способ изготовления поковок типа стержня с фланцем
Классы МПК: | B21K1/06 осей и валов B21J5/06 для выполнения особых операций |
Автор(ы): | Семёнов Евгений Иванович (RU), Белокуров Олег Александрович (RU), Гудов Андрей Александрович (RU), Иванюк Анатолий Васильевич (RU), Лавриненко Владислав Юрьевич (RU), Сидоров Александр Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-10-05 публикация патента:
27.05.2011 |
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при производстве поковок полуосей автомобилей и других поковок типа стержня с фланцем. Способ включает отрезку заготовки, нагрев высаживаемой части заготовки, первую и вторую наборные высадки, предварительную формовку фланца и окончательную формовку поковки. Предварительную формовку фланца выполняют пуансоном и матрицей, имеющими конические или сферические, или тороидальные поверхности. Указанные поверхности обеспечивают получение направленного волокнистого строения на верхней или на нижней торцовых поверхностях фланца и вблизи места перехода от стержня к фланцу. Также данные поверхности обеспечивают равномерное течение металла вблизи места перехода от стержня к фланцу. В результате обеспечивается повышение качества поковок. 2 ил.
Формула изобретения
Способ изготовления поковок типа стержня с фланцем горячей объемной штамповкой на горизонтально ковочных машинах или высадочных автоматах, включающий отрезку заготовки, нагрев высаживаемой части заготовки до ковочных температур, первую и вторую наборные высадки в коническом пуансоне, предварительную формовку фланца и окончательную формовку поковки, отличающийся тем, что предварительную формовку фланца выполняют пуансоном и матрицей, имеющими конические или сферические, или тороидальные поверхности для обеспечения получения направленного волокнистого строения на верхней или на нижней торцовых поверхностях фланца и вблизи места перехода от стержня к фланцу и равномерного течения металла вблизи места перехода от стержня к фланцу.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при производстве поковок типа стержня с фланцем.
Известен способ изготовления поковок типа стержня с фланцем методами вальцовки на ковочных вальцах и штамповкой фланца на горизонтально-ковочной машине (ГКМ), включающий отрезку заготовки, нагрев заготовки до ковочных температур, вальцовку на автоматизированных девятиклетьевых ковочных вальцах, нагрев фланцевой части полуфабриката и окончательную штамповку фланца на ГКМ за несколько переходов (см. Шнейберг В.М., Акаро И.Л. Кузнечно-штамповочное производство Волжского автомобильного завода. - М.: Машиностроение, - 1977, 592 с. С.222-234).
Недостатками данного способа являются ограничение, накладываемое на габариты и массу изготовляемых поковок, а также экономически эффективное применение только при массовом производстве.
Известен способ изготовления поковок типа стержня с фланцем методами поперечно-винтовой прокатки роликами на специальном стане и штамповкой фланца на ГКМ, включающий отрезку заготовки, нагрев заготовки до ковочных температур, поперечно-винтовую прокатку роликами на специальном стане, нагрев фланцевой части полуфабриката и окончательную штамповку фланца на ГКМ за несколько переходов (см. Технологический справочник по ковке и горячей штамповке / под общ. ред. М.В.Сторожева. - М.: Машиностроение, - 1959, 598 с.).
Недостатками данного способа являются ограничение размеров изготовляемых поковок, а также целесообразность применения только при массовом производстве.
Известен способ изготовления поковок типа стержня с фланцем методами электровысадки, включающий отрезку заготовки, нагрев части заготовки, подлежащей высадке, до ковочных температур и одновременную высадку нагретой части заготовки, при этом холодную часть заготовки перемещают между радиальным электродом, увеличивая высаживаемую часть заготовки (см. Ковка и штамповка. Справочник. В 4-х т./Ред. совет: Е.И.Семенов (пред.) и др. - М.: Машиностроение, - 1986. - Т.2. Горячая штамповка / Под ред. Е.И.Семенова, - 1986, 592 с.).
Недостатками данного способа являются высокие требования к качеству поверхности заготовки и оснастки, повышенные требования к нагреву, получение неблагоприятного волокнистого строения.
Наиболее близким аналогом является способ изготовления поковок типа стержня с фланцем методом штамповки на горизонтально-ковочных машинах (ГКМ), заключающийся в отрезке заготовки, нагреве высаживаемой части заготовки до ковочных температур, первом наборном переходе в коническом пуансоне, втором наборном переходе, предварительной и окончательной штамповке (см. А.Н.Брюханов, А.В.Ребельский. Горячая штамповка. Конструирование и расчет штампов. - М.: МАШГИЗ, - 1952, с.388-408). На фиг.1 показана схема существующего технологического процесса (аналога) горячей объемной штамповки поковок типа стержня с фланцем на ГКМ и высадочных автоматах:
а - исходная цилиндрическая заготовка;
б - первый наборный переход в коническом пуансоне;
в - второй наборный переход;
г - предварительная формовка;
д - окончательная формовка.
От исходного прутка отрезают заготовки длиной lзаг и диаметром d. При соотношении размеров длины высаживаемой части прутка lв к диаметру d на первом переходе выполняют первую наборную высадку в коническом пуансоне с получением конической части поковки с размерами Dк 1,5d, dк d+0,05d и высотой lк. При соотношении размеров поковки после первого конического набора металла , где средний диаметр dc=(Dк+d к)/2, на втором переходе выполняют вторую наборную высадку в коническом пуансоне с получением конической части с размерами диаметров Dк1 1,5dc, dк1=d[(1,03 1,05)+(0,03 0,05)] и длиной lк1.
При соотношении размеров поковки после второго конического набора металла , где средний диаметр dc1=(Dк1+d к1)/2, на третьем переходе выполняют предварительную формовку поковки с получением фланца с размерами фланца Dфлф , D1ф, D2ф и hф, h1ф . На четвертом переходе выполняют окончательную формовку поковки с размерами фланца Dфл, D1, D2 , D3, dcm и h, h1, h2 , lcm.
Недостатками данного способа являются недостаточное качество поковок типа стержня с фланцем вследствие неблагоприятного волокнистого строения на верхней и нижней торцовой поверхности фланца поковки, а также неблагоприятное волокнистое строение в месте перехода от стержня к фланцу, снижающее прочность и износостойкость изготовленной из поковки детали.
Заявляемое изобретение решает задачу повышения качества поковок типа стержня с фланцем путем создания направленного волокнистого строения на верхней или на нижней торцовых поверхностях фланца и в месте перехода от стержня к фланцу применением для предварительной формовки пуансона и матрицы, имеющими конические, или сферические, или тороидальные поверхности.
Поставленная задача решена таким образом, что в способе изготовления поковок типа стержня с фланцем методом горячей объемной штамповки на ГКМ или на высадочных автоматах, включающем отрезку заготовок, нагрев высаживаемой части заготовки до ковочных температур, первую и вторую наборную высадку в коническом пуансоне, предварительную формовку фланца пуансоном и матрицей, имеющими конические, или сферические, или тороидальные поверхности и окончательную формовку поковки, что обеспечивает получение направленного благоприятного волокнистого строения на верхней или на нижней торцовых поверхностях фланца и в месте перехода от стержня к фланцу.
Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.2 показана схема предлагаемого технологического процесса горячей объемной штамповки поковок типа стержня с фланцем на ГКМ и высадочных автоматах:
а - исходная цилиндрическая заготовка;
б - первый наборный переход в коническом пуансоне;
в - второй наборный переход в коническом пуансоне;
г - предварительная формовка;
д - окончательная формовка.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом. От исходного прутка отрезают заготовку длиной lзаг и диаметром d. При соотношении размеров длины высаживаемой части прутка lв к диаметру d на первом переходе выполняют первую наборную высадку в коническом пуансоне с получением конической части поковки с размерами Dк 1,5d, dк d+0,05d и высотой lк. При соотношении размеров поковки после первой высадки , где средний диаметр dc=(Dк+d к)/2, на втором переходе выполняют вторую наборную высадку в коническом пуансоне с получением конической части с размерами диаметров Dк1 1,5dc, dк1=d[(1,03 1,05)+(0,03 0,05)] и длиной lк1. Матрица на втором переходе может быть плоской или иметь коническую поверхность с углом м. При соотношении размеров поковки после второй высадки , где средний диаметр dc1=(Dк1+d к1)/2, на третьем переходе выполняют предварительную формовку фланца с размерами Dфлф, hф, h1ф пуансоном и матрицей, имеющими конические (или сферические, или тороидальные) поверхности с углами n и м соответственно. На четвертом переходе выполняют окончательную формовку поковки с размерами фланца Dфл , D1, D2, D3, dcm и h, h1, h2, lcm.
Использование данного изобретения позволяет повысить качество поковок типа стержня с фланцем при горячей объемной штамповки на ГКМ и высадочных автоматах за счет создания направленного благоприятного волокнистого строения на верхней или на нижней торцовых поверхностях фланца и в месте перехода от стержня к фланцу, формирующегося при предварительной формовке фланца пуансоном и матрицей, имеющими конические, или сферические, или тороидальные поверхности.
Пример. Горячую объемную штамповку поковки полуоси заднего моста автомобилей ЗИЛ 130 (деталь 130Г-1203070) по существующему технологическому процессу (фиг.1) выполняют на горизонтально-ковочной машине номинальной силой 12,50 МН (ГКМ 1250) из стали марки 47ГТ. От прутка отрезают исходную заготовку диаметром d=48,0 мм и длиной lзаг=1359±5 мм. Т.к. в первом наборном переходе в коническом пуансоне получают коническую заготовку с диаметрами dк= 50 мм, Dк= 68 мм и длиной lк=223 мм. Во втором наборном переходе, т.к. , получают коническую заготовку с размерами dк1 = 55 мм, Dк1= 85 мм и длиной lк1=166 мм. На третьем переходе, т.к. осуществляют предварительную формовку поковки с диаметром Dфлф= 196 мм и толщиной hф=18 мм. На четвертом переходе получают поковку с окончательными размерами: с подъемом стержневой части длиной lcm=79,2 мм на диаметр dсm = 49,7 мм; с фланцем диаметром Dфл= 197,9 мм, толщиной h=16,7 мм и конической частью на толщине h1=19,3 мм, с диаметрами D1= 126,4 мм и D2= 78 мм.
Предлагаемый способ горячей объемной штамповки поковки полуоси заднего моста автомобилей ЗИЛ130 (деталь 130Г-1203070) осуществляют аналогично существующему на ГКМ 1250 из стали марки 47ГТ (фиг.2). От прутка отрезают исходную заготовку с размерами d=48,0 мм и lзаг=1359±5 мм, выполняют первую и вторую наборную высадку, матрицы имеют конусную воронку с углом 10°. На первом переходе получают заготовку с размерами dк= 50 мм, Dк= 68 мм и lк=223 мм, во втором переходе получают заготовку с размерами dк1= 55 мм, Dк1= 85 мм и lк1=166 мм.
На третьем переходе проводят предварительную формовку фланца пуансоном, имеющим коническую поверхность с углом 10°, а матрица имеет конусную воронку с углом 10°. На третьем переходе получают заготовку с размерами Dфлф= 159,7 мм, hф=34 мм, h1ф=31 мм.
На четвертом переходе проводят окончательную формовку фланца и получают поковку со следующими размерами: длина l cm=79,2 мм, диаметр dcm= 49,7 мм; диаметр фланца Dфл= 197,9 мм, толщина h=16,7 мм и толщина h1=19,3 мм, диаметр d1= 126,4 мм и диаметр D2= 78 мм.
Полученные детали имеют направленное благоприятное волокнистое строение на верхней и нижней торцовых поверхностях фланца и в месте перехода от стержня к фланцу вследствие более равномерного течения металла в этих частях поковки.
Класс B21J5/06 для выполнения особых операций