полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения

Классы МПК:C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "ТехноНИКОЛЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-08
публикация патента:

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при производстве рулонного кровельного материала. Изобретение касается полимерно-битумного вяжущего материала для дорожного строительства, содержащего битум и полимерный компонент, при этом в качестве битума он содержит битум кровельный и битум строительный, в качестве полимерного компонента содержит СБС-полимер линейного и/или радиального типа при следующем соотношении указанных компонентов, мас.%:

битум кровельный 42.0-96.0
битум строительный 1.0-50.0
СБС радиального типа 2.0-8.0
СБС линейного типа0.5-10.0

Изобретение также касается способа получения полимерно-битумного вяжущего материала. Технический результат - получение полимерно-битумного вяжущего материала, обладающего повышенной эластичностью и растяжимостью при низких температурах, низкой температурой хрупкостью, высокой стабильностью. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения

1. Полимерно-битумный вяжущий материал для дорожного строительства, содержащий битум и полимерный компонент, отличающийся тем, что в качестве битума содержит битум кровельный и битум строительный, в качестве полимерного компонента содержит СБС-полимер линейного и/или радиального типа при следующем соотношении указанных компонентов, мас.%:

битум кровельный 42,0-96,0
битум строительный 1,0-50,0
СБС радиального типа 2,0-8,0
СБС линейного типа0,5-10,0

2. Полимерно-вяжущий материал по п.1, отличающийся тем, что соотношение кровельного и строительного битумов выбирают из условия содержания асфальтенов в битумной массе не менее 5% и не более 30%.

3. Способ получения полимерно-битумного вяжущего материала, при котором полимерный компонент смешивают в смесителе с предварительно нагретым битумом, отличающийся тем, что в качестве полимерного компонента используют СБС-полимер линейного и/или радиального типа, 0,5-10,0 мас.% и/или 2,0-8,0 мас.% которого соответственно смешивают с использованием гомогенизатора с 42,0-96,0 мас.% битума кровельного и 1,0-50,0 мас.% битума строительного, при этом процесс смешивания осуществляют в течение 30-40 мин с поддержанием температуры смеси не более 190°С.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что в качестве кровельного битума используют битум марки БНК 40/180 и/или БНК 45/190.

5. Способ по п.3, отличающийся тем, что в качестве строительного битума используют битум марки БНК 90/30, или БН 90/10, или БНД.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к полимерно-битумной композиции, относящейся к вяжущему материалу, а также к способу получения указанной композиции на основе битума с использованием полимеров. Изобретение предназначено для использования в дорожном строительстве.

Из патента РФ № 2011166, класс C08L 95/00, С08К 13/02, опубл. 30.04.94, известна полимерно-битумная композиция, содержащая 80-99 масс.ч. битума, 1-20 масс.ч. каучука (гомополимеры сопряженных диенов, статистические сополимеры типа стирол-сопряженный диен и линейные или разветвленные блок-сополимеры типа стирол-сопряженный диен, предпочтительнее линейный или разветвленный блок-сополимер типа стирол-бутадиен), 1-20 масс.ч. смеси серы и серосодержащего соединения в массовом соотношении 20-60:40-80 соответственно, которую получают смешением при температуре 150-170°С в течение 1,5-2,0 ч битума и каучука (преимущественно блок-сополимера стирол-сопряженный диен), затем вводят смесь серы и серосодержащего соединения и возможно дополнительно - аминосодержащую добавку, растворимую в битуме (триэтаноламин), и ведут перемешивание в течение 1,5-4,0 ч.

Недостатком как самой известной композиции, так и способа ее получения является длительность ее приготовления, необходимость использования серной вулканизующей группы, представляющей собой смесь элементарной серы и серосодержащего соединения, получение которой выделено в отдельную стадию, возможность неконтролируемого повышения вязкости битумной композиции при хранении из-за протекания процессов вулканизации во времени.

Известна из патента РФ № 2011667, класс C08L 95/00, С08К 5/00, опубл. 30.04.1994, полимерно-битумная композиция для гидроизоляции и герметизации, включающая 70-79 мас.% битума, 9,5-15 мас.% бутадиенстирольного термоэластопласта ДСТ-30 или каучуковой крошки (отход производства синтетических каучуков и бутадиенстирольных латексов), 1,0-3,0 мас.% низкомолекулярного сополимера бутадиена с пипериленом или акрилонитрилом, 8,0-10,0 мас.% пластификатора (нафтеноароматические углеводороды), 0,5-1,0 мас.% стеариновой кислоты, 1,5-3,0 мас.% поверхностно-активного вещества (ОП-7 или ОП-10), которую получают смешением в течение 1,5-2,0 ч компонентов либо в смесителе, куда подают нагретый до 160-170°С битум, а затем в него вводят порциями термоэластопласт (или каучуковую крошку) и стеариновую кислоту, перемешивают до однородной массы, после чего последовательно вводят низкомолекулярный сополимер, пластификатор и поверхностно-активное вещество, либо в две стадии: на первой стадии получают концентрат смешением в вакуум-мешалке в течение 1 ч при температуре 70°С части битума со всеми остальными компонентами, на второй стадии вводят в смеситель оставшуюся часть нагретого до 160-170°С битума, вводят концентрат, полученный на первой стадии, и ведут перемешивание при температуре 150-170°C в течение 1,5-2,0 ч, причем соотношение битума, введенного на первой и второй стадиях, составляет 1:1,41-2,95 соответственно (патент РФ № 2011667, МПК C08L 95/00, С08К 5/00, приоритет 09.01.91 г., опубл. 30.04.94 г., бюл. № 8).

Известная полимерно-битумная композиция обладает повышенной морозостойкостью, прочностью, пониженным относительным удлинением при разрыве при положительных температурах.

Недостатком данной композиции и способа ее получения является многокомпонентность, использование низкомолекулярного сополимера бутадиена с нитрилом акриловой кислоты (НАК), что небезопасно в экологическом отношении, так как при длительном воздействии высоких температур при растворении сополимера в битуме возможно выделение остаточного незаполимеризованного мономера (НАК) в окружающую среду.

Из существующего уровня техники также известна полимерно-битумная композиция, включающая битум, бутадиенстирольный термоэластопласт и адгезионную добавку, в качестве которой используют талловое масло или продукт взаимодействия таллового масла и триэтаноламина при массовом соотношении талловое масло:триэтаноламин (66-68):(32-34), при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%: битум 97,3-77, бутадиенстирольный термоэластопласт 2-16, указанная адгезионная добавка 0,7-7,0 (патент РФ № 2119513, C08L 95/00, опубл. 27.09.98 г., БИ № 27).

Недостатками известной композиции являются:

неопределенный состав таллового масла, в зависимости от типа исходного природного сырья (хвойные или лиственные породы дерева) и технологии получения значительно изменяется содержание смоляных кислот, которые определяют главным образом адгезионные свойства таллового масла;

недостаточно эффективное смешение таллового масла или продукта взаимодействия таллового масла и триэтаноламина с термоэластопластами, что может приводить к нарушению дозировок компонентов при получении полимерно-битумной композиции.

Наиболее близким аналогом к заявленному изобретению является полимерно-битумная композиция и способ ее получения, известные из патента РФ2226203, класс C08L 95/00, опубл. 27.03.2003. Известная композиция включает в себя битум, блок-сополимер бутадиена со стиролом и адгезионную добавку, при этом в качестве адгезионной добавки композиция содержит малеинизированный низкомолекулярный полибутадиен с содержанием связанного малеинизированного ангидрида 12-21 мас.%, при следующем соотношении компонентов, масс.ч.: битум 81,0-97,5, блок-сополимер бутадиена со стиролом 2,0-14,0, указанная адгезионная добавка 0,5-5,0. Получают указанную композицию путем перемешивания в смесителе на начальной стадии приготовления термоэластопласта линейного строения ДСТ-30Р-01 и низкомолекулярного малеинизированного полибутадиена в количестве 0,5 кг, содержащего 12 мас.% связанного малеинового ангидрида, в течение 20-60 минут при температуре окружающей среды. Полученную смесь в виде сыпучей крошки в количестве 2,5 кг подают в емкость, снабженную лопастной мешалкой и циркуляционным насосом, с 97,5 кг нефтяного битума, предварительно разогретого до температуры 140-160°С, и ведут перемешивание при температуре 150-160°С в течение 60 мин до полного растворения полимера.

К недостаткам известной полимерно-битумной композиции следует отнести: недостаточно высокую долговечность, низкую растяжимость при низких температурах, недостаточно высокие теплостойкость и стабильность.

Недостатком способа получения известного битумполимерного материала является многостадийность, что обуславливает усложнение самого процесса приготовления смеси, увеличение времени получения готового продукта, что, в свою очередь, приводит к снижению производительности и увеличению стоимости готовой смеси.

Техническим результатом заявленного изобретения в части способа является разработка способа (технологического процесса) получения полимерно-битумного вяжущего материала, обладающего повышенной эластичностью и растяжимостью при низких температурах, низкой температурой хрупкостью, высокой стабильностью, сокращающего при этом время приготовления готовой смеси и упрощающего процесс ее получения.

Техническим результатом заявленного изобретения в части полимерно-битумного вяжущего материала является определение необходимых компонентов, составляющих композицию полимерно-битумного вяжущего материала, а также их соотношение в этой композиции, обеспечивающей достижение указанных выше свойств.

Достижение указанного технического результата в части полимерно-битумного вяжущего материала обеспечивается тем, что этот материал содержит битум и полимерный компонент, при этом в качестве битума содержит битум кровельный и битум строительный, в качестве полимерного компонента содержит СБС(стирол-бутадиен-стирол)-полимер линейного и/или радиального типа при следующих соотношениях указанных компонентов, мас.%:

Битум кровельный 42.0-96.0
Битум строительный 1.0-50.0
СБС-полимер радиального типа 2.0-8.0
СБС-полимер линейного типа0.5-10.0

Причем при изготовлении полимерно-битумного вяжущего материала соотношение кровельного и строительного битумов выбирают из условия содержания асфальтенов в битумной массе не менее 5% и не более 30%.

Достижение указанного технического результата в части способа получения полимерно-битумного вяжущего материала обеспечивается тем, что при получении указанного материала полимерный компонент и предварительно нагретый битум смешивают, при этом в качестве полимерного компонента используют СБС-полимер линейного и/или радиального типа, 0,5-10,0 мас.% и/или 2.0-8.0 мас.% которых соответственно перемешивают с использованием гомогенизатора с 42.0-96.0 мас.% битума кровельного и с 1.0-50.0 мас.%. битума строительного, при этом процесс перемешивания осуществляют в течение 30-40 минут с поддержанием температуры смеси не более 190°С.

В общем случае предлагаемый к патентованию способ получения полимерно-битумного вяжущего материала в заявленных составе и соотношениях компонентов между собой реализуется следующим образом, при этом, в частных случаях, в зависимости от рецептуры и требуемых свойств готового продукта, не исключается и несколько иная последовательность загрузки и перемешивания его компонентов.

Нефтяные битумы из резервуаров через теплообменник с температурой 190-200°С подаются на участок приготовления полимерно-битумного вяжущего в смеситель. После заполнения требуемого количества битума в смеситель засыпают полимеры в требуемом количестве. Смешивание компонентов согласно рецептуре и дальнейшее перемешивание осуществляют в течение 30-40 минут по кольцу смеситель-гомогенизатор-смеситель. Температура смеси при этом не должна превышать 190°С. В качестве гомогенизатора используется известный гомогенизатор SUPRATON или другой подобного типа, применение которого позволяет измельчить гранулы полимера до 0.5-1.0 мм, что обуславливает более быстрое их набухание и распределение в битуме и позволяет получить полимерно-битумное вяжущее стабильного качества, поскольку при измельчении полимера через гомогенизатор исключено попадание воздуха в объем смеси, что при высоких температурах могло бы привести к интенсивной термоокислительной деструкции полимера, при этом скорость вращения ротора гомогенизатора должна составлять 800-10000 об/мин, а величина капиллярных отверстий или зазора узких щелей - 100-800 мкм.

Поддержание температуры смеси при перемешивании осуществляют циркуляцией горячего масла с температурой 240°С через рубашку смесителя.

Для получения заявленного полимерно-битумного вяжущего материала используют кровельный (марки БНК 40/180, БНК 45/190 ГОСТ 9548) и строительный (марки БНК 90/30, ГОСТ 9548, или БН 90/10, ГОСТ 6617, или марки БНД и БН ГОСТ 22245) битумы, а также полимерный компонент (СБС-полимер линейного и/или радиального типа), растворение которого в указанных битумах позволяет формировать наноструктуру между асфальтенами (твердыми квазисферическими коллоидными частицами диаметром 2-10 нм) битума и полистирольными доменами СБС-полимера. Повышение содержания асфальтенов в дисперсионной среде влечет за собой возрастание твердости, температуры размягчения и хрупкости битума, что в конечном итоге влияет на дорожное покрытие, которое при содержании асфальтенов менее 5% не имеет достаточной жесткости, а при содержании более 30%, как показала практика, полимер плохо распределяется в битуме, что обуславливает нестабильность полимерно-битумного вяжущего материала.

Пример реализации способа получения полимерно-битумного вяжущего

Количественное соотношение компонентов полимерно-битумного вяжущего берется для его получения в соответствии с рецептурой.

При температуре 195°С в смеситель вводят кровельный битум марки БНК 40/180 и/или БНК 45/190 (ГОСТ 9548) и загружают СБС-полимер радиального и/или линейного типа, пропускает полученную смесь в течение 30-40 минут по кольцу смеситель-гомогенизатор-смеситель, поддерживая при этом температуру смеси не более 190°С. Затем добавляют битум строительный марки БНК 90/30, или БН 90/10, или БНД, перемешивают 5-10 минут посредством гомогенизатора. Полученный таким образом готовый продукт перекачивают в хранилище или отгружают потребителю.

Заявленное изобретение иллюстрируется следующими примерами, содержащими конкретные соотношения входящих в получаемый полимерно-битумный вяжущий материал (ПБВМ) компонентов, представленными в таблице.

Таблица
Наименование компонентов Состав ПБВМ, мас.% Стандартный образец ПБВ 60 по ГОСТ 52056
Пример 1Пример 2Пример 3
Кровельный битум (БНК 40/180 или БНК 45/190) 89,571,5 48полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223
Строительный битум (БНК 90/30 или БН 90/10) 220 40полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223
Массовая доля асфальтенов, % 4,918 3118-38
СБС радиального типа8 22 полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223
СБС линейного типа 0,56,5 10полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223
Тест на стабильность (хранение полимерно-битумного вяжущего при 180°С в течение 72 часов)
КиШверх-КиШниз (норма не >3) 45 17
Пенетрацияверх :пенетрацияниз (норма от 0,9 до 1,1) 1,52 12,5
Анализ образцов полимерно-битумного вяжущего
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223
25°С75 65 70не менее 60
0°С 58 4555 не менее 32
Температура размягчения по кольцу и шару, °С 7082 80не ниже 54
Растяжимость, см, при температуре полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223
0°С18 15 32не менее 11
Эластичность, %, при температуре полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223
0°С70 68 75не менее 70
Температура хрупкости по Фраасу, °С -20-19 -28не выше минус 20
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С (по абсолютной величине)4 5 2не более 5
Анализ образцов асфальтобетона, изготовленных с использованием полимерно-битумного вяжущего по примеру № 3 и стандартного образца ПБВ
Количество циклов сжатия-растяжения до 50% потери прочности образца асфальтобетонаполимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223 полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223 21855 15223
Устойчивость асфальтобетона к колееобразованию (общая деформация Do, %) 3полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223 2,08 2,22
Индекс трещиностойкости полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223 полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223 0,66 0,54
Индекс сопротивления пластическим деформациям полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223 полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223 1,69 1,32
Уровень надежности полимерно-битумный вяжущий материал и способ его получения, патент № 2412223 0,73 0,87-0,89 0,73-0,75

Таким образом, как следует из приведенных в таблице примеров, получаемый по предлагаемому способу полимерно-вяжущий материал обладает, по сравнению со стандартным образцом полимерно-битумного вяжущего материала, более высокими технико-эксплуатационными показателями, обуславливая тем самым достижение указанного выше технического результата и проявление указанных выше свойств.

Заключение по образцам асфальтобетона

1. Относительная деформация для образцов асфальтобетона, приготовленных с применением предлагаемого полимерно-битумного вяжущего, после 3600 циклов нагружения при (40±2)°С на 19% меньше, чем для стандартных образцов асфальтобетона.

2. Фактический модуль упругости стандартных образцов асфальтобетона выше фактического модуля упругости образцов, изготовленных с применением предлагаемого полимерно-битумного вяжущего на 33% при температуре испытания -20°С, на 10% выше при температуре испытания 0°С и ниже на 2% при температуре испытания 20°С.

3. Деформация стандартных образцов асфальтобетона после 10000 проходов колеса при (50±2)°С выше деформации образцов, изготовленных с применением предлагаемого полимерно-битумного вяжущего, на 6%.

4. Усталостная долговечность стандартных образцов асфальтобетона ниже усталостной долговечности образцов, изготовленных с применением предлагаемого полимерно-битумного вяжущего, на 43%.

Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара

способ получения битумно-каучукового вяжущего -  патент 2529552 (27.09.2014)
битумно-уретановое вяжущее и способ его получения -  патент 2527470 (27.08.2014)
квантово-активированная битумная эмульсия -  патент 2525547 (20.08.2014)
способ и устройство для приготовления модифицированных резинобитумных мастик -  патент 2525487 (20.08.2014)
высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
гидроизоляционный материал -  патент 2522631 (20.07.2014)
способ получения полимерно-битумных композиций -  патент 2522618 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)
Наверх