комплекс спасательный универсальный надводный (ксу-н)

Классы МПК:B63C9/22 устройства для закрепления или освобождения спасательных кругов, надувных спасательных плотов и прочего плавучего спасательного оборудования
B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки
B63C9/02 спасательные шлюпки, плоты или подобные устройства, специально предназначенные для спасения жизни
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Лазурит" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-03
публикация патента:

Изобретение относится к области спасения личного состава аварийной подводной лодки (ПЛ), находящейся в надводном положении, «сухим» способом. Комплекс спасательный универсальный надводный состоит из герметичных контейнеров с размещенными в них плотами. Контейнеры, оборудованные передними крышками с приводами для их открывания, размещены в ограждении подъемно-мачтового устройства ПЛ. Выпуск плотов осуществляется с помощью устройства выпуска плота, работающего от системы сжатого воздуха ПЛ. Плоты в исходном для посадки положении находятся на боковой наклонной поверхности корпуса ПЛ. Спуск плотов с размещенными в них спасаемыми подводниками на воду осуществляется с помощью устройств спуска и одерживания. Повышается эффективность и надежность использования спасательного комплекса, обеспечивается возможность приобретения экипажем навыков пользования спасательным комплексом непосредственно на подводной лодке. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. комплекс спасательный универсальный надводный (ксу-н), патент № 2436704

комплекс спасательный универсальный надводный (ксу-н), патент № 2436704 комплекс спасательный универсальный надводный (ксу-н), патент № 2436704 комплекс спасательный универсальный надводный (ксу-н), патент № 2436704

Формула изобретения

1. Комплекс спасательный универсальный надводный для спасения личного состава аварийной подводной лодки (ПЛ), находящейся в надводном положении, состоящий из герметичных контейнеров с размещенными в них плотами, отличающийся тем, что контейнеры, оборудованные передними крышками с приводами для их открывания, размещены в ограждении подъемно-мачтового устройства ПЛ, а выпуск плотов осуществляется с помощью устройства выпуска плота, работающего от системы сжатого воздуха ПЛ, при этом плоты в исходном для посадки положении находятся на боковой наклонной поверхности корпуса ПЛ.

2. Комплекс спасательный универсальный надводный по п.1, отличающийся тем, что спуск плотов с размещенными в них спасаемыми подводниками на воду осуществляется с помощью устройств спуска и одерживания.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на подводных лодках (ПЛ) военно-морского флота (ВМФ) и др. подводных объектах.

Известны комплексы спасательные универсальные (КСУ-Н), предусматривающие использование спасательных плотов для размещения в них личного состава аварийной ПЛ, находящейся в надводном положении. Первоначально на ПЛ они размещаются в герметичных контейнерах и в рабочее положение приводятся с помощью пиротехнических средств с использованием дистанционной системы управления (патент RU 2002116631/11 от 20.06.2002 г., В63С 9/04).

Существующие контейнеры КСУ-Н имеют сравнительно сложные конструктивные решения:

- передняя крышка, на которой закреплена часть корпуса ПЛ, крепится к комингсу корпуса контейнера с помощью пироболтов, при срабатывании которых осуществляется отстрел данной конструкции;

- плот из контейнера выталкивается за счет устройства выпуска, оболочка которого наполняется газами, образующимися при подрыве порохового аккумулятора давления (ПАД);

- задняя крышка контейнера оборудована специальным устройством пуска, обеспечивающим выпуск плота в ручном режиме, а также специальными гермовводами кабелей системы управления пиротехническими средствами.

Все это требует значительного времени на обслуживание.

Актуальность предлагаемого изобретения подтверждается и тем, что до настоящего времени не найдено эффективного технического решения по обеспечению:

- работоспособности комплекса при наличии противодавления от набегающей волны;

- «сухой» посадки личного состава на плоты, которые в существующих комплексах в рабочем состоянии находятся на плаву у борта аварийной ПЛ, одерживаемые специальными фалами.

Целью данного изобретения является повышение эффективности и надежности использования КСУ-Н за счет:

- упрощения конструкции контейнеров и систем управления комплексами и соответственно уменьшения стоимости их изготовления;

- такого размещения контейнеров с плотами на ПЛ, что исключало бы наличие противодавления (заливания контейнера) от набегающей волны в период срабатывания устройства отдачи плота;

- обеспечения «сухого» гарантированного способа посадки в плоты личного состава аварийной ПЛ;

- обеспечения возможности приобретения экипажем навыков использования КСУ-Н непосредственно на ПЛ без последствий для нее, т.е. без выполнения ремонтных работ, которые должны бы выполняться на ПЛ после срабатывания (отстрела) существующих спасательных комплексов.

Указанная цель достигается за счет того, что:

- передние крышки герметичных контейнеров открываются с помощью пневматического или гидравлического привода;

- задняя крышка имеет лишь один ввод, обеспечивающий подачу воздуха в устройство выпуска плота;

- работа устройства выпуска плота обеспечивается от автономной системы сжатого воздуха, которая управляется с помощью блока управления;

- герметичные контейнеры комплекса размещаются в ограждении подъемно-мачтового устройства (ОПМУ) ПЛ;

- спасательные плоты в исходном для посадки положении находятся на наклонной части борта ПЛ, обеспечивая «сухую» посадку в них рассчитанного количества спасаемых подводников;

- спуск плота с личным составом на воду осуществляется с использованием устройства спуска.

На чертеже (фиг.1) показана конструктивная схема герметичного контейнера спасательного комплекса. Контейнер состоит из корпуса 1 с передней 2 и задней 3 крышками. Передняя крышка оборудована пневматическим (или гидравлическим) приводом 4.

Плот 5 размещен в корпусе на рольгангах 6. В задней крышке 3 установлено устройство выпуска плота 7, которое работает от системы сжатого воздуха ПЛ, подаваемого через штуцер 8. При подаче воздуха устройство выпуска плота обеспечивает перемещение и выталкивание плота из контейнера.

На чертеже (фиг.2) показан вариант размещения контейнера в ОПМУ ПЛ. Конструктивно передняя крышка контейнера 2 с помощью шарнира 9 соединена в одну кинематическую схему со щитом 10 ОПМУ, который закрывает контейнер в исходном положении. При открытии передней крышки контейнера с помощью привода 4 происходит автоматическое открытие щита ОПМУ.

На чертеже (фиг.3) показана схема использования комплекса. После открытия передней крышки 2 из корпуса контейнера 1 плот 5 выталкивается устройством выпуска плота 7 за счет подачи в него сжатого воздуха.

При выпадении из контейнера плот (по аналогии с надводными кораблями) автоматически приводится в рабочее состояние. В исходном для посадки людей положении плот 5 с помощью фала 11 удерживается на боковой наклонной поверхности корпуса ПЛ.

После посадки личного состава на плот его спуск на воду осуществляется с использованием устройства, состоящего из каната 12 и одерживающего устройства 13. Коренной конец каната 12 закрепляется на ПЛ, сам канат заводится (запасовывается) в одерживающее (тормозное) устройство 13, которое с помощью карабина 14 закрепляется на плоту.

В качестве одерживающего устройства может использоваться альпинистское снаряжение, например «восьмерка». После посадки личного состава плот в исходном положении одерживается с помощью тормозного устройства за счет натяжения свободного конца каната 12. После отдачи фала 11 путем ослабления натяжения свободного конца каната 12 осуществляется спуск плота на воду.

При данном способе спуска должна быть обеспечена прочность плота в месте закрепления карабина одерживающего устройства, т.к. нагрузки могут достигать 2,0-3,0 кН.

Для отработки экипажем навыков использования комплекса по прямому назначению должны использоваться дополнительный (учебный) плот и оболочка устройства выпуска плота, которые хранятся на базе и устанавливаются на штатные места только на время обучения личного состава. Технический персонал базы должен быть обучен приведению плота в исходное положение по методу изготовителя.

Класс B63C9/22 устройства для закрепления или освобождения спасательных кругов, надувных спасательных плотов и прочего плавучего спасательного оборудования

герметичный контейнер для плота спасательного комплекса -  патент 2489308 (10.08.2013)
спасательное средство (варианты) -  патент 2472668 (20.01.2013)
устройство для хранения и сбрасывания спасательного плота -  патент 2236982 (27.09.2004)

Класс B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки

способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 6) -  патент 2529716 (27.09.2014)
способ реактивного движения грузового судна и повышения его маневренности в ограниченной водной зоне (вариант русской логики - версия 10) -  патент 2529712 (27.09.2014)
камера плавучести подводного аппарата -  патент 2529589 (27.09.2014)
всесезонное подводное судно "река-море" -  патент 2529047 (27.09.2014)
камера спасательная всплывающая -  патент 2528072 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 1) -  патент 2527885 (10.09.2014)
способ повышения маневренности подводной лодки (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527884 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 3) -  патент 2527651 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 9) -  патент 2527650 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527649 (10.09.2014)

Класс B63C9/02 спасательные шлюпки, плоты или подобные устройства, специально предназначенные для спасения жизни

Наверх