способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя

Классы МПК:F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Московское машиностроительное производственное предприятие "САЛЮТ" (ФГУП "ММПП "САЛЮТ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-09-18
публикация патента:

Способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя включает создание возмущенного потока воздуха на входе в двигатель, измерение стационарных и динамических параметров возмущенного потока в процессе полета, определение по замеренным параметрам критических величин окружной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о кр на входе в двигатель и среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр, расчет критической величины суммарной неоднородности потока Wкp с учетом окружной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о кр и среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр, при этом, для двигателей, соединяемых со входом самолета через переходной элемент в форме диффузора с углом раскрытия не более 6°, при расчете критической величины суммарной неоднородности потока Wкр дополнительно учитывают величину радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р, определяемую как разность между критической величиной радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р кр, полученной в полете на режимах определения границы устойчивой работы двигателя, и максимальной величиной радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р пол mах, полученной в полете на эксплуатационных режимах, а расчет критической величины суммарной неоднородности потока Wкp осуществляют по формуле Wкр=способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 o кр+способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кp+способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 p, где способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о кр - критическая величина окружной неравномерности потока; способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр - величина критического среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций; способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р=способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р кр-способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р пол mах - величина радиальной неравномерности потока. Изобретение позволяет повысить достоверность и точность результатов испытаний при определении границы газодинамической устойчивости двигателей, подсоединяемых к летательному аппарату через переходной элемент. 3 ил.

способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768

Формула изобретения

Способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, включающий создание возмущенного потока воздуха на входе в двигатель, измерение стационарных и динамических параметров возмущенного потока в процессе полета, определение по замеренным параметрам критических величин окружной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 o кр на входе в двигатель и среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр, расчет критической величины суммарной неоднородности потока Wкp с учетом окружной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 o кр и среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр, отличающийся тем, что для двигателей, соединяемых со входом самолета через переходной элемент в форме диффузора с углом раскрытия не более 6°, при расчете критической величины суммарной неоднородности потока Wкp дополнительно учитывают величину радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р, определяемую как разность между критической величиной радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р кр, полученной в полете на режимах определения границы устойчивой работы двигателя, и максимальной величиной радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р пол mах, полученной в полете на эксплуатационных режимах, а расчет критической величины суммарной неоднородности потока Wкp осуществляют по формуле

Wкр =способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 o кр+способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кp+способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 p,

где способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о кр - критическая величина окружной неравномерности потока;

способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр - величина критического среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций;

способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р=способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р кр-способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р пол mах - величина радиальной неравномерности потока.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к испытаниям авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может найти применение в авиационной промышленности.

Известен способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, включающий определение величин окружной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 o и среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 на входе газотурбинного двигателя и расчет по полученным значениям критической величины суммарной неоднородности потока Wкр, по формуле Wкр=способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о+способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 (См. Н.Х.Ремеев «Аэродинамика воздухозаборников сверхзвуковых самолетов», издание ЦАГИ, 2002 г., стр.14).

Недостаток известного способа заключается в его ограниченных возможностях из-за невозможности достаточно точно оценить границу устойчивой работы газотурбинного двигателя, который подсоединяется к входному устройству летательного аппарата, в частности самолета, при помощи переходного элемента, необходимого в случаях, когда диаметр входного устройства летательного аппарата и диаметр двигателя не соразмерны друг с другом. К такому случаю можно отнести, например, необходимость установки на эксплуатируемом летательном аппарате модернизированного двигателя, имеющего несколько больший диаметр входа в сравнении с диаметром входного устройства летательного аппарата.

Технический результат заявленного способа - повышение достоверности и точности результатов испытаний при определении границы газодинамической устойчивости двигателей, подсоединяемых к летательному аппарату через переходной элемент.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, включающем создание возмущенного потока воздуха на входе в двигатель, измерение стационарных и динамических параметров возмущенного потока в процессе полета, определение по замеренным параметрам критических величин окружной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о кр на входе в двигатель и среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр, расчет критической величины суммарной неоднородности потока Wкр с учетом окружной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о кр и среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр, согласно изобретению для двигателей, соединяемых со входом самолета через переходной элемент в форме диффузора с углом раскрытия не более 6°, при расчете критической величины суммарной неоднородности потока Wкр дополнительно учитывают величину радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р, определяемую как разность между критической величиной радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 ркр, полученной в полете на режимах определения границы устойчивой работы двигателя, и максимальной величиной радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р пол max, полученной в полете на эксплуатационных режимах, а расчет критической величины суммарной неоднородности потока Wкр осуществляют по формуле

W кр=способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о кр+способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр+способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р,

где способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о кр - величина окружной неравномерности потока;

способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр - величина среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций;

способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р=способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р кр-способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р пол max - величина радиальной неравномерности потока.

Как известно, газотурбинные двигатели летательного аппарата работают в условиях возмущенного воздушного потока. Увеличение возмущений воздушного потока перед двигателем, обычно, связано с отклонением от нормальных условий полета, например, при выполнении маневрирования.

Эти возмущения оказывают существенное влияние на газодинамические и прочностные характеристики двигателя и, в первую очередь, на границу его газодинамической устойчивости практически на всех режимах работы как дозвуковых, так и сверхзвуковых летательных аппаратов. Природа возникновения возмущений воздушного потока связана с развитием отрывных явлений во входных устройствах, которые приводят к возникновению неравномерности полного давления по сечению канала перед входом в двигатель и возникновению турбулентных пульсаций. Эта неравномерность характеризуется изменением полного давления в радиальном и окружном направлениях и количественно определяется величинами окружной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 0 и радиальной неравномерности способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р, а турбулентные пульсации характеризуются величиной среднеквадратичного отклонения интенсивности турбулентных пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 .

При определении границы газодинамической устойчивости двигателя в наземных и летных испытаниях без переходного элемента, в параметре суммарной неоднородности потока Wкр радиальная неравномерность потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р, ввиду ее незначительности (способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р не должна превышать нормируемой величины 3,3%), не учитывается.

При совместной работе двигателя, соединенного с входным устройством при помощи переходного элемента, как показали исследования авторов, величина радиальной неравномерности способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р не только существенно увеличивается и значительно превосходит нормированную величину, но и влияет на запасы газодинамической устойчивости двигателя. Таким образом, учет радиальной неравномерности способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р при определении границы устойчивой работы двигателя, установленного на летательный аппарат при помощи переходного элемента, является существенным признаком.

Выполнение переходного элемента в виде диффузора с углом раскрытия не более 6° также является существенным признаком, так как при угле раскрытия больше 6° на стенках переходного элемента (диффузорной проставки) могут возникать отрывные явления потока, что приведет к ухудшению параметров потока на входе в двигатель.

На фиг.1 представлены графики зависимости радиальной неравномерности способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р от суммарной неоднородности потока W;

на фиг.2 - графики зависимости величины суммарной неоднородности потока W от приведенной частоты вращения Nпр ротора низкого давления при испытаниях в процессе полета самолета;

на фиг.3 - графики зависимости величины радиальной неравномерности потока - способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р от приведенной частоты вращения Nпр ротора низкого давления при испытаниях в процессе полета самолета.

Обозначения на графиках

Линия 1 обозначает значения критических параметров (границу устойчивой работы двигателя). Область значений ниже линии 1 - область устойчивой работы двигателя. Область значений выше линии 1 - область неустойчивой работы двигателя.

Nпр - приведенная частота вращения ротора низкого давления;

W - суммарная неоднородность потока;

способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р - радиальная неравномерность потока;

способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о - окружная неравномерность потока.

Из графиков, приведенных на фиг.1, видно, что при исследовании параметров воздушного потока на входе в двигатель в наземных условиях (на стенде) с переходным элементом в виде диффузора, величина радиальной неравномерности способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р существенно увеличивается и значительно превосходит нормированную величину.

Из графиков, приведенных на фиг.2, видно, что фактические значения параметра суммарной неоднородности W не только достигают критических значений W кр (линия 1), но и превосходят их. Тем не менее, двигатель с переходным элементом в виде диффузора работает без потери его газодинамической устойчивости (ГДУ).

На фиг.3 в зависимости от приведенной частоты вращения Nпр ротора низкого давления представлены величины радиальной неравномерности потока - способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р, полученные в полете на режимах определения границы устойчивой работы двигателя, и там же приведены результаты, полученные в полете на эксплуатационных режимах.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что для двигателей, установленных на самолете при помощи переходного элемента, дополнительным фактором, влияющим на газодинамическую устойчивость и увеличивающим ее величину, является радиальная неравномерность потока - способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р.

Способ реализуется следующим образом.

Для определения границы устойчивой работы двигателя в полете применяют метод выдвижения панелей клина воздухозаборника, переводящий режим работы двигателя в сверхкритическую область с увеличением возмущений потока на входе в двигатель. По результатам измерений полей и пульсаций полного давления на входе в двигатель определяют величины окружной способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о и радиальной способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р неравномерности, а также величины среднеквадратичного отклонения интенсивности пульсаций полного давления способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 .

Для измерения стационарных параметров потока входное сечение двигателя препарировано приемниками полного давления. Для измерения динамических параметров потока (турбулентных пульсаций), в мерном сечении перед двигателем устанавливают датчики пульсаций полного давления. Полученные данные обрабатываются на компьютере с помощью специальных программ. Указанная измерительная аппаратура является известной (см., например, Г.М.Горбунов, Э.Л.Солохин «Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей», М., Машиностроение, 1967, стр.96-97, 110-135).

Измерение стационарных низкочастотных параметров потока (полей полных давлений) используют для определения величин окружной способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о и радиальной способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р неравномерности.

Измерения динамических высокочастотных параметров потока (турбулентных пульсаций полного давления) используют для определения величины среднеквадратичного отклонения интенсивности пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 .

Величину радиальной неравномерности потока определяют по вышеуказанной формуле. Величину окружной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о и среднеквадратичное отклонение интенсивности турбулентных пульсаций способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 определяют по известной методике (см., например, Н.Х.Ремеев «Аэродинамика воздухозаборников сверхзвуковых самолетов», издание ЦАГИ, 2002 г.).

Затем, полученные результаты используют при определении границ газодинамической устойчивости двигателя по параметру Wкр, определяемому по формуле Wкр=способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 о кр+способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 кр+способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р.

Таким образом, учет в параметре Wкр влияния величины радиальной неравномерности потока способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 способ определения границы устойчивой работы газотурбинного двигателя, патент № 2409768 р для двигателей, соединяемых со входом самолета через переходной элемент в виде диффузора с углом раскрытия не более 6° (модернизированных двигателей), дает возможность более точно определить границу газодинамической устойчивости, что позволит улучшить летные данные летательного аппарата, поднять степень сжатия вентилятора и будет способствовать отладке двигателя на большую тягу.

Класс F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 

способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2527850 (10.09.2014)
многоступенчатый компрессор турбомашины -  патент 2525997 (20.08.2014)
лопатки вентилятора с изменяемым углом установки -  патент 2523928 (27.07.2014)
стравливатель воздуха, имеющий инерциальный фильтр в тандемном роторе компрессора -  патент 2519009 (10.06.2014)
способ управления комбинированным устройством и комбинированное устройство, реализующее данный способ -  патент 2516091 (20.05.2014)
диффузор, имеющий лопатки с отверстиями, и газотурбинный двигатель, содержащий такой диффузор -  патент 2515575 (10.05.2014)
кожух компрессора с оптимизированными полостями -  патент 2514459 (27.04.2014)
воздушный коллектор в газотурбинном двигателе -  патент 2494287 (27.09.2013)
кожух для рабочего колеса турбомашины -  патент 2491447 (27.08.2013)
способ и устройство для регулирования компрессора для хладагента и их использование в способе охлаждения потока углеводородов -  патент 2490565 (20.08.2013)
Наверх