пневматический амортизатор

Классы МПК:B60G13/14 с демпферами, аккумулирующими используемую энергию, например сжатого воздуха 
F16F9/04 в камере с эластичной стенкой 
F16F15/03 с использованием электромагнитных средств
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-06-03
публикация патента:

Изобретение относится к опорным виброзащитным элементам для крупногабаритных объектов. Пневматический амортизатор содержит обойму (1) и пуансон (2), соединенные между собой эластичным упругим элементом (3). Механическая связь выполнена в виде троса (5), соединенного с обоймой (1) с помощью узла крепления троса (6). Корректирующее устройство размещено внутри пуансона (2) и состоит из электродвигателя (7), имеющего на валу (8) барабан (9) для наматывания троса (5). Устройство (10) натяга троса (5) размещено внутри пуансона (2) и состоит из цилиндра (11), пружины (12) и фиксатора (13) троса (5). Второй конец троса (5) закреплен в устройстве (10) натяга троса (5) с помощью фиксатора (13). Трос (5) намотан на барабане (8) электродвигателя (7) и связан механически с обоймой (1) через отверстие (14) пуансона (2). Электродвигатель (7) соединен с блоком управления (15). Достигается повышение эффективности амортизатора. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. пневматический амортизатор, патент № 2424127

пневматический амортизатор, патент № 2424127 пневматический амортизатор, патент № 2424127 пневматический амортизатор, патент № 2424127

Формула изобретения

1. Пневматический амортизатор, содержащий обойму, пуансон, соединенные между собой эластичным упругим элементом, корректирующее устройство, размещенное внутри пуансона, механическую связь, связывающую обойму и корректирующее устройство, отличающийся тем, что механическая связь выполнена в виде троса, корректирующее устройство содержит электродвигатель, имеющий на валу барабан для наматывания троса, устройство натяга троса, размещенное в пуансоне, причем один конец троса закреплен на обойме, второй конец троса - в устройстве натяга троса, сам трос намотан на барабан, а электродвигатель соединен с блоком управления.

2. Пневматический амортизатор по п.1, отличающийся тем, что электродвигатель выполнен асинхронным, блок управления содержит соединенные последовательно преобразователь перемещения объекта, формирователь сигнала скорости объекта, устройство разделения сигнала управления, выходы которого соединены с формирователем трехфазного напряжения и с входом управления силового коммутатора, причем выходы формирователя трехфазного напряжения соединены с силовыми входами силового коммутатора, силовые выходы силового коммутатора соединены со статорными обмотками асинхронного электродвигателя.

3. Пневматический амортизатор по п.1, отличающийся тем, что устройство натяга троса содержит цилиндрический корпус, размещенную в нем пружину и фиксатор конца троса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к виброзащитной технике, а именно к опорным виброзащитным элементам для крупногабаритных объектов, в том числе для подвески транспортных средств.

Известна конструкция пневмоамортизатора, описанная в а.с. № 1106936, М.кл. F16F 9/04, содержащая обойму, пуансон, резинокордные диафрагму и догружающую оболочку.

В уравновешенном состоянии нагрузка воспринимается только диафрагмой, усилия, создаваемые обоими гофрами догружающей оболочки, уравновешены, оболочка в восприятии не участвует. При работе амортизатора догружающая оболочка создает дополнительное усилие, направленное в сторону, противоположную усилию диафрагмы, тем самым, уменьшая упругие свойства пневмоамортизатора. Регулирование упругой характеристики происходит за счет изменения давления газа в догружающей оболочке. Однако регулирование упругой характеристики пневмоамортизатора затруднено из-за значительного объема догружающей оболочки.

Известно также устройство пневматического амортизатора, описанное в а.с. № 1758308, М.кл. F16F 9/00 (прототип), содержащее обойму, пуансон, соединенные между собой эластичным упругим элементом, установленные коаксиально последним и соосно между собой соленоиды, составной сердечник, жестко соединенный с обоймой, имеющий две магнитных части, установленные на равном расстоянии между катушками соленоидов в положении статического равновесия, и немагнитную проставку между магнитными частями.

Основным недостатком устройства является низкая эффективность гашения колебаний амортизируемого объекта в связи с тем, что катушки соленоидов постоянно включены в работу и создают разностное суммарное усилие. Причем непосредственно при смене режимов работы пневматического амортизатора это усилие имеет направление, способствующее развитию колебания, так при движении вниз основное усилие, направленное также вниз за счет втягивания магнитного сердечника в катушку, будет создавать нижний электромагнит. При движении амортизируемого объекта вверх за счет энергии упругого эластичного элемента аналогичная ситуация происходит с верхним электромагнитом. Эти явления снижают эффективность гашения колебаний и плавность хода транспортного средства.

Большим недостатком является то, что данное устройство может работать только в составе «короткоходовых» амортизаторов при размахе колебаний не более нескольких сантиметров, также соленоиды способны создавать незначительные усилия на сердечнике и при больших массах амортизируемого объекта подобное корректирующее устройство неэффективно. Кроме того, при работе возможны поперечные перемещения и перекосы обоймы относительно пуансона, то вследствие этого возможно заклинивание сердечника или его поломка.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности гашения колебаний при значительных размахах колебаний амортизируемого объекта, при значительной массе амортизируемого объекта, повышение устойчивости пневматического амортизатора к поперечным перемещениям и перекосам обоймы относительно пуансона.

Поставленная задача достигается тем, что в известном пневматическом амортизаторе, содержащем обойму, пуансон, соединенные между собой эластичным упругим элементом, корректирующее устройство, размещенное внутри пуансона, механическую связь, связывающую обойму и корректирующее устройство, согласно изобретению механическая связь выполнена в виде троса, корректирующее устройство содержит электродвигатель, имеющий на валу барабан для наматывания троса, устройство натяга троса, размещенное в пуансоне, причем один конец троса закреплен на обойме, второй конец троса - в устройстве натяга троса, сам трос намотан на барабан, а электродвигатель соединен с блоком управления. Устройство натяга троса содержит цилиндрический корпус, размещенную в нем пружину и фиксатор конца троса.

Электродвигатель может быть асинхронным, в этом случае блок управления содержит соединенные последовательно преобразователь перемещения объекта, формирователь сигнала скорости объекта, устройство разделения сигнала управления, выходы которого соединены с формирователем трехфазного напряжения и с входом управления силового коммутатора, причем выходы формирователя трехфазного напряжения соединены с силовыми входами силового коммутатора, силовые выходы силового коммутатора соединены со статорными обмотками асинхронного электродвигателя.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

- на фиг.1 представлен предложенный пневматический амортизатор;

- на фиг.2 приведена структурная схема блока управления;

- на фиг.3 приведена упругодемпфирующая характеристика пневматического амортизатора.

Пневматический амортизатор содержит обойму 1, пуансон 2, соединенные между собой эластичным упругим элементом 3, образующие упругий элемент 4, заполненный сжатым газом (или воздухом), механическую связь в виде троса 5, соединенного с обоймой 1 с помощью узла крепления троса 6, корректирующее устройство, размещенное внутри пуансона 2, состоящее из электродвигателя 7, имеющего на валу 8 барабан 9 для наматывания троса 5, устройство 10 натяга троса 5, размещенное внутри пуансона 2, и состоящее из цилиндра 11, пружины 12 и фиксатора 13 троса 5. Второй конец троса 5 закреплен в устройстве 10 натяга троса 5 с помощью фиксатора 13, сам трос 5 намотан на барабане 8 электродвигателя 7 и связан механически с обоймой 1 через отверстие 14 пуансона 2. Электродвигатель 7 соединен с блоком управления 15.

Наиболее предпочтительно использовать в качестве электродвигателя 7 асинхронный электродвигатель, т.к. он наиболее прост по конструкции, по обслуживанию в процессе эксплуатации, наиболее дешевый по стоимости по сравнению с электродвигателями других типов. В этом случае блок управления 15 содержит соединенные последовательно преобразователь перемещения 16 объекта, формирователь сигнала скорости 17 объекта, устройство разделения сигнала управления 18, выходы которого соединены с формирователем трехфазного напряжения 19 и с входом управления силового коммутатора 20, причем выходы формирователя трехфазного напряжения 19 соединены с силовыми входами силового коммутатора 20, силовый выход которого соединен со статорными обмотками асинхронного электродвигателя 7.

Пневматический амортизатор работает следующим образом.

В статическом положении пневматического амортизатора и при колебаниях с малой амплитудой сила тяжести амортизируемого объекта уравновешивается только за счет избыточного давления Рст сжатого газа упругого элемента 4 в соответствии с рабочей характеристикой упругого элемента «а-д-в» (Фиг.3), т.е.:

Мg=Рст

где М - масса амортизируемого объекта;

g - ускорение свободного падения тела.

При колебаниях амортизируемого объекта происходит вертикальное смещение обоймы 1 с амортизируемым объектом относительно пуансона 2.

При движении амортизируемого объекта и обоймы 1 вниз осуществляется процесс сжатия газа в упругом элементе 4. При этом устройство 10 натяга троса 5 за счет пружины 12 обеспечивает натянутое состояние троса 5, трос 5 сохраняет связь с барабаном 9, перематываясь по нему. Сохранение связи троса 5 и барабана 9 обеспечивается благодаря необходимому углу охвата барабана 9 тросом 5, определяемому по формуле Эйлера [Путята Т.В., Можаровский Н.С., Соколов Н.Г., Гордийко Ф.П. Прикладная механика. - Киев: Вища школа, 1977. - С.422]:

S1=S2efa

где S1 - сила натяжения ведущей ветви троса,

S2 - сила натяжения ведомой ветви троса,

е - основание натуральных логарифмов,

f - коэффициент трения скольжения между тросом и барабаном,

a - угол охвата барабана тросом.

Электродвигатель 7 при этом отключен блоком управления 15. Работа пневматического амортизатора определяется характеристикой упругого элемента 4 (кривая «а-д-в»).

При движении амортизируемого объекта и обоймы 1 вверх осуществляется процесс расширения газа. При этом блок управления 15 через силовой коммутатор 20 подключает к статорным обмоткам электродвигателя 7 формирователь трехфазного напряжения 19. При этом электродвигатель 7 создает крутящий момент, преобразуемый в окружную силу на барабане 9, посредством троса 5, передаваемую на обойму 1 и противодействующую перемещению вверх амортизируемого объекта. Это усиливает демпфирующие свойства пневматического амортизатора, характеристика разгрузки на упругодемпфирующей характеристике пневматического амортизатора (кривая «в-с-а») находится ниже характеристики упругого элемента 4 (кривая «а-д-в»). Электромагнитная сила электродвигателя противодействует упругой силе сжатого газа, при этом снижается ход перемещения амортизируемого объекта вверх и энергия колебаний, возвращаемая упругим элементом обратно амортизируемому объекту. Площадь петли «а-д-в-с-а» на упругодемпфирующей характеристике отражает рассеянную пневматическим амортизатором механическую энергию одного колебания амортизируемого объекта.

За счет механической связи в виде троса 5, связывающей обойму 1 с корректирующим устройством, могут быть снижены требования к поперечным перемещениям и перекосам обоймы 1 относительно пуансона 2, пневматический амортизатор останется при этом работоспособным.

Блок управления 15 работает следующим образом.

При незначительных колебаниях амортизируемого объекта, когда их размах не превышает определенного порогового значения Zпор, корректирующее устройство в работе не участвует, в гашении колебаний участвует только упругий элемент 4. При значительных колебаниях амортизируемого объекта блок управления подключает в работу корректирующее устройство. В соответствие с сигналом преобразователя перемещения 16 объекта формирователь 17 сигнала скорости объекта образует разнополярные сигналы, при перемещении объекта вниз формируется сигнал положительной полярности, а при перемещении объекта вверх - сигнал отрицательной полярности. Устройство разделения управления 18 в зависимости от знака сигнала формирует управляющее воздействие на включение формирователя трехфазного напряжения 19 и на его подключение через силовой коммутатор 20 к статорным обмоткам электродвигателя 7.

При сжатии газа в упругом элементе 4 формируется положительный сигнал и устройство разделения управления 18 не включает в работу формирователь трехфазного напряжения 19, статорные обмотки электродвигателя 7 обесточены, электродвигатель 7 не создает крутящего момента на своем валу.

При расширении газа в упругом элементе 4 формируется отрицательный сигнал, и устройство разделения управления 18 включает в работу формирователь трехфазного напряжения 19, подключает силовые выходы силового коммутатора 20 к статорным обмоткам электродвигателя 7. При этом электродвигатель 7 создает крутящий момент, преобразуемый в окружную силу на барабане 9, посредством троса 5, передаваемую на обойму 1 и противодействующую перемещению вверх амортизируемого объекта. Это усиливает демпфирующие свойства пневматического амортизатора.

Таким образом, введение электродвигателя, работающего в тормозном режиме, в корректирующее устройство позволяет снизить размах колебаний амортизируемого объекта при его значительной массе. При изменении параметров напряжения формирователя трехфазного напряжения можно получать разные усилия на барабане и регулировать, таким образом, упругодемпфирующую характеристику пневматического амортизатора. За счет введения механической связи в виде троса могут быть снижены требования к возникновению поперечных перемещений и перекосов обоймы относительно пуансона при работе пневматического амортизатора, он останется при этом работоспособным. Использование предлагаемого пневматического амортизатора позволяет повысить эффективность гашения колебаний и плавность хода транспортного средства, а также улучшает условия работы экипажа и обеспечивает требуемую сохранность спецгрузов при транспортировке.

Класс B60G13/14 с демпферами, аккумулирующими используемую энергию, например сжатого воздуха 

система управления электроамортизатором-преобразователем подвески транспортного средства -  патент 2529425 (27.09.2014)
исполнительное устройство системы стабилизации кузова транспортного средства -  патент 2523540 (20.07.2014)
вращающиеся в противоположных направлениях двигатели с линейным выходом -  патент 2471646 (10.01.2013)
пневматический амортизатор -  патент 2424455 (20.07.2011)
пневматический амортизатор -  патент 2424128 (20.07.2011)
пневматический амортизатор -  патент 2424126 (20.07.2011)
пневматический амортизатор -  патент 2424125 (20.07.2011)
пневматический амортизатор -  патент 2424124 (20.07.2011)
пневматический амортизатор -  патент 2422295 (27.06.2011)
пневматический амортизатор -  патент 2422294 (27.06.2011)

Класс F16F9/04 в камере с эластичной стенкой 

Класс F16F15/03 с использованием электромагнитных средств

Наверх