способ изготовления подшипника скольжения

Классы МПК:F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 
F16C33/26 выполненные из проволочных спиралей; из большого количества дисков, колец, стержней и других элементов 
B29C53/60 с использованием внутренних формующих поверхностей, например оправок
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-11-26
публикация патента:

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения. Способ включает нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия. Перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном. Последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют. В качестве оси используют болт. При этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу, которую располагают на противоположном торце подшипника скольжения. Нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки. При затягивании гайки измеряют усилие опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы. Технический результат: повышение долговечности подшипника скольжения. 1 ил.

способ изготовления подшипника скольжения, патент № 2445522

Формула изобретения

Способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу, отличающийся тем, что нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки, причем при затягивании гайки измеряют усилие опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующими опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия (патент РФ № 2243095, B29C 53/60, F16C 33/04, БИ № 36 от 27.12.2004).

Указанный способ трудоемок и сложен из-за несовершенства технологической оснастки.

Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения путем нанесения полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу (патент РФ № 2382248, B29C 53/60, F16C 33/04, БИ № 5 от 20.02.2010).

Однако известный способ не позволяет получать необходимую прочность и износостойкость покрытия на фланце из-за того, что при опрессовке покрытия на фланце происходит радиальное выдавливание жгута. В связи с этим получается неоднородная структура покрытия, отрицательно проявляющаяся при работе подшипника скольжения (износ и отслаивание). Кроме того, при затягивании гайки неизвестно усилие опрессовки полимерной композиции. Это снижает долговечность подшипника, так как покрытие на фланце подшипника получается либо недостаточно упрочненным, либо передавленным.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения.

Указанная задача решается тем, что в способе, включающем нанесение полимерной композиции на внутреннюю цилиндрическую часть и фланец в виде покрытия путем заполнения зазора между фланцем и шаблоном намоткой слоями пропитанного полимерной композицией жгута с последующей опрессовкой и отверждением полимерной композиции, удалением шаблона и механической обработкой покрытия, при этом перед намоткой жгута подшипник скольжения и шаблон устанавливают по скользящей посадке на ось с образованием зазора между фланцем и шаблоном, а последующую намотку жгута производят непосредственно на эту ось, которую после отверждения полимерной композиции удаляют, кроме того, в качестве оси используют болт, при этом опрессовку полимерной композиции и жгута производят головкой болта посредством затягивания гайки через тарельчатую шайбу, которую располагают на противоположном торце подшипника скольжения, согласно изобретению нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки, причем при затягивании гайки измеряют усилие опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы.

Нанесение жгута в предварительно выполненные на торце фланца по спирали канавки позволяет выполнять опрессовку полимерной композиции и жгута головкой болта посредством затягивания гайки, обеспечивает равномерную передачу нагрузки на весь торец фланца подшипника скольжения и исключает разнотолщинность получаемого покрытия за счет крепления жгута на поверхности фланца. Это исключает неравномерный износ и отслаивание покрытия подшипника скольжения.

Измерение при затягивании гайки усилия опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы, обеспечивает контролировать усилие опрессовки полимерной композиции и устанавливать оптимальное его значение. Это повышает долговечность подшипника скольжения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведена схема намотки и опрессовки жгута.

Пример реализации способа.

Для осуществления способа используют металлическую втулку 1 с фланцем 2, шаблон 3 и болт 4 с головкой 5 и гайкой 6. Шаблон 3 и металлическую втулку 1 (на которой на внутренней цилиндрической поверхности предварительно изготовлено антифрикционное покрытие 7) устанавливают по скользящей посадке на болт 4 и осуществляют нанесение покрытия путем заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 намоткой слоями пропитанного полимерной композицией (например, эпоксидной смолой с наполнителями в виде графита и фторопласта) жгута 8 (например, из стекловолокна). При этом нанесение жгута осуществляют в предварительно выполненные на торце фланца по спирали в радиальном направлении канавки 9. После полного заполнения зазора между фланцем 2 и шаблоном 3 производят опрессовку полученного покрытия шаблоном 3 через головку 5 посредством поворачивания гайки 6 по резьбе. При этом при передаче давления со стороны головки 5 на шаблон 3 применяют тарельчатую шайбу 10, которая своей кромкой задает равномерную нагрузку на всю поверхность шаблона 3 через его середину и исключает его перекос. При затягивании гайки 6 измеряют усилие опрессовки полимерной композиции с помощью тензодатчиков 11, приклеенных радиально к внутренней плоской поверхности тарельчатой шайбы. Такое расположение тензодатчиков позволяет наиболее точно определять усилие опрессовки. Это исключает повреждение покрытия при изготовлении и повышает точность размеров покрытия.

Тензометрические показатели измеряются при помощи известной аппаратуры.

Затем полимерную композицию отверждают, разбирают конструкцию путем отворачивания гайки 6 болта 4 и производят чистовую механическую обработку покрытия.

Перед каждым формированием покрытия на фланце 2 производят обработку контактирующей с полимерной композицией поверхности шаблона 3 и болта 4 известным антиадгезионным составом.

В отличие от аналогов предлагаемый способ обеспечивает повышение долговечности подшипника скольжения в процессе эксплуатации за счет повышения качества покрытия при опрессовке, увеличения однородности по толщине покрытия, отсутствия отслоений и выдавливаний. Кроме того, повышается износостойкость и ударная прочность подшипника скольжения за счет контроля и оптимизации опрессовки полимерной композиции.

Скачать патент РФ Официальная публикация
патента РФ № 2445522

patent-2445522.pdf

Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 

устройство для изготовления подшипника скольжения намоткой -  патент 2529101 (27.09.2014)
подшипник скольжения -  патент 2528246 (10.09.2014)
способ улучшения прирабатываемости пары трения "вкладыш подшипника - шейка вала" -  патент 2528070 (10.09.2014)
способ обработки вкладышей подшипников скольжения -  патент 2524467 (27.07.2014)
элемент скольжения -  патент 2521854 (10.07.2014)
втулка (варианты) -  патент 2516930 (20.05.2014)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2509236 (10.03.2014)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2499921 (27.11.2013)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2493448 (20.09.2013)
траверса для лесоматериалов -  патент 2487828 (20.07.2013)

Класс F16C33/26 выполненные из проволочных спиралей; из большого количества дисков, колец, стержней и других элементов 

Класс B29C53/60 с использованием внутренних формующих поверхностей, например оправок

устройство для изготовления подшипника скольжения намоткой -  патент 2529101 (27.09.2014)
способ изготовления секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов, оправка для осуществления способа изготовления секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов, форма для заливки антиадгезионного эластичного материала разделительного слоя оправки для осуществления способа изготовления секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов и секция несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов -  патент 2509649 (20.03.2014)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2493447 (20.09.2013)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2492368 (10.09.2013)
способ изготовления корпуса транспортно-пускового контейнера из композиционных материалов (варианты) -  патент 2492048 (10.09.2013)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2486379 (27.06.2013)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2485367 (20.06.2013)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2460908 (10.09.2012)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2456485 (20.07.2012)
способ изготовления подшипника скольжения -  патент 2445523 (20.03.2012)
Наверх