колесный движитель для судов на воздушной подушке

Классы МПК:B60V1/14 движители; управление ими
B63B1/04 однокорпусных судов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Скарлато Леонид Владимирович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-08
публикация патента:

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания колесных движителей для судов на воздушной подушке. Колесный движитель для судов на воздушной подушке включает в себя одну или несколько пар бортовых гребных колес. Пары бортовых гребных колес имеют оси с закрепленными на них дисками, скрепленными по периметру рядом пластин. Пластины расположены равномерно по окружности дисков. К пластинам радиально по отношению к оси колеса закреплен ряд упругих лопастей, имеющих на свободных концах грузы-грунтозацепы. Изобретение позволяет увеличивать упор колесного движителя посредством увеличения силы трения и улучшения сцепления с опорной поверхностью. 2 ил. колесный движитель для судов на воздушной подушке, патент № 2429150

колесный движитель для судов на воздушной подушке, патент № 2429150 колесный движитель для судов на воздушной подушке, патент № 2429150

Формула изобретения

Колесный движитель для судов на воздушной подушке, состоящий из одной или нескольких пар бортовых гребных колес, включающих оси с закрепленными на них дисками, скрепленными по периметру рядом пластин, расположенных равномерно по окружности дисков, отличающийся тем, что, с целью обеспечения амфибийности судна, к пластинам радиально по отношению к оси колеса закреплен ряд упругих лопастей, имеющих на свободных концах грузы-грунтозацепы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к нетрадиционным транспортным средствам с динамическим принципом поддерживания.

Изобретение направлено на обеспечение энергосбережения амфибийных судов с повышением их маневренности и предназначено для использования в первую очередь для СВП при движении в экстремальных условиях по перволедью и по талому льду.

Из всей возможной номенклатуры движителей в настоящее время для амфибийных СВП получили широкое распространение аэродинамические движители с использованием воздушного винта для создания упора.

Иные же движители, обеспечивающие упор от поверхности среды, по которой происходит перемещение СВП, такие как: водометы, гусеницы, пневматики, гребные винты и гребные колеса только по относительным тяговым характеристикам в десять и более раз в определенных условиях эффективнее воздушных винтов.

Использование таких движителей приводит к снижению потребляемой мощности, соответственно сокращает расход горючего и значительно улучшает управляемость СВП.

Общим их недостатком является то, что они в большинстве своем не обеспечивают амфибийности.

Известны патенты на колесные движители для СВП (МПК: B60V 001/14; B60V 001/22; RU № 2057665; RU № 2165362; RU № 2166447), отчасти решающие эту проблему.

В качестве аналога предлагаемому изобретению можно рассмотреть патент RU № 2166447.

Однако их практическое использование для СВП весьма проблематично, так как в предлагаемых конструкциях используется для создания силы трения колеса с подстилающей поверхностью системы подрессоривания. В этом случае пружины должны одним концом постоянно упираться в корпус СВП, который находится в состоянии аэродинамической разгрузки, то есть практически висит в воздухе.

Для обычных автомобилей для их движения используется сила трения между колесами и полотном дороги. Причем сила трения в этом случае пропорциональна массе автомобиля.

Для СВП характерно то, что за счет создания воздушной подушки судно как бы «обезвзвешивается», то есть сила, воздействующая на аппарат от давления в воздушной подушке, нейтрализует ее силу тяжести. В таком случае трение между корпусом СВП и подстилающей поверхностью практически не возникает, что и является основным его преимуществом.

Суть изобретения состоит в следующем:

Для создания упора предлагается использовать две основные силы:

- динамическую периодическую силу упругости эластичных

вращающихся лопастей;

- центробежную силу, возникающую у грузов, расположенных на концах вращающихся лопастей.

Эти силы и создают при контакте с подстилающей поверхностью необходимую силу трения, которая обеспечивает движение СВП и его управление по воде, грунту, снегу и льду с различными их физико-механическими свойствами.

Техническая реализация этих теоретических положений приведена на фиг.1 и фиг.2

На фиг.1 и фиг.2 показана конструкция колесного движителя (гребного колеса), включающая:

1 - ось колеса,

2 - диски,

3 - пластины,

4 - грузы-грунтозацепы,

5 - гибкие лопасти,

6 - шкив.

В предлагаемой конструкции на оси 1 закреплены диски 2, соединенные между собой по наружной части с помощью пластин 3. На пластинах 3 радиально по отношению к оси 1 установлены гибкие лопасти 5, на концах которых имеются грузы-грунтозацепы 4. Вращение колеса осуществляется от шкива 6, неподвижно установленного на оси 1.

Принцип работы движителя

При вращении гребного колеса при контакте эластичных лопастей с подстилающей поверхностью лопасти изгибаются и создается сила трения за счет сил упругости материала лопастей, возникающих от крутящего момента двигателя.

Для увеличения силы трения и соответственно для увеличения упора на концах лопастей установлены специальные грузы-грунтозацепы, которые под действием центробежной силы сильнее прижимают гибкие лопасти к подстилающей поверхности и обеспечивают тем самым лучшее сцепление.

Как видно из фиг.1 и фиг.2, лопасти гребного колеса выполнены разрезными, чтобы легче было преодолевать различные неровности твердой поверхности.

Класс B60V1/14 движители; управление ими

транспортное средство на воздушной подушке -  патент 2518961 (10.06.2014)
аэродинамическое судно -  патент 2470808 (27.12.2012)
способ обеспечения управления судном на воздушной подушке и система управления судном на воздушной подушке -  патент 2399527 (20.09.2010)
речной подвижной состав на воздушной подушке -  патент 2343082 (10.01.2009)
система дистанционного автоматизированного управления шагом воздушных винтов -  патент 2340489 (10.12.2008)
транспортное средство на воздушной подушке -  патент 2323112 (27.04.2008)
аэродинамическое судно -  патент 2301750 (27.06.2007)
аэродинамическое судно -  патент 2289519 (20.12.2006)
воздушная реактивная двигательная установка -  патент 2282047 (20.08.2006)
транспортное средство -  патент 2245259 (27.01.2005)

Класс B63B1/04 однокорпусных судов 

Наверх