регулятор тормоза транспортного средства

Классы МПК:F16D65/46 винтом и гайкой 
Патентообладатель(и):Боталенко Андрей Андреевич (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-10-11
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок. Регулятор содержит служащий рычагом корпус, червячную передачу, включающую расположенные в соответствующих полостях корпуса червячное колесо и червяк, а также механизм ручной регулировки зазора в тормозе, включающий вал с профильным хвостовиком, установленный соосно с червяком, и фиксатор для стопорения червяка относительно корпуса. Фиксатор механизма ручной регулировки зазора установлен в корпусе регулятора неподвижно, а вал механизма ручной регулировки зазора установлен с возможностью осевого перемещения, подпружинен со стороны червяка и снабжен радиальными шипами. На взаимно обращенных торцах червяка и фиксатора выполнены радиальные пазы, в которых размещены соответствующие шипы вала. Достигается повышение надежности регулятора тормоза путем обеспечения герметичности внутренних полостей корпуса регулятора. 2 з.п. ф-лы, 7 ил. регулятор тормоза транспортного средства, патент № 2444654

регулятор тормоза транспортного средства, патент № 2444654 регулятор тормоза транспортного средства, патент № 2444654 регулятор тормоза транспортного средства, патент № 2444654 регулятор тормоза транспортного средства, патент № 2444654 регулятор тормоза транспортного средства, патент № 2444654 регулятор тормоза транспортного средства, патент № 2444654 регулятор тормоза транспортного средства, патент № 2444654

Формула изобретения

1. Регулятор тормоза транспортного средства, содержащий служащий рычагом корпус, червячную передачу, включающую расположенные в соответствующих полостях корпуса червячное колесо и червяк, а также механизм ручной регулировки зазора в тормозе, включающий вал с профильным хвостовиком, установленный соосно с червяком, и фиксатор для стопорения червяка относительно корпуса, отличающийся тем, что фиксатор механизма ручной регулировки зазора установлен в корпусе регулятора неподвижно, а вал упомянутого механизма установлен с возможностью осевого перемещения, подпружинен со стороны червяка и снабжен радиальными шипами, при этом на взаимно обращенных торцах червяка и фиксатора выполнены радиальные пазы, в которых размещены соответствующие шипы вала.

2. Регулятор по п.1, отличающийся тем, что каждый радиальный шип вала выполнен в виде двух штифтов, один из которых расположен в пазу червяка, другой - в пазу фиксатора.

3. Регулятор по п.2, отличающийся тем, что радиальные шипы вала, расположенные в пазах червяка и расположенные в пазах фиксатора, находятся во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок.

Известен регулятор тормоза транспортного средства, содержащий служащий рычагом корпус, червячную передачу, включающую расположенные в соответствующих полостях корпуса червячное колесо и червяк, а также механизм ручной регулировки зазора в тормозе, включающий вал с профильным хвостовиком, установленный соосно с червяком, и фиксатор для стопорения червяка относительно корпуса [1].

Данный регулятор тормоза обладает крайне низкой работоспособностью. Это обусловлено тем, что пространство для размещения фиксатора и сопутствующих ему деталей весьма мало и в нем невозможно разместить детали, которые обеспечили бы надежное стопорение червяка.

Известен также регулятор тормоза транспортного средства, содержащий служащий рычагом корпус, червячную передачу, включающую расположенные в соответствующих полостях корпуса червячное колесо и червяк, а также механизм ручной регулировки зазора в тормозе, включающий вал с профильным хвостовиком, установленный соосно с червяком, и фиксатор для стопорения червяка относительно корпуса [2].

Недостатком известного регулятора является то, что фиксатор для стопорения червяка установлен в корпусе подвижно в осевом направлении и имеет сложную наружную поверхность. Герметизация внутренних полостей корпуса, в таком случае, весьма затруднительна, а проникновение извне внутрь корпуса грязи выводит из строя регулятор.

Технической задачей настоящего изобретения является исключение указанных недостатков, т.е. повышение надежности регулятора тормоза путем обеспечения герметичности внутренних полостей корпуса регулятора.

Указанная задача решается за счет того, что в регуляторе тормоза транспортного средства, содержащем служащий рычагом корпус, червячную передачу, включающую расположенные в соответствующих полостях корпуса червячное колесо и червяк, а также механизм ручной регулировки зазора в тормозе, включающий вал с профильным хвостовиком, установленный соосно с червяком, и фиксатор для стопорения червяка относительно корпуса, фиксатор механизма ручной регулировки зазора установлен в корпусе регулятора неподвижно, а вал упомянутого механизма установлен с возможностью осевого перемещения, подпружинен со стороны червяка и снабжен радиальными шипами, при этом на взаимно обращенных торцах червяка и фиксатора выполнены радиальные пазы, в которых размещены соответствующие шипы вала.

Каждый радиальный шип вала может быть выполнен в виде двух штифтов, один из которых расположен в пазу червяка, а другой - в пазу фиксатора.

Радиальные шипы вала расположенные в пазах червяка и расположенные в пазах фиксатора могут находиться во взаимно перпендикулярных плоскостях.

На фиг.1 показан регулятор тормоза с местным сечением по оси червяка червячной передачи; на фиг.2 - детали механизма ручной регулировки зазора в пространственном изображении; на фиг.3 показано положение деталей механизма ручной регулировки зазора в процессе ручного регулирования тормоза; на фиг.4 изображены детали регулятора тормоза, когда радиальные шипы вала выполнены в виде штифтов; на фиг.5 показан механизм ручной регулировки зазора с расположением штифтов во взаимно перпендикулярных плоскостях; на фиг.6 изображено то же, что и на фиг.5, но в пространственном изображении; на фиг.7 показан механизма ручной регулировки зазора с шипами вала, выполненными в виде штифтов, в процессе ручного регулирования тормоза.

Регулятор тормоза транспортного средства содержит корпус 1, выполняющий функцию тормозного рычага. Внутри корпуса 1 в соответствующих полостях расположена червячная передача, включающая червячное колесо 2 и червяк 3, который одной из своих цапф опирается на втулку 4. Соосно червяку 3 в корпусе 1 установлены фиксатор 5 и вал 6, снабженный профильным хвостовиком 7 и радиальными шипами 8. На взаимно обращенных торцах червяка 3 и фиксатора 5 выполнены, соответственно, радиальные пазы 9 и 10, для размещения шипов 8 вала 6. Вал 6 имеет возможность осевого перемещения и подпружинен со стороны червяка пружиной 11.

Червяк 3 вместе с фиксатором 5 и втулкой 4 зафиксирован от осевого перемещения посредством резьбовой втулки 12, которая одновременно является заглушкой полости в корпусе 1. Кроме того, фиксатор 5 зафиксирован от вращения, например, посредством выполненного на нем выступа 13, расположенного в отверстии 14.

В соединении вала 6 и резьбовой втулки 12 установлено уплотнительное кольцо 15, обеспечивающее герметичность полостей корпуса 1.

Каждый радиальный шип 8 может быть выполнен в виде двух штифтов 16, один из которых расположен в пазу 9 червяка 3, а другой - в пазу 10 фиксатора 5 (фиг.4).

Радиальные шипы 16 вала 6, расположенные в пазах червяка 3 и расположенные в пазах фиксатора 5, могут находиться во взаимно перпендикулярных плоскостях (фиг.5-7).

На транспортном средстве регулятор устанавливается на вал привода тормоза и соединяется со штоком тормозной камеры (на фигурах не показаны).

Регулятор работает следующим образом.

При работе тормоза в обычном режиме пружина 11 удерживает вал 6 в положении, когда радиальные шипы 8 взаимодействуют одновременно как с пазами 9 червяка 3, так и с пазами 10 фиксатора 5. Благодаря этому, а также тому, что фиксатор 5 установлен в корпусе 1 неподвижно, червяк 3 застопорен от самопроизвольного вращения.

По мере износа фрикционных элементов тормоза возникает необходимость в его регулировке. Для этого необходимо надеть на профильный хвостовик 7 вала 6 вращательный инструмент, например, ключ и утопить вал 6, нажимая на его торец пальцем, внутрь корпуса 1 до упора. При этом шипы 8 вала 6 выйдут из пазов 10 фиксатора 5 и будут взаимодействовать только с пазами 9 червяка 3. Теперь, вращая ключом вал 6, можно повернуть кинематически связанный с ним червяк 3 в требуемом направлении. При вращении червяка 3 по ходу часовой стрелки зазор в тормозе уменьшается, а при вращении в противоположном направлении - увеличивается. Так осуществляется ручное регулирование тормоза.

Регулятор тормоза, шипы вала которого выполнены в виде штифтов, работает таким же образом.

Конструкция регулятора надежно защищена от проникновения внутрь корпуса грязи. Это достигается за счет того, что уплотняемое подвижное соединение содержит только цилиндрические поверхности. Обеспечение надежности уплотнения таких соединений не вызывает затруднений.

Литература

1. Заявка ФРГ (РЕ) № OS 3345148, публ. 27.06.1985, МКИ F16D 65/42.

2. Патент США № 4624345, публ. 25.11.1986, МКИ F16D 65/46.

Список позиций

1. Корпус

2. Колесо червячное

3. Червяк

4. Втулка

5. Фиксатор

6. Вал

7. Хвостовик профильный

8. Шип радиальный

9. Паз червяка радиальный

10. Паз фиксатора радиальный

11. Пружина

12. Втулка резьбовая

13. Выступ фиксатора

14. Отверстие в корпусе

15. Кольцо уплотнительное

16. Штифт.

Класс F16D65/46 винтом и гайкой 

регулятор тормоза транспортного средства -  патент 2501997 (20.12.2013)
муфта-тормоз -  патент 2291991 (20.01.2007)
муфта-тормоз -  патент 2274782 (20.04.2006)
муфта-тормоз -  патент 2189507 (20.09.2002)
Наверх