контактная система сильноточного аппарата

Классы МПК:H01H1/50 устройства, обеспечивающие увеличение контактного давления, предотвращение колебаний контактов, взаимоудержание контактов после их соприкосновения или перемещение в разомкнутое положение 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Технос" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-28
публикация патента:

Изобретение относится к автоматическим выключателям и может применяться в конструкциях сильноточных коммутационных аппаратов. Контактная система сильноточного аппарата содержит по крайней мере одну пару подвижных контактов, пружину контактного нажатия, пару токоведущих шин и гибкую связь. Токоведущие шины расположены параллельно друг другу и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами. Технический результат состоит в исключении размыкания контактов в режиме коммутации. 1 ил.

контактная система сильноточного аппарата, патент № 2411601

Формула изобретения

Контактная система сильноточного аппарата, содержащая по крайней мере одну пару подвижных контактов, пружину контактного нажатия, пару токоведущих шин и гибкую связь, отличающаяся тем, что токоведущие шины одинаковой длины расположены параллельно друг другу и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматическим выключателям, и может применяться в конструкциях сильноточных коммутационных аппаратов.

При прохождении по токоведущему контуру номинального тока большой величины (сотни тысяч ампер) возникают значительные электродинамические силы, стремящиеся деформировать этот контур. В сильноточных аппаратах электродинамические силы могут достигать десятков тысяч ньютон, что может привести к отбросу контактов в режиме рабочей коммутации. В таких контактных системах необходимо учитывать наибольшее значение тока, длину, конфигурацию и взаимное расположение деталей, образующих токоведущий контур.

Известно, что электродинамическая сила взаимодействия между параллельными проводниками пропорциональна длине участка, для которого определяется сила взаимодействия, произведению значения токов и обратно пропорциональна расстоянию между проводниками. Ее равнодействующая приложена к середине участка, для которого определяется эта сила.

Способность противостоять механическим воздействиям, возникающим при прохождении через аппарат таких токов, характеризует стойкость аппарата.

Контактные системы сильноточных аппаратов известны из следующих источников:

1. Патент RU № 77501, H01H 29/16, 2008 г.;

2. Патент RU № 2054724, H01H 1/24, 1992 г.;

3. Патент SU № 1820955, H01H 1/20, 1991 г.;

4. Патент SU № 1805509, Н01Н 29/16, 19991 г.

Наиболее близким аналогом может служить контактная система сильноточного коммутационного аппарата по второму источнику (патент № 2054724). Она содержит два токопровода, подвижный контакт, расположенный на якоре, две группы ламельных контактов, установленных на неподвижных контактах. Под каждой группой ламельных контактов установлено подпружиненное кольцо, и на каждой группе ламельных контактов установлен ограничитель движения, одним краем заходящий на подпружиненное кольцо.

При замыкании контактов к якорю прикладывается сила F, под действием которой якорь и подвижный контакт приходят в движение - контакты замыкаются. Подпружиненное кольцо обеспечивает контактное нажатие. При размыкании контактов необходимо к якорю приложить усилие F противоположного направления.

Недостатком такой конструкции является наличие значительных электродинамических усилий контактной системы при протекании максимально допустимых токов, что приводит к отбросу контактов в сторону отключенного положения и тем самым нарушает нормальный процесс коммутации.

Изобретение направлено на создание надежной конструкции контактной системы сильноточного аппарата, компенсирующей электродинамические усилия.

Технический результат состоит в исключении размыкания контактов в режиме коммутации.

Это достигается тем, что токоведущие шины длиной l расположены параллельно друг другу на расстоянии а и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами.

Длина токоведущих шин l и расстояние между ними а выбраны в таком соотношении, что значения электродинамических усилий (ЭДУ), отбрасывающие контакты аппарата, в режиме коммутации больших токов, меньше значений ЭДУ, создаваемых токоведущими шинами, и направлены в противоположную сторону отброса контактов, что компенсирует (уменьшает) величину ЭДУ контактов и исключает их размыкание.

Изобретение поясняется чертежом, где показана патентуемая контактная система сильноточного аппарата в замкнутом положении.

Контактная система содержит одну пару подвижных контактов 1 и 2, пружины контактного нажатия 3 (на примере приведены две пары пружин), две пары токоведущих шин 4 и 5, гибкие связи 6. Шины 4 и 5 выполнены одинаковой длиной l и расположены параллельно друг другу на расстоянии а. С одной стороны шины 4 и 5 электрически соединены гибкой связью 6, а с другой связаны с контактами соответственно 1 и 2 аппарата. Пружины контактного нажатия 3 закреплены между шинами 4 и 5. С наружной стороны каждой шины размещен упор 7.

Контактная система работает следующим образом. В исходном состоянии контактная система разомкнута. Каждая шина 4, 5 прижата пружинами 3 к ограничителям 7.

Для осуществления замыкания контактов аппарата движение от привода (он не показан на чертеже) передается на подвижные контакты 1 и 2. В процессе движения подвижные контакты 1, 2 перемыкают шины соответственно 4 и 5 и отодвигают их от ограничителей 7, при этом пружины 3 поджимаются, что необходимо для обеспечения требуемого контактного нажатия. Направление тока по шинам показано на чертеже стрелками. Коммутационный сильноточный аппарат включен.

При протекании коммутируемого тока большой величины электродинамические усилия контактов 1 и 2 пытаются отбросить их в противоположные стороны (отключить). Одновременно с электродинамическими усилиями контактов на шинах возникают свои электродинамические усилия, которые направлены в сторону увеличения расстояния а, а следовательно, в сторону исключения размыкания контактов. Таким образом происходит компенсация электродинамических усилий контактов.

Итак, за счет того, что токоведущие шины длиной l расположены параллельно друг другу на расстоянии а и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами, исключен отброс контактов в режиме коммутации больших токов.

Класс H01H1/50 устройства, обеспечивающие увеличение контактного давления, предотвращение колебаний контактов, взаимоудержание контактов после их соприкосновения или перемещение в разомкнутое положение 

врубной контакт -  патент 2446500 (27.03.2012)
контактное устройство -  патент 2276422 (10.05.2006)
электрический контактный мостик -  патент 2020623 (30.09.1994)
Наверх