колесо с внутренним подрессориванием

Классы МПК:B60B9/08 в форме плоской спирали 
B60B9/02 с использованием пружин
B60B9/28 телескопическими 
B60C7/20 размещенными концентрично относительно оси колеса 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Псковский государственный политехнический институт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-10-07
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к конструкции упругих колес. Колесо содержит пневматическую шину и раздельно выполненные диск колеса и обод, соединенные между собой упругими элементами. Упругий элемент выполнен в виде незамкнутого кольца с возможностью скручивания относительно жесткого крепления к ободу. Технический результат - улучшение плавности хода транспортных средств, а также повышении прочности и надежности упругих колес. 3 з.п. ф-лы, 4 ил. колесо с внутренним подрессориванием, патент № 2438878

колесо с внутренним подрессориванием, патент № 2438878 колесо с внутренним подрессориванием, патент № 2438878 колесо с внутренним подрессориванием, патент № 2438878 колесо с внутренним подрессориванием, патент № 2438878

Формула изобретения

1. Колесо с внутренним подрессориванием, содержащее пневматическую шину и раздельно выполненные диск колеса и обод, соединенные между собой упругими элементами, отличающееся тем, что упругий элемент выполнен в виде незамкнутого кольца с возможностью скручивания относительно жесткого крепления к ободу.

2. Колесо с внутренним подрессориванием по п.1, отличающееся тем, что для обеспечения одновременной работы всех упругих элементов, большего запаса прочности и надежности как упругих элементов, так и колеса в целом, упругие элементы установлены с определенным напряжением относительно друг друга.

3. Колесо с внутренним подрессориванием по п.1, отличающееся тем, что для обеспечения безопасности движения упругий элемент выполнен с переменным поперечным сечением, в виде буртиков на концах.

4. Колесо с внутренним подрессориванием по п.1, отличающееся тем, что при качении колеса в вертикальной плоскости упругие элементы не только деформируются, но и работают на скручивание за счет жесткого крепления лишь в одном месте, к ободу, при помощи болтового соединения, закручивание упругих элементов позволяет также снизить динамические нагрузки в агрегатах трансмиссии.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к конструкции упругих колес.

При движении по неровной дороге транспортное средство совершает значительные по величине и продолжительные по времени вертикальные колебания, приводящие к значительным динамическим нагрузкам, действующим на агрегаты трансмиссии и ходовой части, а следовательно, приводит к снижению производительности транспортного средства, увеличению расхода топлива, сокращению службы агрегатов трансмиссии и ходовой части, а также к быстрой утомляемости водителя и пассажиров [1].

Одним из путей повышения плавности хода является установка на транспортное средство колесных движителей с внутренним подрессориванием, содержащих пневматическую шину и раздельно выполненные ступицу и обод, соединенные между собой упругими элементами.

Известны конструкции упругих колес, ступица и обод которых соединены между собой упругими элементами [2], [3], [4], [5], [6] и [7].

В известных конструкциях колес Tweel и Airless фирмы Michelin [2] упругие элементы выполнены из полимерных материалов, что уменьшает массу и сопротивление качению колес, увеличивает коэффициент боковой жесткости и срок службы, а также повышает плавность хода и безопасность движения.

Известны конструкции колес [3] и [4], упругие элементы которых для получения необходимых значений коэффициентов радиальной и боковой жесткостей, выполненые с переменными по ширине и толщине сечениями.

Известны также конструкции колес [5] и [6], для уменьшения массы и сопротивления качению и увеличения срока службы которых, а также для повышения плавности хода транспортного средства, упругие элементы выполнены из полимерного композиционного материала.

Известна также конструкция колеса повышенной эластичности [7], содержащее ступицу, связанную с ободом упругими элементами. Упругий элемент выполнен из многожильного металлического троса, уложенного петлеобразно и закрепленного на ступице посредством охватывающих его втулок, а на ободе - жестко.

К основным недостаткам колес с внутренним подрессориванием можно отнести большие концентрации напряжений в местах крепления упругих элементов, недостаточную прочность, а следовательно, и надежность как упругих элементов, так и упругих колес в целом.

Технический результат заключается в улучшении плавности хода транспортных средств, а также повышении прочности и надежности упругих колес.

Технический результат достигается тем, что упругие элементы в виде незамкнутых колец установлены с определенным напряжением относительно друг друга, что обеспечивает работу всех упругих элементов. Повышение прочности и надежности упругих элементов достигается тем, что они не только деформируются, но и работают на скручивание за счет того, что жестко закреплены лишь в одном месте, к ободу. Следует отметить, что при выходе из строя одного или нескольких упругих элементов это не отразится на безопасности движения транспортного средства при его эксплуатации, благодаря переменному поперечному сечению упругого элемента, представленному в виде буртиков на концах, выполняющих роль ограничителей в случае среза болта или раскола упругого элемента в месте крепления.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На них изображено колесо с внутренним подрессориванием для легкового автомобиля малого класса.

Колесо с внутренним подрессориванием (Фиг.1, Фиг.2, Фиг.3, Фиг.4) состоит из раздельно выполненных диска колеса 9 и стандартного обода 11. Диск и обод соединены упругими элементами 10, изготовленными в виде незамкнутых колец постоянного радиуса и прямоугольного поперечного сечения. Упругие элементы изготовлены из рессорно-пружинной стали. В роли направляющих для упругого элемента служат металлические 12 и полимерные скобы 13, являющиеся также ограничителями от бокового увода обода относительно ступицы. Полимерная скоба 13 выполняет роль подшипника скольжения, обеспечивая снижение трения в местах контакта упругого элемента 10 и скобы 12. Начало упругих элементов закреплено на ободе 11 при помощи болтов 1, шайб 8 и гаек 4. Скобы 12 и 13 крепим при помощи винтов 2 к диску колеса 9 и болтов 14 с гайками 4 к ободу колеса 11. Колесо в сборе со стандартной ободной лентой 6, камерой 5 и пневматической шиной 7.

Практический интерес представляет применение колес с внутренним подрессориванием на транспортных средствах без подвески, что существенно упростит конструкцию ходовой части и уменьшит массу как неподрессоренных частей, так и всего транспортного средства в целом.

Кроме того, применение колес с внутренним подрессориванием уменьшит динамические воздействия на опорную поверхность и обеспечит более продолжительный срок службы дорожного покрытия. В перспективе - заменить стальные упругие элементы на полимерные материалы, что значительно снизит массу и момент инерции колесных движителей с внутренним подрессориванием.

Источники информации

1. Р.В.Ротенберг. Подвеска автомобиля. Изд. 3-е переработано и дополнено М.: Машиностроение, 1972. - 392 с.

2. Изобретение колеса. / Михаил Васильев. / Мотор. - 2005 г. - апрель.

3. Патент № 2133675 Российская Федерация, МПК B60B 9/04. Колесо с внутренним подрессориванием. А.А.Енаев, В.В.Мазур, Н.Н.Яценко. - № 97102469/28; Заявлено 17.02.97; Опубл. 27.07.99, Бюл. № 21.

4. Патент № 2184658 Российская Федерация, МПК B60B 9/00. Колесо транспортного средства. А.А.Енаев, В.В.Мазур, Н.Н.Яценко. - № 99110534/28; Заявлено 19.05.99; Опубл. 10.07.2002, Бюл. № 19.

5. Патент № 2180290 Российская Федерация, МПК B60B 9/04. Колесо транспортного средства повышенной эластичности. А.А.Енаев, В.В.Мазур. - № 2000111344/28; Заявлено 06.05.2000; Опубл. 10.07.2002, Бюл. № 7.

6. Патент № 2228273 Российская Федерация, МПК B60B 9/04. Колесо с внутренним подрессориванием. А.А.Енаев, В.В.Мазур. - № 2002113483/11; Заявлено 23.05.2002; Опубл. 27.01.2004, Бюл. № 3.

7. Авторское свидетельство СССР № 981019, 1980.

8. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение, 1989, - 240 с.

9. Вахламов В.К. Автомобили. Эксплуатационные свойства. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

10. Пархиловский И.Г. Автомобильные листовые рессоры. - М.: Маш., 1978,

11. Краткий автомобильный справочник. Девятое издание переработано и дополнено, - М.: Транспорт, 1982. - 464 с.

12. Енаев А.А., Мазур В.В., Яценко Н.Н. Математическая модель колебаний масс, сосредоточенных на подвеске автомобиля, содержащей колеса с внутренним подрессориванием. Труды Братского индустриального института: Материалы XIX научно-технической конференции. - Братск: БрИИ, 1998. - 298 с.

13. Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: В 3-х т. T.1. - 8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н.Жестковой. - М.: Машиностроение, 2001.

Класс B60B9/08 в форме плоской спирали 

колесо цилиндрическое -  патент 2488492 (27.07.2013)
прогулочная детская коляска -  патент 2471665 (10.01.2013)
нешипованная шина -  патент 2440249 (20.01.2012)
колесо амортизаторное -  патент 2317900 (27.02.2008)

Класс B60B9/02 с использованием пружин

Класс B60B9/28 телескопическими 

Класс B60C7/20 размещенными концентрично относительно оси колеса 

Наверх