тренажер для обучения машинистов локомотива

Классы МПК:G09B9/04 наземными 
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-09-29
публикация патента:

Изобретение относится к тренажерам для обучения машинистов локомотивов и может быть использовано для обучения вождению одиночных и соединенных поездов. Технический результат, на достижение которого направлено создание данного изобретения, заключается в расширении функциональных возможностей известных тренажеров путем обеспечения возможности обучения машинистов вождению не только одиночных, но и соединенных поездов. Технический результат достигается тем, что тренажер для обучения машинистов локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, а также элементами для имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем локомотива, поезда и пути, модуль рабочего места машиниста локомотива с органами управления, элементами индикации, а также элементами имитации поездной радиосвязи, снабжен модулем рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда с элементами индикации, элементами имитации поездной радиосвязи и органами управления, связанными с элементами дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда, причем блок моделирования дополнительно снабжен модулем модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда. 3 ил. тренажер для обучения машинистов локомотива, патент № 2430427

тренажер для обучения машинистов локомотива, патент № 2430427 тренажер для обучения машинистов локомотива, патент № 2430427 тренажер для обучения машинистов локомотива, патент № 2430427

Формула изобретения

Тренажер для обучения машинистов локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, элементами имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем локомотива, поезда и пути, модуль рабочего машиниста локомотива одиночного поезда с органами управления, элементами индикации и элементами имитации поездной радиосвязи, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен модулем рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда, связанный с модулем рабочего места инструктора, блоком моделирования и модулем рабочего места машиниста одиночного локомотива, причем модуль рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда содержит элементы индикации, элементы имитации поездной радиосвязи и органы управления, которые связаны с элементами дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда, а блок моделирования дополнительно снабжен модулем модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к тренажерам для обучения машинистов локомотивов и может быть использовано для обучения вождению одиночных и соединенных поездов.

Известен тренажер для обучения вождению транспортного средства, содержащий рабочее место водителя, средство моделирования движения транспортного средства, компьютерное устройство обработки информации, акустическую систему и средства отображения информации (патент РФ на полезную модель № 37428).

Известен многофункциональный программно-аппаратный тренажерный комплекс для обучения персонала железнодорожного транспорта «ТОРИНВЕСТ-ПЕРСОНАЛ», содержащий рабочее место руководителя, оснащенное персональным компьютером, рабочее место машиниста маневрового локомотива, состоящее из пульта маневрового локомотива и оснащенное экранами, имитирующими виды из кабины локомотива, рабочие места участников перевозочного процесса при проведении маневровых работ на станции и следовании с поездом по перегону, а также специализированный компьютер и сервер для координации действий участников (патент РФ на полезную модель № 93563).

Известен многотиповой тренажерный комплекс для машинистов и водителей железнодорожного подвижного состава, содержащий рабочее место инструктора, рабочее место обучаемого, представляющее собой кабину машиниста, оснащенные компьютерами с программным обеспечением, в кабине машиниста установлен пульт машиниста с органами управления, контроля и индикации, динамическая платформа, кресло машиниста, система воспроизведения изображения и акустическая система (заявка РФ на полезную модель 2010103309/22, 01.02.2010).

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является тренажер машиниста локомотива (см. Железные дороги мира, № 09 за 1999 г., Ф.Делооз, «Применение тренажеров на железнодорожном транспорте»). Этот тренажер содержит связанные между собой модуль инструктора, модуль рабочего места машиниста и модули моделей различных систем локомотива, поезда и пути.

В известных тренажерах не обеспечивается возможность обучения машинистов локомотивов соединенных поездов.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данного изобретения, заключается в расширении функциональных возможностей известных тренажеров путем обеспечения возможности обучения машинистов вождению не только одиночных, но и соединенных поездов.

Технический результат достигается тем, что тренажер для обучения машинистов локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, а также элементами для имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем локомотива, поезда и пути, модуль рабочего места машиниста локомотива с органами управления, элементами индикации, а также элементами имитации поездной радиосвязи, снабжен модулем рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда с элементами индикации, элементами имитации поездной радиосвязи и органами управления, связанными с элементами дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда, причем блок моделирования дополнительно снабжен модулем модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда.

На фиг.1 показан модуль 1 рабочего места инструктора с органами 2 выбора заданий и управления обучением, элементами 3 индикации и контроля действий машинистов, элементами 4 имитации поездной радиосвязи. Модуль 1 рабочего места инструктора реализуется на основе стандартных устройств вычислительной техники, в том числе системного блока, мониторов, клавиатуры, манипулятора мышь, звуковых колонок, микрофона (на фиг.1 не показаны). Модуль 1 рабочего места инструктора связан, например, по вычислительной сети 5 с блоком 6 моделирования, который содержит модули моделей различных стандартных систем локомотива, поезда (одиночного и соединенного) и пути, в том числе модуль 7 моделей тяги, модуль 8 моделей тормозов локомотива и поезда, модуль 9 моделей путевых устройств, модуль 10 модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда, модуль 11 визуализации путевой обстановки, модуль 12 имитации звуковых сигналов. Блок 5 моделирования может быть реализован на основе системных блоков компьютеров. В состав модуля 11 визуализации путевой обстановки входят средства для демонстрации путевой обстановки, например видеопроектор с проекцией изображения на экран (на фиг.1 не показаны). Модуль 12 имитации звуковых сигналов обеспечивает воспроизведение звуков и шумов, которые слышат машинисты в кабине подвижного состава, например, с помощью акустических колонок (на фиг.1 не показаны). Кроме того, модуль 1 рабочего места инструктора связан по вычислительной сети 5 с модулями 13 и 14 рабочих мест машинистов соответственно первого и второго локомотивов соединенного поезда, каждое из которых содержит аналоги локомотивных органов управления (соответственно 15, 16), элементов индикации (соответственно 17, 18) и элементов для имитации поездной радиосвязи (соответственно 19, 20). Кроме того, модуль 14 рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда содержит подключенные к органам управления 16 элементы 21 дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда.

Функционирование тренажера происходит следующим образом. Перед началом учебной поездки инструктор формирует задание на поездку. Экранная форма задания на поездку приведена на фиг.2 и фиг.3, соответственно для одиночного или соединенного поезда. Выбор задания на поездку определяет выбор в блоке 6 моделирования соответствующих моделей локомотива, поезда и пути.

Во время поездки инструктор на своем рабочем месте с помощью органов 2 выбора заданий и управления обучением управляет процессом обучения на тренажере, в том числе созданием нештатных ситуаций, с помощью элементов 3 индикации и контроля действий машинистов контролирует действия машинистов и состояние тренажера, с помощью элементов 4 имитации поездной радиосвязи ведет переговоры с машинистами.

Машинист локомотива одиночного поезда управляет движением поезда с помощью органов управления 15, наблюдает за состоянием локомотивного оборудования и параметрами движения с помощью элементов 16 индикации, ведет переговоры с помощью элементов 18 имитации поездной радиосвязи, наблюдает путевую обстановку, сформированную модулем 10 визуализации путевой обстановки с помощью видеопроектора на экране. Характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 11 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок.

В случае поездки соединенного поезда действия машиниста локомотива первого поезда аналогичны действиям по управлению одиночным поездом. При этом информация от органов управления 15 модуля 13 рабочего места машиниста первого локомотива соединенного поезда через вычислительную сеть 5 поступает на модуль 10 модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда, в котором вырабатываются сигналы, передаваемые через вычислительную сеть 5 с помощью элементов 21 дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда на органы управления 16 модуля 14 рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда. В штатном режиме машинист второго локомотива наблюдает за состоянием локомотивного оборудования и параметрами движения с помощью элементов 18 индикации, а также ведет переговоры с помощью элементов 20 имитации поездной радиосвязи. Управление вторым локомотивом обеспечивается дистанционно. Характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 12 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок. В случае возникновения нештатной ситуации машинист второго локомотива соединенного поезда в соответствии с требованиями нормативных документов непосредственно воздействует на органы управления 16.

Предлагаемое изобретение внедрено в тренажерном комплексе для обучения вождению тяжеловесных и соединенных поездов, разработанном Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства - филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Класс G09B9/04 наземными 

способ контроля отката транспортного средства -  патент 2527596 (10.09.2014)
автобусный тренажер -  патент 2467400 (20.11.2012)
бортовой тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2433483 (10.11.2011)
способ фиксации ошибок перемещения автомобиля на автодроме -  патент 2416124 (10.04.2011)
динамический тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2410756 (27.01.2011)
динамический тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2396604 (10.08.2010)
танковый тренажер -  патент 2355040 (10.05.2009)
устройство для обучения эвакуации машин -  патент 2324981 (20.05.2008)
тренажер транспортного средства -  патент 2320022 (20.03.2008)
устройство для обучения водителей гусеничных машин -  патент 2319216 (10.03.2008)
Наверх