения давления и экономичности лопастных турбомашин -  патент 2482337 (20.05.2013)
способ изготовления рабочих колес центробежных копрессоров -  патент 2459980 (27.08.2012)
диагональный вентилятор -  патент 2455528 (10.07.2012)

Класс F04D17/08 центробежные 

Класс F01D5/00 Рабочие лопатки; элементы, на которых закрепляются лопатки

рабочее колесо компрессора турбомашины -  патент 2529279 (27.09.2014)
рабочая лопатка турбины газотурбинного двигателя -  патент 2529273 (27.09.2014)
лопатка осевого компрессора -  патент 2529272 (27.09.2014)
ротор осевой газовой турбины -  патент 2529271 (27.09.2014)
лопатка турбины -  патент 2528781 (20.09.2014)
турбина низкого давления газотурбинного двигателя, диск и конусная цапфа турбины низкого давления, газотурбинный двигатель -  патент 2528751 (20.09.2014)
способ приваривания лопаток к барабану осевого компрессора сваркой трением и соответствующее устройство -  патент 2528543 (20.09.2014)
вкладыш для изменения сквозного отверстия в рабочем колесе ротора паровой турбины и способ его установки -  патент 2527804 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
усиленная прокладка лопатки вентилятора -  патент 2526607 (27.08.2014)
Наверх