топливная композиция

Классы МПК:C10L1/22 содержащие азот 
C10L1/182 содержащие гидроксильные группы; их соли
C10L1/32 в виде угольно-нефтяных суспензий или водных эмульсий 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное автономное учреждение "25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-15
публикация патента:

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам с присадками, в частности к пожаробезопасным вводно-топливным микроэмульсиям. Описана топливная композиция, содержащая дизельное топливо, воду, диэтаноламид олеиновой кислоты, диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты, диэтаноламин, дополнительно содержащая моноэфир олеиновой кислоты и диоксиэтилпиперазина, композицию спиртов С4-C7, а в качестве дизельного топлива композиция содержит дизельное топливо зимнее при следующем соотношении компонентов, мас.%: диэтаноламид олеиновой кислоты 3,960-4,840; диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 1,199-1,465; диэтаноламин 0,507-0,620; моноэфир олеиновой кислоты и диоксиэтилпиперазина 0,400-0,488; композиция спиртов C4-C7 0,594-0,727; вода 9,0-11,0; дизельное топливо зимнее - остальное до 100. Технический результат - расширение температурного интервала применения пожаробезопастных дизельных топлив. 3 табл.

Формула изобретения

Топливная композиция, содержащая дизельное топливо, воду, диэтаноламид олеиновой кислоты, диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты, диэтаноламин, отличающаяся тем, что дополнительно содержит моноэфир олеиновой кислоты и диоксиэтилпиперазина, композицию спиртов С4-C7, а в качестве дизельного топлива содержит дизельное топливо зимнее при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Диэтаноламид олеиновой кислоты 3,960-4,840
Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 1,199-1,465
Диэтаноламин0,507-0,620
Моноэфир олеиновой кислоты и диоксиэтилпиперазина 0,400-0,488
Композиция спиртов С47 0,594-0,727
Вода9,0-11,0
Дизельное топливо зимнееостальное до 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам с присадками, в частности к пожаробезопасным водно-топливным микроэмульсиям, и может найти применение на дизельных двигателях, работающих в условиях повышенной пожароопасности.

Использование водно-топливных эмульсий (ВТЭ) в двигателях внутреннего сгорания имеет большое практическое значение. Например, обратные водно-топливные эмульсии, а именно, когда дисперсионной средой является углеводородное топливо, а дисперсной фазой - вода, позволяют уменьшить расход углеводородного топлива, снизить токсичность отработавших газов, уменьшить теплонапряженность двигателя.

Уже известны топливные композиции, содержащие углеводородное топливо, воду и поверхностно-активные вещества, так называемые эмульгаторы (В.М.Иванов. «Топливные эмульсии», М.: Из-во АН СССР, 1962 г., с.10-15).

Известна топливная композиция на основе дизельного топлива, содержащая воду, диэтаноламид олеиновой кислоты (60%), диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты (8-14%), диэтаноламин (16-24%) и олеиновую кислоту (0-7,5) (Патент США № 4173455, C10L 1/18, опубл. 1979 г.).

Несмотря на то, что в известной композиции использовано относительно небольшое количество эмульгатора (8% на 10% воды), стабильность эмульсии недостаточна (6 месяцев).

Известна топливная эмульсия на основе углеводородного топлива с добавлением воды (5-20%), эмульгатора - олеата моноэтаноламина (3-5%), алифатических спиртов (13-20%) и метанола (4-6%) (Авт.св. № 1225849, C10L 1/32, 1984 г.)

Известная эмульсия, как отмечают авторы, стабильна при низких температурах, однако содержание до 20% алифатических спиртов делает ее пожароопасной при эксплуатации, а 6% метанола токсичной и экологически вредной.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению и взятой за прототип является топливная композиция, в состав которой входят летнее дизельное топливо, вода (1,0-20,0%) и эмульгатор, состоящий из диэтаноламида олеиновой кислоты (0,227-4,505%), диэтаноламинового мыла олеиновой кислоты (0,066-1,314%), моноэфира олеиновой кислоты и диэтаноламина (0,084-1,664%), моноэфира аминоспирта и олеиновой кислоты (0,104-2,056%) и диэтаноламина (0,053-1,060%) RU (Патент России № 2266947, C10L 1/22, 11.08.2004 г.).

Несмотря на то, что известная топливная композиция, являясь микроэмульсией, обладает повышенной стабильностью (до 1 года) и пожаробезопасностью при одновременном снижении содержания вредных выбросов в атмосферу, она может применяться только в летнее время года аналогично летним дизельным топливам, рекомендуемым для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°C и выше.

Технический результат изобретения - расширение температурного интервала применения пожаробезопасных дизельных топлив, возможность применения топливной композиции в осенне-весенний период при температуре минус 10°C, т.е. увеличение номенклатуры зимних дизельных топлив при сохранении повышенной стабильности композиции и пожаробезопасности при одновременном снижении содержания вредных выбросов в атмосферу.

Указанный технический результат достигается тем, что известная топливная композиция, содержащая дизельное топливо, воду, диэтаноламид олеиновой кислоты, диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты, диэтаноламин, согласно изобретению дополнительно содержит моноэфир олеиновой кислоты и диоксиэтилпиперазина, композицию спиртов С47, а в качестве дизельного топлива содержит дизельное топливо зимнее при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Диэтаноламид олеиновой кислоты 3,960-4,840
Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 1,199-1,465
Диэтаноламин0,507-0,620
Моноэфир олеиновой кислоты и диоксиэтилпиперазина 0,400-0,488
Композиция спиртов С47 0,594-0,727
Вода9,0-11,0
Дизельное топливо зимнееостальное до 100

Совокупность используемых компонентов направлена на повышение эффективности топливной композиции за счет использования ее в осенне-весенний период при температуре минус 10°C, т.е. увеличение номенклатуры зимних дизельных топлив при сохранении повышенной стабильности композиции и пожаробезопасности при одновременном снижении содержания вредных выбросов в атмосферу.

Следует отметить, что если топливная композиция не использована в осенне-весенний период, то ее можно применять наравне с пожаробезопасным дизельным топливом летним (ПБД-Л).

Эмульгатор, состоящий из диэтаноламида олеиновой кислоты, диэтаноламинового мыла олеиновой кислоты, диэтаноламина, моноэфира олеиновой кислоты и диоксиэтилпиперазина, получили в результате синтеза олеиновой кислоты (ТУ 9145-172-7431297-94 «Олеиновая кислота. Технические условия») и диэтаноламина (ТУ 6-09-2652-86 «Диэтаноламин. Технические условия»), проводимого при определенных соотношениях названных компонентов и режимных параметров, полученных экспериментально авторами. В конечный продукт синтеза добавляют композицию спиртов С 47. Композиция спиртов С4 7 (бутиловый, изобутиловый, амиловый, изоамиловый и т.д.) оптимизировалась по показателям температуры помутнения и предельной температуры фильтруемости.

Готовую смесь авторы условно назвали эмульгатор «Амикром КС», который контролируют по кислотному числу по ГОСТ 5985-59 «Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа», значение которого должно находиться в пределах 25,0-30,0 мг КОН/г, и по аминному числу по п.5.3. ТУ 0257-067-04838697-2007 в пределах 80,0-90,0 мг HCl/г. Эмульгатор «Амикром КС» представляет собой легко текучую светло-коричневую жидкость.

Для обоснования количественного состава топливной композиции были приготовлены образцы, состав которых представлен в таблице 1.

Таблица 1
Компонентный состав топливных композиций
топливная композиция, патент № 2423411 Компоненты топливной композиции Содержание компонентов, мас.% в композиции
По прототипу Образцы
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
топливная композиция, патент № 2423411 2 34 56 78
1 Диэтаноламид олеиновой кислоты 2,2673,520 3,960 4,4004,840 5,280
2Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 0,6611,066 1,199 1,3321,465 1,598
3Диэтаноламин 0,533 0,4510,507 0,564 0,6200,677
4 Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина 0,837- -- --
5 Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты 1,035- -- --
6 Моноэфир олеиновой кислоты и диоксиэтилпиперазина -0,355 0,4000,444 0,488 0,533
7 Композиция спиртов С 47 -0,528 0,5940,660 0,727 0,792
8 Вода 10,008,000 9,000 10,00011,000 12,000
9 Дизельное топливо летнее 84,667- -- --
10 Дизельное топливо зимнее -86,080 84,34082,600 80,860 79,120

Представленные в таблице 1 образцы прошли лабораторные испытания.

Исследования приготовленных композиций проводились следующими лабораторными методами: стабильность по междуведомственному методу, входящему в ТУ 0251-015-081511164-2007, цетановое число по ГОСТ 3122 «Топливо дизельное. Метод определения цетановых чисел по совпадению вспышек», кинематическая вязкость по ГОСТ 33 «Нефтепродукты. Метод определения кинематической вязкости», предельная температура фильтруемости по ГОСТ 22254 «Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости», температура помутнения по ГОСТ 5066 «Топливо моторное. Методы определения температуры помутнения и начала кристаллизации», температура застывания по ГОСТ 20287 «Нефтепродукты. Методы определения температуры застывания» и вероятность воспламенения и вспышки по методам, входящим в «Комплекс методов оценки пожарной опасности горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей», в полигонных условиях при прямом воздействии стандартных средств поражения на топливные баки, заполненные топливными композициями.

Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Таблица 2
Результаты испытаний топливных композиций
топливная композиция, патент № 2423411 Показатели Требования ТУ 0251-015-081511164-2007 Композиции
По прототипу Образцы
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
топливная композиция, патент № 2423411 1 23 45 67 8
1 Внешний вид Однородная прозрачная или с опалесценцией жидкость Однородная с опалесценцией жидкость Однородная с опалесценцией жидкость Однородная с

опалесценцией жидкость
Однородная прозрачная жидкость Однородная прозрачная жидкость Однородная с опалесценцией жидкость
2Стабильность, месяц Не менее 12 1212 1212 1212
3 Цетановое число, ед. Не менее 4042 48 4848 4642
4 Кинематическая вязкость при 20°С, мм/с Не более 15,011,2 4,5 6,07,3 8,08,7
5 Температура помутнения, °C Не выше минус 12 Минус 5Минус 16 Минус 13 Минус 12Минус 12 Минус 9
6 Температура застывания, °C Не выше минус 25 -Ниже минус 45 Ниже минус 45 Ниже минус 45Ниже минус 45Ниже минус 45
7 Предельная температура фильтруемости, °C. Не выше минус 12 Минус 5Минус 19 Минус 18 Минус 17Минус 16 Минус 10
8 Вероятность воспламенения, % топливная композиция, патент № 2423411 0 1000 00 0
9 Вероятность вспышки, %топливная композиция, патент № 2423411 50 10055 5045 45

По результатам проведенных исследований было определено действие каждого компонента эмульгатора, а именно:

диэтаноламид олеиновой кислоты является основным поверхностно-активным компонентом эмульгатора, обеспечивающим дробление капель;

диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты регулирует оптимальный гидрофильно-липофильный баланс (ГЛБ) эмульгатора;

диэтаноламин облегчает получение микроэмульсии;

моноэфир олеиновой кислоты и диоксиэтилпиперазина улучшает стабильность микроэмульсии при температурах ниже 0°С;

композиция спиртов C4-C7 улучшает низкотемпературные свойства микроэмульсии.

Согласно требованиям ТУ 0251-015-081511164-2007 «Топливо пожаробезопасное дизельное зимнее (ПБД-3)» норме на показатель «Цетановое число» не менее 40 удовлетворяют образцы № 2-6, норме на кинематическую вязкость при 20°С не более 15,0 мм /с удовлетворяют образцы № 2-6, норме на предельную температуру фильтруемости не выше минус 12°С удовлетворяют образцы № 2-5. По оценке показателей вероятности воспламенения и вспышки лучшими характеристиками обладают образцы № 3-6.

Таким образом, образцы № 3-5 по всем показателям соответствуют требованиям ТУ 0251-015-081511164-2007 «Топливо пожаробезопасное дизельное зимнее (ПБД-З)».

По образцу 4 (оптимальный вариант) была приготовлена опытная партия в автотопливомаслозаправщике АТМ3-5-4320 объемом 5000 литров.

Топливная композиции приготавливаются путем смешения компонентов в конкретной емкости (топливозаправщике, резервуаре, бочке, канистре и т.д.).

Температура всех компонентов перед приготовлением должна быть не ниже минус 10°С. Для приготовления композиции в емкость закачивается необходимое количество дизельного зимнего топлива 4130 литров (рассчитанное, исходя из объема используемой емкости и согласно таблице 1, образец № 4), затем в него добавляют рассчитанное количество эмульгатора, 370 литров (согласно изобретению), и перемешивают в течение 10 минут насосом, включенном «на кольцо» (если композиция приготавливается в бочке, то простым перекатыванием).

В полученную смесь при включенном насосе добавляют необходимое количество воды, в данном случае 500 литров (из системы водоснабжения г.Москвы), продолжают перемешивание в течение времени, необходимого для перекачки всего объема резервуара, в котором происходит перемешивание используемым насосом (если это бочка или канистра, то после добавления воды перекатывание емкости осуществляется в течение 20 минут).

Критерием окончания перемешивания служит внешний вид отбираемой пробы, которая должна быть прозрачной или с опалесценцией жидкостью.

Внешний вид получаемой эмульсии является главным критерием ее качества (стабильности), т.к. прозрачность полученной жидкости свидетельствует о том, что размер частиц дисперсной фазы менее 1 мкм. Эмульсии с таким размером частиц дисперсной фазы относятся к микроэмульсиям, которые являются термодинамическими стабильными системами (Миттел К. Мицеллообразование, солюбилизация и микроэмульсии. - М.: Мир, 1980. - 597 с., ил).

Опытная партия прошла испытания в сравнении с топливной композицией-прототипом и зимнем дизельным топливам ДЗп с депрессорными присадками (ТУ 38.101889-2004), широко применяемым в практике в осенне-весенний период, также в сравнении с показателями стабильности топливной композиции по патенту России № 2266947 C10L 1/22. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3
Результаты сравнительных испытаний
Показатели Образцы композиций топлива
№ 1 (прототип) Патент России № 2266947 № 4 Опытная партия Зимнее дизельное топливо ДЗп с депрессорными присадками (ТУ 38.101889-2004)
1 23 45
1 Стабильность: склонность к расслоению в динамических условиях

при перемешивании со скоростью 100 мин-1 при
топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411
температуре 20°С, мес12 12 -
2Стабильность: склонность к расслоению в статических условиях при хранении, мес. при температуре: топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411
0°С 12 12-
Минус 10°С Менее суток12 -
Минус 12°С Менее суток3 -
3Склонность к расслоению в статических условиях при резком изменении температуры: топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411
Число циклов охлаждения (0°С в течение 12 часов) и нагревания (40°С в течение 12 часов) Более 10 циклов Более 10 циклов -
4 Цетановое число 4248 45
5 Кинематическая вязкость при 20 С, мм/с. 11,27,26 4,5

Продолжение таблицы 3
Показатели Образцы композиций топлива
№ 1 (прототип)

Патент России № 2266947
№ 4

Опытная партия
Зимнее дизельное топливо ДЗп с депрессорными присадками (ТУ 38.101889-2004)
1 23 45
6 Температура помутнения, °С Нет данныхМинус 12Минус 10
7 Температура застывания, °С Нет данныхНиже минус 45Минус 38
8 Предельная температура фильтруемости, °С Минус 5Минус 17 Минус 17
9 Вероятность воспламенения, % 00 100
10 Вероятность вспышки, % 100 50100
11 Коэффициент закоксовывания распылителя форсунок: топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411
- в сборе с запорной иглой. 2,31,9 11,8
12Относительное изменение удельного расхода топлива, отн.%: топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411
+ увеличениетопливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411 топливная композиция, патент № 2423411
- снижение-1,1 -1,1 +1,0
13 Относительное изменение дымности отработавших газов, отн.% 10,07,0 10,6

Из таблицы 3 видно, что заявляемая топливная композиция находится на уровне и даже значительно превосходит образцы, взятые для сравнения, по таким показателям, как стабильность (строки 1-3), температуры помутнения, застывания, предельной фильтруемости (строки 6, 7, 8), вероятность воспламенения и вспышки (строки 9, 10), коэффициент закоксовывания (строка 11), дымность ОГ (строка 13), а также позволяет уменьшить удельный расход топлива (строка 12).

Предлагаемая топливная композиции не требует при ее применении модификации топливной системы дизельного двигателя, так как размер дисперсной фазы позволяет прокачивать ее через все фильтры топливной системы одновременно, повышая пожаробезопасность объекта за счет высокой стабильности топливной композиции (таблица 3, строки 1-3).

Кроме того, в отработавших газах (ОГ) снижается концентрация окислов азота и углерода соответственно на 30% и 15%, уменьшается дымность ОГ и оценочные показатели склонности предлагаемой топливной композиции к закоксовыванию форсунок намного ниже, чем у товарного зимнего дизельного топлива ДЗп с депрессорными присадками (ТУ 38.101889-2004) (таблица 3, строки 11, 12, 13).

Несмотря на то, что в заявленной композиции используемый эмульгатор получают в процессе синтеза (ноу-хау заявителя), в целом топливная композиция проста в изготовлении (не требует мощных механических и др. перемешивающих устройств), эффективна (см. таблицы 2, 3) и готова к применению на автомобильном транспорте, эксплуатирующем дизельные двигатели.

Изобретение позволит расширить температурный интервал применения пожаробезопасных дизельных топлив и позволит применять топливную композицию в осенне-весенний период при температуре не ниже минус 10°С, т.е. повысить пожаробезопасность автомобильного транспорта, эксплуатируемого в системе МЧС, особенно при тушении пожаров, улучшить экологические характеристики выхлопа дизельного двигателя, снизит образование отложений на деталях форсунок дизельного двигателя, тем самым повысит срок его службы и даже сократит удельный расход углеводородного топлива (за счет улучшения процесса горения стабильной микроэмульсии).

Класс C10L1/22 содержащие азот 

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива и способ ее получения -  патент 2525552 (20.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
очищающая присадка к топливу и топливо для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2491326 (27.08.2013)

Класс C10L1/182 содержащие гидроксильные группы; их соли

Класс C10L1/32 в виде угольно-нефтяных суспензий или водных эмульсий 

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
способ растворения угля, биомассы и других твердых органических материалов в перегретой воде -  патент 2526254 (20.08.2014)
способ получения пневмо-угольного топлива (пут) -  патент 2517742 (27.05.2014)
гибридное эмульсионное топливо -  патент 2501844 (20.12.2013)
устройство для переработки нефтеотходов -  патент 2497934 (10.11.2013)
мелкодисперсная эмульсия на основе воды и водонерастворимых веществ и способ ее получения -  патент 2489202 (10.08.2013)
способ получения топлива и устройство для его осуществления -  патент 2480513 (27.04.2013)
способ приготовления дисперсной водотопливной смеси и котельная установка с системами приготовления и сжигания указанной смеси -  патент 2468294 (27.11.2012)
способ получения топливной композиции для котельной -  патент 2461607 (20.09.2012)
топливная композиция для котельной -  патент 2461606 (20.09.2012)
Наверх