термоэлектрический охладитель воздуха

Классы МПК:F24F5/00 Системы и устройства кондиционирования воздуха, не отнесенные к группам  1/00 или  3/00
F25B21/02 использование эффекта Пельтье; использование эффекта Нернст-Эттингхаузена
B60H3/00 Прочие устройства для обработки воздуха
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИСТЕМЫ СВЯЗИ И ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ" (ООО "Системы СТК") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-09
публикация патента:

Изобретение относится к технике кондиционирования и может быть использовано на транспортных средствах (кабины, салоны, изотермические фургоны), в электротехнике (термостатирование электрических систем управления, телекоммуникации и связи) и в быту для создания комфортных условий жизнедеятельности людей. Отверстие в разделительной теплоизолирующей перегородке, расположенное на входе воздушного потока, охлаждающего тепловые трубки, выполнено таким образом, что его площадь превышает площадь контактной поверхности горячей пластины термоэлектрической батареи на 5-15%, а площадь контактной поверхности радиатора холодного отсека превышает площадь отверстия разделительной теплоизолирующей перегородки. Технический результат - повышение холодопроизводительности. 1 ил. термоэлектрический охладитель воздуха, патент № 2407954

термоэлектрический охладитель воздуха, патент № 2407954

Формула изобретения

Термоэлектрический охладитель воздуха, содержащий продуваемые вентиляторами горячий и холодный отсеки, разделенные теплоизолирующей перегородкой, в отверстии которой установлена термоэлектрическая батарея с холодной и горячей контактными пластинами со смонтированными на них теплообменниками, с использованием в качестве теплообменника горячего отсека контактной площадки с тепловыми трубками, отличающийся тем, что отверстие в разделительной теплоизолирующей перегородке, расположенное на входе воздушного потока, охлаждающего тепловые трубки, выполнено таким образом, что его площадь превышает площадь контактной поверхности горячей пластины термоэлектрической батареи на 5-15%, а площадь контактной поверхности радиатора холодного отсека превышает площадь отверстия разделительной теплоизолирующей перегородки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технике кондиционирования и может быть использовано на транспортных средствах (кабины, салоны, изотермические фургоны), в электротехнике (термостатирование электрических систем управления, телекоммуникации и связи) и в быту для создания комфортных условий жизнедеятельности людей.

Известен термоэлектрический охладитель воздуха, наиболее близкий по технической сущности, взятый в качестве прототипа, содержащий продуваемые вентиляторами горячий и холодный отсеки, разделенные теплоизолирующей перегородкой, в отверстии которой установлена термоэлектрическая батарея с холодной и горячей контактными пластинами со смонтированными на них теплообменниками (патент RU № 2115566, МПК B60H 003/00, F25B 021/02).

Существенным недостатком этого термоэлектрического охладителя является относительно низкий коэффициент полезного действия. Так, по данным производителя термоэлектрических модулей «КРИОТЕРМ» (Термоэлектрические Модули и Охлаждающие Системы, «КРИОТЕРМ», Санкт-Петербург, 2005 г.), отношение холодильной мощности к потребляемой электрической мощности охлаждающих модулей не превышает 0,7, причем эти данные получены при идеальной тепловой изоляции между горячей и холодной пластинами модуля, то есть при работе модуля в вакууме. На практике в известных термоэлектрических охладителях для уменьшения теплопередачи термоэлектрическую батарею размещают в отверстии теплоизолирующей разделительной перегородки, которая по конструкции и площади соответствует пластинам батареи. Такое исполнение охладителя не позволяет в полной мере реализовать холодильную способность термоэлектрической батареи даже при использовании наиболее совершенных теплоотводов с горячей пластины, а именно контактных площадок с тепловыми трубками.

Решаемой технической задачей является создание термоэлектрического охладителя воздуха с повышенной холодопроизводительностью термоэлектрической батареи.

Эта задача решается с помощью признаков, указанных в формуле изобретения, общих с прототипом: термоэлектрический охладитель воздуха, содержащий продуваемые вентиляторами горячий и холодный отсеки, разделенные теплоизолирующей перегородкой, в отверстии которой установлена термоэлектрическая батарея с холодной и горячей контактными пластинами со смонтированными на них теплообменниками, с использованием в качестве теплообменника горячего отсека контактной площадки с тепловыми трубками, и отличительных от прототипа новых существенных признаков: отверстие в разделительной теплоизолирующей перегородке, расположенное на входе воздушного потока, охлаждающего тепловые трубки, выполнено таким образом, что его площадь превышает площадь контактной поверхности горячей пластины термоэлектрической батареи на 5-15%, а площадь контактной поверхности радиатора холодного отсека превышает площадь отверстия разделительной теплоизолирующей перегородки.

На чертеже представлено условное изображение части термоэлектрического охладителя воздуха с необходимыми элементами, совокупность которых обеспечивает положительный эффект. В теплоизолирующей перегородке 1, разделяющей холодный и горячий отсеки устройства, выполнено отверстие 2, в котором установлена термоэлектрическая батарея 3, холодная пластина которой контактирует с радиатором 4, обдуваемым вентилятором 5, а горячая пластина - с контактной испарительной площадкой 6 тепловых трубок 7, конденсатор 8 которых обдувается вентилятором 9, элементы охлаждения горячей пластины термоэлектрической батареи заключены в кожух 10, формирующий вход охлаждающего воздушного потока в непосредственной близости к отверстию 2 в разделительной перегородке 1.

Устройство работает следующим образом. Несмотря на увеличенные размеры установочного отверстия 2 в теплоизолирующей перегородке 1 тепловое разделение между горячим и холодным отсеками не нарушается, так как это отверстие полностью перекрывается поверхностью радиатора 4, контактирующей с холодной пластиной батареи 3, а прохождение теплового потока с горячей пластины батареи 3 на холодную пластину блокируется потоком воздуха, создаваемым вентилятором 9 для обдува контактной площадки 6, тепловых трубок 7 и конденсатора 8. Незначительная добавка в этот поток порции воздуха с поверхности холодного радиатора приводит в разомкнутой тепловой системе спаев термоэлектрической батареи к появлению своеобразной положительной обратной связи по тепловому потоку, а, как известно, положительная обратная связь в любой замкнутой системе (электрической, гидравлической, тепловой и т.п.) приводит к повышению коэффициента передачи этой системы.

В результате при оптимальном соотношении площадей отверстия 2 и контактной пластины термоэлектрической батареи 3 удается существенно (на 5-10°C) снизить температуру холодного радиатора при работе охладителя в установившемся режиме. При соотношении площадей отверстия 2 и контактной пластины термоэлектрической батареи 3 менее 5% уменьшается коэффициент положительной обратной связи, а при соотношении - 15% увеличивается уводимый в горячий отсек поток охлажденного воздуха. Эмпирический расчет оптимального соотношения затруднителен, так как он определяется множеством факторов: материалом и размерами теплообменников, тепловыми потерями между горячим и холодным отсеками, производительностью используемых вентиляторов и т.д. Однако это соотношение относительно просто определяется экспериментальным путем на опытном образце охладителя путем перекрытия отверстия полосками, выполненными из того же материала, что и разделительная перегородка.

Проведенные испытания показали осуществимость заявленного термоэлектрического охладителя воздуха, подтвердили его преимущество и практическую ценность.

Класс F24F5/00 Системы и устройства кондиционирования воздуха, не отнесенные к группам  1/00 или  3/00

составная конденсационная установка для системы охлаждения -  патент 2524905 (10.08.2014)
устройство для тепловлажностной обработки воздуха -  патент 2522069 (10.07.2014)
наружный модуль кондиционера воздуха -  патент 2520015 (20.06.2014)
система обеспечения микроклимата -  патент 2519907 (20.06.2014)
способ тепловлажностной обработки воздуха с утилизацией тепла -  патент 2512892 (10.04.2014)
приточно-вытяжная установка с утилизацией тепла -  патент 2493501 (20.09.2013)
устройство и способ воздушного отопления воздушного охлаждения и вентиляции помещений -  патент 2490560 (20.08.2013)
ветровой термоэлектрический кондиционер -  патент 2490559 (20.08.2013)
термоэлектрическая система климат-контроля -  патент 2482396 (20.05.2013)
кондиционер и вихревой аппарат для него -  патент 2473019 (20.01.2013)

Класс F25B21/02 использование эффекта Пельтье; использование эффекта Нернст-Эттингхаузена

быстрозамораживатель, преимущественно для заполненных биологическими медицинскими субстанциями полимерных пакетов -  патент 2527685 (10.09.2014)
система управления температурой жидкости -  патент 2527505 (10.09.2014)
термоэлектрический блок охлаждения -  патент 2511922 (10.04.2014)
устройство для электрического обогрева помещений -  патент 2505757 (27.01.2014)
термоэлектрический модуль -  патент 2483256 (27.05.2013)
термоэлектрическая система климат-контроля -  патент 2482396 (20.05.2013)
устройство для осуществления реверсивных тепловых воздействий на участке тела человека -  патент 2479289 (20.04.2013)
устройство для определения плотности холодовых и тепловых рецепторов на участке кожного покрова пациента -  патент 2479249 (20.04.2013)
комбинированное вихревое термоэлектрическое устройство -  патент 2479073 (10.04.2013)
устройство для замораживания компонентов крови -  патент 2478363 (10.04.2013)

Класс B60H3/00 Прочие устройства для обработки воздуха

система и способ охлаждения пространства в транспортном средстве -  патент 2483982 (10.06.2013)
фильтр для очистки воздуха в транспортных средствах -  патент 2461469 (20.09.2012)
устройство для предварительной очистки воздуха для кондиционера рельсового транспортного средства -  патент 2455181 (10.07.2012)
первичный воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания, устройство двигателя внутреннего сгорания и сельскохозяйственная уборочная машина -  патент 2454561 (27.06.2012)
воздушный фильтр легкового автомобиля и способ его монтажа -  патент 2449162 (27.04.2012)
устройство испарения летучих веществ, реагирующее на движение -  патент 2440252 (20.01.2012)
термоэлектрический кондиционер -  патент 2397074 (20.08.2010)
устройство для подачи увлажненного атмосферного воздуха в воздушное судно -  патент 2395432 (27.07.2010)
система вентиляции пассажирского вагона -  патент 2390447 (27.05.2010)
освежитель воздуха для применения в автомобилях и картридж для освежителя воздуха -  патент 2383446 (10.03.2010)
Наверх