задвижка с дублирующим приводом

Классы МПК:F16K31/143 с воздействием жидкости или газа на поршень 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Арифулин Рафик Хасанович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-25
публикация патента:

Изобретение относится к запорной арматуре, а именно - к средствам управления задвижками, обеспечивающим возможность ручного перекрытия магистрали. Задвижка с дублирующим приводом содержит шибер со шпинделем, основной пневмо- или гидропривод и дублирующий ручной привод с маховиком. На верхнем конце шпинделя выполнена резьба, которая взаимодействует с резьбой ходовой гайки. Ходовая гайка пропущена через уплотнитель в крышке основного привода, установлена в поворотной втулке с донышком и сопряжена с ней поверхностью своих внешних граней или шпоночным соединением. Указанная втулка соединена с маховиком ручного привода и установлена в подшипниках на крышке основного привода. Поршень основного привода установлен на шпинделе с возможностью независимого осевого перемещения последнего для закрытия шибера под действием механического привода. На шпинделе выполнен уступ, к которому ходовой гайкой прижимается поршень для обеспечения осевого перемещения шпинделя под действием основного привода. В открытом положении шибера ходовая гайка торцами взаимодействует с поршнем и донышком втулки. Изобретение позволяет повысить надежность и снизить усилие, необходимое для закрытия задвижки с помощью ручного привода. 1 ил.

задвижка с дублирующим приводом, патент № 2418221

Формула изобретения

Задвижка с дублирующим приводом, содержащая шибер со шпинделем, основной пневмо- или гидропривод и дублирующий ручной привод с маховиком, отличающаяся тем, что на верхней цилиндрической части шпинделя выполнена резьба, взаимодействующая с резьбой на внутренней поверхности ходовой гайки, пропущенной через уплотнитель в крышке основного привода, установленной в поворотной втулке с донышком и сопрягаемой с ней поверхностью своих внешних граней или шпоночным соединением, причем указанная втулка соединена с маховиком ручного привода и установлена в подшипниках на крышке основного привода, поршень основного привода установлен на шпинделе с возможностью независимого осевого перемещения последнего для закрытия шибера под действием механического привода, а на шпинделе выполнен уступ, к которому ходовой гайкой прижимается поршень для обеспечения осевого перемещения шпинделя под действием основного привода, при этом в открытом положении шибера ходовая гайка торцами взаимодействует с поршнем и донышком втулки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к запорной арматуре, а именно - к средствам управления задвижками, обеспечивающим возможность дистанционного ручного перекрытия магистрали.

Известна задвижка с дублирующим приводом, содержащая шибер со шпинделем, основной пневмо- или гидравлический привод и дублирующий ручной привод с маховиком (см. а.с. SU 540100, кл. F16K 31/05, опубл. 25.12.1976). Недостатками известного устройства является невозможность закрытия задвижки вручную в случае заклинивания поршня, а также повышенное усилие управления ввиду того, что при управлении вручную перемещается поршень, не выполняющий каких-либо функций.

Задачей изобретения является устранение указанного недостатка. Технический результат заключается в повышении надежности и снижении усилия, необходимого для закрытия задвижки с помощью ручного привода. Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в задвижке с дублирующим приводом, содержащей шибер со шпинделем, основной пневмо- или гидравлический привод и дублирующий ручной привод с маховиком, на верхней цилиндрической части шпинделя выполнена резьба, взаимодействующая с резьбой на внутренней поверхности ходовой гайки, пропущенной через уплотнитель в крышке основного привода, установленной в поворотной втулке с донышком и сопрягаемой с ней поверхностью своих внешних граней или посредством шпоночного соединения, причем указанная втулка соединена с маховиком ручного привода и установлена в подшипниках на крышке основного привода, поршень основного привода установлен на шпинделе с возможностью независимого осевого перемещения последнего для закрытия шибера под действием механического привода, а на шпинделе выполнен уступ, к которому ходовой гайкой прижимается поршень для обеспечения осевого перемещения шпинделя под действием основного привода, при этом в открытом положении шибера ходовая гайка торцами взаимодействует с поршнем и донышком втулки.

На чертеже представлен поперечный разрез предлагаемой задвижки с дублирующим приводом.

Задвижка включает шибер 1 со шпинделем 2, установленный в обечайке 3 корпуса с крышкой 4, который расположен между фланцевыми патрубками 5 корпуса задвижки. На корпусе установлен цилиндр 6 основного пневмо- или гидропривода, закрытый крышкой 7. Выше расположен дублирующий ручной привод с маховиком 8 и колпаком 9. Маховик 8 соединен с поворотной втулкой 10 с донышком, которая установлена в подшипниках 11 на крышке 7 основного привода. Внутренняя поверхность этой втулки 10 сопряжена с гранями установленной в ней ходовой гайки 12, пропущенной через уплотнитель 13 в крышке 7 основного привода. Сопряжение втулки 10 с ходовой гайкой 12, как вариант, может быть выполнено посредством шпоночного соединения. Резьба гайки 12 взаимодействует с резьбой шпинделя 2, упираясь на нижний торец ходовой гайки 12. На шпинделе 2 также выполнен уступ 14, к которому, при управлении задвижкой с помощью основного привода, гайкой 12 прижимается поршень 15 для обеспечения осевого перемещения шпинделя. В открытом положении шибера 1 ходовая гайка 12 торцами взаимодействует с поршнем 15 и донышком втулки 10. Поршень 15 основного пневмо- или гидропривода установлен на шпинделе 2 с возможностью независимого осевого перемещения последнего для закрытия шибера под действием механического привода.

Предлагаемая задвижка работает следующим образом.

При дистанционном управлении с помощью основного привода необходимо, чтобы ходовая гайка 12 находилась в верхнем положении. Для этого необходимо вращать маховик 8 против часовой стрелки до упора.

При подаче рабочего агента (жидкости или газа) в верхнюю полость привода цилиндра 6 поршень 15 начинает двигаться вниз, перемещая шпиндель 2 и, соответственно, шибер 1 задвижки, закрывая проход между патрубками 5. Вместе со шпинделем 2 перемещается в осевом направлении ходовая гайка 12, оставаясь при этом в постоянном зацеплении со втулкой 10 по граненой поверхности. При подаче рабочего агента в нижнюю полость приводного цилиндра 6 поршень 15, упираясь на нижний торец ходовой гайки 12, перемещается вверх, перемещая соответственно шпиндель 2 и связанный с ним шибер 1.

В случае аварии в системе дистанционного управления, если нет возможности закрыть задвижку дистанционно, например при заклинивании поршня, и необходимости перехода на ручное управление открытой задвижкой производят следующее. Сначала необходимо перевести ходовую гайку 12 в максимально верхнее положение, до упора в донышко втулки 10 и при этом она перестает поджимать поршень 15. Для этого необходимо вращать маховик 8 по часовой стрелке до упора. При дальнейшем вращении маховика 5, так как гайка 12 уже ограничена в осевом перемещении, вращательное движение преобразуется в осевое перемещение шпинделя 2 посредством резьбы. При этом происходит выкручивание шпинделя 2 из ходовой гайки 12 и перемещение шибера 1 в закрытое положение. Поскольку гайка 12 уже не поджимает поршень 15, шпиндель 2 перемещается независимо, т.е. без поршня.

Предлагаемая конструкция задвижки позволяет закрыть шибер, не перемещая при этом поршень, т.е. не преодолевая сопротивление рабочего агента и обеспечивая перемещение шпинделя при заклинивании поршня и минимально возможном усилии управления в ручном режиме.

Класс F16K31/143 с воздействием жидкости или газа на поршень 

Наверх